(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) У животных с развитым интеллектом способностьк наглядному обучению подмечена давно. Голуби одного из видов (Ringeltauben)в молодости только тогда начинают питаться желудями, если увидят, как этоделают старшие, проглатывая крупные плоды дуба. Группа японских бесхвостыхмолодых макак внимательно наблюдает за старой самкой, когда та отмываетв ручье от земли клубни сладкого картофеля. И потом они будут делать также. Есть и другие примеры такого рода.Однако прежде ученые считали, что преимуществомобучения младших от старших пользуются те животные, которые проводят своюжизнь в семьях и сообществах. У других способность к наглядному обучениюв ходе эволюции была потеряна. Так думали и о спрутах, не знающих своихродителей и проводящих жизнь в одиночестве. И вот недавние опыты в Неаполеопрокинули эти представления.Учеба в данном случае означает для животногопопробовать сделать что-то новое и затем повторить ситуацию. Некоторыеисследователи оценивают эту способность как указание на интеллект, присущийживотным. Но что такое интеллект? Ученые начинают спорить, как только речьзаходит об интеллекте человека, оценка же этого понятия применительно кживотным еще более осложняет дело. ДокторЛ. фон Ферзен из Нюрнберга предлагает такую формулировку: "Интеллект -это результат более высокой, чем обычно, обработки информации и конструированиеиз ряда феноменов". Кроме наглядного обучения в оценку интеллекта входиттакже умение употреблять инструментыи изъясняться.Лошади Пржевальского из табуна, выросшегов неволе, сумели выработать под предводительством вожака приемы защитыот хищника.
Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. Недвижно, словно окаменев, лежит это восьмирукоесущество в каменном гнезде морского дна. Лишь изредка одна из рук, извиваясь,словно в нетерпении, как бы ощупывает пространство над пристанищем осьминога.Вдруг его тело стремительно, взметнув песок и мелкие камешки, срываетсяс места. Несколько щупалец намертво захватили жертву. Но держит осьминогв своих объятиях не то, что можно с аппетитом съесть, - не краба и не рыбу.Он завладел белым пластмассовым шаром.Спрут научился хватать этот предмет, лишьнаблюдая за действиями своих соплеменников, сидящих в соседних гнездах,а их тренировали биологи захватывать шарик. И наш герой стал точно копироватьих поведение. Будь он в океане, осьминог и внимания бы не обратил на несъедобнуюпластмассу. Доктор Г. Фиорито, руководитель группы на Зоологической станцииНеаполя, где ставился эксперимент, был крайне удивлен способности своегоподопытного в "познании науки".Спруты, как оказалось, - удивительно способныек обучению существа. Они хватают предметы, которые оставили бы их равнодушными,если бы они не видели, как это делают другие спруты, прошедшие тренировкув лаборатории.
Опыты повторялись, и исследователи увидели,что вожак стада стал собирать животных и на виду у "волка" готовить ихк защите. И теперь, как только "волка" запускали в загон, лошади собиралисьв табун и вставали в оборонительную позицию: образовывали кольцо, головамивнутрь, а мощными задними ногами наружу, так, что приблизившегося врагаждал смертельный удар. Вожак пробудил в стаде заснувший в неволе инстинкт.Так обычно поступают лошади, когда в табуне есть жеребята - их прячут внутрькольца. Когда же в табуне одни взрослые животные, то они, сплачиваясь подвое-трое, идут в наступление на хищника. На этот раз ученым пришлось вызволять"хищника" из опасной для него ситуации.Обучение и наследственность - две составляющие,лежащие в основе развития человека. Но то же можно сказать и об обучениив мире животных. "Индивидуальное обучение и генетические задатки действуютвместе, и их нельзя разделять", - таков вывод этологов. Ученые пользуютсяв своих экспериментах стремлением животных научиться. В соответствующихопытах они нащупывают загадочное присутствие у "братьев наших меньших"интеллекта. Действуя под лозунгом: "Вначале научи животное, затем оно покажет,что оно может", - пытаются найти механизм восприятий и памяти.Морской лев Томми из дельфинария в Мюнстере(Германия), например, учится под руководством доктора К. Денхарда отличатьнарисованные фигуры от таких же, но показанных в зеркальном отображении.Фигуры напоминают буквы Т и латинское L, к которым пририсованы прямоугольники.Для эксперимента на краю бассейна укреплены щиты с этими знаками и тримонитора с кнопками, на которые Томми может нажимать своим носом. В началеопыта ученые показывают Томми на центральном мониторе фигуру в прямом изображении- в течение пяти секунд. Затем включаются оба боковых монитора. На одномвозникает зеркальное изображение той же фигуры, на другом - первая фигура,но несколько повернутая. Если Томми правильно указывает на повернутое изображение- он получает в награду рыбу.Голуби узнают знакомого человека на различныхфотоснимках. Узнают даже тогда, когда косметика изменила черты его лицаили он снят в профиль.
Не только далекие от науки люди, но испециалисты с изумлением узнали, что шимпанзе по имени Канци, воспитанницаС. Саваж-Румбауг, посвятившей себя изучению приматов, без помощи людейосвоила язык символов. Налицо проявление интеллекта! Но когда кречет беретв клюв камень, чтобы бросить его с большой высоты в гнездо страуса и разбитьлежащие там яйца, никто из специалистов по поведению животных не говоритоб интеллекте птицы, хотя ведь она много раз упражнялась, прежде чем научиласьс высоты попадать камнем в гнездо.А между тем, чтобы оценить многое из того,что умеют делать "братья наши меньшие", нередко надо было бы употреблятьтакие применяемые лишь к людям термины, как "раздумье" или "делать вывод".Однако боязнь встретить в ответ иронические взгляды мешает ученым произноситьэти слова вслух.А вот пример, как раз говорящий о правомерноститаких терминов. В огороженном пространстве большого загона кобыла-вожакконского стада учила своих подопечных противостоять врагу, хотя никакогопредварительного опыта борьбы с хищником у нее не было. Просто была отприроды умна - ведь стала же лидером стада. Ученые из Берлинского институтазоологии содержали в окрестностях Бранденбурга стадо лошадей Пржевальского- единственного в мире вида диких лошадей. Задача опытов- узнать, как после столетнего пребывания в зоологическом саду эти лошадибудут вести себя на воле.Замысел состоял в том, чтобы крупная собака,которой придали облик волка, атаковала лошадей, находящихся в вольере.Как только замаскированную под степного хищника собаку колли выпустиливнутрь загона, к стаду, лошади, почувствовав опасность, заволновались,а когда "волк" приблизился примерно на десять метров, стадо бросилось врассыпную."Лошади испугались, и их поведение было соответствующим - хаотичным и нескоординированным",- говорит доктор К. Шайбе, руководитель эксперимента.Для того, чтобы добыть содержимое страусиногояйца, коршун бросает на него с большой высоты камень, и яйцо разбивается.Как долго этот представитель пернатых должен тренироваться, прежде чемнаучится точно попадать в цель?
Большинство ученых, изучающих умственныеспособности животных, сегодня едины в том, что человека и животное можносравнивать, если иметь в виду строго определенные интеллектуальные способности.Эти биологи отклоняют попытки выстроить всех по рангу "общего интеллекта"- с человеком на первом месте. Еще недавно о таком нельзя было и помыслить.Предыдущие поколения естествоиспытателей расставляли животных по ступеням,исходя исключительно из истории развития рода, и лишь искали параллелис человеком. "Самая большая ошибка прошлых исследователей - поголовноезакрепление видов на этой "лестнице" интеллектов. Не было даже попытокабстрагироваться от сравнений с человеком и искать общее определение интеллекта",- считает профессор О. Брайдбах из Йены.Понятие эволюции подсказывало прежде ученымверу в этот целенаправленный процесс, будто бы способный превращать низкоорганизованныхживотных с несложным мозгом в других животных с более развитым мозгом.Выходило, что на самой нижней ступени в иерархии жизни находятся глупцы,на верхних ступенях - умники. Поскольку человек считает себя вершиной творения,он невольно сравнивает поведение других индивидуальностей со своими представлениямии своими возможностями. "До сегодняшнего дня в головах господствует антропоцентрическоемышление, - констатирует профессор И. Хустон из Дюссельдорфа. - Но этолегко опровергается".Эволюция развивалась не по прямой линии,как считалось раньше. Она шла множеством путей, причем каждый такой путьозначает сочетание различных комбинаций условий внешней среды с интересамитого или иного вида. Неважно кто это будет - муравей, гиена или треска,каждое животное отвечает условиям, которые предоставляет ему его жизненноепространство. И не только в физическом смысле, но также в интеллектуальномотношении они должны в оптимальной степени отвечать потребностям выживаниявида в данной экологической нише.Дельфины неспособны к абстрактному мышлению.После многих месяцев тренинга они с трудом различают такие фигуры, кактреугольник, квадрат или эллипс, хотя эти животные обладают крупным мозгом.Однако мозговая ткань, например, крысы содержит гораздо больше клеток.(На фото: А - срез мозговой ткани дельфина и Б - срез мозга крысы при одноми том же увеличении.)
Морской лев справился с этим заданиемблестяще. Он доказал, что животные-приматы способны распознавать не толькоабстрактные знаки в перевернутом положении, но и их зеркальное отражение.Время, потребное морскому льву для запоминанияпервого, оригинального, рисунка, растет в зависимости от того, под какимуглом показывают ему этот рисунок. Точно такое же замедление происходити у человека. Доктор К. Денхард сделал заключение, что морские львы могутвызывать из памяти изображения увиденного.До сих пор этой способностью наделялся лишь человек. Более того, голубимогут узнавать известного им человека на фотографии, даже если черты еголица будут изменены косметикой.Пчелы показали экспериментаторам, что могутсчитать, определяя место нахождения кормушки. Ученым удалось вывести группупчел, особенно успешных в обучении.
Одна из важных загадок природы - разнаяскорость изменчивости видов в процессе эволюции. Например, крысы, пчелы,фруктовые мушки и шмели всего за несколько поколений могут приобрести новыесвойства, отвечающие изменившимся условиям внешней среды. Классическимпримером служат вирусы так называемого гонконгского гриппа. Ежегодно онраспространяется чуть ли не по всему земному шару, и каждый год в измененномвиде. Эти примеры неоспоримо указывают на то, что в ходе изменения не всегенетические возможности, которыми располагает данный вид, полностью исчерпаны.В эволюционном процессе, следовательно,невыгодно быть слишком толковым, то есть исчерпать весь запас генетическихзадатков, не оставив какого-либо резерва, - к такому мнению приходит докторЧиттка. "Но мы хотим знать, почему это так", - заключает ученый. Ради ответана поставленный вопрос он планирует вывести подвиды "сверхглупых" и "сверхумных"шмелей и выработать для них специальный тест для определения интеллекта.Тест должен показать, какие недостатки выявятся у "сверхумных" шмелей,перерабатывающих очень много информации.Итак, попытки выяснить смысл интеллектау животных до сих пор принесли не так уж много. Однако детали этих попытококазались удивительными. Может быть, в один прекрасный день исследователипридут к выводу, что человек как венец творения по каким-то параметрамдолжен получить отставку.
Несколько месяцев назад сторонники существованиятак называемого супермозга у некоторых высокораз витых млекопитающих получилижестокий удар. Профессор О. Гуртюркюн из Бохумского университета, исследуямозг дельфина - этого признанного интеллектуала, обнаружил: его мозг содержитменьше нервных клеток (по отношению к своим размерам), чем мозг обыкновеннойкрысы. Это открытие, возможно, станет базой для осмысления результатовдругого исследования, которое установило, что дельфину понадобилось несколькомесяцев тренировки для усвоения разницы между простыми графическими символами- эллипсом, треугольником и квадратом. Эти животные - мастера в акробатике,гении в определении источников звуков. Но в области геометрической ориентации,- а до сих пор она служила критерием высокого интеллекта для животных,- дельфинов можно считать недоразвитыми.С другой стороны, даже очень примитивноустроенные существа, имеющие мозг размером с булавочную головку, способнына поразительные действия. Кстати, мозг насекомых легче исследовать, посколькуон не так сложно устроен, как мозг млекопитающих. Поэтому и проще открытьспособы, какими пользуются насекомые для переработки информации.Как установили исследователи доктор Л.Читтка из Вюрцбургского университета и доктор К. Гайгор из Берлинскогосвободного университета, пчелы умеют считать. В первом опыте биологи поставилиперед пчелами четыре объекта на равном расстоянии друг от друга, а междутретьим и четвертым поместили кормушку. Полетав, пчелы узнали, что послетретьего объекта их ждет сладкий сироп. Затем ученые изменили эксперимент:иногда они удаляли друг от друга некоторые объекты, иногда размещали междуними дополнительные предметы. Но вместо того, чтобы в дезориентации хаотическилетать, пчелы регулярно за третьим объектом начинали искать кормушку. Тоесть они отсчитывали три объекта, чтобы получить долгожданный сироп. "Поведениепчел указывает на известный интеллект", - сделали вывод исследователи.Гений пространственного мышления - морскойлев. Он решает геометрические задачи, которые и человека поставили бы взатруднительное положение.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|