[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

В журнале "самый интересный журнал Наука и жизнь " и его версии в Интернете регулярно публикуются примеры фотографических стереопар (см., например, "самый интересный журнал Наука и жизнь " №№ 1, 2, 2005 г.). Но сделать стереопару можно и без фотоаппарата. Для этого достаточно иметь компьютер, оснащенный соответствующими программами. (Кроме специализированных и нацеленных на работу с трехмерной графикой программ AutoCAD или 3Dstudio подходят даже текстовой процессор Word и игровые программы-стрелялки .) Общий принцип построения стереопар заключается в создании изображения, копировании его, модификации, копировании модифицированного изображения и изготовлении из обоих изображений стереопары. Таким образом можно создавать как параллельные, так и перекрестные стереопары. С помощью процедур, описанных ниже, вы получите перекрестные стереопары. Чтобы перейти от одного типа стереопары к другому, достаточно поменять фрагменты пары местами.


Изготовление стереопары в программе Adobe PhotoShop. Напомним, как проще всего получить копию экранного изображения. Прежде всего нужно нажать клавишу PrintScreen (для копирования и помещения в буфер обмена всего содержимого экрана) или комбинацию клавиш Alt+PrintScreen (для копирования содержимого активного окна). После этого переключитесь в графический или текстовой редактор и в нем обработайте изображение. Некоторые игровые программы не позволяют переключать компьютер в другое приложение. В таком случае, сняв первую копию экрана, сохраните текущее состояние игры, выйдите из нее, а после вставки в графический редактор первой картинки снова запустите игру, загрузите сохраненный вариант и снимите вторую картинку. Если программа не реагирует на клавишу PrintScreen, остается сдаться - ничего сделать не получится.

Среди программ для обработки изображений самой мощной является Adobe PhotoShop. Если она у вас есть, то для загрузки первой копии экрана из буфера обмена задайте команду меню Файл>Новый (File>New). В появившемся окне нажмите кнопку Да (OK). Размеры создаваемого холста определяются программой автоматически по размерам хранящегося в буфере файла. После этого остается поместить на созданный холст сохраненную копию, выбрав команду меню Редактирование>Вклеить (Edit>Paste) или нажав комбинацию клавиш Ctrl+V. Полученное изображение нужно сохранить. Аналогично обрабатывают второй фрагмент пары.

Чтобы создать из двух фрагментов стереопару, в программе Adobe PhotoShop выполните следующие действия:

1) загрузите обе картинки и уменьшите масштаб их отображения с помощью инструмента Лупа. Необходимо cоответственно уменьшить с помощью мыши размеры окон, отведенных для этих изображений, перетащив мышью границы окна (каждая картинка должна быть видна в соответствующем окне целиком, без появления линеек прокрутки), а ширина картинок должна составлять примерно 60-70 мм;

2) поместив картинки рядом по горизонтали, скосите глаза и проверьте, возникает ли при этом стереоэффект. Чтобы создать параллельную стереопару, поменяйте картинки местами;

3) для одной из картинок (скажем, левой) установите новые размеры холста с помощью команды меню Изображение> Размер холста (Image>Canvas Size). В открывшемся окне укажите новую ширину холста, равную 210%, и разместите исходное изображение в левой части холста;

4) выделите вторую картинку комбинацией клавиш Ctrl+A и скопируйте ее комбинацией клавиш Ctrl+C. Затем вставьте ее на новый холст справа от первого изображения.

Стереопара готова!

Изготовить стереопару можно и в текстовом процессоре Word. Для этого в новом документе создайте таблицу с двумя столбцами и одной строкой. В поле инструмента Масштаб в панели Стандартная установите значение 30-35%. Вставьте в графы таблицы соответствующие изображения. Перетягивая вертикальные рамки, отрегулируйте размеры таблицы так, чтобы оба изображения помещались в ней целиком и находились рядом друг с другом.

Рассмотрим примеры создания стереопар в различных приложениях.

ОБЪЕМНЫЕ ПРЕДМЕТЫДля создания стереопар нужны программы, например AutoCAD или 3DStudio, позволяющ ие "вращать" объект на экране, чтобы на него можно было взглянуть с разных сторон.




Объемные объекты, созданные поворотом изображения вокруг вертикальной оси. Сначала на левом фрагменте стереопары надо повернуть объект на несколько градусов по часовой стрелке, если смотреть сверху; на правом фрагменте - на то же число градусов против часовой стрелки. Чем больше поворот, тем "ближе" находится предмет при рассмотрении стереопары.

ОБЪЕМНЫЕ ПЕЙЗАЖИПодобные изображения можно получить с помощью так называемых шутеров - игровых программ, использующих "трехмерные" виртуальные миры. Здесь мы видим обстановку глазами героя, и для изготовления стереопары нужно воспользоваться приемом, как при съемке фотографической стереопары: смещаться влево и вправо от исходной точки.

Чтобы получить стереопару пейзажа, достаточно для левого фрагмента немного сместить "точку наблюдения" вправо, а для правого фрагмента - влево.


Эти объемные "пейзажи" представляют собой кадры компьютерных игр. На практике "точку наблюдения" смещают, нажимая соответствующие клавиши (по умолчанию это, как правило, клавиши ¬ и ® или клавиши букв "A" и "D"). Можно также просто воспользоваться мышью для поворота персонажа вправо и влево.


Итак, можете смело экспериментировать. Попробуйте также вывести стереопары на печать. Правда, на распечатках лучше делать параллельные стереопары, но вы уже знаете, как поступать в подобном случае.

Д. УСЕНКОВ.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)