[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)



В издательстве "Айрис-пресс" выходит книганашего постоянного автора С. Федина "365 игр и развлечений со словами".Предлагаем вам отрывок из нее. Я - римский мир периода упадка,Когда, встречая варваров рои,Акростихи слагают в забытьиУже, как вечер, сдавшего порядка.П. Верлен. "Томление"
(перевод Б. Пастернака).
Попробуйте отгадать стихотворную загадкуклассика русской поэзии Гаврилы Державина: Р одясь от пламени, на небо возвышаюсь; О ттуда на землю водою возвращаюсь! С земли меня влечетпланет всех князь к звездам; А без меня тоска смертельнаяцветам.Не получается? Тогда прочтите слово, составленноеиз первых букв каждой строки этого стиха, и вы узнаете ответ: РОСА.Теперь вы сможете без труда отгадать другуюзагадку современника Державина, поэта Нелединского-Мелецкого: Д овольно именем известна я своим; Р авно клянется плут и непорочныйим, У техой в бедствиях всего бываю боле, Ж изнь сладостней при мнеи в самой лучшей доле. Б лаженству чистых душмогу служить одна. А меж злодеями - не быть я создана.Такого рода стихотворные загадки, весьмапопулярные в прошлом веке (среди них встречались и достаточно неприличные),напоминают нам об одной изощренной форме поэзии - акростихах, или краестишиях.Акростихом (от греч. слов akros - крайнийи stichos - ряд) называется всякий стих, начальные (реже - конечные) буквыстрок которого составляют какое-либо заранее заданное слово, имя или фразу.Скорее всего, акростихи пришли в мировую поэзию от вездесущих древних греков.От них они попали к римлянам и далее. Как и многие другие виртуозные формыпоэзии (палиндром, анаграмма, тавтограмма и т. д.), акростих пользовалсянемалой популярностью и уважением в средневековье.В русской поэзии краестишия известны сXVII века благодаря поэтам-монахам. Особенно преуспел тогда в составленииизощренных акростихов некий иеромонах Герман, сумевший даже в "Вольномпереложении 140-го псалма" зашифровать свое имя - по левому краю псалмачитается еще один стих: "Герман, монах, моляся, писах".Акростих в русской поэзии приживался медленнои следующие два столетия почти не встречался. И лишь с XIX века начинаетсявторое рождение краестишия.Гениальный акростих написал мелом на грифельнойдоске буквально в последние часы своей жизни Державин: Р ека времен в своем стремленьи У носит все дела людей И топит в пропасти забвенья Н ароды, царства и царей. А если что и остается Ч рез звуки лиры и трубы, Т о вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.В первой вертикали здесь можно прочесть"Руина чти" (то есть чести).Но особенно много замечательных акростиховпоявилось в начале XX века. Большая часть из них предназначалась для альбомови скрывала в первой вертикали имя адресата. Полюбуйтесь, например, на этотакростих-сонет, записанный в 1909 году Николаем Гумилевым в альбом егознакомой Кати Кардовской (Бойка - имя собаки Кардовских):
Когда вы будете большою, А я негоднымстариком, Тогда, согбенный над клюкою, Я вновь увижу ваш альбом. Которыйрифмами всех вкусов, Автографами всех имен - Ремизов, Бальмонт, Блок иБрюсов - Давно уж будет освящен. О, счастлив буду я напомнить Вам времядавнее, когда Стихами я помог наполнить Картон, нетронутый тогда. А вы,вы скажете мне бойко: "Я в детстве помню только Бойку".Впрочем, акростихи писались не только вальбомы. Немало блестящих акростихов-посвящений родилось в переписке илибыло написано для печати такими прекрасными поэтами, как Б. Пастернак,И. Северянин, С. Есенин, И. Анненский, М. Кузмин, А. Ахматова. Особенновиртуозно проявил себя в этой области любивший всяческие ухищрения корольсимволизма Валерий Брюсов. Посмотрите, например, как в ответ на аналогичноепослание поэта Вадима Шершеневича он замуровал имя адресата в двух наклонных(!) строках своего стиха (ъ в слове Вадим написан в соответствии с правиламитогдашней орфографии):Этот пример показывает, что дополнительнаястрока, пронизывающая стихи, не обязательно должна быть вертикальной итем более крайней слева. Стихи, в которых прочитывается последняя или средняявертикаль, называются соответственно телестихами или месостихами. Справедливостиради надо сказать, что последние встречаются гораздо реже традиционныхакростихов. Тем удивительнее работы выдающегося мастера подобных изощренийнашего современника поэта Валентина Загорянского (литературный псевдонимизвестного современного композитора Глеба Седельникова). В его многочисленных суперакростихах прочитывается сразу несколько (до десяти!) вертикалейи диагоналей, причем в разных направлениях.Приведу лишь два его многократных акростишия,посвященные Платону Карповскому (семикратный!) и Марине (десятикратный!!): МАРИНА Но Валентин Загорянский пишет не толькосуперакростихи, достойные книги рекордов Гиннесса; в его творчестве немалои "простых" акростиший. Приведу только один, самый последний пример, посвященныйавтору этих строк:
Садись! Сказал я солнцу - солнце село.Еще одно волнение позади. Растет в душе мое земное тело - Где это я? УГоспода в груди! Есть руки, есть глаза... А вот и звезды! Юпитер больше,чем бильярдный шар!.. Фонарь погас... Так гаснут только слезы... Едва успел,едва не оплошал, Дотронуться до слова, до изнанки, Исправить миф - какраз удобный миг - Начав с конца той бесконечной планки!.. Ударь же, "Так"!Уже ударил "Тик".Своеобразный апофеоз акроконструкций -акрограммы (термин Валентина Загорянского), то есть тексты, в которых первыебуквы всех слов (а не только крайних в строках) составляют некий новыйтекст, скрытый от непосвященных. Поэтому если вертикаль, отмеченная в краестишиях,словно создана для украшения стиха, его рельефного обрамления, то акрограммыособенно удобны для всякого рода розыгрышей или издевок.Хрестоматийный пример с якобы антисоветскимписьмом, посланным из СССР в одну солидную французскую газету в 30-е годы,описал в мемуарах Илья Эренбург. Подобную тайнопись использовал в одномиз своих фельетонов популярный в начале века журналист и писатель Амфитеатров.А вот совсем свежий пример. Любящий всяческие мистификации писатель ВладимирТучков опубликовал под разными псевдонимами серию сенсационных псевдонаучныхзаметок на страницах газеты "Вечерняя Москва" в рубрике "За гранью". Вконце концов оказалось, что если сложить первые буквы имен и фамилий всехэтих псевдоавторов в одно целое, то получится "Все это бред и обман!".Сам же автор и разоблачил себя со смехом в очередном выпуске рубрики.Я и сам однажды использовал акрограммув качестве мелкой мести донимавшим меня бессмысленными госбюджетными отчетами.К одному из них я написал краткое введение, первые буквы слов в которомобразовывали фразу: "Это бред!".И все-таки вернемся к поэзии. Наиболеевыразительны акрограммы в стихах, когда выделенные начальные буквы словсоставляют то или иное посвящение, подобно виноградной лозе красиво переплетающеевсе произведение. В качестве примера опять сошлюсь на Валентина Загорянского- эти две поэтические акротелеграм мы поздравляют с девятнадцатилетиемодну его знакомую:
Сей день - Елены! Ветви яблонь тихоНависли... Аромат дразнит царевну, Аукает, Томит истомой летней Едва течетиюль ее медовый... Случилось! Девятнадцать! Если верить - Январь, тиханебес алмазных даль! Цель авторства: терять, искать, лелеять Единственнуюту - и есть медаль! От редакции. Предлагаем читателямвключиться в увлекательное занятие сочинения акростихов. Пусть они не будуточень сложны, главное - чтобы соответствова ли тематике журнала. Лучшиеакростихи мы опубликуем, а их авторы получат нашу традиционную награду- подписку на "Науку и жизнь".



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)