[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

В.ДУБЕНСКИЙ, инженер телевидения.

Закончив циклстатей Г. Амирджанова "Азбукавидеосъемки" (см. "Наука ижизнь" №12, 1996 г.; №№ 1, 2, 4, 7 , 1997 г.), редакцияобратилась к читателям спредложением поделиться опытомсвоей работы над видеофильмами. Мыполучили несколько откликов срекомендациями и советами, часть изкоторых сегодня публикуем.

Информации,содержащейся в фабричныхинструкциях, по большей частинедостаточно даже для эффективногоиспользования техническихвозможностей видеокамеры, неговоря уж о практике видеосъемкивообще.

Года полтораназад я стал обладателемпрекрасной любительскойвидеокамеры ("Сони" TR810 форматаHi8) и за это время приобрелнекоторый опыт, которым считаюполезным поделиться с коллегами поувлечению, поскольку онзначительно облегчил мне самомуработу и избавил от многих ошибок.

Что же касаетсяпубликации режиссера Г. Амирджанова, то в нихначисто отсутствуют рекомендациитехнического характера, а ведьименно с них начинается путь кискусству видеосъемки. Я имею ввиду, например, умение твердодержать камеру, обходясь безштатива (дрожание кадра - почтинепременный признак любительскойсъемки и крупный ее недостаток);грамотное пользованиетрансфокатором; пользование ручнойустановкой диафрагмы (применениеразличных режимов фокусировки ужебыло хорошо освещено - см. "Наукаи жизнь" № 6, 1997 г.); использованиебленды и многое другое.

К микроволновойпечи, например, прилагаются,во-первых, жесткая инструкция(нажать то-то, протереть тряпкойто-то) и, во-вторых, сборниккулинарных рецептов, позволяющийприготовить такие-то блюда спомощью данной печи. К сожалению,применительно к видеокамерам непоставляется хоть какое-то подобиеэтого второго вида документации, ав популярных книжках и брошюрахимеются лишь случайныеразрозненные рекомендации.

а)пейзажно-краеведческие фильмы,заснятые в путешествиях,турпоходах, авто-мото-вело-водныхэкскурсиях;

Использоватьпрофессиональные режиссерскиеприемы в большинстве случаевудается только при возможностивыбирать точку съемки и освещение,прогнозируя сценарий предстоящихсобытий, и при наличиипомощника-ассистента ("Подержисумку! Попроси вон того выйти изкадра!"). Кроме того, если несчитать жанра "семейнойхроники" - жена на фоне Нотр-Дам,дети на фоне Новгородского кремля, -видеолюбитель практическиограничен двумя темами, имеющимиинтерес не только для него самого иблизких родственников:

Чаще всегооператор, как правило, бываетограничен в выборе точки съемки,освещения, погоды и даже моментапоявления на месте событий. Не зная,что именно предстоит снимать, какбудет разворачиваться действие, онначинает съемку с опозданием,дергает камеру, пытаясь удержать вкадре уходящий объект, пропускаетключевые моменты. Словом, нужно,конечно, стремиться к "монтажнойсъемке", но при созданиилюбительского фильма основную рольвсе же играет умение склеить изнесогласованных, порой техническибракованных кадров осмысленный ихудожественно доходчивый фильм.Эта сторона в опубликованныхрекомендациях освещена, ксожалению, недостаточно, вособенности учитывая оченьограниченные технические средствамонтажа и материальные возможностирядового видеолюбителя. В этомотношении, как мне представляется,был бы полезен обмен опытом именномежду непрофессионалами.

б) репортажи спраздников, народных гуляний,выставок.

Автоматическаярегулировка диафрагмы оченьудобна, но в некоторых случаях она,как и всякая автоматика, мешаетзамыслу оператора и даже простопортит получаемые результаты.

Ручнаярегулировка диафрагмы

Чтобы избежатьэтого, перед съемкой выберем"эталонную" часть панорамы, вкачестве которой лучше всего взятьоткрытый участок А. В режиме"стенд-бай" (режим ожидания,все готово, но съемка пока не идет)наведем камеру на этот участок,дадим установиться диафрагме,выключим автомат и начнемпанорамирование с постояннойчувствительностью камеры. Тогда вположении Б яркие здания будутвоспроизводитьсяослепительно-белыми (какими они икажутся в действительности), а припопадании кадра на лес (положение В)он будет казаться очень темным (каки в реальности). Таким образом, наэкране панорама будет казатьсяболее естественной, с болееправдоподобным соотношениемяркостей, причем ближний план (пруд)и небо на всем протяжении панорамысохранят постоянную яркость.

Пусть нам надоснять панораму, содержащую небо соблаками, открытую местность,группу светлых зданий и темный лес,выходящий на средний план (см. фото1). Если мы будем снимать ее савтоматической диафрагмой, то придвижении кадра слева направоавтомат сначала установит среднююяркость изображения,соответствующую открытойместности (положение А); затем, припопадании ярких зданий в"активную" часть кадра (покоторой устанавливаетсяэкспозиция), яркость фона резкоуменьшится. Небо и передний планпотемнеют (положение Б), посколькуавтомат будет стремиться сохранитьсреднюю яркость кадра; а затем, припереходе в положение В, на темныйобъект (лес), кадр, наоборот,посветлеет, лес и небо получатсянеестественно светлыми. Припанорамировании справа налево теже явления произойдут в обратномпорядке. Такое колебание яркостипроизводит крайне неприятноевпечатление на зрителя.

Если при этомбелые здания будут получатьсяпересвеченными (с"заляпанными" деталями),следует установить режим съемки"бич энд ски".

Припанорамировании справа налевонужно сначала установить кадр вположение А, зафиксироватьдиафрагму и, не трогая большеничего, снимать из положения Всправа налево.

Чтобы избежатьэтого, решим предварительно, чтонам важнее заснять с естественнойяркостью: небо или памятник.Наверняка мы выберем второе. Тогданужно в режиме "стенд-бай"навести камеру в положение В,зафиксировать диафрагму ипанорамировать в любомнаправлении. Небо окажетсяпересвеченным, но с этим придетсясмириться, потому что в пасмурнуюпогоду, равно как и при съемке "вконтржур", качество съемки будетневысоким, если только не ставитьцелью получение особых эффектов.Здания, которые практическиникогда не бывают освещены солнцемс фасадной стороны (например,Иверская часовня возлеИсторического музея), сниматькрайне трудно, и без примененияданного метода нельзя ожидатьхороших результатов. В этом случаеопять-таки может помочь режим"бич энд ски", при которомчрезмерно яркие части картинкинесколько притемняются.

Другой пример: мыпанорамируем по вертикали высокийпамятник на основании (2). Еслисъемка производится в ясную погоду,при голубом небе и прямом освещениифасада солнцем, никаких особозаметных дефектов изображения небудет, так как средние яркостиголубого неба и освещенной солнцемстены различаются несильно. Совсеминаче дело обстоит в пасмурную погоду илипри встречном освещении("контржур"). В этом случае присъемке с автоматом в положении А наэкране воспроизведется нормальнояркое небо, но очень темная, почтисилуэтная фигура. При опусканиикамеры в положение Б башня начнетвысвечиваться, а небо - светлеть, и вположении В мы увидим нормальноосвещенный памятник, но с резкопересвеченным небом. Такое"плавание" освещенностинеестественно и неприятно.

Кстати, всеизложенное относится не только кпанорамированию, но и к съемкенеподвижного кадра, если в немможет появиться яркий объект:персонаж в очень светлой одежде,сильно освещенное лицо - ситуация,сплошь и рядом встречающаяся врепортажной съемке. Еслипренебречь высказанными вышерекомендациями, то неизбежнытехнический брак и намеки зрителейна ученический уровень работыоператора.

Для съемки "вконтржур" в камерахпредусматривается режим"бэк-лайт", который завышаетяркость темных частей изображения,противодействуя влияниюавтоматики в случаях темныхсюжетов на ярком фоне. Пользоватьсяэтим режимом не следует, потому чтоглубину действия эффекта нельзярегулировать, и он все равно неспасает от колебаний яркости кадрапри панорамировании неравномерноосвещенных объектов.

Это произойдетиз-за того, что автомат установит"нормальный" уровень яркостикартинки, не передающийособенности снимаемого объекта.Есть два способа получитьвпечатление темного, дремучего,таинственного леса.

Особо следуетостановиться на случае съемки вгустом лесу. Если воспользоватьсяавтоматикой, на экране вместотемной чащи получится яркоосвещенный веселенький лесок,который будет казаться оченьредким, а проглядывающие междудеревьями фрагменты открытойместности окажутся сильнопереосвещенными вплоть до"заляпывания" деталей.

б) В режиме"стенд-бай" нужно навестикамеру на желательный объект, датьавтомату установиться, затемперейти на ручное управление иуменьшить диафрагму вручную дозначения, найденного из опыта. Длямоей камеры хорошие результатыобычно получаются, если прокрутитьколесико ручной установки "надва щелчка вниз", во второеположение фиксатора.

а) Можно выйти наоткрытое место (поляну), навестикамеру на нормально освещенныйучасток и зафиксироватьустановленную автоматом диафрагму.Затем, не выключая камеру, войти внамеченное место съемки и сниматьчащу, которая на экране будетказаться, как и следует, темной имрачной.

Хочетсяпредупредить: при оценке яркостиизображения на видоискателе неверь глазам своим. При солнечномосвещении глаз адаптируется квысокой общей освещенности итеряет способность объективнойоценки яркости. Одна и та жекартинка на видоискателе днембудет казаться слишком темной, апри ночной съемке - ослепительнояркой. Не надо пытатьсяскорректировать это впечатление.

Конечно, степеньтакого искусственного затемненияизображения зависит и от густотылеса, и от желаемого результата. Изодного и того же объекта можносделать и радостный лесок, имрачную непроглядную чащу (3).

В лучших образцахвидеокамер имеется несколькорежимов съемки, обозначенных, ксожалению, недостаточноисчерпывающими названиями, -"портрет", "спорт" и т. д. Винструкциях даны пояснения к этимрежимам, но в них отражены толькохарактеристики выдержки"электронного затвора" иособенности фокусировки, но неописаны особенностисветоэлектрических характеристик(зависимости выходногоэлектрического сигнала для каждойточки изображения от яркостисоответствующей точки объекта)этих режимов, что позволило бывоспользоваться всеми ихвозможностями.

Расшифровканекоторых режимов съемки

Рассмотрим с этойточки зрения некоторые режимысъемки с изменениемгамма-коррекции, предусмотренные вкамерах фирмы "Сони" типаCCD-TR760E, CCD-TR810E и CCD-TR610E. Камеры другихфирм могут иметь другие наборырежимов с другими обозначениями.

Прежде всегоследует иметь в виду, чтосветоэлектрическая характеристикавидеотракта нелинейна - яркостьобъекта растет, а электрическийсигнал растет резче или, наоборот,слабее. С учетом этого видеосигналпередающего устройстваподвергается специальномупреобразованию - гамма-коррекции, стем чтобы ТВ изображение в итогеприблизительно соответствовалореальности. При нарушениикоррекции у изображения появятсяяркостные искажения. Например, всеяркие детали будут иметьодинаковую яркость и вдобавокпотеряют цвет или же разные темныетона "провалятся в черное",станут неразличимыми. Такого родаискажения неискушенныетелезрители часто не замечают, ноэто не значит, что их следуетпринимать как должное прилюбительской видеосъемке.

Здесь возможныдва случая: при передаче кадра стемным фоном и с небольшими оченьяркими деталями автомат, поднимаяобщую яркость кадра, приводит кпересветке этих деталей. Часто втелерепортажах можно видеть, что налице персонажа, показанном крупнымпланом с местной подсветкой натемном фоне, на бликующих участках,особенно на лбу, появляются четкоограниченные белые или желтыепятна. Это происходит из-за того,что уровень каждого из трех цветныхвидеосигналов при"пересветке" ограничивается,теряется их первоначальноесоотношение, определяющеецветность поля, ионо воспроизводится как белое илипочти белое. Чтобы избежать этого,включают режим "спотлайт",который пропорционально поджимаетвсе три видеосигнала и темобеспечивает сохранение цветностисоответствующих участков (4).

SPOTLIGHT MODE("точечный свет", или"прожектор") и BEACH & SKI MODE("пляж и снег") характеризуютсятем, что в них "поджимаются"яркости очень светлых объектов иполей.

Таким образом, вотношении яркостных характеристикоба режима действуют одинаково, нопервый служит для передачинебольших ярких объектов на темномфоне, а второй - темных объектов напротяженном ярком фоне.

Второй случайимеет место при передачепротяженных ярких объектов,например снежных полей.Автоматическая диафрагма снижаетобщую яркость кадра, темные объектыстановятся еще темнее,освещенность затененных участковпадает, их детали на фоне снегаперестают различаться. Этинедостатки исчезают, еслиуменьшить яркость светлых полей,что и обеспечивает режим "бич эндски" (5).

SOFT PORTRAIT MODE("мягкий портрет") снижаетобщий контраст изображения за счетподъема яркости темных участков. Врезультате изображение становитсянесколько дымчатым, менее"жестким", но без потериразрешения (рис. 6). Этот режим имеетограниченное применение и вряд лигодится для съемки неодушевленныхобъектов и общих планов.

Надо отметить, чторазработчики камеры ввели оченьумеренную величину коррекции,видимо, чтобы даже неопытныйоператор, не к месту используяописанные режимы, не смог испортитьрезультаты съемки. Тем не менееизложенные простейшиерекомендации позволяютзначительно улучшить качествовидеофильма.



SUNSET MOON MODE("солнечный закат и лунныйсвет"). Необходимость этогорежима обусловлена тем, что присъемке в условиях очень малойосвещенности автомат стремитсядовести яркость полученногоизображения до "нормального"дневного уровня, что, во-первых,неестественно, так как ночные сценыв принципе должны быть болеетемными, чем дневные, а во-вторых,пытаясь дотянуть слабый сигнал донормального уровня, системачрезмерно повышает усилениетракта. Из-за этого картинкаполучается сильно"зашумленной", приобретаетзернистую структуру, оченьнеприятную для зрения (7). Воизбежание этого режим искусственнозатемняет темные участки, оставляянеизменным уровень ярких деталей. Врезультате ночные сцены передаютсяпри умеренном усилении с общимтемным фоном (но при хорошейпроработке деталей), тогда какяркие объекты - освещенные здания,световая реклама, фейерверки -воспроизводятся с естественнойяркостью и с сохранением цветности.При передаче нормально освещенныхсцен включение этого режима почтинезаметно.



1.Панорама, снятая с использованиемавтоматической регулировкидиафрагмы, обнаруживает колебанияяркости (вверху). Та же панорама,снятая с ручной установкойдиафрагмы по левому участкупейзажа, воспроизводится болееестественно (внизу).

Лес,снятый с автоматическойрегулировкой диафрагмы,воспроизводится слишком светлым(слева). Чтобы он производилвпечатление густой чащи,изображение следует искусственно"подтемнить", слегка прикрывдиафрагму вручную (справа).

2.Автоматическаярегулировка диафрагмы привертикальном панорамировании впасмурную погоду вызываетнеестественное "плавание"освещенности объекта (слева). Еслидеафрагма установлена вручную понижнему участку объекта, весь онвоспроизводится с естественнойяркостью (справа).

Темныефигуры на очень светлом фоне,снятые с автоматическойрегулировкой усиления,воспроизводятся в виде силуэтов(слева). Введение режима "beach &ski" позволяет разглядеть ихдетали (справа).

На лице,снятом крупным планом с сильнойподсветкой, наиболее яркий участоквыглядит как резко очерченноебелое пятно (слева). Применениережима "spotlight" позволяет этотдефект убрать (справа).

Ночнойсюжет, снятый в нормальном режиме,получается слишком светлым и"зашумленным" (слева). В режиме"sunset moon" изображениестановится чище и болеесоответствует реальности (справа).

Съемкав нормальном режиме дает слишкомрезкий контраст (слева). В режиме"soft portrait" изображениеполучается затянутым"романтической дымкой"(справа).







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)