[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Кандидатфизико-математических наук С.ФЕДИН.

Весной, во времянабора первоклассников впрестижные школы, у дверей"приемной комиссии" толпятсявозбужденные родители изаразившиеся их волнением малыши.Каждого проэкзаменованногоребенка окружают, спрашивают: "Изкакой книги текст просили читать? Адвузначные числа складывал? Какаязадачка на сообразительность?".Тут же проверяют эту задачу насобственном чаде: "На весах стоитпетух. Он весит три килограмма.Сколько он будет весить, еслиподнимет одну ногу?". Ответ:"Полтора килограмма" -вызывает скорбный вздох и плохоскрываемое разочарование (столькоготовились, а теперь можемпровалиться).
Возмущаютсяродители, чьи детишки к шести годамне умеют читать и считать: "Зачемнужна школа, если не учить всемуэтому детей? К чему мучить ребенка илишать его детства?".
Эти две точкизрения, два подхода -"образовывать" ли ребенка дошколы или "оставить в покое" -суть дискуссии не только родителей,но и педагогов, детских психологов.Свое отношение к этой проблемевысказывает один из создателейдетского центра "Маленькийпринц" в подмосковном поселкеЧкаловский.

Но все этиаргументы очень частооборачиваются благими намерениями,которыми родители выстилают длясвоего ребенка дорогу вовсе не врай. Дети приверженцевинтенсивного дошкольного обучениястановятся жертвами чрезмерногоусердия и неудовлетворенногочестолюбия родителей, и малышитеряют гораздо больше, чемприобретают. Непомерные нагрузкина организм и психику ребенка,непродуманные, неинтересныезанятия, сводящиеся лишь кдосрочному освоению школьнойпрограммы, - все это вызываетбыструю утомляемость, стрессы,необъяснимые с точки зренияродителей капризы и, в конечномсчете, потерю интереса к обучению.

Аргументы тех, ктосчитает необходимым с максимальнойотдачей использовать время отколыбели до школьной скамьи и"насыщать" ребенка знаниями,достаточно весомы. Действительно,хорошо известно, что две третиинтеллекта шестнадцатилетнегоподростка закладываются уже кшестилетнему возрасту. И от того,какие способности будут пробужденыи развиты в маленьком человечке,какие знания и навыки он приобрететдо школы, во многом зависит егодальнейший духовный рост, егостановление как личности. Крометого, именно в возрасте от 3 до 7 летребенок наиболее восприимчив кпознанию мира, легко и быстро, аглавное, с радостью впитываетразнообразную информацию. Заранееподготовленный ребенок получаетопределенные (порой немалые)преимущества перед сверстниками,как правило, более дисциплинирован,усидчив и легче учится.

В тех случаях,когда раннее развитиедействительно приводило квыдающимся результатамвпоследствии (Женя Кисин, ГарриКаспаров и другие), мы имеем дело,скорее, с исключительной природнойодаренностью вкупе сблагоприятными для творчестваусловиями.

При этом ссылки наизвестных вундеркиндов не всегдауместны. Ведь немалая часть из нихникак не реализует себя вдальнейшем и не оправдываетвозложенных надежд нагениальность. Эти дети как быбыстрее других примчались кпромежуточному финишу, а потомстали дожидаться остальных, чтобыдальше двигаться в толпе. Но есть ипримеры, которые иначе кактрагическими не назовешь.Достаточно вспомнить известного в60-е годы чудо-ребенка корейца Ким ЮнВона. В два года он уже умел читать иписать, вел дневник. Но столь раннийи бурный старт оказался всего лишьвпечатляющим фальшстартом. К 12годам он, по словам родителей (обабыли профессорами), "полностьюисчерпал себя" и впоследствиисовершенно отгородился от внешнегомира.

Во-первых, потомучто тем самым вы передаете рольпедагога, способного развитьталанты вашего ребенка, телевизору,компьютеру, друзьям во дворе. Ведьмалыш все равно "учится". Дошколы его мозг вовсе не отдыхает.Напротив, очень интенсивно познаетмир и себя. Умело организованные,увлекательные и необременительныезанятия в этом возрасте способныпридать мощный творческий импульсна всю жизнь, их трудно переоценить.

Тогда, быть может,права другая (пожалуй, самаямногочисленная) категорияродителей и педагогов, считающих,что не стоит вообще заниматься сребенком до школы. "У ребенкадолжно быть счастливое,безоблачное детство", "Я нигдедо школы не учился, а кончил ее сзолотой медалью", - сколькоподобных заявлений я слышал отродителей. К сожалению, и с этойточкой зрения согласиться нельзя.

Какой же из двухподходов к дошкольному обучениюребенка выбрать родителям, которымнебезразлично будущее их детей?

Во-вторых, поотзывам учителей начальной школы,сейчас в первый класс приходитгораздо больше детей, умеющих в тойили иной степени читать и считать,нежели раньше. Значит, совершеннонеподготовленный ребенок будетизначально испытыватьпсихологический дискомфорт,окажется в положении догоняющего вкомпании сверстников.

Именно на этосделан акцент в детском центре"Маленький принц". Ежегодноздесь обучается 60-70 детей ввозрасте от 3 до 7 лет. Помимообычных для образовательныхзаведений такого рода предметов(чтение, математика, музыка,изобразительное искусство и пр.) втечение ряда лет в "Маленькомпринце" по моей инициативепроводились занятия под условнымназванием "Развитие мышления".

Мнепредставляется, что истина, какводится, лежит где-то посередине.Безусловно, надо использовать тягуребенка к знаниям, его творческиеспособности, гибкую память,радостное удивление перед манящимитайнами мира. Но делать эточрезвычайно деликатно, весело изанимательно. Важно не столькомеханическое усвоение той или инойинформации, сколько развитиедуховного мира, стимулированиевоображения малыша. Что не означаетотказа от обучения некоторымпосильным и уместным традиционнымдисциплинам, таким, например, какчтение (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 6,1986 г.) или рисование.

Теперь о самомглавном, о содержании занятий. Есликоротко, то я старался говорить смоими учениками обо всем, чтовызывает удивление, тренируетпамять и внимательность, развиваетаналитический склад ума, вызываетжелание повторить или придуматьчто-нибудь свое.

Мои встречи сдесятью детьми 5,5-6,5 лет проходилиодин раз в неделю.Продолжительность занятияколебалась от 30 до 40 минут. Прижелании мы могли чуть задержаться(это бывало чаще), но могли изакончить пораньше. Каждое занятиепредставляло собой импровизацию назаранее подготовленные темы иболее всего, наверное, напоминалосмесь беседы и представления.Обстановка была самой раскованной -можно было вставать, ходить ивступать в разговор, не спрашиваяразрешения. Тем не менее я неприпомню ни одного случая, чтобымне пришлось повышать голос илиприбегать к каким-либо мерам длянаведения порядка или привлечениявнимания.

Но такими играмиобычно заканчивались наши занятия,а начинались они часто болеепростыми и короткими играми навнимательность или быстротуреакции. Любимыми здесь были"Волшебный сундук" (первыйигрок говорит: "Я достаю изволшебного сундука..." - далееназывается какой-либо предмет,второй игрок повторяет фразупредыдущего, добавляя свой предмет,и так далее до тех пор, покаочередной игрок не сможетповторить весь, часто оченьдлинный, список) и карточная игра"Пардон, мадам". Надо быловидеть, с каким увлечением все мы (ия, конечно, тоже) играли в "Пардон,мадам" или "Морской бой".

Остановлюсь наобязательных элементах каждогозанятия. Одним из самых любимых унас были игры, которыми обычноначинались и заканчивались нашивстречи. На каждом занятии мыпроходили либо закрепляли ту илииную интеллектуальную игру - отсамых простых (крестики-нолики,морской бой, коза и волки и т. д.) напервом году обучения до шахмат - навтором. Послетого как очередная игра была болееили менее усвоена, обязательноустраивался чемпионат, апобедитель получал какой-нибудьскромный приз. Я старался устроитьвсе так, чтобы призы получал (инеоднократно) каждый, поэтомуобиженных не было.

Например, еслиречь шла о кривых, вычерчиваемыходним росчерком, то прежде ярассказывал известную историю обогромной сумме, которую якобы водной газете обещали выплатитьтому, кто сумеет нарисовать однимнепрерывным движениемопределенную фигуру. Затем мыпытались вычертить еесамостоятельно, и послебезуспешных попыток я объяснялсвоим ученикам, что есть линии,которые можно таким образомвычертить, и есть такие - которыенельзя. В качестве примера первых яприводил пятиконечную звезду и тутже просил нарисовать ее. Такиезадания всегда доставлялибольшое удовольствие малышам.

Еще одиннеизменный атрибут наших занятий -всевозможные головоломки,логические задачи, задачи навнимательность исообразительность. Как правило,сначала я рассказывал детям ту илииную занимательную историю либолегенду, связанную с данным типомголоволомок, после чего все вместемы пытались решить (и, конечно же, витоге решали) какую-либо яркую ихарактерную головоломку или задачуна эту тему.

Я твердо убежден,что детям в 5-7-летнем возрасте можнои нужно говорить (занимательно и наэлементарном уровне) об оченьмногих серьезных вещах, недожидаясь, пока их природнаялюбознательность угаснет ("сединственной надеждой напостепенное угасание воображения,которое зовется взрослением" -Стивен Кинг).

Обязательно накаждом из занятий мы знакомились скаким-либо новым понятием,способствующим развитиюабстрактного мышления, углублениюмировоззрения. Так, на одном из нихмы коснулись темы"бесконечность". Начав сконкурса "кто назовет самоебольшое число" (попутно мыпоговорили о миллионах, миллиардах,дойдя даже до гугола), я объяснилсвоим ученикам, что самого большогочисла не существует, поскольку клюбому числу можно прибавитьединицу. Поэтому чисел бесконечномного. Так же, как звезд на небе,песчинок, микробов, километров, накоторые можно улететь от Земли.Когда мы не можем пересчитатькакие-то предметы или величины, томы говорим, что их бесконечно много.После этого ребята сами сталиприводить мне подобные примеры. Азатем я сказал им, что"бесконечность" можетвозникать (пусть и неявно) не толькопри счете, но даже... в стихах.Рассказав несколько"бесконечных" (то естьциклических) стихотворений вроде"У попа была собака" или"Чучело-мяучело на трубесидело", я попросил их самихпопытаться придумать к следующемузанятию бесконечное стихотворение.И некоторые придумали!

Но я старалсязанять не только головы своихподопечных, но и руки. Каждый раз япоказывал им какой-нибудь простой,но интересный фокус (с обязательнымразоблачением и объяснением, какего повторить) или полезную поделкуиз бумаги (самолетик, хлопушку,пилотку, стаканчик и так далее). Всеэто они должны были повторить замной и в конце концов научитьсяделать самостоятельно.

Почти на каждомзанятии мы изучали что-нибудьзанимательное из мира слов. Так мыпознакомились с перевертышами ианаграммами, синонимами иантонимами, освоили различные игрысо словами.

В конце каждогозанятия я раздавал всем заранееотпечатанные задания, выполнениекоторых было исключительнодобровольным делом. Каждое заданиесостояло из 4-6 пунктов,охватывающих основные темыпрошедшего занятия. В качествепримера приведу одно из заданий.

Такого родаупражнения пробуждают в детях тягук конструированию иизобретательности, развиваютловкость и гибкость рук и пальцев,подготавливая их, в частности, кписьму, которое требует тренировкимелких мышц кисти.

а) А вот какиезадачи дают там на урокахматематики: "В первый день заяцвыплюнул 100 волков, а во второй - на 5волков больше. Сколько волковвыплюнул заяц во второй день?"Попробуйте перевести эту задачу нарусский язык и дайте ответ.

Жителигорода Запузыринска ходят на рукахи говорят все наоборот. Например,вместо "здравствуйте" ониговорят "до свидания", вместо"заходите в гости" - "катисьотсюда", а вместо "вышел зайчикпогулять" - "зашел волчищепосидеть".

Освоитьфокус с "магнитным"карандашом. Подготовитькакой-нибудь свой фокус.

б) А теперьпереведите строчку из популярнойзапузыринской песни: "Огромнойберезе жарко летом".

Продлитьряд, заметив закономерность:

Готовиться кчемпионату по игре в "Козу иволков".

б) Стас(r)4,Илюша(r)5, Миша(r)4, Алена(r)?

а) 41(r)5, 24(r)6,70(r)7, 31(r)?

Новаяримская цифра С (сто). Решитьпримеры:

в)* (для родителей) О, Д, Т, Ч, П, Ш,...?

Придуматьсказку про свою любимую игрушку.

LX + XL = , C - XX = , LXXVII + XXIII =

Пункт 4в)* (дляродителей) появился в задании неслучайно. Дело в том, что оченьскоро я заметил неподдельныйинтерес к подобным заданиям (иособенно к задачам насообразительность) у родителейсвоих учеников. Поэтому я сталдобавлять задачу посложнее (но нату же тему) и для взрослых.

Веселые задачи насообразительность типа той, чтоприведена в пункте 1 этого задания,назывались у нас "хитрымизадачами" и всегда с интересомрешались как детьми, так и ихродителями. Впоследствии немалаячасть этих задач была опубликованав различных изданиях (в том числе в"Науке и жизни" № 2, 1998 г.); в настоящее времябольшая подборка "хитрыхзадач" готовится к печати в одноммосковском издательстве отдельнымизданием.

Ну, а пункт 6 -исключительно творческий - былодним из самых важных в нашихзанятиях. На следующем занятии яобязательно прослушивалпридуманные сказки на заданнуютему и рассказывал свой вариант.

Пункт 5,касающийся арифметическихдействий над двузначными числами,также появился не случайно. Этообъясняется тем, что я старался повозможности оттенять проходимые надругих занятиях темы.

Естественно,возникает вопрос, как сложиласьдальнейшая школьная жизнь моихучеников. Трое из 10 малышей,занимавшихся по экспериментальнойпрограмме, пошли сразу во второйкласс, еще двое поступили вспециальные гимназические классы;при этом все десять легко и хорошоучатся. Те, кого я не потерял извиду, так или иначе проявляют своитворческие способности: двое пишутрукописные книги, один пытаетсяпридумывать музыку (недавно яслышал его пьесу под названием"Вор"), другой увлексямоделированием и уже имеет награды.Не прошла даром и веселая, игроваянаправленность многих наших бесед -один из наших учеников сталпобедителем конкурса "Детскихсмешилок", проводимого газетой"Вечерняя Москва".

Творчеству мыстарались вообще уделять как можнобольше внимания. Таким образом, втечение двух лет подобногообучения в "Маленьком принце"ребенок учился не только читать,считать и писать (последнее былолишь экспериментом), но - чтогораздо важнее - думать,фантазировать, изобретать.

Не случайно врамках Всемирногоинтеллектуального фестиваля"Научно-технический досуг -поколению XXI века", проводимогона территории ВВЦ в июле этого годапри участии Международнойассоциаци и "МаленькиеНаходчивые" (подробнее см."самый интересный журнал Наука и жизнь " № 3, 1998 г. иинтервью на стр. 105), ребятишкиначиная с 7-летнего возрастапродемонстрируют свои первыепроекты и научные открытия. И этосовершенно справедливо, ведь уже вэтом возрасте при правильнойпедагогической корректировкевзрослых у малышей появляетсяинтерес к постижению знаний итворчеству.

И все-таки успехинаших малышей - это не цель, аследствие наших усилий. Целью былосделать их чуть-чуть умнее,изобретательнее, любознательнее иостроумнее.

 

Еще развозвращаясь к спору о том, следуетли "загружать" детишек дошколы, хочу привести односравнение. Чтобы выраститькрасивый цветок, не нужно и простоопасно тянуть стебелек из земли, авот поливать его, ухаживать за ним -необходимо.

Группадошкольников в детском центре"Маленький принц" вподмосковном поселке Чкаловский.









Занятия смалышами должны бытьувлекательными инеобременительными. Верный признактого, интересно ли ребенку, - еговопросы.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)