[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

[йа фстр'эт'ил вас и-фс'о былойь \в-аджыфшъм с'эрцъ ажыло \ йафспомн'ил вр'эм'ь зълатойь \ и-с'эрцусталъ так т'ипло]

Занятие 2.
"Слышится" и "пишется"


Дело в том, что сознание человекастремится организовать языккак-нибудь так, чтобы затратить какможно меньше усилий и на"передачу" информации, и на еевосприятие. Но вот незадача: чемменьше усилий затрачено наоблечение мысли в языковую форму,тем больше их уйдет на"расшифровку" - т. е. понимание,и наоборот: чем полнее иоднозначнее воспринимается смыслязыкового сообщения (слова,высказывания и т. п.), т. е. чем легчеего правильно понять, тем большеречевых усилий потребовалось приего формировании. Например,минимальные по затратам междометия(Ах, Ой, Дык и прочие) без контекстанастолько многозначны, что"угадать" их конкретноезначение (например, "Мне этоочень нравится", или "Мне наногу упал кирпич") непредставляется возможным.

В этом "тарабарскомзаклинании" глазу не так-топросто с ходу распознатьхрестоматийно известные стихи.Глазу - но не слуху. Попробуйтепрочитать написанное вслух (' - знакмягкости согласного, послекоторого этот знак стоит; ъ и ьобозначают очень короткие звуки, ъ -средний между Ы, А и О, а ь - между И иЭ) - и никаких, даже секундных,затруднений с восприятием невозникнет. Если, конечно, правильнопрочитать фонетическуютранскрипцию, т.е. буквальную - позвукам - запись того, что мыпроизносим, когда говоримпо-русски. Любителям помечтать, какбыло бы прекрасно отменить всеправила и писать "какслышится", - хороший поводзадуматься, станет ли процессписьма от этого легче. А понимания?На смену "детскому" вопросу:"Почему звучит "лук", апишется - то "лук", то"луг"?" неизбежно придет"детский" же вопрос: "Почемуодно и то же слово пишетсяпо-разному, и не проще ли, если одини тот же корень всегда бы выгляделна письме одинаково, как его нипроизноси?" Так что"сложное" и "простое" вязыке - это палка о двух концах.

Так мы пришли к известнымправилам проверки безударныхгласных и сомнительных согласных вкорнях слов. Эти правила можносвести к несложным схемам 1 и

"Чем сложнее - тем проще", ибольшинство правил, при всей ихвидимой сложно-сти, направлены, посути, на одно: облегчение,ускорение, оптимизацию пониманиянаписанного текста. Разные языкидобиваются этого по-разному;русский - стремится, чтобы на письмеодному и тому же "смыслу"всегда соответствовала одна и та жецепочка букв. Иначе говоря, кореньслова всегда (почти всегда) долженвыглядеть одинаково, как бы он низвучал (произнесите слова скаЗать,скаЗка, скаЗитель - и убедитесь, чтоодной букве соответствуют триразных звука; мОст, мОсты, мОстовая -аналогично; какие именно, -попробуйте определить с помощьютранскрипционной записи в начале).

Ч...стота, с...нева, прот...нулся,прос...дь, ст...рожил, разм...стить,скр...пя, раздв...жной, п...тушок,разв...ваться, отв...рить, п...ченье,б...довый, осв...тить, пол...скать,разр...дить.

Задание Исходя из того, чтоизвестно о безударных гласных вкорнях, предложенные ниже слова спропущенными буквами можноразделить на две группы. По какомупринципу? Определите его и разбейтесписок слов на группы, а потомвставьте пропущенные буквы.

Угр...жаешь, сопров...ждающий,возгл...вляя, восхв...ления,разб...влять, переб...ваем, гор...вал,упр...кнешь, разл...ванное (море),расп...лить (доску), сост...влять,обст...ятельства, заг...нять,пов...дырь, восп...ленный,зам...няющий, зам...нить (в ловушку),изб...гать, выл...тает, увл...каюсь,раст...жение, св...тильник,просв...щение, посв...щение,потр...сение.

Задание Вставьтепропущенные буквы.

Во-первых, никогда нельзяпроверять безударную гласную спомощью глаголов с
-ыва-, -ива-. Сравните:пОроть (проверочное - порет), хотяраспАрывать, опОздать (проверочное- поздно), хотя опАздывать, и т. п.


Разумеется, если бы проблемабезударных гласных всегда решаласьс помощью однокоренных слов, былобы слишком хорошо. Главныетрудности, как обычно, -всевозможные отклонения.

Задание Вставьтепропущенные буквы (помните о том,что надо отличать корни счередованиями от проверяемыхударением).

Во-вторых, есть корни счередующимися гласными (правда,их не так уж много и они, к нашейрадости, все-таки описываютсянабором своих собственных правил,сводимых к схеме 3).

Не прошло и часа, как дружинаГ...рислава исчезла, зар...вняв вход вп...щеру. Пришедшие на з...реразведчики врага вр...сли в землю отуд...вления.

Дружина князя Г...риславаож...дала з...ри, чтобы выступить впоход. Но поход пришлось отл...жить,когда в...рнулся из разведки Андрей,первый пл...вец в дружине, накоторого можно было пол...житься. Он,не выт...раясь и не см...нив вым...кшейв реке одежды, бросился в ш...теркнязя, где, покл...нившись, выл...жилвсе, что узнал: склон, на которомраспол...галась дружина, обложенвойсками врага, и силы нер...вны.Князь тут же вск...чил на коня ипоск...кал под покровом ночи в город,чтобы, прекл...нив колени передкельей затворника, пол...житься наего совет. П...труль врага нек...снулся князя, потому что всадниктенью раств...рялся в темноте.Выр...щенный специально для князямолодой ск...кун летел, как стрела, ивскоре (еще не успела разг...ретьсяз...ря), князь ост...новил коня передзап...ртыми воротами м...н...стыря. Присвете з...рниц, разг...равшихся навостоке, силуэт чудотворца,выр...сший на пороге приотв...реннойдвери, расплывался и заст...влялзам...рать сердце князя. "Все знаю,- откл...нил монах его рассказ. -Тв...рец вл...жил в мой разум знание, ия готов помогать вам." Сначалаего слова как будто не к...салисьпросьбы князя, но затем, возл...живруку на бл...стающую золотом книгу,затворник сказал, что в д...лине, там,где ст...ит обг...ревший дуб,раств...рится п...щера, а в ней -подземный ход, по которомусп...сется дружина.

Задание Раскройте скобки: рю(к,г)зак,к(а,о)блук, кл(а,о)бук,инт(е,и)лл(е,и)гент,с(е,и)рв(е,и)ла(д,т).

В-третьих, есть такназываемые словарные слова - кним невозможно подобратьоднокоренное слово так, чтобысомнительный гласный или согласныйпопал в нужную позицию (подударение, перед гласным и т. п.). Восновном это недавниезаимствования или те слова, которыебыли заимствованы так давно, чтостали "родными". Вот уж ихточно приходится запоминать.

Е. МИХАЙЛОВА.


Но о правописании заимствованныхслов - в другой раз. А в этом занятиинам помогали книги: Е. Иванова, А.Иванов, Русская орфография:непроизвольное запоминание, -Москва, "Культура и традиции",1997;
Е. Якименко и др. "Упражнения порусскому правописанию", - Москва,ОЛ ВЗМШ, 199







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)