(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) А. ШАРОВ.
Если войти в озаренный тусклым пламенем свечейполумрак парижского собора Сен-Жермен-де-Пре,дождаться, пока глаза привыкнут к темноте, исвернуть в маленькую боковую часовенку, выувидите укрепленную в полу мемориальную плиту изчерного мрамора с выбитым на ней латинскимименем: Renatius Cartesius. Оно принадлежит одному из величайших представителей своеговремени - Рене Декарту.
Жизнь этого человека, математика, физика,философа и теоретика музыки, началась 31 марта 1596года в небольшой деревушке Лаэ провинции Туреньв центральной Франции, а прервалась 11 февраля 1650года в Стокгольме, при шведском королевскомдворе. Причиной смерти Декарта стало воспалениелегких. Во всяком случае, так заявили придворныемедики, и большинство просвещенных европейцевсередины XVII столетия приняло их заключение наверу.
Легковерие - самый извинительный, но тем неменее - изъян человеческой души. Именно борьба сним принесла Рене Декарту всемирную научнуюславу. Он едва ли не первым стал подвергатьсомнению и дотошно исследовать многое из того,что прежде безоговорочно принималось за чистуюмонету. И если бы речь шла о смерти не самогоДекарта, а кого-то из его близких, философ первымотверг бы самые удобные и правдоподобныеобъяснения и попытался найти улики, способныепривести к каким-то иным версиям ипредположениям. Ибо, несмотря на легковерие, скаким все приняли причину смерти Декарта, и подворцовым коридорам, и по стокгольмскимзакоулкам вскоре после кончины ученого поползслушок, что знаменитый гость шведской королевыХристины был отравлен.
Придворная знать большинства европейскихстолиц весьма и весьма преуспела в довольновитиеватой форме словесного творчества,называемой сплетней, и шведский королевский домне был исключением, поэтому разговоры о смертифранцузского гостя затихали медленно и неохотнои прекратились, лишь когда блистательная инепоседливая молодая королева снабдила своихподданных, да и всю Европу, куда более острой ипикантной пищей для пересуд. Кроме того, никто несмог назвать ни единого подозреваемого и ниединой причины, по которой кому-либо могло прийтив голову насильственно умертвить Декарта.Поэтому в учебники истории вошла указаннаямедиками причина смерти, биографы с грустьюпорассуждали о преждевременном концеблистательной карьеры, не преминули отметить,что оборвалась она на задворках Европы, едва лине в захолустье.
Родился Рене Декарт в провинциальнойфранцузской семье, которую в наши дни, вероятно,причислили бы к так называемому "верхнемусреднему классу". Отец его служил адвокатом исудьей, что впоследствии дало Рене возможностьжить на доходы с полученной в наследствонедвижимости. В детстве будущий ученый былнастоящим почемучкой и в конце концов получил ототца прозвище "маленький философ". В 1604 году,когда мальчику исполнилось восемь, его отправилив только что открывшуюся под покровительствомкороля Генриха IV школу в Ла Флеш, километрах в 40 ксеверо-западу от Лаэ. Вскоре этой школе сужденобыло стать одним из самых передовых учебныхзаведений Европы, но в годы учения Рене тампреподавали отцы-иезуиты. Наставником мальчикабыл назначен его дальнийродственник, отец Шарле, заменивший молодомуДекарту в годы учения родного отца.
Десять лет Рене упорно штудировал латынь идревнегреческий, постигал науку изящного письмапо-французски и по-латыни, изучал музыку и драму идаже приобщился к мужественным искусствамфехтования и верховой езды. С возрастом он всезаметнее тянулся к точным наукам, которые в еговремена лишь немногим отличались от теорийАристотеля двухтысячелетней давности. Правда, впрограмму иезуитской коллегии был включен обзори более передовых достижений математики иастрономии.
Декарта отличала неуемная жажда знания, ноюноша все чаще замечал, что современная ему наукане в силах предложить пытливому уму ничегонового. То и дело ловя своих учителей на ошибках ипротиворечиях, он отказывался восприниматьбелые пятна на карте познания как нечто идущее"от Бога" и не подлежащее обсуждению. Авскоре, прослушав двухгодичный курс вуниверситете Пуатье, получил степень в областиправа. Таким образом, в 1616 году молодой Декартзавершил свое обязательноеобразование, но отнюдь не учение. Вопрекиожиданиям он не вступил на правоведческую стезю,чем страшно огорчил отца. Не устраивала его ижизнь высокоученого созерцателя. Поэтому Ренезаявил, что намерен и впредь пополнять копилкусвоих познаний и отправиться в странствия, дабыпрочесть "книгу мира".
В 1618 году грянула война, впоследствииполучившая название Тридцатилетней иповергнувшая Европу в один из глубочайшихкризисов в ее истории. Началась она как рядстычек между католиками и протестантами вБогемии, а завершилась на германской землестолкновениями между французскими и шведскимизахватчиками. Как сие ни печально, но именно этаопустошительная война дала Декарту желаннуювозможность продолжить честолюбивые поискиистины вне университетских стен.
Десять лет, с 1618 по 1628 год, Декарт разъезжал поЕвропе, нередко служа в войсках то одной воюющейстороны, то другой, но так и не сумел проникнутьсяромантикой ратного дела. О жизни в военныхлагерях он отзывался коротко: "праздность иразброд". Самое яркое событие десятилетия, сего точки зрения, произошло 10 ноября 1619 года вгерманском городе Ульме. Путем глубокомысленных размышленийДекарт пришел к выводу, что можно все знаниясвести воедино и получить некую"универсальную науку", способную в общемвиде решить любую задачу. И вот ночью 10 ноябряДекарту явились три видения, вернее сновидения. Впервом из них хромой философ искал убежища вцеркви, во втором - пережил жестокую бурю, а втретьем - раскрыл написанную по-латыни книгу нафразе: "Как дальше жить мне?". Философ былубежден, что таким замысловатым путем ему пришлоповеление отыскать универсальную науку иовладеть ею.
Когда Декарт не странствовал, он жил в Париже,где снискал себе славу глубокого самобытногомыслителя. Но французская столица малоспособствовала сосредоточенной мыслительнойдеятельности, и осенью 1628 года философперебрался сначала на север Франции, а потом вГолландию, где ему суждено было обретаться ровно20 лет. Там он вступил в связь сгорничной по имени Хелен, которая родила Декартудочь. В 1640 году девочка умерла, прожив всего пятьлет; смерть ребенка стала для отца тяжким ударом.
Жизнь Декарта в Голландии протекала уединенно.Год за годом он вел исследования, размышлял,переписывался с выдающимися мыслителями своеговремени и в конце концов создал научные труды,надолго поставившие его в один ряд с величайшимифилософами, известными человечеству.
В 1633 году Декарт закончил черновик своегофундаментального труда "Мир". Но тут как разподоспела весть, что астроном Галилей преданримской церковью анафеме за пропаганду теории,согласно которой Земля обращается вокруг Солнца.Разделявший взгляды Галилея Декарт отложилпочти готовую рукопись и посвятил три годасозданию книги, в которой изложил свой научныйметод в приемлемой для богословов форме. В тевремена высокоученые труды писались в основномпо-латыни, но Декарт издал свою книгу нафранцузском, озаглавив ее "Рассуждение ометоде". Тем не менее самое знаменитоеизречение философа дошло до нас именно влатинском варианте: "Cogito, ergo sum" ("Я мыслю,следовательно, я существую").
В своих "Рассуждениях" Декарт вывел четыреправила научного исследования: Никогда непринимать за истинное ничего, что я не признал бытаковым с очевидностью. Делить каждую израссматриваемых мною трудностей на столькочастей, сколько потребуется, чтобы лучше ихразрешить. Искать прежде решения простейшихвопросов и постепенно восходить до пониманиянаиболее сложных. Делать всюду обзоры стольвсеохватывающие, чтобы быть уверенным, чтоничего не пропущено.
Затем Декарт применил эти правила в изучениитрех предметов - оптики, метеорологии иматематики, с блеском сформулировав законрефракции света и начала аналитическойгеометрии. В век, когда философам надлежалоподкреплять свои теории выдержками из Библии иписаний отцов церкви, методика Декартавоспринималась как крамола, и вскоре ученыйочутился под массированным огнем критики. Вконце концов этот человек, всеми силамистремившийся сохранить верность католицизму,попал в "черный список", а его"Рассуждение..." и иные труды, созданные всороковых годах XVII столетия, были запрещеныкатолической цензурой.
Правда, у Декарта нашлось и немало влиятельныхсторонников, к числу которых принадлежалашведская королева Христина, она получала отсвоего посланника в Париже все труды Декарта и в1647 году вступила в переписку с философом. Послесмерти своего отца Густава II Адольфа Христинаунаследовала престол, когда ей было шесть лет отроду. Разумеется, поначалу страной правил регент,а девочка росла в деревне, далеко от двора, и этодало ей возможность получить образование,которое больше подобало бы мальчику.
Вся Европа знала, насколько бедно шведскоегосударство. Когда в 1644 году восемнадцати летнююХристину короновали на царство, она былапреисполнена решимости создать новый, болеелицеприятный образ своей страны, а стокгольмскийдвор превратить в культурный центр СевернойЕвропы, и поэтому тотчас принялась "ввозить"из Италии и Германии живописцев и музыкантов.Роль звезды первой величины в этой плеядеХристина отвела Рене Декарту. Она твердо решилавыманить французского ученого из егодобровольной ссылки в Голландию и сделатьпридворным философом.
Пятидесятитрехлетний Декарт с большойнеохотой поддался натиску молодой правительницыи осенью 1649 года поднялся на борт корабля,отплывавшего в "страну медведей, скал ильдин", как он называл Швецию.Его основнойобязанностью при дворе стало обучение молодойкоролевы, причем занятия начиналисьв пять утра, что было тяжким испытанием длячеловека, который привык спать по десять часов всутки и подолгу нежиться в постели, читая ипредаваясь размышлениям. Царственную ученицуотличали живой ум и подлинная тяга к знаниям, ноедва ли Христина была настоящей мыслительницей,и жизнь при ее дворе мало давала Декарту какфилософу. Кроме того, он не мог выносить здешнююзиму, когда "замерзают даже мысли в голове". 1февраля 1650 года, всего через четыре месяца послеприезда в Стокгольм, Декарт подхватил простуду,перешедшую в воспаление легких (во всяком случае,так говорили), и спустя десять дней его не стало.
Протестантская Швеция погребла католикаДекарта на кладбище для некрещеных детей, афранцузский посол распорядился выбить нанадгробном камне загадочную эпитафию:"Невинная жизнь, погубленная злыминедругами".
Что же это за недруги? Разумеется, кто-нибудьимел основания завидовать милостям, которыми былосыпан француз: не подлежало сомнению, что онзанимал первое место среди ученых и художников,приглашенных Христиной ко двору. Но возможно ли,что Декарта хотели устранить еще и порелигиозным соображениям? Протестантскаякоролева Швеции втайне изучала католицизм и, какполагали, составила письмо папе римскому, послечего скрытно приняла двух его посланников. Мог лиРене Декарт оказать влияние на духовные исканиякоролевы? Если да, то в Стокгольме не былонедостатка в людях, имевших основания опасаться,что молодая впечатлительная правительницастанет слишком чутко прислушиваться к Декарту, ижаждавших избавиться от него.
Слухи об убийстве философа оказалисьнедолговечными. В 1650 году в Швеции хватало иболее пикантных тем для сплетен. Христинавоевала с парламентом и собственнымисоветниками, которые настаивали на ее замужествеи рождении наследника престола. Вместо этогокоролева объявила законным престолонаследникомсвоего двоюродного брата Карла, а ближайшимсоветникам сообщила, что ей неуютно на троне иона подумывает об отречении. Это вполне вероятно, если вспомнить, что четыре года спустядвадцативосьмилетняя королева потрясла всюЕвропу, перейдя в католичество и переехав изШвеции в Италию.
Историки так и не смогли найти толковогообъяснения этому поразительному решениюХристины. Некоторые утверждали, чтопротестантская вера оказалась чересчур сухой истрогой для любознательной юной королевы.Возможно, она увлеклась более свободнымивзглядами на религию, которых придерживалсяДекарт, хотя нет никаких свидетельств его личнойпричастности к обращениюХристины. По мнению других историков, отъездХристины в Италию объяснялся ее интересом кизящным искусствам. И хотя Христина позже дваждыпосещала Швецию, соотечественники относились кней с подозрением. В Италии поговаривали о том,чтобы сделать ее королевой Неаполитанской илиПольской, но из этого ничего не вышло, и тогда онаучредила собственный двор в Риме, где искончалась 35 лет спустя, унеся с собой тайнусвоей странной жизни.
А Франция с большим опозданием потребовалавозвращения останков своего великого сына. В 1666году кости Декарта были эксгумированы, помещеныв медный гроб и перевезены в парижскую церковьСен-Женевьев-дю-Мон. Во время Великой французскойреволюции останки вновь были потревожены, ихпланировалось перенести в Пантеон, усыпальницу величайших писателей имыслителей Франции, но вместо этого в 1819 годупрах Декарта захоронили в Сен-Жермен-де-Пре.Однако прежде гроб был вскрыт, и глазамприсутствовавших предстало поразительное истрашное зрелище: не оказалось черепа РенеДекарта. Впрочем, вскоре он появился в числелотов на одном из аукционов в Швеции. Это далоповод предполагать, что череп отделили отскелета во время его первой перевозки. На черепедействительно обнаружили надпись,подтверждающую версию: "Череп Декарта, взятыйна сохранение и тщательно сберегаемый ИзраелемХанстремом в году 1666 в связи с перевозкойостанков во Францию и с тех пор укрытый вШвеции".
Кем был этот Ханстрем, неизвестно, но он,очевидно, считал, что его страна имеет некоторыеправа на бренные останки философа. Однако черептем не менее был возвращен во Францию и в 1878 годупомещен в Музей человека в Париже. Он и по сейдень отделен от остального скелета, которыйпокоится на другом берегу Сены. Нелепость?Святотатство? Или по отношению к великимдействуют свои нормы морали?
Как бы там ни было, это еще не конец истории.Спустя 330 лет после кончины Декарта немецкийученый Айки Пиз обнаружил в Лейденскомуниверситете в Голландии письмо Йохана ванВюллена, придворного лекаря королевы Христины,который был очевидцем смерти философа.
"Несколько месяцев назад Декарт прибыл вШвецию, дабы засвидетельствовать почтение ЕеСветлейшему Высочеству королеве, - писал ванВюллен своему другу Пизо в Голландию. - Толькочто, в четыре часа утра, он испустил последнийвздох. Королева пожелала просмотреть мои записи,ибо ей угодно знать, что именно я сообщаю своимдрузьям о смерти Декарта, и строго наказала мнеберечь эти бумаги от посторонних".
За этой преамбулой последовало подробнейшееописание последней болезни философа.
С чего бы вдруг шведскому придворному лекарюпосылать голландскому коллеге стольобстоятельный отчет о таком заурядном недуге,как воспаление легких? И почему королева решилаустановить личную цензуру переписки, касающейсясмерти ее знаменитого гостя?
В поисках ответов на эти вопросы Айки Писперевел письмо на немецкий язык, опустив имена,даты и географические названия, и отдал егознакомому судебному медику. Ответ последнегогласил: описанные ван Вюлленом симптомыхарактерны для острого отравления мышьяком.Поражая желудочно-кишечный тракт, мышьяквызывает тошноту и боли в желудке. Слизистыеоболочки воспаляются, кровеносные сосудылопаются, кровь смешивается с желудочным соком,образуя черную жижу, которая извергается изорганизма либо через рот, либо через прямуюкишку.
А ведь именно такие симптомы наблюдались уДекарта. Согласитесь, они не очень похожи насимптомы воспаления легких.
Что надо делать, чтобы раскрыть преступление,совершенное 300 с лишним лет назад? Вероятностьизобличить убийцу весьма невелика, о суде над ними вовсе не может быть речи. Но вот улики собратьможно, поскольку мышьяк имеет свойствооткладываться в костных и роговых тканях жертвы,и его можно обнаружить спустя столетия послесмерти. Но стоит ли вновь тревожитьмногострадальные останки ради того только, чтобыустановить факт убийства, совершенного 350 летназад? Тем более, что установить личность лиходеявсе равно невозможно.
Можно, правда, спросить об этом самого РенеДекарта, обладателя пытливого и неугомонногоума, приверженца строго научного метода.Попробуем применить сформулированные имправила, и нам сразу же станет очевидно, что: 1.Смерть Декарта от воспаления легких - вовсе неустановленный факт. Загадку эту можно разбитьпо меньшей мере на четыре части: был ли отравленДекарт? кем? как? почему? Самый простой вопрос - опричине смерти - вполне можно поставить на первоеместо в ряду все более усложняющихся. И,наконец, следует сделать всеохватывающий обзор,дабы убедиться, что ничего не упущено.
Как знать, быть может, тогда в истории станетеще одной неразгаданной тайной меньше?
Массовая экзекуция -сцена времен Тридцатилетней войны. Ужасов этойвойны не миновали все слои населения Европы. 1634год. Офорт Жака Калло.
Французский философ, физик,математик и физиолог Рене Декарт (1596-1650) исходнымпунктом познания считал сомнение, которое и есть"акт мышления на пути достижения достоверногознания". Гравюра с портрета работы Ф. Гальса.
Тридцатилетняя войназавершилась 24 октября 1648 года Вестфальскиммиром. На гравюре XVII века изображен гонец свестью о мире.
Галилео Галилей в 1632году издал труд "Диалог о двух главныхсистемах мироздания", в котором обосновалучение Коперника. Инквизиция запретила книгу иначала следствие против ученого.
Шведская королева Христина правила страной с 1632года по 1654.
Немецкий ученый АйкиПиз, обнаруживший письмо придворного врачакоролевы Христины, в котором есть определенныесвидетельства о том, что Декарт был отравлен.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|