[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Согласившись наиспользование импортных агрегатови узлов высокой надежности,Акционерное общество"Москвич" считает, что делаеттем самым решительный шаг кавтомобилю европейского качества.
С корреспондентомжурнала "самый интересный журнал Наука и жизнь "беседует заместитель генеральногодиректора, директорНаучно-технического центра АО"Москвич" С. М. КРУГЛОВ.

- Позвольте,Сергей Михайлович, начать снеприятных вопросов. В народебытует мнение о "Москвиче" какоб автомобиле низкого качества, ненадежном.Как Вы к этому относитесь? Чемобъясняете? И вообще: насколько этоверно?

- Начну с конца: недумаю, что "Москвич",выпускавшийся до начала этого года,по качеству как-то принципиальноотличался в худшую сторону отдругих отечественных автомобилей.У всех у нас, у российскихавтомобилестроителей, много общихпроблем, и из-за них немало общихнедостатков. Вопросы вашидействительно не из приятных и неиз новых - ругать "Москвич"начали давно, лет сорок назад, еще вэпоху известных всем базовыхмоделей "412" и "2140".Действительно, с заводскогоконвейера уходили машинынестабильного качества. В течениегарантийного срока (1 год и 20 тысячкилометров пробега) значительнаячасть автомобилей предъявлялась нарекламацию. В последнее время заводпринял чрезвычайные меры дляповышения качества. "Москвичи"стали несравнимо лучше, но молваживуча, и шлейф суровой народнойкритики с тех давних времендотянулся до наших дней. Так,кстати, бывает и в обществе, когда,например, из-за "ошибокмолодости" складывается плохоемнение о человеке и тянется за нимвсю жизнь. Он уже совсем другой, астарые пересуды как-то не исчезают.

- Значит,представление о множественныхнедостатках "Москвича" - неболее чем молва?

- Этого я как разне говорил, а всего лишь заметил,что наряду со справедливойкритикой "Москвича" на негонередко возводят напраслину.Тысячи "Москвичей" годамиверно служат своим владельцам,работают в такси. В потребительскойоценке автомобиля есть двесоставляющие. Первая - объективная,техническая,так сказать, цифровая. И вторая -субъективная, она складывается изсобственного водительского опыта ииз того, что говорят другие. Так вот,это самое "говорят другие"часто вбирает в себя случайные инеквалифицированные выводы,которые, к сожалению, нередкоподхватывает и раздувает пресса. Вэтой части "Москвичу"достается особенно много.

- Например...

- Вы самиобнаружите массу примеров, еслиприслушаетесь к тому, что говорят.Зачастую ругают москвичевскоеэлектрооборудование, доказывают,что оно намного хуже, чем у другихроссийских машин. Но ведь на всеотечественные автомобилиустанавливают в основном одно и тоже электрооборудование, иизготовлено оно на одних и тех жеспециализированных заводах. К нему,действительно, можно предъявитьнемало претензий, но это касаетсяне только "Москвича".

- А как обстоитдело с объективной, как Вы ееназвали, составляющей? Что говорятцифры о качестве "Москвича"?Насколько он близок к идеалу - кпрославленным западным маркам?

- Скажу сразу,чтобы не создавалось впечатление,что хочу уйти от ответа:"Москвичи", выпускавшиеся доянваря 1997 года, конечно же, далекиот совершенства, в них немалообъективно зафиксированныхнедостатков. Что касается самогопонятия "идеал", то попутнохотелось бы заметить: идеальныхавтомобилей, я думаю, не бывает. Тот,кому довелось попутешествовать поЕвропе, наверняка замечал на въездев крупные и даже в средние городанесколько зданий промышленноговида с большим числом автомобилейвозле них. Это сервисные иремонтные центры "Вольво", "Фольксваген","Мерседес", "Ситроен","Опель", "БМВ", "Фиат"и других фирм. Так чторемонтировать приходится любыеавтомобили, в том числе ипрославленных мировых марок. Но,конечно, надежность современныхевропейских автомобилей,эксплуатирующихся в условияхотличных дорог, очень высокая, также, впрочем, как американских,японских и корейских.

Главныйнедостаток "Москвича" в том,что у машин, выпускавшихся до конца1996 года, некоторые узлы и агрегатыимели нестабильный ресурс. Онинередко выходили из строя намногобыстрее, чем это допускалосьтехническими нормативами. Заметноеснижение качества отдельных узлови всего автомобиля в целом былоотмечено 8-10 лет назад, и кнеобоснованной критике в целомнеплохой базовой модели"Москвич-2141" добавиласькритика вполне заслуженная.Попутно замечу, что узаконенныйресурс нашего автомобиля - 150 тысячкилометров.

- Вы употребилислово "нестабильный"применительно к качеству деталей, ких ресурсу. Как это надо понимать?

- В прямом смысле.Конструкция и технологияобеспечивают необходимое качествоузлов и деталей, значительная ихчасть соответствует техническимусловиям и надежно служит свойсрок. Но это не всегда так -случается, выпускаются деталиплохого качества, с заниженнымресурсом. И бывает это обычно из-занарушений технологическойдисциплины, слабого выходногоконтроля, использования материаловс заниженными характеристиками и т.п. В этом случае и говорят онестабильности качества илиресурса.

- После того, чтоВы рассказали, возникают двавопроса. Первый: откуда взяласьцифра узаконенного предельногопробега - 150 тысяч километров?

- Она в свое времябыла централизованно принята нетолько для "Москвича", но и длябольшинства отечественныхлегковых автомобилей, длянекоторых даже установили ресурсчуть меньше. Расчет был такой:большинство моделейпредназначалось для личногопользования - для автолюбителей,"частников". Они, какпоказывает опыт, за год в среднемнаезжают 10 тысяч километров, асерийный легковой автомобиль восновном больше 15 лет не живет - заэто время он либо моральноустаревает, либо может простосгнить. Вот и получается: 15 лет по 10тысяч - итого 150 тысяч километров.Всего лишь арифметика.

- Теперь второйвопрос: Вы отметили низкое качествоопределенных узлов и деталей у"Москвичей", выпускавшихся доначала 1997 года. А сейчас? Что-нибудьизменилось?

- Изменилось и,можно сказать, радикально. Преждевсего, выработан совершенно инойподход к использованию в нашихмашинах узлов и деталейиностранного производства. Я бысказал - это новая техническаяполитика завода, и полученный опытбудет полезен на российском уровне.

- Но это, видимо,могло произойти и раньше...

- Наверное, могло,но не происходило. Скорее всегоиз-за психологической инерции -всего несколько лет назад обиспользовании импортных деталей,закупаемых за валюту, которой узавода не было, мы и подумать немогли, все должно было быть толькосвое. По условию, вы мне должнызадавать вопросы, но позвольте и явас спрошу: почему в России донедавнего времени не выпускалисьсобственные персональныекомпьютеры? Ведь у нас была мощнаяпромышленность, делавшая многоразных ЭВМ, в том числе для обороны.Еще лет тридцать назад были у нас исвои разработки "персоналок",мы могли бы выпускать ихмиллионными тиражами.

- Почему же невыпускали? Не пришлось бы тратитьмиллиарды долларов на импортнуютехнику...

- Насколько мнеизвестно, потому чтопромышленность не могла достаточнобыстро освоить некоторые основныедетали персонального компьютера, вчастности микропроцессор ивинчестер - накопитель информациина жестком магнитном диске. Ваналогичном положении были многиезарубежные производителивычислительных машин, но онисделали то, что нашим неразрешалось: стали закупать нужныедетали у специализированных фирм,достигших высокого совершенства всвоей узкой области. Этопродолжается и по сей день:компания "Интел", например,снабжает микропроцессорами большеполовины всех выпускаемых в мирекомпьютеров. У нас лишьсравнительно недавно преодолелистарое "табу", и на прекрасныхотечественных самолетах появилисьпрекрасные зарубежные двигатели, ав отечественных телевизорах -зарубежные микросхемы. Широкопользоваться разумным разделениемтруда, услугами специализированныхфирм, покупать уних, высоких профессионалов,комплектующие детали и целыеагрегаты - это классика сложногосовременного производства, в томчисле - автомобильного. А нашируководители еще не так давностарались все, что возможно,втащить к себе на завод и независеть от смежников. Если несчитать поставокэлектрооборудования, подшипников ирезинотехнических изделий, то внашей автомобильнойпромышленности, пожалуй, не былоразвитой производственнойкооперации, не говоря уже окооперации международной.

- Итак, АО"Москвич" встало на путьразвитой международной кооперациив начале нынешнего года. И все же -почему только теперь? Другиеотрасли, напримерсамолетостроители, уже давнопреодолели этот психологическийбарьер...

- Нынешняя жизнькрупного российского завода, какправило, сложна и драматична. Думаю,литераторы нашли бы здесь для себянемало захватывающих сюжетов. Вы,конечно, знаете, что наш завод ещегода три назад попал в сложнейшеефинансовое положение, что дваждынад ним нависала угрозабанкротства. И самое страшное -целый год завод стоял. Вдумайтесь:гигант, способный в день выдаватьсотни автомобилей, бездействовал,уходили квалифицированныеспециалисты. К нам поступалипредложения о помощи, но в нихнередко просматривалось лишьжелание отобрать у заводапоследнее. Хорошо еще, что неперевелись рыцари на Руси - люди,думающие о стране, о перспективе, ане о сиюминутной выгоде. Я имею ввиду правительство Москвы и впервую очередь - мэра ЮрияМихайловича Лужкова. Именно Москване позволила растащить иизничтожить такую огромную вгосударственных масштабахценность, как АО "Москвич" -завод современный, с просторныминовыми цехами, дорогимоборудованием, совершеннойинфраструктурой,квалифицированным многотысячнымколлективом.

Запустить заводпосле годичного перерыва - дело вчем-то даже более сложное, чемввести в строй новое предприятие.Но в трудных условиях"повторного пуска"руководство сумело, как никогда,серьезно заняться качествомавтомобиля. Может быть, этомупосодействовал "пусковойстресс", но мы как-то сразупоняли, что только своими силамизадачу кардинального повышениякачества нам не решить: пробовали влучшие времена, очень старались, ноне получалось. Тогда-то и был выбрантрадиционный уже для многих путь:прекратить"самодеятельность", снять спроизводства узлы и детали,качество которых не устраивает нипотребителей, ни нас самих, ипокупать их на специализированныхфирмах. Достаточно быстро изучилирынок, адаптировали новые детали кнашему автомобилю (это всегданепросто - что-то в машинеприходится менять), провелииспытания, заключили контракты иосвоили на сборочном конвейере. Ивот вам результат: сегодня в"Москвичах" заменены узлы идетали, с которыми в основном и былисвязаны массовые отказы, вместо нихустановлены изделияспециализированных фирм,поставляющих свою продукциюкрупнейшим автозаводам мира. (Схемана стр. 40-41 иллюстрирует эту замену,возле каждого нового узла указанафирма-изготовитель. - Прим. ред. )

- Все это,наверное, стоит безумно дорого...

- Представьтесебе, не очень. Примерно во столькоже обходились нам старые детали -свои и покупные. Даже за полностьюукомплектованный французскийдвигатель F3R мощностью 113 лошадиныхсил мы платим почти столько же,сколько за уфимский или вазовский.

- Но какполучается, что качественная инадежная импортная деталь по ценеодинакова с отечественнойзначительно худшего качества?

- Здесь многотонкостей, в которых неплохо быразобраться нашимпроизводственникам и экономистам.Главное, думается, в том, чтоспециализированная фирма, такая,скажем, как "GKN", поставляющаяшрусы - шарниры равных угловыхскоростей (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь "№ 10, 1990 г. - Прим. ред. ) чуть ли невсем европейским автозаводам, дотонкостей отработала своитехнологии и благодаря массовомупроизводству обеспечивает низкуюсебестоимость. Кстати, размышляя оцене, учтите, что раньше на каждый"Москвич" нам приходилосьделать в среднем три комплекташрусов, чтобы в процессеэксплуатации можно было заменятьте, что выходили из строя. И все этотолько потому, что не удавалосьдобиться стабильного качества, снеобходимой микронной точностьювыдерживать геометрию деталей.

- А неиспытываете ли Вы определеннойнеловкости, приобретая импортнуюпродукцию и тем самым как бы лишаяработы отечественныхпроизводителей?

- Мне остаетсялишь повторить ответ нааналогичный вопрос маршала авиацииЕ. И. Шапошникова изопубликованного в вашем журналеинтервью (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " №4, 1997 г. - Прим. ред. ): ведь вы жесами без колебаний покупаетесовременный японский телевизорвместо отечественного. Патриотизмдолжен способствовать подъему,усилению страны, а не поддерживатьее из ложного сострадания в нищете.В связи с этим хотел бы привести двапримера. Главный тормозной цилиндри усилитель АО "Москвич"получало со специализированногозавода в Кинешме. В последнее времякачество этих деталей сталонастолько низким, что мы отказалисьот дальнейшего сотрудничества (стормозами ведь шутки плохие!) иперешли на тормозные системыанглийской фирмы "Лукас".Сначала в Кинешме возмутились:завод лишают заказа, рабочих -зарплаты. Мы провели у них на заводесравнительную демонстрацию двухтормозных систем, и всем все сталоясно. После этого Кинешма вступилав контакт с фирмой "Лукас",сейчас они готовят совместноепроизводство, продукция которогонаверняка найдет свое место нарынке и, может быть, не только навнутреннем. Другой пример. Недавномы организовали большую выставкусвоих изделий, которые хотели быпередать другим предприятиям, в томчисле из военно-промышленногокомплекса. Нашлось немало тех, ктохочет и, судя по всему, может стать"соавтором" наших автомобилей.Так что мы не отталкиваемотечественных производителей, мыготовы сотрудничать с ними и болеетого - отдавать им предпочтение. Нотолько в том случае, если этонастоящие профессионалы,выпускающие продукцию высокогокачества по приемлемой цене.Кстати, в контрактах, заключенных снашими зарубежными поставщиками,обязательно оговаривается, что онибудут размещать свои производствав России, причемнедалеко от завода, скорее всего вМоскве и Московской области.

- Если так щедроотдавать другим то, что вы ещенедавно делали сами, то что жеостанется на заводе?

- Останется то,что, по сложившейся мировойпрактике, в основном и делаютавтозаводы: разработка автомобиля,его перспективное развитие, дизайн,испытание и исследование новыхмоделей и основных узлов, крупнаяштамповка, сварка кузова, егоокраска и, наконец, сборкаавтомобиля на главном конвейере,продвижение его на рынке, сервис.

- Судя по всему,на заводе освободятся огромныепроизводственные площади. Чтобудете с ними делать? Это ведь понынешним временам целое состояние.

- На старойтерритории для части помещенийбудем искать применение совместнос правительством Москвы, а на новойосвободится огромный корпусмеханической обработки. В нем будеторганизована сборка автомобилей"Меган" фирмы "Рено".Соглашение об этом уже подписано.

- А еще у вас естьочень большой моторный корпус,можно даже сказать целый завод. Я,как пассажир метро, которое в этомрайоне выходит на поверхность, ужемного лет вижу это длинное и, судяпо всему, бездействующее здание.

- Моторный корпус -еще одна наша беда, еще одна жертваэкономических потрясений. Он былпостроен для выпуска собственныхмосквичевских двигателей вместопокупных. Но настали трудныевремена, и не хватило денег, чтобызапустить уже почти готовоепроизводство. Сейчас и здесьнаметилось какое-то реальноедвижение: первые партии двигателейF3R мы получаем в собранном виде,затем у себя в моторном корпусебудем собирать двигатели изфранцузских деталей и, наконец,постепенно введем в двигателиосновные детали собственногоизготовления - блок цилиндров,головку блока, шатун, коленчатый ираспределительный валы. Все этобудет изготовлено именно вмоторном корпусе, французскиеэксперты подтвердили, чтоимеющееся оборудование для этоговполне пригодно. Планируемаяпрограмма - 250 тысяч двигателей F3R вгод, в дальнейшем их будут ставить ина собираемый в Москве "Меган",и на все "Москвичи".

- Разве сейчасфранцузский двигатель ставится нена все ваши автомобили?

- Сейчаспокупатель может выбрать любой изпяти двигателей: вазовский собъемом цилиндров 1,6 или 1,8 литра,уфимский - на 1,7 или 1,8 литра, а такжедвухлитровый F3R.

- Раз уж мызаговорили о двигателе, поясните,пожалуйста, почему вашикомпоновщики так держатся за егопродольное расположение? Ведь одноиз достоинств переднеприводноймашины - компактность, связанная споперечным расположениемдвигателя. Поперечная схемавыбрана для вазовских"восьмерок", "девяток" и"десяток", как и длябольшинства зарубежныхпереднеприводных моделей.

- Каждая из двухсхем имеет свои достоинства инедостатки. Чтобы не втягивать васв дискуссию, приведу всего лишьодин любопытный факт:"Фольксваген-Пассат" сначалавыпускался с продольнорасположенным двигателем, затем - споперечным, а теперь сновавернулись к продольному. Кстати,только благодаря продольнойкомпоновке удалось три совершенноразных двигателя - вазовский,уфимский и "Рено" -устанавливать на один кузов"Москвича".

- Вы сказали, чтопланируется ежегодно собирать назаводе 250 тысяч двигателей F3R.Сколько же "Москвичей" будетвыпускаться к тому времени?

- Сейчас на заводеработают 14 тысяч человек, этих силвполне хватит, чтобы делать 120 тысячмашин в год. В недалеком будущемдобавится производствоавтомобилей "Меган". Этоважная и сложная задача - выйти навысокие объемы производства, носегодня я бы назвал ее задачей"номер два".

- А какая"номер один"?

- Качество,надежность, престиж машины. Приведуеще один факт, показывающий,насколько решительно мы настроеныв этом вопросе. Приказомгенерального директора на заводеликвидируется цехпослеконвейерных испытаний. Онфактически был тем местом, гдемаскировалось некачественноепроизводство - устранялисьсерьезные недоделки, дефектысборки, заменялись неисправныедетали. Теперь такого места небудет.

- И что отсюдаследует?

- А то, что мостысожжены и отступать некуда. Нужносразу делать надежный автомобильнормального европейского качества.Сейчас это вполне реально: вмосквичевскую команду вошлизарубежные производственники,профессионалы высокого класса.

ЗаписалД. Зыков.



В цехах АО "Москвич" вскоре начнетсявыпуск автомобиля "Мега" французской фирмы "Вено", получившего титул "Автомобильгода - 96" в Европе. Ему присущи традиционный комфорт, внушительного размерасалон, тщательно проработанная эргономика водительского места. С двигателемF3R машина может развивать скорость около 200 км/ч и разгоняться до 100км/ч за 9,5 с. Расход топлива на 100 км пробега в городском цикле - 10,3л, при скорости 90 км/ч - 6,3 л, 120 км/ч-7,9 л. Двигатель расположенпоперечно перед передней осью с наклоном назад. Машина оборудована 5-ступенчатойкоробкой передач, стабилизаторами поперечной устойчивости. Готовится кпроизводству одна из показанных на снимке моделей "Мегана", какая именно- пока не сообщается.

Около тысячи автомобилей "Москвич2141-22" (2141-23) пополнили парк московских такси. Их кузова упрочненыдополнительными точками сварки. Ресурс для столицы с учетом интенсивногои часто меняющегося режима движения - 120 тысяч километров (максимальныйресурс для дорог общего пользования - 150 тысяч километров). "Москвичи"-таксиработают сейчас в Волгограде, Ростове, Самаре и других городах.

В автопробеге по маршруту Москва- Томск - Новосибирск - Москва, проходившем с 16 февраля по 10 марта нынешнегогода, участвовали пять "Москвичей" нового поколения - две машины "Святогор"и три "Князь Владимир". Все они преодолели расстояние 7000 километров безединой поломки. На снимке: автомобили прибыли в Омск.
ЭЛЕКТРОННЫЙБЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДОЗАТОР-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОПЛИВНЫЙНАСОС топливо(бензин) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬЗАЖИГАНИЯ НАКОПИТЕЛЬТОПЛИВА ВПУСКНОЙКЛАПАН ДАТЧИКДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА ДРОССЕЛЬНАЯЗАСЛОНКА ПОРШЕНЬ ПУСКОВАЯЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФОРСУНКА РУБАШКАСИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДАТЧИКТЕМПЕРАТУРЫ РАБОЧАЯФОРСУНКА ВПУСКНОЙКОЛЛЕКТОР
Система распределенного впрыска двигателяF3R работает следующим образом. Электрический топливный насос под давлениемподает топливо (бензин) в резервуар-накопитель, откуда оно попадает в дозатор-распределитель.Если двигатель холодный, то часть топлива поступает в рабочую форсунку,а часть - в пусковую электромагнитную форсунку, из которой бензин распыляетсяво впускной коллектор. Этим достигается обогащение смеси в момент пуска.Количество бензина, поступающего в пусковую форсунку, определяет блок управления,в зависимости от температуры, числа оборотов двигателя и других данныхего режима. По мере прогрева в пусковую форсунку поступает все меньше топлива,и в конце концов действуют только рабочие форсунки, установленные вблизивпускных клапанов. Момент и продолжительность подачи топлива в рабочуюфорсунку синхронизируются с открыванием и закрыванием клапанов.Во время работы двигателя информацияо давлении во впускном коллекторе, о положении дроссельной заслонки, температуредвигателя и выхлопных газов и о некоторых других параметрах поступает отдатчиков в блок управления. После обработки информации этот управляющийблок выдает соответствующие команды на дозатор-распределитель топлива,обеспечивая оптимальное питание двигателя в самых разных его режимах.
Устанавливаемый на новые "Москвичи"французский двигатель "Рено F3R" снабжен системой распределенного впрыска.Она равномерно распределяет по цилиндрам горючую смесь практически одинаковогосостава - разница не превышает 6-7%. (Для сравнения: карбюратор дает разницу11-17%.) За счет этого экономится топливо, улучшаются динамические характеристикимотора и экологические показатели выхлопа. Рабочий объем двигателя - 1998смз, мощность - 115 л. с. при 5400 об/мин. Схема,иллюстрирующая один из вариантов комплектования автомобилей "Москвич" узламии деталями ведущих европейских специализированных фирм.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)