[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Строки этойнекогда популярной песенки могутслужить вполне подходящимвступлением к теме нашегоразговора. "Попасть в точку"при выборе профессии не менее, аможет быть, и более важно дляпсихологического благополучиячеловека, чем отыскать свою"половинку". И, к сожалению, неменее сложно. За ошибкинесовпадения, когда человек нелюбит свою профессию или профессияне любит человека, часто приходитсярасплачиваться всю жизнь. И как влюбви, при выборе профессии ни одинэксперт или специалист не сможетвычислить стопроцентный вариант ивыдать беспроигрышное решение.Выбор должен быть именно вашимвыбором, а профессионалы, вчастности психологи, могут лишьпомочь сделать его болееосознанным и хотя бы немногоснизить вероятность ошибок инеудач.

Мывыбираем, нас выбирают.
Как это часто несовпадает...


Не менее туманныепредставления о будущей профессииподчас имеют и абитуриенты,решившие стать инженерами илиэкономистами. Группе поступающихкак-то дали задание: "Представьтесебе, что вы окончили вуз иработаете по специальности.Попробуйте описать ваш рабочийдень". Многиеиз опрошенных, к своему удивлению,не смогли привести даже примерконкретного дела, которым можетзаниматься представительвыбранной ими профессии, хотянесколько минут назад вполнеуверенно утверждали, что именно она- дело их жизни.

Когдастаршеклассник решает вопрос, вкакое учебное заведение поступать,кажется естественным, что онпонимает, кем же собирается стать.Но оказывается, что бывает иначе идостаточно часто. К примеру,большинство абитуриентов, скажем,факультета психологии Московскогогосударственного университета им.М. В. Ломоносоваимеет более чем смутноепредставление о выбираемойпрофессии. Прочитанные книгиВладимира Леви (одна-две, да и то невсегда) и традиционная в нашемслучае аргументация "хочуработать с людьми" вряд лигарантируют осознанность выбора.


На консультации у психолога.


Понятно, что,выбирая профессию, школьник неможет досконально знать всех еетонкостей. Но отсутствие уабитуриентов самой необходимойинформации, их ориентировка начисто внешние стороны будущейспециальности порой простопоражают. Один из таких примеров,который мог бы показаться курьезом,если бы за ним, к сожалению, нестояла реальная человеческаясудьба, приводит в своей книге"Как выбирать профессию"известный психолог Е. А. Климов.Речь идет о девушке, которую любовьк музыке привела в ...электротехнический институт. Адело в том, что поступала она нафакультет, который назывался"радиовещание", и девушканаивно полагала, что ее работабудет состоять в подборе иисполнении музыкальныхпроизведений для радиопередач. Приэтом в расчет не были приняты вродебы совершенно очевидные вещи:институт-то технический, готовитинженеров, то есть людей, имеющихдело с приборами и механизмами.Инженер по радиовещанию если изанимается музыкой, то только сфизико-технической, а отнюдь не сэстетической стороны.

Очень яркиеобразцы такого рода "иллюзийпристрастности" обнаруживаютабитуриенты педагогических вузов.Многих сюда приводит увлечениематематикой, физикой, интерес кистории или литературе, асобственно работа учителя,преподавателя привлекает мало. И,даже став студентами, будущиепедагоги подчас с удивительнымупорством продолжают мыслить себяисключительно математиками,физиками, историками или биологами,хотя совершенноочевидно, что избраннаяпрофессиональная деятельностьвовсе не сводится к занятиямлюбимой наукой.

Нашипредставления о мире профессий, вкотором мы осуществляем свой выбор,часто напоминают "королевствокривых зеркал". И не тольконедостаток знаний тому причиной.Психологически мы склонны обращатьвнимание на наиболеепривлекательные для нас чертыдеятельности, порой не задумываясьо многих других, гораздо менееприятных ее сторонах. В результатеобраз даже хорошо знакомойпрофессии существенно искажается:какая-то одна сторона предстаетчрезмерно преувеличенной, другие,на самом деле отнюдь не менееважные слагаемые будущегопрофессионального успеха,оказываются едва различимыми, а тои вовсе незаметными.

Насколько хорошовы представляете ежедневнуюработу, которая, вполне возможно, истанет вашим основным деломнадолго после окончания учебы, аможет быть, и на всю жизнь?Привлекает ли она вас? Если да, то увас немало шансов остатьсядовольным своим выбором и неиспытать разочарования в будущем,независимо от того, как сложитсяваша карьера.

Создавая образсвоей будущей профессиональнойдеятельности, мы нередко склонныидеализировать не толькопривлекательную для нас профессию,но и самих себя в этой профессии.Задумайтесь, всегда ли наши оценкисобственных возможностей иперспектив на выбираемом поприщедостаточно реалистичны? Часто вмыслях о будущем мы видим себялюдьми, которые достиглинаибольших успехов в своем деле,ставим себя наместо тех, кто занимает в этойобласти "командные высоты".Может быть, именно этот, скореерекламный, чем реальный образ болеевсего и влечет нас в профессию,которой мы собираемся себяпосвятить. Чтобы разобраться в том,туда ли вы движетесь, попробуйтепоставить себя на место менеевыдающихся, рядовых исполнителей,которых в любой сфере деятельностиабсолютное большинство.

Пытаясь занятьболее реалистичную позицию привыборе профессии, сталкиваешься стем, что разобраться в себе, понятьсобственные стремления, интересы,способности невероятно трудно, ещесложнее, чем получить более-менееверное представление о содержаниивыбираемой профессиональнойдеятельности. Построить адекватныйобраз своего "Я" да ещеприменить его к определеннойпрофессии - задача действительно изнаисложнейших. Но, может быть, стоитее перед собой хотя бы поставить? Впоисках ее решения вы, возможно,обнаружите, что занятиесамоанализом - увлекательное иотнюдь не бесполезное дело. Азапутавшись, решитесь обратитьсяза помощью к профконсультанту иполучите вполне дельный совет. Иеще стоит прислушаться к мнениютех, кто, наверное, не разподсказывал вам решение других,школьных задачек, - вашиходноклассников. Не удивляйтесь: поданным исследований, именношкольники, а не родители илиучителя, наиболее адекватно икритично представляют склонности изадатки своих друзей и возможностиих реализации.

Быть реалистомпри выборе профессии, конечно же, неозначает, что большинству из насдаже нечего мечтать о том, чтобыстать, скажем, преуспевающимбанкиром, а надо сознательноготовить себя к судьбе простогоклерка. Речь идет о понимании того,что преуспевающий банкирвырастает, как правило, изспособного служащего банка,который много делает для того,чтобы достичь профессионального исоциального успеха.

Итак, выборсделан. Но тут возникает барьер,через который еще предстоитперешагнуть, - вступительныеэкзамены. Очевидно, на светенайдется не так много людей,которые перспективу экзаменоввоспринимают с радостью. Наверное,и у вас мысль о грядущем испытаниивызывает чувство тревоги, подчаспереходящее в панику."Обязательно провалюсь", -думаете вы и завидуете тем, кто,похоже, вполне уверен в себе и дажене допускает мысли о неудаче.Вполне возможно, вы зря имзавидуете, и на самом деле онибоятся не меньше. Скрывать страхии тревоги от других,а подчас и от самих себя, и пытатьсяих действительно преодолевать - этосовсем не одно и то же. Конечно, мывсе очень разные, и способыпсихологической мобилизации могутбыть тоже различными. Но частоименно открытое отношение к своиместественным тревогам оказываетсяболее эффективным, чем попыткивзять себя в руки и не думать оплохом.

Если, выбираяпрофессию, вы многое передумали,стремились трезво и широкосмотреть на окружающий мир и своюбудущую жизнь в нем, но продолжаетепри этом испытывать мучительныесомнения и колебания, стоит иметь ввиду, что такое психологическоесостояние - неизбежный спутникпринятия любого жизненно важногорешения. Нельзя достичь абсолютнойуверенности в правильностисделанного выбора и заранеепредугадать все возможные поворотысудьбы. Но если вы уверены в том, чтосделали все от вас зависящее дляосознанного выбора, то ваше решение- лучшее из того, на чем сейчас можноостановиться.

Говорят, сдаватьэкзамены - своего рода искусство,нужно только знать, в чем главныйсекрет. Нам кажется, что главное -стремиться и на экзамене бытьмаксимально естественным, неперемудрить и не помешать самомусебе и экзаменатору успешносправиться со своим делом.

Стремясь поглубжезапрятать свою тревогу инеуверенность, мы, наоборот, вчем-то увеличиваем риск неудачи встрессовой ситуации экзамена. Ведьвесь тот страх, которому мы такстарательно не позволялипроявляться, может с неожиданнойсилой охватить нас в самыйответственный момент и заставитьпотерять контроль над собой.Поэтому стоит попробовать пойти подругому пути: заранее как быпережить в своем воображении самоехудшее из того, что может произойтина экзаменах. Порой это позволяетне только разумом, но и чувствамипонять, что в случае провала у насимеются другие возможности длядостижения поставленной цели иливыбора иного пути, а значит, и шансына будущий успех. Казалось бы, уабитуриентов, уже попробовавшихсебя на экзаменах и познавших вкуснеудачи, намного больше основанийдля беспокойства. Однако опытговорит, что часто именно ониспособны без паники смотреть наразличные варианты исхода, в том числе и весьманеприятные, не скрывая при этомстрастного желания поступить наэтот раз.

Часто вместо того,чтобы четко и просто ответить напоставленный вопрос, мы детальноначинаем излагать множествосведений, знание которых, как намкажется, представляет нас ввыгодном свете. А экзаменаторвполне может решить, что абитуриентне понимает сути вопроса, плохоразличает главное ивторостепенное. Если же экзаменписьменный, то вам угрожает ещеодна опасность: может просто нехватить времени для ответа на всевопросы билета.

Вступительныеэкзамены - это конкурс, где выбираютлучших, наиболее подготовленных испособных. Однако подчасестественное желание показать всесвои способности превращается встремление обязательно как-товыделиться, поразить экзаменаторовсвоим умом и эрудицией. Конечно,если вы уверены, что можетепредложить не просто правильное, нои нестандартное решениеэкзаменационной задачи, наиболееполно и выразительно раскрытьпредложенную тему сочинения,используя для этого не совсемтрадиционную форму, то стоитпопробовать. Важно только хорошопомнить, что оригинальность - несамоцель, а отсутствие чувства мерыпри демонстрации своих обширныхпознаний может привестик результату, обратному ожидаемому.

Не стоит впадать ив другую крайность, стараясь всемисилами вызвать у преподавателяличную симпатию и какое-то особоерасположение к себе. У большинстваабитуриентов это получается стольдемонстративно и навязчиво, чтоспособно вызвать в лучшем случаеулыбку, а чаще раздражение. Крометого, если слишком ориентироватьсяна экзаменатора, пытатьсяпочувствовать его настроение,понять реакцию на ответы, ловитькаждый его взгляд и жест, легкосбиться, потерять мысль, а то ивовсе запутаться в своихрассуждениях.

Конкурсныйхарактер вступительных экзаменовнекоторые абитуриентывоспринимают столь остро, чтоначинают видеть в преподавателесоперника, а подчас и врага, главнаяцель которого - "завалить".Конечно, до откровенно агрессивныхформ выражения такой установки поотношению к экзаменатору дело, какправило, не доходит, но в любомслучае создается неприятныйэмоциональный фон. Возникаетнапряжение, которое мешает иабитуриенту, и преподавателю.Абитуриенту труднососредоточиться, порой приходитсякак бы заставлять себя говорить,отвечать человеку, которыйвызывает неприязнь и страх. Апреподавателю требуется огромнаявыдержка, чтобы "не ответитьвзаимностью", остатьсябеспристрастным.

Удачи Вам!

Конечно, нельзяпредложить универсальные рецептыуспеха на вступительных экзаменах.Возможно, их просто нет. Но оченьважное во многих жизненныхситуациях правило "не навредисам себе" представляется весьмасущественным и в данном случае. Авредим мы себе часто тем, чточрезмерно преувеличиваемсложность стоящей задачи, и отэтого она действительно становитсянамного сложнее. Когдавступительные экзамены останутсяпозади, многое из того, что особеннотревожит вас сейчас, навернякапокажется не таким уж серьезным ибудет вызывать улыбку. Обычно этобывает именно так. И хочетсяпожелать, чтобы все так и случилось.



Статьяподготовлена совместно
с редакциейжурнала "АБИТУРИЕНТ".
В журнале"Абитуриент" публикуютсяинтересные материалы дляпоступающих в вузы.
Подписной индекс - 73004 по каталогу"Роспечати".



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)