[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Профессор А. ПОРТНОВ. Исследователи творчества А. С. Пушкинапотратили немало труда, прежде чем расшифровали найденное в рукописях поэтаи тщательно зачеркнутое им двустишие: Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, Боком одним с образцом схож и его перевод. А. С. Пушкин язвительно подшутил надН. И. Гнедичем, взявшим на себя величайший и никем более в России не повторенныйтруд - перевод "Илиады" с древнегреческого на русский язык. Понимая, чтотакая, даже шуточная эпиграмма несправедлива, поэт никому ее не показали старательно замазал. Мы ее знаем только потому, что от "пушкинистов"невозможно скрыться даже Пушкину! Но о "слепом Гомере" он написал вполнеискренне, поскольку еще со времен Лицея помнил - как и все мы из школьногоучебника древней истории - прекрасный бюст слепого поэта, созданный в Александриив эпоху эллинизма, через шесть-семь столетий после смерти Гомера. Конечно,скульптор не знал, как выглядел великий поэт в действительности. Но почемуон решил, что Гомер был слепым? Ведь слепота - величайшее несчастье, оналишает человека знания о бесконечном разнообразии форм и цветов мира! Давайтезадумаемся, смогли бы реализовать свойталант Шекспир, Байрон, Пушкин, если бы они родились слепыми? Могут лислепцы создавать великие литературные произведения, поражающие читателяособо зоркой наблюдательностью и изощренной многоцветностью художественнойпалитры?

Общеизвестный бюст слепого Гомера являетсякопией со знаменитой статуи обожествленного поэта, стоявшей в храме Гомерав Александрии. Статуя была создана по приказу Птолемея IV в конце III векадо н. э. Высочайшее мастерство скульпторов эпохи эллинизма заставило забытьвсе более древние изображения, бюст разошелся в многочисленных копиях повсему античному миру и стал основой мифа о "слепом Гомере". Античные "кинохроники" До нашего времени дошли две поэмы Гомераобщим объемом более 50 печатных листов. Они позволили миллионам и миллионамчитателей всех времен и народов оценить по достоинству замечательные особенностиего творчества, в числе которых - удивительная точность описаний, образность,живость и яркость сцен. Но еще сильнее поражают читателя постоянные "крупныеи мелкие планы", замечательные "пейзажные зарисовки" и разноцветность картин,проходящих в поэмах бесконечной чередой. Может ли слепец сказать:Так от широкого веяла,сыплясь по гладкому току,Черные скачут бобыиль зеленые зерна гороха...Может ли даже гениальный слепой поэт такверно передать мгновенный взгляд пловца, подброшенного штормовой волной:Поднятый кверху волнойи взглянувши быстро вперед,Невдали пред собою увидел он землю...Действительно, это ощущение знакомо всем,кто плавал в штормящем море, оно длится всего лишь мгновение, но Гомерпередал его с предельной точностью. А как объяснить такие словно бы "вставленныев рамку" пейзажные зарисовки:В зимнюю пору громовержецКронион восходит и,Ветры все успокоивши,сыплет снег непрерывный,Гор высочайших главыи утесов верхи покрывая,И цветущие степи, и тучные пахарей нивы;Сыплется снег на брегаи на пристани моря седого,Волны его, набежав, поглощают...А вот наблюдение, сделанное, можно сказать,"под увеличительным стеклом":Если полипа из ложа ветвистогосилою вырвешь,Множество крупинок камняк его прилепляется ножкам...В современной минералогии используетсятермин "жирный блеск": он встречается у минералов довольно редко и характерендля полированного известняка. Студентов-геологов учат видеть этот специфическийблеск. Но Гомер его уже заметил. Вот как выглядит у него описание сидений,изготовленных из белого греческогоизвестняка и отполированных античными задами:...он сел на обтесанных, гладких, широкихКамнях у двери высокой,служивших седалищем; белых,Ярко сиявших, как будтопомазанных маслом...

Монета IV века до н. э., отчеканенная наострове Хиос, где, по преданию, был похоронен Гомер. На монете - имя Гомераи его изображение с широко открытыми зоркими глазами.Наконец, у Гомера можно найти буквально"кадры документальной кинохроники", передающие такие ужасные детали кровопролитнойбитвы, что волосы поднимаются от ужаса:С громом упал он,копье упадавшему в сердце воткнулось,Сердце его, трепеща,потрясло и копейное древко!..Описать, как колеблется торчащее из телакопье в ритме проколотого им умирающего сердца, - за всю историю поэзиина такое оказался способным один лишь великий Гомер. Но для этого он простодолжен был видеть. Седое железо Цвет буквально брызжет со страниц "Илиады"и "Одиссеи". У каждого героя поэм - своя цветовая гамма: Зевс - чернобровый,Афина - светлоокая, царь Менелай - светловласый, великий воин Ахилл - русокудрый,красавица Хрисеида - черноокая и т. д. Какой удивительной цветовой точностьюобладал Гомер, если он отличал "светловласых" от "русокудрых". Здесьможно вспомнить, что Ахилл был царем мирмикийцев,а развалины древнегреческих городов Ахиллия и Мирмикия раскопаны археологамина берегу Керченского пролива, где издавна обитали русоволосые скифы, могучиевоины. Не текла ли в жилах Ахилла протославянская кровь?Поражает точность цветовых характеристикметаллов: олово - белое, медь - багряная, а вот железо... Знаете ли вы,какой цвет имеет железо? Ведь этот вопрос оказался не под силу даже современнымспециалистам: технические справочники уныло сообщают, что у железа цвет...железно-серый. Не нашлось у инженеров подходящих слов, слишком беден техническийязык. А вот Гомер нашел точное определение: в его поэмах железо - седое.Конечно, это блестящее поэтическое сравнение, о такой находке мог бы мечтатьлюбой поэт... Но для этого необходимызоркие глаза, нужно видеть! Поэмы Гомера - несомненное свидетельство того,что первый поэт мира был наблюдательнее и зорче нас.Наверное, если бы Гомер действительно былслеп, в его поэмах главенствовали бы звук, осязание и запах, а зрительныеассоциации были бы подавлены. Когда я провел подсчет зрительных, звуковых,осязательных и запаховых ассоциаций, то оказалось, что Гомер 85-90 процентовинформации о внешнем мире передает на основе зрительного восприятия, около10 процентов приходится на слух, остальное - на осязание и запах. Такоераспределение характерно для вполне здорового человека, которому зрениепоставляет до 90 процентов информации об окружающем мире.А почему, собственно, принято считать Гомераслепым? Ведь древние греки не сомневались в том, что он был зрячим. Болеедвухсот лет его поэмы передавались из поколения в поколение бродячими певцами-аэдами.В VI веке до н. э. они были впервые записаны по приказанию афинского тиранаПисистрата. Еще через столетие появились первые скульптурные изображенияГомера. Конечно, никто не знал, как он выглядел на самом деле, но изображалиего на всех древних бюстах вполне нормальным зрячим человеком. Кто "ослепил" Гомера? По преданию, Гомер был похоронен на островеХиос. Сохранились монеты с Хиоса, относящиеся к IV веку до н. э.; Гомерна них изображен похожим на Зевса, с широко открытыми зрячими глазами (см.фото). В музее города Модены в Италии хранится бронзовый бюст той же эпохи,где сохранилась надпись с именем Гомера. Предполагают, что этот бюст -копия с более древнего мраморного изображения. В музее Неаполя стоит мраморныйбюст Гомера IV века до н. э. - и тоже без всяких следов слепоты. Известныи другие древние изображения зрячего поэта, но все они созданы до эпохиэллинизма, начало которой положил Александр Македонский.Почему же в наше время так широко распространеномнение о "слепом Гомере"? Когда оно появилось и почему? Ведь древним грекамтакая мысль и в голову не приходила. Оказывается, представление о "великомслепце" возникло в Александрии, знаменитом городе, построенном АлександромМакедонским и ставшем мировым центром эллинистической культуры.Плутарх рассказывает, что Александр вовсех походах не расставался с текстом "Илиады" и называл поэму своей величайшейдрагоценностью. Завоевав Египет, Александр решил основать там большой городи назвать его своим именем. Зодчие уже нашли для города подходящее место,но Александру во сне явился сам Гомер в образе почтенного старца с седымиволосами; он встал около Александра и прочитал ему стихи из "Одиссеи":На море шумно-широкомнаходится остров, лежащийПротив Египта;его именуют там жители - Фарос...Пристань находится верная там,из которой большиеВ море выходят суда,запасенные темной водою.Александр немедленно отправился на Фароси увидел местность, удивительно подходящую для постройки большого города,- с рекой и прекрасной гаванью. Царь воскликнул, что Гомер, достойный восхищенияво всех отношениях, вдобавок ко всему - мудрейший зодчий. Он приказал тутже начертить план города, сообразуясь с местностью. Под рукой не оказалосьмела, и тогда зодчие сделали разметку ячменной мукой. Так зимой 332-331годов до н. э. была основана Александрия, столица греко-египетского государстваПтолемеев и крупнейший центр эллинистической культуры. Естественно, чтов центре города был поставлен храм Гомера, а сам поэт был обожествлен.

Бронзовый бюст зрячего Гомера (IV век дон. э.) - копия с более древнего мраморного изображения. Музей города Модены,Италия.И вот интеллектуалам и многочисленным философамАлександрии старые изображения Гомера показались как бы... недостаточноинтересными. Бог-поэт, вероятно, по их мнению, должен был выглядеть некак обычный смертный, а как-то иначе. Но как? Изощренные в спорах и дискуссияхфилософы эпохи эллинизма, воспитанные на Платоне и Аристотеле, любили подчеркиватьпревосходство "зрячести слепоты" избранных над "слепотой зрячести" малограмотнойи бескультурной массы. Для элитарного восприятия образ слепого основоположникамировой литературы оказался очень привлекательным. И Гомер в храме былизображен... слепым. Гомерический смех Демодока До нашего времени дошло более 20 копийзнаменитого бюста, созданного ваятелями Александрии и установленного ПтолемеемIV Филопатором ((222-204 гг. до н. э.) в храме Гомера. Значит, таких копийв древности было создано гораздо больше. К мнению и вкусам, исходящим изАлександрии и из прославленной Александрийской библиотеки, прислушивалсявесь просвещенный мир эллинистической культуры. Ведь древнегреческие философылишь умозрительно пришли к мысли о существовании атома. И если мысль человекавсесильна, то и зрение основоположнику поэзии совсем необязательно, онформирует мир из головы - готовым и совершенным, примерно так же, как Зевспроизвел Афину-Палладу.Мнение о слепоте поэта подтверждалось,кроме того, стихами самого Гомера о слепом от рождения знаменитом певцеДемодоке. И сейчас исследователи творчества Гомера считают строки из "Одиссеи",посвященные Демодоку, автобиографичными:Муза его при рождениизлом и добром одарила -Очи затмила его,даровала за то сладкопенье.Думается, что если Демодок был слеп отрождения и не знал, что такое цвета и формы окружающего мира, то прообразомГомера он быть никак не может. Судите сами: в игривой и даже эротическойпесне Демодока о том, как хромой бог-кузнец Гефест поймал железной сетьюжену-изменницу Афродиту в объятиях бога войны красавца Арея, полностьюотсутствуют цвет, свет, форма предметов и их описание. Но зато именно впесне слепого от рождения поэта и певца Демодока с небывалой для поэм Гомерасилой проявился звук. Все знают выражение "гомерический смех", но никтоне обратил внимание на тот факт, что этот знаменитый смех - создание неГомера, а Демодока. Ведь только в его песне боги дважды "поднимают смехнесказанный", а попросту говоря, буквально умирают от смеха, глядя на опутанныхжелезной сетью незадачливых любовников, лежащих на ложе Гефеста.Песнь Демодока - классический пример того,как слепой поэт фиксирует внимание слушателей на действии и звуке. Похоже,что Гомер вставил в свою поэму песнь слепца в качестве "развлекательнойпрограммы", но сделал это корректно и безупречно, с точки зрения даже современнойэтики, указав имя автора песни и органично включив ее в описание веселогонародного праздника.Итак, Гомер, как мне представляется, небыл слепым. Конечно, он мог ослепнуть в старости, но на его творчествеэто никак не отразилось. Его поэмы доносят до нас сквозь непроглядный мраквремени формы, краски, блеск и свет древнего мира, создавая удивительноеощущение прорыва через тысячелетия. Это чувство выразил А. С. Пушкин, отозвавшийсяв печати на перевод "Илиады" знаменитымдвустишием:Слышу умолкнувший звукбожественной эллинской речи,Старца великого тень чую смущенной душой.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)