[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Четыречерненьких

Наверное, каждый из насхоть раз в жизни встречался с этимзабавным стишком:

Чертиличерными чернилами

чумазенькихчертенка

Чертиличрезвычайно чисто!

чертеж.

Такое намеренноеповторение определенных звуков сцелью усиления звуковойвыразительности стиха - один издревнейших поэтических приемов.Называется он аллитерацией. Приэтом, конечно, подчеркнутая(аллитерированная) согласная необязательно должна встречаться вкаждом слове данного стихотворногоотрывка и уж совсем не обязательностоять в начале слов. Вслушайтесь,например, как, артистичноподчеркивая букву "л" всего водной только строчке, создает почтифизическое ощущение мягкости,зыбкости лунного сияниянепревзойденный Пушкин: "Напечальные поляны льет печальныйсвет она..."

Буква "Ч", с которойначинаются все слова, усиливаетобщее радостное ощущение игры,безобидной шалости, скрытогопарадокса (чумазенькие, а чертиличисто), превращая стишок в этакиймаленький веселый пыхтящийпаровозик - чу-чу-чу, чу-чу-чу,чу-чу-чу...

Как особая форма поэзиитавтограммы встречаются во многихязыках и известны очень давно.Особенно много изощренныхтавтограмм можно найти на латыни. Уримского поэта Квинта Энния,жившего две с лишним тысячи летназад (II-III вв. до н. э.) есть такиечеканные строки: O Tite, tute, Tati, tibi tanta,tyranne, tulisti! ("О Тит Татий, тиран,тяготят тебя тяготы эти!", переводФ. Петровского). Но что отдельныестроки! На латыни, особенно всредневековье, было создано немалотавтограм-мных поэм. Например,монах-доминиканец Плацениус в 1530году написал грандиозную поэму"Pugna porcorum" ("Битва свиней"), всеслова в которой, как и в названии,начинались на букву "Р". А некийХристиан Пиэр в 1576 году сочинилогромное стихотворение "ChristusCrucifixus" ("Христос распятый") в 1200строк, каждое слово в которомначиналось на букву "С".

Однако речь пойдет какраз о тех случаях аллитерации,когда (как в примере с чертенятами)все слова стихотворения начинаютсяна одну и ту же букву. Называютсяони тавтограммами (от греческогоtauto - "то же самое" и gramma - "буква,запись").

Еще одна довольнодревняя тавтограмма "ПетрПетрович" неизвестного автораупоминается в знаменитом толковомсловаре Даля:

Есть достаточно многопримеров искусных тавтограмм и нарусском языке. Уже у истоков нашейлитературы в "Слове о полкуИгореве" встречаются блестящиеаллитерации и в том числетавтограмм ные отрывки: "Съзарания въ пятокъ потопташапоганые плъкы половецкыя..."("Спозаранок в пятницу потопталиони поганые полки половецкие...").

Поймалпопугая - понес продавать.

Петр Петровичпошел погулять,

Особенно многозамечательных тавтограммпоявилось в русской поэзии в началеи конце этого столетия.Хрестоматийным сталостихотворение "Мой маяк" ВалерияБрюсова:

Просилполтину - получил половину.

Мечтаммерцающий маяк,

Мой милый маг,моя Мария,

Мой милый маг,моя Мария,

Мятежнымарева морские,

А вот отрывок изопубликованного в "ВечернейМоскве" тавтограммного рассказа"Чудо" нашего современника,укрывшегося под псевдонимом ЧеславЧехов-Чернышевский: "Четвертый часчапал Чмуров через чахлыйчукотский чапыжник, чем-точревовещательным чувствуя, чточуждые человеколюбию чуткиечекистские чау-чау чают, чтобычетвертовать чужака..."

Мечтаньемманит мутный мрак...

"Неокапитализм -никогда!
Над нами нависла новая ночь - ночьнеокапитализма. Наглые нувориши,надменно насмехаясь над народом,наслаждаются наложницами,накачиваются наркотиками,напиваются, нажираются..."


Возможноститавтограммы в прозе особенношироки. Посмотрите, как легко М.Чернолузский пародируетсовременную политическуюдемагогию в двух совершеннопротивоположных по смыслутекстах-тавтограммах (привожу лишьначальные строки):

И все-таки вернемся кпоэзии. Вслушайтесь встихотворение Данилы Алина,пронизанное, по образномувыражению поэта и филолога С.Бирюкова, "за счет буквы С ... легкимсвистом сожаления":

"Дорогие друзья!
Дивизионы душителейдемократического движениядрогнули. Дряхлеющий дракондиктатуры дохнет, долдоня: дескать,демократы довели державу додеградации!.. Демократы? Дешеваядемагогия!..."

сверху свисалсвиток столетий

снесли сарайстарых соседей

сник самоварснизу сдавили

стульясломали соты спалили

срезаныстебли сочных соцветий

синие сгусткисоленых созвездий

снесли сарайстарых соседей.

смелыесгинули сильные сплыли

Убираютуборщицы

Тавтограмма -достаточно популярный и в то жевремя трудный вид поэтическоготворчества. Но есть исупертавтограммы, каждое слово вкоторых начинается на две, три идаже четыре фиксированные буквы:

ублажаютублюдки

убиваютубийцы

(Д. Авалиани)

убеждаютубытки

Стикса стихия

Стимулы стили

стиснув стило

стирает

стихают

стихоплеты


ноСТРАдамия


(Д. Авалиани)

Стравинского,стратостатов...

странастраха, стражников,

страшасьстратегий,

страдаюстранник,

(С. Ф.)

страницустражду!

С. ФЕДИН.

Как видите, тавтограмматаит в себе еще немало непознанныхвозможностей. Быть может, некоторыеиз них откроются кому-нибудь извас...







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)