[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Известно, что Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. Однако до середины прошлого века на родине поэта не было посвященного ему музея. И когда наконец в 1957 году решили музей создать, то экспонаты для него пришлось собирать "по крупицам". Но так уж повелось, что любое начинание, связанное с Пушкиным, становится всенародным делом. Уже через четыре года на Пречистенке, в особняке, построенном после пожара 1812 года и принадлежавшем некогда дворянину А. Хрущеву, Музей А. С. Пушкина принял первых посетителей (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 10, 1963 г.; № 6, 1999 г.).

Ценнейшие экспонаты передали московскому дому Пушкина на постоянное хранение коллеги из многочисленных музеев, расстались с пушкинскими реликвиями и разнообразными предметами, так или иначе связанными с Пушкиным и передававшимися по наследству, очень многие поклонники его таланта.

Сегодня Государственный музей А. С. Пушкина обладает истинно великими сокровищами - в его фондах 200 тысяч единиц хранения: прижизненные портреты Александра Сергеевича, рукописи, документы, редкие книги XVIII-XIX веков, богатейшая коллекция изобразительного искусства и около четырех тысяч предметов декоративно-прикладного искусства. В экспозиции можно увидеть лишь небольшую часть этого собрания, а остальное время от времени демонстрируется на выставках и воспроизводится в печатных изданиях.

Так, коллекция декоративно-прикладного искусства , хранящаяся в музее, представлена в альбоме с поэтическим названием "Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе…" , вышедшем в 2004 году в издательстве "Московские учебники и Картолитография" при содействии правительства Москвы.

Собранные в альбоме изделия мастеров прошлого помогут современному человеку представить давно ушедшие времена.

З. КОРОТКОВА Москва, Пречистенка, 1 Государственный музей А. С. Пушкина.

Кенкетная лампа выполнена из латуни и фарфора. Россия. 1830-е годы. Швейцарский часовщик А. Арганд в 1780-х годах изобрел светильник - резервуар, наполненный маслом, перетекав шим в горелку по принципу сообщающихся сосудов. Французский мастер А. Кенкет снабдил лампу стеклянным плафоном особой формы для усиления притока воздуха к горелке. Другой изобретатель - швейцарец Б. Карсель, чтобы лампа светила ровным и ярким светом, добавил в эту систему насос, регулярно подававший масло к фитилю лампы. Светильники подобного типа стали большой редкостью.

Фарфоровые сахарница и чайник, украшенные росписью и позолотой. Чайник изготовлен в 1820-х годах в Западной Европе, сахарница - спустя 10 лет на заводе А. Попова в России.

Самовар, кофейник, сахарница, полоскательница и чайник выполнены из мельхиора, украшены позолотой. На изделиях клеймо "А.Н.Т.". Россия. 1835 год.

Бронзовый утюг в виде петуха. Россия. 1830-е годы.

Бронзовые ножницы для снятия нагара. Россия. Начало XIX века.

Фрагмент кошелька, связанного крючком и украшенного вышивкой и бисером. Работа русских мастериц. 1830-1840-е годы.

Шашка, украшенная серебром и гравировкой, принадлежала Александру Александровичу Пушкину, старшему сыну поэта, герою русско-турецкой войны, гусарскому генералу. 1880-е годы.

Дорожный жилетный двуствольный пистолет с убирающимися курками, изготовленный в Бельгии на "Льежской мануфактуре" в первой четверти XIX века. Сталь, украшенная гравировкой, и дерево. Возможно, из похожего пистолета князь Верейский стрелял во Владимира Дубровского.

Настольные часы английской работы (фирма "Нортон"). Деревянный корпус украшен золоченой бронзой. Конец XVIII века. В России часы вошли в обиход во второй половине XVIII столетия. Английская часовая фирма "Нортон" считалась самой популярной в Европе.

Две подвесные чернильницы (медная и бронзовая). Россия. XVIII век.

Изделия из стекла - фляга и два штофа. Россия. XVIII век. Фляга из неочищенного зеленого стекла, такое стекло называли народным. Штофы украшены гравировкой, очень распространенной в XVIII веке.

Настенный подсвечник с отражателем перед свечой - стенник выполнен из бронзы в России в XVIII веке; принадлежал близкому другу Пушкина, поэту и критику князю П. А. Вяземскому.

Чернильный прибор с женской фигуркой и колокольчиком изготовлен из бронзы и стекла. Два флакона из голубого стекла - чернильница и песочница. До изобретения промокательной бумаги стекавшие с гусиного пера чернила просушивали мелким песком. Мастер Яков Самарин из Москвы. 1830-1840-е годы.

Бронзовый подсвечник с фигуркой амура из золоченой бронзы. Россия. Первая четверть XVIII века. Этот подсвечник некогда стоял в кабинете императора Александра I.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)