[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Для нас это имя -Александр Сергеевич Пушкин.

У каждого народаесть первое имя в литературе,которое бесспорно.

И долгобуду тем любезен я народу,

Главный заветпушкинского творчества -человеколюбие. Его имя - в первомряду мировой культуры вместе сГомером, Данте, Шекспиром, Гёте.

Что в мойжестокий век

Чточувства добрые я лирой пробуждал,

И милостьк падшим призывал.

восславиля свободу

Драматическаяистория нашего отношения кпушкинским заветам - это отражениенаших взлетов и провалов, историярусской души и сердца.

Ключевые слова:чувства добрые, свобода, милость кпадшим.

СелоМихайловское. "Пруд под сенью ивгустых".



КириллКовальджи.

И отмечаядвухсотлетие со дня рождения А. С.Пушкина, мы обращаемся к словамзамечательных русских писателей, кпоэтам и критикам, которые,размышляя о "первом имени влитературе", непременносвязывали суть его творчества, сутьего гения с судьбой России. ПонятьПушкина для них, как и для Ф.Достоевского, означает понятьназначение русского человекавообще, понять место России в общемисторическом процессе, "внестипримирение в европейскиепротиворечия". Эти высказывания,как мы видим, остаются актуальнымии по сей день.

ОНАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА

А. А. Блок

Наша память хранит смалолетства веселое имя: Пушкин.Это имя, этот звук наполняет собоюмногие дни нашей жизни. Сумрачныеимена императоров, полководцев,изобретателей орудий убийства,мучителей и мучеников жизни. Ирядом с ними - это легкое имя:Пушкин.

Речь,произнесенная в Доме литераторовна торжественном собрании в 84-югодовщину смерти Пушкина.

Мы знаем Пушкина -человека, Пушкина - друга монархии,Пушкина - друга декабристов. Все этобледнеет перед одним: Пушкин - поэт.

Пушкин так легко ивесело умел нести свое творческоебремя, несмотря на то, что рольпоэта - не легкая и не веселая; онатрагическая; Пушкин вел свою рольшироким, уверенным и вольнымдвижением, как большой мастер; и,однако, у нас часто сжимаетсясердце при мысли о Пушкине:праздничное и триумфальное шествиепоэта, который не мог мешатьвнешнему, ибо дело его - внутреннее -культура, - это шествие слишкомчасто нарушалось мрачнымвмешательством людей, для которыхпечной горшок дороже Бога.

Мне кажетсяуместным сказать по этому поводу о назначениипоэта и подкрепить свои словамыслями Пушкина.

Поэт - величинанеизменная. Могут устареть егоязык, его приемы; но сущность егодела не устареет. <...>

Что такоегармония? Гармония есть согласиемировых сил, порядок мировой жизни.Порядок - космос, впротивоположность беспорядку -хаосу. Из хаоса рождается космос,мир, учили древние. Космос - роднойхаосу, как упругие волны моря -родные грудам океанских валов. Сынможет быть не похож на отца ни в чем,кроме одной тайной черты; но она-тои делает похожими отца и сына.

Что такое поэт?Человек, который пишет стихами? Нет,конечно. Он называется поэтом непотому, что он пишет стихами; но онпишет стихами, то есть приводит вгармонию слова и звуки, потому чтоон - сын гармонии, поэт.

Поэт - сынгармонии; и ему дана какая-то роль вмировой культуре. Три делавозложены на его: во-первых,освободить звуки из роднойбезначальной стихии, в которой онипребывают; во-вторых - привести этизвуки в гармонию, дать им форму;в-третьих - внести эту гармонию вовнешний мир.

Хаос естьпервобытное, стихийное безначалие;космос - устроенная гармония,культура; из хаоса рождаетсякосмос; стихия таит в себе семенакультуры; из безначалия создаетсягармония. <...>

Нельзясопротивляться могуществугармонии, внесенной в мир поэтом;борьба с нею превышает и личные исоединенные человеческие силы.<...>

Похищенные устихии и приведенные в гармониюзвуки, внесенные в мир, саминачинают творить свое дело."Слова поэта суть уже егодела". Они проявляют неожиданноемогущество; они испытываютчеловеческие сердца и производяткакой-то отбор в грудахчеловеческого шлака; может быть,они собирают какие-то части старойпороды, носящей название"человек"; части, годные длясоздания новых пород; ибо старая,по-видимому, быстро идет на убыль,вырождается и умирает.

И малогоря мне, свободно ли печать

Однако дело поэта,как мы видели, совершеннонесоизмеримо с порядком внешнегомира. Задачи поэта, как принято унас говорить, общекультурные; егодело - историческое. Поэтому поэтимеет право повторить вслед заПушкиным:

Вжурнальных замыслах стесняетбалагура.

Морочитолухов, иль чуткая цензура

Не будем сегодня,в день, отданный памяти Пушкина,спорить о том, верно или неверноотделял Пушкин свободу, которую мыназываем личной, от свободы,которую мы называем политической.Мы знаем, что он требовал"иной", "тайной" свободы.По-нашему, она "личная"; но дляпоэта это не только личная свобода:

Говоря так, Пушкинзакреплял за чернью правоустанавливать цензуру, ибо полагал,что число олухов не убавится. <...>

Отчета недавать; себе лишь самому

...Никому

Не гнутьни совести, ни помыслов, ни шеи;

Служить иугождать; для власти, для ливреи

Дивясьбожественным природы красотам,

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Безмолвноутопать в восторгах умиленья -

И предсозданьями искусств и вдохновенья -

Это сказано передсмертью. В юности Пушкин говорил отом же:

Вотсчастье! Вот права!..

Внушилисердцу гимн простой.

Любовь итайная свобода

Между тем жизньПушкина, склоняясь к закату, всебольше наполнялась преградами,которые ставились на его путях.Слабел Пушкин - слабела с ним вместеи культура его поры. <...>

Эта тайнаясвобода, эта прихоть - слово,которое потом всех громче повторилФет ("Безумной прихоти певца!"),- вовсе не личная только свобода, агораздо большая: она тесно связанас двумя первыми делами, которыхтребует от поэта Аполлон. Всеперечисленное в стихах Пушкинаесть необходимое условие дляосвобождения гармонии. Позволяямешать себе в делеиспытания гармонией людей - втретьем деле, Пушкин не могпозволить мешать себе в первых двухделах; и эти дела - не личные.

На светесчастья нет, а есть покой и воля.

Пушкин умер. Но"для мальчиков не умираютПозы", - сказал Шиллер. И Пушкинатоже убила вовсе не пуля Дантеса.Его убило отсутствие воздуха. С нимумирала его культура. <...>

Мы умираем, аискусство остается. Его конечныецели нам неизвестны и не могут бытьизвестны. Оно единосущно инераздельно.

Покой и воля. Онинеобходимы поэту для освобождениягармонии. Но покой и волю тожеотнимают. Не внешний покой, атворческий. Не ребяческую волю, несвободу либеральничать, атворческую волю, - тайную свободу. Ипоэт умирает, потому что дышать емууже нечем; жизнь потеряла смысл.<...>

Никаких особенныхискусств не имеется; не следуетдавать имя искусства тому, чтоназывается не так; для того чтобысоздавать произведения искусства,надо уметь это делать.

Я хотел бы, радизабавы, провозгласить три простыхистины.

192

В этих веселыхистинах здравого смысла, передкоторым мы так грешны, можнопоклясться веселым именем Пушкина.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)