[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Обработка дерева -исконное занятие российскихмастеров. В этом промысле всегдамного места отводилосьизготовлению мебели. Плотники,строившие дом на севере исеверо-востоке, сразу готовили длянего и мебель - врубленные лавки,встроенные шкафы. В других районахдля крестьян и небогатых горожанделали "белодеревянную"мебель: стулья, табуреты, скамьи,шкафы. Их поверхность ничем непокрывали, отсюда и пошло название.Предметы белодеревянной мебелиимели резные спинки, точеные ножкии другие украшения.

А.ХВОРОСТОВ, С. НОВИКОВ (г. Орел).

Сейчаспромышленность выпускает рубанки,фуганки и шерхебели, но преждекроме этих инструментов украснодеревщика было множествоспециальных фигурных рубанков ирубаночков для разный операций. Влитературе двадцатых-тридцатыхгодов еще встречались их названия.Нынешние же, дажеэнциклопедические, изданияобходятся без их упоминания.

Тот, кто былпобогаче, заказывал "оклейную"- фанерованную мебель. Ее остоввыполняли из дерева простых пород,а отделку - из дорогой древесины.Такую мебель делалимастера-краснодеревщики, имевшиеособые инструменты. Многие из нихизготовляли сами мастера дляличного пользования. Первое местосреди таких инструментов занималиразличные фигурные рубанки. Когданачалась массовая промышленнаяобработка древесины, об этихинструментах стали забывать, ифигурные рубанки остались сейчас вединичных экземплярах у старыхмастеров. Не исключено, что черезнекоторое время они могут вовсеисчезнуть, превратившись вненужный хлам, который без жалостивыбрасывают.

Теперь о самихфигурных рубанках, которыеизображены на рисунках авторов.Многие их названия - немецкогопроисхождения. Пользовались такжерубанками, сделанными по типуанглийского и французскогоинвентаря.

Между тем офигурных рубанках не стоитзабывать хотя бы уже потому, чтоформа и назначение такихинструментов отрабатывалисьвеками. И главное - они нужны исегодня, поскольку наряду споточно-массовым производствомнемало людей желают делать штучнуюхудожественную продукцию.

Чтобы канавка пристрогании получилась одинаковойширины, на колодке инструментазакрепляли стальную бляшку с едвавыступающим острием. Оно по заранеепрочерченным рейсмусом границамчетверти направляло движениеотборника и облегчало первуюзастрожку и всю выборку. Четверти вторцах выбирали косым зензубелем.

Зензубелем илиотборником называли узкий рубанокс плоской, ровной кромкой железногоножа. С помощью зензубеля выбираличетверть - узкую канавку под прямымуглом на кромке обрабатываемойдетали, например в оконных рамах,для заглубления стекла.

Шпунтубель, илипазник, - инструмент с двумяколодками, соединенными винтами.Это позволяло перемещать колодкиотносительно друг друга. Однаколодка направляющая, другая -служила для закрепления сменныхузких железных ножей. С помощьюшпунтубеля выбирали в кромке доскипрямоугольное углубление - шпунт.На кромке другой доски получалигребень, который плотно входил вприготовленный шпунт. Дляполучения гребня использовалифедергубель - рубанок с железнымножом. В центре ножа был проем поширине будущего гребня.

Фальцгобельслужил для получения на краю доскиили щита фальца - углубления нужнойширины и глубины. Фальц выполняли,например, на щитах - филенках дляплотного закрепления их в двернойраме. Фальцгобель похож назензубель, только колодка у негошире. К ней шурупами снизуприворачивалась направляющаяпланка, которая ограничивала ширину выбираемогофальца. Острый нож - резак,закрепленный сбоку, подрезал истругал вертикальные плоскостифальцев, чтобы получить чистую,гладкую поверхность.

Декоративныйрельефный поясок из несколькихканавок по краям обрабатываемогоизделия выполняли калевкой - узкимрубанком, у которого режущая кромканожа имела фигурный профиль. Этотнож резал по краю изделия рельефнуюканавку. Разнообразные формыканавок получались благодаряразному профилю режущей кромкиножа.

Когда нужно былополучить гребень в форме"ласточкина хвоста",использовали инструмент,называемый грунтубелем.

Выпуклыеполукруглые части выстругивалиштапом - рубанком с вогнутойколодкой и с ножом, у которого быловогнутое лезвие. Еще употреблялирубанок - полуштап, с незначительновогнутой колодкой.

Калевку с широкимфигурным железным ножом называлигалтелью. Хвост ножа для облегчениясужали. Зауживали и верхнюю частьколодки, чтобы инструмент быллегким и удобным в работе. Нередковстречались галтели с двумя узкиминожами. Их ставили так, чтобы одиннож оказался несколько впередидругого, а вместе они перекрываливсю ширину колодки. Такиминструментом выполняли по краюобрабатываемого изделия широкуюрельефную декоративную полоску.

Мастера-краснодеревщикиеще употребляли два вида рубанков сизогнутой колодкой. Их называлигорбачи. Подошва колодки дляобработки вогнутых поверхностейбыла выпуклой и, наоборот, вогнутая- для выпуклых частей.

Чтобы получитьуглубленный желобок, использовалирубанок с выпуклой в поперечномсечении колодкой и так же выпуклозатачивали нож. Этот инструментназывался желобчатый галтельник.

С помощью этихинструментов в домашних условияхсоздавались художественныеизделия, которые теперь можноувидеть в музеях.

Чтобы добитьсяшероховатости при склеивании,использовали небольшой рубанок -цинубель. Его нож был покрытпродольными желобками, и потомуострие походило на пилу с мелкимизубьями.

В 1638 году, согласно"Российскому списку г. Москвы",в столице действовали 2367ремесленников, из них 200 человекобрабатывали дерево. Среди них былиплотники, бочарники, бердяники,дегтяри, обручники, пильщики,тележники, столяры, ручники, токари.

Бюросправок

В 1913 году 427 московских магазинови контор продавали кустарныеизделия из дерева.

В течение 1893 года 13 тысяч подводдоставили в Москву лесоматериалы.

 
Поленово.Интерьер столовой.


В 1965 году художественнойобработкой дерева в Россиизанималось около 2300 организаций,или 0,7 процента подразделенийхудожественных промыслов. В 1975 годудерево обрабатывали свыше 30 тысячорганизаций, или 0,9 процентаподразделений художественныхпромыслов.

Стол-аналой XVII в.Краеведческий музей г. Тотьмы.




У некоторыхскамеек спинка моглаперебрасываться с одного края надругой. Такие скамьи называлипереметными, а саму спинку -переметем. На рисунке: переметнаяскамья из Архангельской области.



Распространеннымпредметом мебели в давнюю пору былискамьи. Их спинки делали глухимиили же сквозными - столярной илитокарной работы. На рисунке: скамьяиз Вологодской области.

В давние времена обеденные столыделали больших размеров в расчетена большую семью. Резьбой покрываликрая столовой доски и гранимассивных ножек с резнымиперехватами. На рисунках (вверху и всередине): обеденные столы срезьбой. XVII век.
Распространенныенебольшие столики для ларцовзачастую украшали сплошнойрезьбой. На нижнем рисунке: столик срезьбой из села Тригорского близПскова. Конец XVIII века.


 



Фальцгобель



Зензубель, илиотборник



Калевка



Федергубель



Грунтубель



Шпунтубель, илипазник



Желобчатыйгалтельник


 
Галтель



Штап



Горбачи



Цинубель



Полуштап








(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)