[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Любовь КРАВАЛЬ.

Мы очень часто сетуем, что нету нас, не сохранились, не найдены дневникиПушкина. А между тем дневники его в наших руках.Это - его рисунки. В них найдем ответы на многиевопросы.
Открытие графического дневника принадлежит А. М.Эфросу. Еще в 1933 году он писал, что центр тяжестиныне перемещен в раскрытие содержания рисунков.Их пора читать так, как научились читатьчерновики пушкинских стихов. Надо исходить изположения, что графика его рукописей - этодневники в образах, зрительный комментарий,особая запись мыслей и чувств, своеобразныйотчет Пушкина о людях и событиях, это - второйплан, у которого своя система.
"Следовать за мыслями великого человека, -как-то заметил Пушкин, - есть наука самаязанимательная". Это в полной мере относится кего графике, которая хранит в себе ритм работынад произведением, передает свободный полетфантазии, открывает нам подспудные размышленияпоэта. Всего в рукописях Пушкина насчитываетсяболее двух тысяч набросков. Это и портреты, ижанровые сценки, рисунки животных, пейзажи,арабески, сцены из истории и перерисовки изкартин. Одним словом - это целый мир,запечатленный стремительным пером.
После замечательных открытий Т. Г. Цявловской (см."самый интересный журнал Наука и жизнь " №№ 5, 6, 1971 г.; № 3, 1987 г.), Б. В.Томашевского, С. А. Фомичева, Н. В. Измайлова, С. В.Денисенко работа саратовской исследовательницыЛ. Краваль, которая выпустила книгу (в серии"Пушкин в ХХ веке") "Рисунки Пушкина какграфический дневник", стала новой ступенькой восвоении этой темы. Предлагаем вниманиючитателей одну из гипотез, которую она выдвигаетв своей книге.

Биограф М. Ю. Лермонтова П. А. Висковатыйвысказался вполне определенно: "Поэтывстретились в литературных кружках".Сослуживец Лермонтова и знакомый Пушкина граф А.В. Васильев говаривал, что Пушкин "восхищалсястихами" Лермонтова и предсказывал: "Далекомальчик пойдет".

Главный принцип прочтения графическогодневника Пушкина - внимание к детали, к каждойчерте, штриху, мазку. В рисунках его (теперь в этомуже нет ни малейших сомнений) нет ничего"просто так" или "вообще", многие из нихпостроены по типу ребуса. Попробуем вместе с вамипоразмышлять над одной из загадочных страниц инайти ответ на вопрос, который мучил очень многихисследователей долгие годы. А именно: был ли А. С.Пушкин знаком с М. Ю. Лермонтовым? Существуют липроизведения (в то время еще начинающего поэта), окоторых мы с полной достоверностью можемсказать, что Пушкин их читал?

А между тем имеется рисунок Пушкина,позволяющий нам предполагать, что встреча двухпоэтов состоялась. Рисунок сделан осенью 1835 годана листе приходно-расходной книги баронессыЕвпраксии Николаевны Вревской (Зизи Вульф).

Но почти все свидетельства такого родапочитались до сих пор недостоверны ми.

Во-первых, аллегорические картины, медальерноеискусство, виньетки, альбомные ребусы впушкинское время были широко распространены.Книги по символике и эмблематике былинастольными. Знание общеупотребительнойзнаковой системы было в крови у каждогообразованного человека. Иносказания разногорода составляли стиль эпохи. Да и сегодня такиевещи, как кинжал - символ цареубийства, секира -символ казни, стрела - символ схватки и томуподобное, каждый из нас прочитывает достаточнолегко.

прежде чем приступить к расшифровке ребуса,напомню, что нужно иметь в виду, когда мы пытаемсятолковать рисунки поэта.

Однажды Пушкин нарисовал себя в страннойрубахе без воротника, с непонятным разрезом уплеча, с высоко оголенной шеей и с двумякрестиками сзади.

Следующий важный момент: всевозможные штришки,крестики, кружочки, точки.

Мимо Пушкина не прошло и увлечение френологией(учение о неровностях черепа, якобы отражающихчерты характера). Судить об этом мы можем нетолько по тому, что в его библиотеке имеютсякниги Лафатера и Галля - основоположниковфренологии. Подтверждением служат портретныезарисовки, в которых Пушкин остроумноиспользовал полученные сведения, чтобыподчеркнуть те или иные - важные с его точкизрения - характеристики персонажей.

Это рубаха смертника. Перед казнью рубаха уплеча надрезалась, а уж потом палач разрывал еедалее (чтобы не мешала секире). Крестиками Пушкинотмечал - где упасть секире: здесь? Или пониже? Наэтом же листе (вверху) - Вольтер и Пестель:"вины" его - молодое вольтерианство изнакомство с Пестелем.

Долгое время (и по сей день есть те, ктопридерживается этого мнения) портрет красавицысо склоненным ликом (1829 г.) первоначальноотождествляли с Натальей Гончаровой. А. М. Эфроспервым высказал предположение, что перед намирисунок А. П. Керн. Доказательством тому сталаочень важная деталь в рисунке - линиятрехпроборной прически - она была большойновостью и только входила в моду в 1829 году. Наминиатюре (она датируется именно этим периодом)неизвестного художника, на которой изображенаАнна Керн, этот пробор виден очень хорошо.

Всмотритесь, как в рукописи "Руслана иЛюдмилы" поэт набросал профиль великого князяКонстантина Павловича... "Фигурная скобка" сдовольно крутым лбом, какой был на самом деле. Нокогда рисунок уже был закончен, Пушкин, как быпоправляя природу, резкой жирной чертой... срезалэтот сегмент лба - орган доброты. А позднее, в 1828году, Пушкин нарисовал тот же профиль в рукописистихотворения "Анчар". Крутой лоб остался,но на темени (орган постоянства, твердости инезависимости духа) вместо выпуклостиразверзлась воронка, провал. Словно, размышляяпро себя, поэт подвел итог: дело не в том, злойперед нами или добрый человек, а в том, что онподвержен влияниям, колеблем ими.

Думается - и этому есть и другие подтверждения, -что с большой достоверностью мы можемпредположить, что "загадочный портрет" -скорее всего, крестница генерала Раевского,татарка Анна Ивановна. Она была компаньонкойсестер Раевских в путешествии по Кавказу и Крыму.Кстати, обратите внимание еще на одну важнуюдеталь: куда обращен взор поэта (влево и вверх) наэтом листе? Именно к ней. Что тоже ни в коем случаенельзя считать простой случайностью. Тщательноскрывая свои чувства к Анне Ивановне, Пушкин"выдает" их только направлением взгляда.

Другой логический ключ, важный для расшифровкиграфического дневника Пушкина, - композиция. Инойраз непроизвольно, иной раз вполне намереннопоэт компонует свои наброски в единое целое какстихи. И если в руках исследователя оказываетсялист, где персонажи явно группируются породственному признаку, и рядом оказываетсянеизвестное лицо, то это означает, что дляопознания необходимо поискать кого-то, кто имеетотношение к этим людям. Пример тому - загадочный женский профиль на томлисте, где быстрым росчерком пера поэтзапечатлел семью Раевских. Об этом портрете А. М.Эфрос сказал: "Вряд ли когда-либо удастсяопределить, кому он принадлежит".



По этому принципу была "прочитана"композиция "Домашние Инзова" - три профиля ввиде конной тройки. Это тройка, везущая "домИнзова": в центре - коренник - правительканцелярии Мандель, пристяжные - секретарьВасилий Марченко и экономка "жипунясаКатерина". На месте кучера -экзекутор Гридякин (расшифровка Г. Ф. Богача).

В сентябре 1835 года Пушкин часто гостил то вТригорском, у Прасковьи Александровны Осиповой,то в Голубове, у Вревских. В одно из такихпосещений Голубова и возник набросок, который мыс вами попытаемся разгадать. Лист изрисовансплошь, в разных направлениях, казалось бы,беспорядочно. Словно бы "смешались в кучу кони,люди", гористый пейзаж, сухие пни. Но еще А. М.Эфрос заметил, что здесь все "сцеплено иосмысленно", "все рисунки соподчинены".

А теперь вернемся к решению нашего ребуса.

Но интересующий нас портрет - лицо мужчины -Пушкин делает, перевернув лист! Тем самым как бывычленяя новый персонаж из семействаОсиповых-Вульф-Вревских.

В центре композиции - большой парадный портретАлексея Вульфа, сына Прасковьи Александровны.Выше - профиль самой Прасковьи Александровны,верного и преданного друга Пушкина. Взачеркнутом профиле молодой женщины с высокимвыпуклым лбом угадывается хозяйка тетради -Евпраксия Николаевна Вревская.

Современники отмечали именно эту приметнуючерту у М. Ю. Лермонтова: "широкий и большой","необыкновенно высокий лоб" (что мы видим ина его автопортрете 1837-1838 годов).

Некоторые исследователи отождествляли его сДенисом Давыдовым. Круглые, несколько выпуклыеглаза, брови, волнистые волосы. Но, как намизвестно, лоб у Давыдова вполне классический, ане выпуклый. В то время как у незнакомца линияволос начинается почти у соединения лобной костис теменной - черта редкая, характерная. Пушкин немог не отметить ее своим зорким взглядом.

Кое-кому могут показаться слишком длинными усы.Но на зарисовках, сделанных в разное время, видно,что М. Ю. Лермонтов менял и стрижку, и прическу, нетолько "примеривал" самые разные формы усов,но и отращивал бакенбарды. На посмертномпортрете работы Р. Шведе мы видим точно такие жедлинноватые - калмыцкие - усы, как и на рисункеПушкина.

Совпадают с лермонтовской иконографией идругие черты пушкинского рисунка: скошенныеброви, с небольшим изломом в самом начале, мягкаялиния чуть вздернутого носа с круглыми"фыркающими" ноздрями, хрупкая мальчишескаяшея, шелковые волосы, а также грустные глаза с"калмычинкой". Художник М. Е. Меликов описалих очень точно: "Глаза небольшие, калмыцкие, ноживые, с огнем, выразительные, пламенные, ногрустные по выражению", смотревшие"приветливо, с душевной теплотой".

В таком случае возникает вполне законныйвопрос, почему это лицо вспомнилось Пушкину вГолубове у Вревских 5 октября 1835 года? Может быть,потому, что 3 октября был день рождения МихаилаЮрьевича, о чем мог знать Борис Вревский отсвоего брата Ипполита, товарища Лермонтова поюнкерской школе?

Значит, Пушкин встречался с Лермонтовым?Запомнил его?

Все семейство Осиповых-Вульф-Вревских понималои любило поэзию, новинки поступали в домрегулярно (вспомним слова матери Пушкина -Надежды Осиповны - в письме к дочери Ольге:"...барон Вревский доставляет нам все новинки.Его братья посылают их Эфрозине, которая такобразовалась, что не узнаешь").

Быть может, и так. Но самое главное: только чтовышел, только дошел до обитателей Голубоваавгустовский номер "Библиотеки для чтения",в котором опубликована поэма М. Ю. Лермонтова"Хаджи-Абрек".

В 1832 году Бей-Булат погиб от руки своеговрага-кровника кумыцкого князя Салат-Гирея. Наоснове этого реального факта Лермонтов и написалпоэму.

Поэма Лермонтова "Хаджи Абрек" не моглаостаться незамеченной. Она должна была привлечьвнимание Пушкина еще и тем, что с одним из еегероев - Бей-Булатом Теймазовым (Таймановым,Таймиевым) Пушкин был знаком, сидел с ним за однимстолом на обеде в честь взятия Арзрума. И в"Путешествии в Арзрум" Пушкин посвятил емуследующие строки: "Славный Бей-Булат, грозаКавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинамичеркесских селений, возмутившихся во времяпоследних войн. Они обедали у графа Паскевича.Бей-Булат мужчина лет тридцати пяти, малорослый иширокоплечий. Он по-русски не говорит илипритворяется, что не говорит. Приезд его в Арзрумменя очень обрадовал: он был уже мне порукой вбезопасном переезде через горы и Кабарду".

Но бури злые разразились,

Зарисовка-ребус словно бы "следует" завпечатлениями Пушкина во время чтения поэмы:ярусный ландшафт, диковатые горячие кони,черкесская стрела, сухие пни и коряги - все этонавеяно текстом:

И я стою теперь один,

И ветви древа обвалились,

Пушкин не рисует ни кровавой схватки, ниокоченевших трупов - только два сухих пня - другпротив друга, две загубленные жизни... И еще онделает набросок двух коней, оставшихся безседоков. Один конь выходит из-за горы, гдеостались, видимо, лежать мертвые тела. Он дикокосит глазом, взволнованный кровью и смертью. Вдругом - тоже еще не остыл боевой пыл.

Как голый пень среди долин.

Именно в этот вечер, видимо, и сказал Пушкинзнаменательные слова: "Далеко мальчикпойдет". И отсюда, от голубовских обитателей -через Ипполита Александровича Вревского,товарища Лермонтова, жившего на Кавказе в 1840-1841годах, отзыв Пушкина стал известен сослуживцамЛермонтова, а от них и дошел до нас.

И стрела - знак схватки...



Рисунок, оставленный в тетради, подтвердил тотфакт, что Пушкин видел Лермонтова, запомнил этогомолодого человека, если сумел воспроизвести егочерты, а также то, что он был знаком с творчествомначинавшего тогда поэта - по крайней мере споэмой "Хаджи-Абрек" - и предсказал егобудущую славу.


На листе приходно-расходной книги баронессыЕвпраксии Николаевны Вревской 5 октября 1835 годаА. С. Пушкин набросал рисунок-ребус, которыйпомогает ответить на вопросы о том, читал лиПушин произведения М. Ю. Лермонтова и можно линайти подтверждения тому, что их путипересекались.




Один из многочисленныхавтопортретов А. С. Пушкина. Странность наброскав том, что поэт изобразил себя в рубахе смертника(декабрь 1825 - январь 1926 г.).



Профиль великого князя Константина Павловича,который поэт оставил в рукописи стихотворения"Анчар" (1828 г.).









Портрет А. П. Керн.Миниатюра неизвестного художника (датируется 1830годом). Обратите внимание на трехпроборнуюприческу, которая только входила в моду. Именноэта деталь позволила пушкинисту А. М. Эфросуотождествить пушкинский набросок (2 октября 1829 г.)с "гением чистой красоты".



В рукописи"Кавказского пленника" есть довольноизвестная зарисовка (1820 г.), изображающая семьюРаевских. Общими усилиями пушкинистов узнаны ивеличавая Екатерина, и романтичная Мария, инежная Елена. Профиль "неизвестной", накоторый устремлен взгляд поэта, скорее всего,принадлежит татарке Анне Ивановне (крестницегенерала Н. Н. Раевского) - компаньонке сестерРаевских в путешествии по Кавказу и Крыму (нарисунке профиль Анны отмечен стрелкой,автопортрет А. С. Пушкина - крестиком).



Композиция А. С.Пушкина (1822 г.), названная исследователями"Домашние Инзова" - три профиля в видетройки, - это те люди, что вели домашнее хозяйствогенерала Инзова в Кишиневе, у которого жилссыльный поэт.



Автопортрет М. Ю.Лермонтова. 1837-1838 гг.



Рисунок А. С. Пушкина(1829 г.) с профилем Бей-Булата Теймазова, с которымпоэт познакомился во время поездки в Арзрум.



Фрагмент пушкинского"ребуса" из голубовской тетради, гдеизображена сцена битвы, описанная в поэме"Хаджи-Абрек" М. Ю. Лермонтова.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)