[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Взрослые часто сетуютна отсутствие у детей интереса кчтению, к книгам. Но немногонайдется родителей, которыепожалуются на равнодушноеотношение их ребенка к компьютеру.Напротив, дети слишком многовремени проводят у монитора — вэтом главная причина “нелюбви”пап и мам к умной машине. Заниматьсяспортом не уговоришь, в поездку загород приходится тянуть на аркане,зрение ухудшается, а осанка, как устаричка.
Любую проблему лучшерешать с помощью специалиста.Поэтому мы решили дать слово БорисуМоисеевичу Шлимовичу, руководителюдетского клуба “Компьютер”.Создан был этот клуб по инициативеакадемика А. Аганбегяна, чемпионамира по шахматам Г. Каспарова,президента компьютерной фирмы“Параграф” С. Пачикова. Понятно,что они ставили цель — не навредитьдетям, а помочь.

Не стоит, очевидно,повторять ставшее уже прописнойистиной утверждение, чтосовременная жизнь, коммуникацииневозможны без компьютеров, азавтра будут еще невозможнее.Поэтому, если родители не изматериальных соображений (нетденег), а потому что “это вредно”не покупают ребенку компьютер, онирезко уменьшают интеллектуальныйпотенциал, с которым их сын или дочьвойдут во взрослую жизнь. С таким жеуспехом можно было бы запретитьпользоваться шариковыми ручками,заставлять писать перьевыми.Почерк будет замечательным, аскорость письма в несколько разниже, чем у сверстников.

Конечно, ничто незаменит маленькому человечкутеплого общения, когда он “тычет вкнижку пальчик” на коленях у отцаили деда. Но у одного могут бытьдела, другому нужно отдохнуть, аребенку хочется именно сейчасзадать кучу вопросов. Вот иприходит на помощь умная игрушка.Умная в том смысле, что она умеетзапоминать, отвечать иподсказывать. Здесь и ответ навопрос, почему дети так любятобщаться с компьютером. Потому чтоон позволяет выбирать нужныйинтеллектуальный уровеньразговора, потому что он бесконечнотерпелив к ошибкам, потому что он неустает от глупостей и несуразныхвопросов, а при умелом обращении иэмоции может проявлять всоответствии с действиямичеловека.

Любой педагогподтвердит, что освоениекомпьютера дает качественныйскачок в освоении знаний. Аудовольствие от того, что “сталумнее”, испытывает прежде всегосам ребенок. Одному из моихподопечных, Диме Мечникову,английский язык давался с трудом.Пять лет назад он едва-едвасоставлял фразы на ломаноманглийском, а сейчас он студенттретьего курса университета вБостоне, опора семьи. В школе вашейдочери не стыдно получать “трояк”за диктант по русскому, ведь так женаписало полкласса. Но когдадевочке приходится по электроннойпочте отправлять письмо в Тверь илив Красноярск, она уже по-другомуотносится к своим пробелам вграмматике: не хочется ударить вгрязь лицом перед получателями инеизвестным оператором. Ивнимательно отнесется к редакторамтекстов, которые указывают наошибки.

Но речь должна идти нетолько об улучшении академическихзнаний, то есть школьных предметов.Компьютер — это катализаторразвития интеллекта в целом. Можетпоказаться странным, но своеположительное значение имеют здесьтак не любимые многими родителямикомпьютерные игры. Тут вам придетсяповерить на слово: многиесовременные компьютерные игры, такназываемые “стратегии”, например,требуют сообразительности, умениямыслить логически, памяти,способности быстро перебиратьварианты и держать множество их вуме — не меньше, чем шахматы.

Было бы нелепоутверждать: прилип ваш ребенок ккомпьютеру, целыми днями одни игры— и это замечательно. Конечно, нет.Все хорошо в меру. А как раз с меройу наших детей плохо. Тут уж долженприйти на помощь вашпедагогический опыт. Кому-тогодятся жесткие запретительныемеры: при ухудшении зрениякомпьютер будет продан, занимайся,голубчик, гимнастикой для глаз,сутулишься — вот тебе комплексупражнений, выполняй три раза вдень. Другим подходит не кнут, апряник — поощрения за правильноеповедение с компьютером. Но однобесспорно — родителям нельзяделать из компьютера врага, который“дурно влияет” на ребенка. Какреагирует ваш сын на уговорыперестать дружить с плохиммальчиком Петей? Обиженнозамыкается (“Ничего они непонимают, Петька отличный друг”) иотдаляется от родителей. Здесьпроизойдет то же самое. Бороться скомпьютером так же нелепо, каксражаться с ветряными мельницами. Авот сделать из него помощника ввоспитании — весьма реально.

Конечно, лучшийвариант, когда родители что-тосмыслят в компьютерах. Тогда онисмогут запрограммировать машинутак, что она будет в нужное времянапоминать о завершении “сеанса”,отправлять на прогулку, проверятьмеру утомления (по количествуошибок), шутить: “Выплюни жвачку,возьми вместо нее морковку”,подсказывать: “Позвони бабушке,она без тебя соскучилась”. Таккомпьютер станет оболочкой длявашего заочного общения. Но некаждому это под силу — нетвозможности да и желания осваиватьмудреную технику. А вот направлятькомпьютерное общение ребенкареально и нужно. Мы все покупаемдетям книжки, от простых к сложным,от тех, что читаем им вслух, до тех,которые они, по нашимпредставлениям, должны обязательноосилить. Пришло другое время: также, как книжки, надо выбиратькомпьютерные программы. Даже длясамых маленьких. Ассоциация“Компьютер и дети” разработалапрограммы для детских садов.Представьте себе путешествие поземному шару. На широте Якутиистоит пританцовывающая веселаякрошка в шубке. Ваш ребенокнажимает на кнопку “вниз”, идевчушка шагает под музыку к югу,скидывает шубку в теплых краях —жарко здесь. Или другая программа,где на арене цирка ребенок раздаетперсонажам головные уборы: клоуну— колпачок, слону — накидку,ведущему — цилиндр и т. д. Если всеодеты верно, то с экрана несутсяаплодисменты, появляются улыбки.Любитель математики, конечно,узнает в этом задачи о множествах.Детский тренажер “Parole” в игровойформе учит и языку, и навыкам работына клавиатуре 3—4-летних детей!

О программах для детейпостарше можно говорить оченьдолго. Их множество: от кроссвордови логических задач до репетиторовпо школьным предметам ивсевозможных тренажеров;энциклопедии, справочники — всегоне перечислишь (см. “самый интересный журнал Наука и жизнь ”№ 5, 1998). Словом, выбирая очереднойраз подарок своему ребенку на деньрождения, не забудьте, что естьвесьма полезные приложения к еголюбимой игрушке.



Популярнаякомпьютерная игра “Цивилизация”.Суть действий игрока заключается впостроении виртуальногогосударства. Приходится учитыватьмного факторов: управлятьтоталитарным государством легко,но сдерживается экономическоеразвитие, приходится вводитьдемократию; инвестиции в наукуведут к росту благосостояния, ноесли не заботиться при этом обобороне страны, то ее могутуничтожить соседи-варвары. Игрокуприходится быть и дипломатом, иполитиком. “Цивилизация”благодаря своей громаднойпопулярности стала классикой жанрастратегических компьютерных игр.Среди ее последователей выделяласьигра “SimCity”, где вы выступаете вроли мэра небольшого городка исвоим мудрым правлениемпревращаете его в мегаполис. Изнедавно вышедших “стратегий” таже идея управления сообществомразвита и оформлена наиболееинтересно в игре “Империализм”.

Еще один аспектпроблемы “компьютер и дети” мнехотелось бы затронуть. Речь идет овещах вполне прагматичных иматериальных. Освоив компьютерчуть лучше среднего пользователя,подростки не только уже делаютпервые шаги в приобретенииперспективных профессий, но и могутобрести материальнуюнезависимость или даже статьпомощниками в пополнении семейногобюджета. Приведу только одинпример.

В полной базе данных“Продукция предприятий России”,которую ведет ВНИИстандарт, естьсведения о том, кто отвечает задостоверность данных о показателяхпродукции от ее изготовителя, ктоотвечает за соответствие этихданных нормативным документам и зарегистрацию их в государственнойсистеме и кто ввел эту информацию вкомпьютер. Вот этой последнейоперацией занимались на домашнихкомпьютерах учащиеся Открытоголицея при Всероссийской заочноймногопредметной школе.

Первый из начинающихоператоров Дмитрий Кулаков за двалетних месяца заработал на вводеданных лишь на новый костюм,родителям на утешение, какговорится в старой гимназическоймолитве. Сейчас Дима имееткомпьютер дома и активно работает всистеме как один из ведущихспециалистов попрограммно-техническомуобеспечению. Следующий потоклицеистов привел в системукаталогизации еще двух Дмитриев —Черняка и Плущевского, которыеввели более тысячи описанийпродукции и глубоко изучилисистему управления базами данных.Оба этих подростка сейчас не толькоокупают свои компьютерныепотребности (CD-ROM, аксессуары), но иподдерживают родителей. И, безсомнения, станут хорошимистудентами, улучшив свои знания похимии, физике и русскому языку. Ведьв описаниях продукции есть исоставы химических веществ, имеханические, электрические,гидравлические, электронныепоказатели, да и с математическимизадачами классификации приходитсясталкиваться, чтобы, к примеру,детские соски не попали в группусадово-огородных шлангов или вгерметики.

Итак, компьютерпоможет ребенку самоутвердиться вомногих планах: от хороших оценок вшколе до удовлетворенностисобственной ловкостью и смекалкой,от общения (на чужом языке!) сосверстниками на другом конце землидо осознанного выбора будущейпрофессии. Приобретая своим детямкомпьютеры, вы открываете для нихпуть в интересный и увлекательныймир. Но идти по этому пути, конечноже, лучше вместе. Б.Шлимович.  



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)