[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Один из главных христианскихпраздников - Рождество Христово -православная церковь отмечает 7января. На Руси Рождество сталипраздновать после введенияхристианства - в Х веке. Оноприходилось на то время, когдадревние славяне отмечали свойзимний многодневный праздник -коляду.

Рождеству предшествовал40-дневный Филиппов пост. Наканунепраздника все православныесочельничали. До появления на небепервой звезды нельзя было есть.Вечерняя трапеза начиналась собрядовой каши - кутьи. Ее варили изобдирного ячменя, пшеницы, риса илидругой крупы и приправляли медом,изюмом и сочивом - маковым,конопляным, миндальным или другимсемянным соком, который называлимолоком. В рождественскийсочельник такую кашу ставили настол, покрытый соломой, а сверхускатертью. Вынимали соломинку игадали. Окажется длинная - родитсяхороший урожай льна, а короткая -будет неурожай. В этот вечерспутывали ноги столу, чтобы скот небегал. Девушки собирались заоколицей и пригоршнями бросалиснег против ветра. Если снег падалзвучно, это предвещало молодогокрасавца-жениха, если неслышно икриво - быть за глухим или стариком.

В сам день Рождества обычно пекликрупитчатые калачи, перепечи(небольшие ржаные колобки), фигуркииз теста, изображающие маленькихкоров, быков, овец и другихживотных, и посылали их в подарокродным и близким. Главнымиугощениями на праздничном столебыли свиное мясо и рождественскийгусь с яблоками.

"Насталисвятки. То-то радость!"

 Стариннаяпоздравительная открытка ксвяткам.

Между праздниками РождестваХристова (7 января) и КрещенияГосподня (19 января) отмечают святки- двенадцать святых дней,установленных православнойцерковью в память рождения Христа икрещения его в Иордане. Святить, тоесть блюсти свято, хранить всвятости двенадцать дней послеРождества церковь начала с древнихвремен. В эти дни запрещалосьсовершать таинство брака, заводитьигрища, пляски, петьсоблазнительные песни по улицам,наряжаться в кумирские одеяния (отслова "кумир" - изображение,изваяние языческого божества).Запрещалось также работать,особенно с наступлением темноты. Вомногих местах, однако, святостьэтих дней нарушалась гаданиями,ряжением и другими обычаями,сохранившимися от языческогопраздника коляды, воспевавшегокульт природы. Колядки, как исвятки, справляли в период зимнегосолнцестояния. По древнимвоззрениям славян, это время новойжизни, обновления природы,пограничный период между старым иновым хозяйственными годами, это,наконец, поворот к лету, к теплу,которое несет плодородие и веселье."На коляду дня прибыло на куринуюступню" - говорили в народе.

Существует версия, что слово"колядки" произошло от слова"календы", которым римляненазывали начало нового года. Коляда- славянский мифологическийперсонаж, связанный с началомвесеннего солнечного цикла, "богторжеств и мира", по словамисторика Н. М. Карамзина.

Обряды колядок были направлены нато, чтобы рос хлеб и плодился скот,чтобы в доме был достаток, в семье -счастье, но прежде всего - чтобы непрекратилась жизнь. Об этом пелосьи в колядных песнях:

... А дай бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством...

Колядовать начинали срождественского сочельника.Молодежь надевала самодельныемаски, бороды из льна и шутливыекостюмы, состоящие из самых худыхзипунов, вывороченных шерстьюнаружу. Обычно четверо парней несличучело кобылы, связанное из соломы.Верхом на "кобылу" сажалимальчика-подростка, одетого вкостюм горбатого старичка спредлинной бородой. Коляду, какправило, изображал ряженый в образекозла. Рядились также в коня, коровуи других животных, воплощавшихплодородие. Шумной веселой ватагойпарни, девушки и мальчики врывалисьв дома, пели, плясали, предлагалипогадать. Хозяевам полагалосьгостей без подарков и угощения неотпускать. За что ряженые сулили имполное благополучие и счастье.Скупым, которые ничего не давали,могли пропеть и такое:

Коляда, моляда, 

Уродилась коляда!

Кто подает пирога -

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не дает ни

копейки -

Завалим лазейки,

Кто не дает лепешки -

Завалим окошки,

Кто не дает пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

После безуспешных попытокискоренить коляду христианскаяцерковь включила ее в святки,противопоставив играм и обрядамколяды славление Христа, хождениесо звездой и пр. В колядных песняхнарод начал воспевать и ИисусаХриста, события праздниковРождества и Нового года.Духовенство подключилось к такогорода творчеству, церковники сталисочинять книжные колядки -"канты".

Так святки стали воплощениемязыческих и христианскихверований, самым насыщеннымразными обычаями, обрядами иприметами праздником. С языческихвремен, например, сохранился обычайнаряжаться на святки в смешные игрозные маски. По существовавшемуповерью, с Рождества до Крещенияактивизируются все темные силы, иряженые, изображая из себя демонов,должны отгонять злых духов. Сквернупереряживания смывали в праздникКрещения святой водой.

Двенадцать святых днейзакладывали основу будущего года,поэтому святки было принятопроводить не только весело, но и влюбви и согласии с близкими. Ходилидруг к другу в гости, поздравляли спраздником.

"На святки самая строгая мать, -читаем в книге С. В. Максимова"Нечистая, неведомая и крестнаясила", - не заставит дочку прястьи не будет держать за иглой в долгиезимние вечера, когда на улицельется широкой волной веселаяпесня парней, когда в "жировой"избе, на посиделках, заливаетсягармонь, а толпы девушек, робкоприжимаясь друг к другу, бегают"слушать" под окнами и гадать вполе".

В "святые вечера" женщинымотали тугие клубки пряжи, чтобыуродились тугие кочаны капусты.Ткать было грешно, иначе в праздникслучится несчастье. Грешно было иохотиться на святки на зверей иптиц.

Девушки обычно наряжались в чужиесарафаны и закрывали лицо платком,самые бойкие облачались в мужскойкостюм. Парни надевали женскиеплатья. Так интриговали и дурачилизнакомых из других деревень, когдаприходили к ним в гости.

Две ночи на святках посвящалисьгаданиям: первая - на Васильев день(с 13 на 14 января), вторая - наКрещение (с 18 на 19 января).

 И. Н. Крамской.Святочное гадание. 1870-е годы.

Для святок характерны"очистительные" обряды:окуривание и окропление водойкрестьянских построек,выбрасывание мусора, церковноеосвящение воды в водоемах дляизгнания оттуда нечистой силы и др.



ЛИТЕРАТУРА

Забылин М. Русский народ. Егообычаи, обряды, предания, суеверия ипоэзия . М., 188

Карамзин Н. М. Предания веков.Сказания, легенды, рассказы из"Истории государстваРоссийского" . М., 198

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь инравы великорусского народа. М.,199

Круглый год. Русскийземледельческий календарь. Составитель А. Ф. Некрылова. М., 198

Максимов С. В. Нечистая,неведомая и крестная сила. Смоленск, 199

Мир русской культуры.Энциклопедический справочник. М.,199





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)