(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) Надо признать, чтов предыдущем занятии, посвященномбезударным корневым гласным исомнительным согласным, мы немногослукавили, как, впрочем, любойучебник и любой справочник поправописанию. В самом деле, мало ктоиз неравнодушных к культуре письмалюдей - школьников ли, взрослых -напишет, скажем, "Ребая кароватижало вздахнула".
Занятие 3. "ПОНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПОМНИТЬ"
Где же?
А ошибки тем неменее делали, делаем и будем делать.
И(д,дд)и(л,лл)ия,к...л...рит, импрес(с,сс)арио,ба(л,лл)ада, б..(л,лл)анс,а(с,сс)орт...мент, ко(р,рр)ектный,к...мпр...ми(с,сс)ный, фант..см..гория,ма(с,сс)он, и(р,рр)еальный,к...(р,рр)...ктура, би- (л,лл)(и,ь)(а,я)рд,ро(с,сс)омаха.
Задание Проверьте себя - вставьтепропущенные буквы, выберите нужныйвариант:
Что же делать сзаимствованиями?
Не случайно,наверное, заимствования многимивоспринимаются настороженно и дажев штыки: их писать значительнотруднее. Проверка с помощьюоднокоренного слова в лучшемслучае не поможет, а иногда ипомешает. Попробуйте проверить,скажем, "интеллИгента" спомощью явно имеющего к немуотношение "интеллЕкта" или"аккомпанЕмент" - глаголом"аккомпанИровать", - навернякаошибетесь. Не говоря о необъяснимых"эМигранте" (с одним м) ииММигранте (с двумя). И такиепримеры можно множить. В сборникахправил им обычно посвящена однастрочка: "...следуетзапоминать".
Второе правилоподскажет следующий анекдот.
Правило первое:забыть про правила и не пытатьсяискать однокоренные слова (а такжене идти, даже бессознательно, наповоду у обманчивого звуковогосходства заимствованного слова скаким-нибудь родным, не оченьдалеким от него по смыслу).
- Прошу прощенья,что вы читаете?
Пассажир вэлектричке с головой ушел вкакую-то книгу. Он жадно глотаетстраницу за страницей и ежеминутноиздает восклицания вроде"Потрясающе!", "Не можетбыть!", "Ну, кто бы подумал!.."и т. п. Заинтригованный соседобращается к читателю:
Хотите пережитьтакие же захватывающие минуты, какгерой этой истории, - подружитесь сословарем. В практике, наверное,любого учителя-русиста найдетсяслучай чудесного превращениядвоечника в отличника черезгод-другой после того, как бывшийдвоечник взял за правило нерасставаться с орфографичес кимсловарем, какую бы мелочь нидовелось писать. А если кто-тоусмехнется и скажет, что грамотномусловарь не нужен, напомните ему, чтоу таких грамотеев, как издательскиередакторы и корректоры,орфографический словарь -настольная (и довольно затрепанная)книга, в которую они заглядываютпостоянно.
- Орфографическийсловарь!
Задание Разбейте слова из следующегосписка на две группы: с удвоеннойсогласной и без нее:
Отдельнуюпроблему представляют собойудвоенные согласные взаимствованиях. Здесь не поможетдаже знание языка-источника, потомучто одни слова при переходе врусский сохраняют удвоеннуюсогласную, а другие утрачивают.
Вязыках-источниках все они были сдвойными.
апе..яция,ба...отироваться, ди..етант,га...юцинация, пе...имизм,ка...играфический, о...ис, а...рибут,и..одром, ка..онада.
Задание Найдите в блоковской цитате слово,только что (для момента созданияэтих строчек) вошедшее в русскийязык. По каким признакам (их болееодного) мы можем его определить?
Приживаясь вязыке, заимствования могут менятьсвой вид не сразу, а со временем.
Блеснутвитрины и троттуары,
Зажгутсянити фонарей,
Потянутсярядами пары...
Вмерцаньи тусклых площадей
Ну и, наконец, естьнекоторое подобие правила - ответна вопрос, почему "иммигрант",но "эмигрант". Обратимся кучебнику А. Исаевой "Русскийязык" (М., ОЛ ВЗМШ, 1997).
(А. С. Блок."Петр".)
аd + b... Х аbb...(аббревиатура, от brevis - краткий);
В латинском языкебыло несколько приставок, конечныйсогласный которых мог уподоблятьсяначальному согласному корня - дляудобства произношения. Этиприставки легко запомнить: аb (от), аd(к, на), dis (отрицание, что-то вродерусской приставки "раз"), in (в),con (с, со..., совместно), оb (впереди,против). Перед корнем происходилоследующее:
in + m Х imm...(иммигрант)
dis + f... Х diff...(дифференциация, от fero - нес);
ob + p Х opp...(оппозиция).
con + r Х corr...(корректор, от rectus - прямой,правильный);
Приставка а взначении "не" присоединялась ккорню без изменений: алогизм.Приставка ех (из) могла передсогласным превратиться в е.
Латинскаяприставка in в значении "не"перед r превращалась в ir:иррациональный.
абориген - ср. origines- начало (лат.);
А теперьпопробуйте сами выделитьино-язычные приставки в словах иобъяснить двойные согласные там,где они есть.
диссонанс - ср. sonо- звучу (лат.);
адвокат - ср. vocare -звать (лат.);
коллоквиум - ср.eloquentia - красноречие (лат.);
иррациональный -ср. ratio - суждение, рассудок (лат.);
эмигрант,иммигрант - ср. рус. мигрировать.
констатировать -ср. рус. статистика;
Е. МИХАЙЛОВА.
Так что, несмотряна "непроверяемость"заимствований обычными способами,вопрос, где поставить запятую взаголовке этой заметки, не имеетоднозначного ответа.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|