[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)


Подробности для любознательных ЧТО СТОИТ ЗА НАЗВАНИЕМ ШКОЛЫ


Продолжаем разговор о проблемах образованиянаших детей. В предыдущей статье (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 5, 1998 г.) речьшла о занятиях с дошкольниками. Следующий этап - выбор школы. Вариантовмножество: гимназии и лицеи, элитные загородные интернаты и школы "с углубленнымизучением" модных дисциплин. Родители со скромным достатком с завистьювзирают на тех, кто оформляет своих детей в школу, где месячное содержаниеребенка обходится в десять тысяч рублей. И зависть эта бывает напрасной- не редки, если не сказать типичны, случаи, когда после года пребыванияв подобном заведении, малыш с трудом читает по слогам, а задача "3+2" ставитего в тупик.
Образование стало товаром? Или становится?Ведь если мы платим деньги за какую-то услугу, мы вступаем в область рыночныхотношений. Область, где обмен "деньги-товар" может быть справедливым, аможет быть и жульническим.
Что же произошло и происходит с нашейшколой? Об этом рассуждает Владимир Абрамович Караковский - известный педагоги учитель-новатор, директор 825-й московской школы. Член-корреспондент Российской академииобразования, доктор педагогических наук В. КАРАКОВСКИЙ. Наша школа - на первом или на последнем местев мире? Несколько лет назад в нашем обществе заговорилио том, что школьную систему необходимо реформировать. Произошли огромныеизменения в государстве и в сознании людей, значит, и школа должна измениться.Обсуждались различные варианты школьных реформ, а тем временем школа изменяласьсама по себе, и сегодня она, на мой взгляд, уже прошла три этапа.Первый этап я бы назвал "деструктивным".Разрушались прежняя система образования и все, что было связано в ней ссоветским образом жизни. Развал шел поспешный, суетливый, не всегда оправданный.Вдруг возникло представление о том, что отечественная система образованияникуда не годится, и даже появилась "точная" информация: якобы российскаяшкола занимает сорок второе место в мире по качеству образования, где-тона уровне Кении. Ничем не обоснованному утверждению поверили, и тольколенивый не плевал тогда на школу, только равнодушный не критиковал ее.В названии министерства исчезло слово "народное"- было Министерство народного образования, до революции оно называлосьМинистерство народного просвещения, а сейчас стало просто Министерствообразования. Зададим себе вопрос: если образование не народное, то какоеоно? Частное, элитарное, выборочное?Затем нам было однозначно объявлено, чтообразцом для нашей школы должна стать американская модель образования,а раз мы безнадежно отстали в вопросах образования, к нам зачастили западныепедагоги. И увидели, что по многим критериям российская школа находитсяна более высоком уровне, чем американская. Кто такой Джордано Бруно и надо ли изучать химию? Образование нельзя оценивать по системебаллов, разложить его по полочкам. Образование - это часть культуры народа.Поэтому в разных странах разная педагогическая "вера": во Франции у нееодни критерии, в Америке - другие, в Голландии - третьи. Известно, чтонаши ученики часто занимают первые места на международных олимпиадах поестественным наукам, но отстают, например, по иностранным языкам. Недавноя встречался с первым заместителем Фонда Сороса по образованию В. Сойфером,который уже более десяти лет преподает в Америке. Он поведал о забавномфакте: все 10 лет, в течение 20 учебных семестров, студентам задавали вопрос:кто такой Джордано Бруно? И он ни разу не услышалответа на этот вопрос. А в России каждый школьник даст правильный ответ.У нас даже в начальной школе ученики изучаютболее 10 предметов, в Америке - от трех до пяти. Когда к нам в школу приезжалидля обмена опытом американские педагоги, они часто удивлялись: "Как, увас все химию изучают? Но это же такой сложный предмет! Нам проще "купить"химиков из других стран, чем обучать всех наших школьников химии". За океаномв школах дают минимальные знания, за более высокий уровень надо платить.В Дании, например, первые четыре годав школе ребенка учат читать. У нас же дети приходят в первый класс и черезполгода уже прощаются с букварем, а многие читают бегло. А мы радостносогласились, что находимся на сорок втором месте в мире...Но нет худа без добра. После удара по самолюбию,полученного на первом этапе, педагоги поняли, что выжить можно только напутях обновления, на путях развития. Начался второй этап развития нашейшколы, я бы обозначил его как "инновационный". В этот период возникли новыетипы школ - лицеи, гимназии, колледжи, стало издаваться множество новыхучебников. Кто-то ориентировался на идеи Жан-Жака Руссо, кто-то - на традициидореволюционных гимназий.Все это лишний раз доказало, что наша школаобладает огромным потенциалом развития, глубокими резервами. Те же американцыстали говорить о том, что у нас прекрасная система образования, гораздолучше, чем у них. Конечно, как при всяком обновлении возникло и много ненужного- весной вскрывшаяся река, наполнившись водой, несет с собой много мусора. Гримасы рынка Сегодня школа находится на пороге третьегоэтапа своего перестроечного развития, который можно назвать "аналитическим".Ей предстоит остановиться, оглядеться и понять - что уже сделано и чтоже на самом деле нужно? Если гимназическое образование, то что это значит?Если лицейское, то какое именно? Сейчас от решения всех этих вопросов Министерствообразования фактически устранилось, все отдано на откуп школьному руководству- учителям, директорам. Не думаю, чтобы это было правильно - отдать образованиена волю людям, может быть, и талантливым и умным, но, может быть, и бездарным,корыстным. Я считаю, что государство не должно снимать с себя ответственностьза образование. В противном случае произойдет отделение школы от государства,чего нет ни в одной стране. Министерство образования должно остаться организующимцентром школьной системы.Мне кажется, что базовой моделью образованиядолжна остаться массовая государственная школа. Кстати, так устроена системаобразования в большинстве стран мира: частные школы составляют 5-6 процентов,а остальное - массовая школа на государственном обеспечении. Могут бытьи другие типы школ, например элитные, я отношусь к ним спокойно, если вних учатся действительно талантливые дети. Но основная базовая модель -демократическая школа для всех.Чем хороша, с моей точки зрения, прежняя,единая школьная система? Ребенок приезжал с Дальнего Востока в Москву ив московской школе мог продолжать учебу, как будто никуда не уезжал - тамбыли те же предметы, та же программа. Сегодня стоит ему перейти через дорогу,попасть в другую школу - и возникает масса проблем. В последние годы быларазрушена прежняя система нормативов, а новой не возникло. Идет даже дискуссия- нужны ли вообще какие-либо нормативы в школе? Раздаются и такие голоса:"Зачем вообще всем среднее образование, может быть, нам создать интеллектуальнуюэлиту, а остальные пусть получают необходимый минимум?"Сегодня знание становится товаром. Появилосьдаже такое выражение "образовательные услуги". Школа, оказывается, не обучаети воспитывает своих учеников, а оказывает им образовательные услуги. Иэти услуги можно купить. Многие родители сейчас именно так и подходят кобразованию - стараются выбрать из него то, что "полезно": первое - экономика,второе - иностранный язык, третье - информатика. То есть те предметы, которыечерез четыре-пять лет помогут их отпрыскам устроиться на хорошо оплачиваемуюработу, откроют путь к легким деньгам и быстрому успеху. Отметаются всеэмоции, все духовное содержание образования. Старшеклассники спрашивают:"А зачем нам этот Пушкин?" Подразумевается: он не откроет пути к удачнойкарьере. Конечно, от незнания Пушкина никто не умирал. Но поэта уже сбрасывалис корабля современности - ни к чему хорошему это не привело.Это все гримасы рынка. Я педагог, в экономикепонимаю мало, но знаю твердо: рынок - это средство регуляции экономическихотношений, а не духовной жизни общества. Образование же относится именнок духовной сфере. И ошибки в этой области способны развалить любую странуи любую культуру. Школа для детей, а не дети для школы Итак, школа должна стать другой. Раньшевсех "подравнивали", "подтягивали" по единой мерке, не спрашивая, могутдети или не могут осилить программу. В этом видели социальную справедливость.По моему мнению, надо подбирать программу под ребенка, под его природныезадатки, создать ему условия, раскрывающие его лучшие возможности. Предвижувозражения - это невозможно при перегруженности наших школ, небогатом материальномобеспечении. Я все это хорошо понимаю - у меня в школе учатся более тысячиучеников, под каждого программу не перестроишь. Но мы нашли выход: кромеобычных, традиционных классов в нашей школе существуют и гимназическиес усложненной программой. В школе адаптивно-смешанного типа, которую ясчитаю наиболее гибкой и эффективной системой, должны быть и классы коррекциидля отстающих детей, и классы для одаренных учеников.Главное, что мне кажется совершенно необходимымдля новой школы, - это гуманизация отношений внутри нее. Ведь отношениямежду людьми более чем что-либо влияют на формирование человеческой личности.Слова могут быть значимые и пустые, поступки - удачные и неудачные, а вотношениях соврать нельзя. Отношения - это то, что определяет результати смысл контакта между людьми.Мы все куда-то спешим, поэтому "зациклены"на своих социальных ролях: мама - ребенок, учитель - ученик, начальник-подчиненный. Так проще, так привычнее. А нам нужно помнить другое: происходитдиалог "человек - человек". Не учитель и ученик (хотя субординация нужна,безусловно), а человек - человек.Для того чтобы гуманизировать отношения,прежде всего необходимо очеловечить учебный процесс. В обычной школе онслагается из формул, теорем, законов, дат, открытий. А ведь за всем этимстоят живые люди - ученые, философы, путешественники, общественные деятели.Директор школы Владимир Абрамович Караковскийвручает награды лучшим ученикам.В нашей школе детям предложили своеобразнуюпрограмму: каждый класс, начиная с пятого, выбрал ученого, историческогодеятеля, философа, о котором он хотел бы поведать всей школе. Выбор ребятбыл очень разнообразен, а порою и неожиданен: Иван Грозный и ХристофорКолумб, Валерий Брюсов и Омар Хайям, Сократ и Мольер, Владимир Даль и ПетрЧайковский. Началось "вживание в эпоху" - изучение ее культуры, обычаев,событий, судеб современников. Устраивались классные часы, беседы, выпускалисьпознавательные бюллетени и оформлялись выставки. Затем ребята выступалиперед всей школой с итоговой композицией.
В 825-й московской школе ежегодно проходит"Праздник песни", к которому каждый класс готовит маленький веселый спектакль.На фото: шестиклассники представляют песни в кино; ребята из 11-го классас инсценировкой песен Андрея Миронова.
Принцип объединения на одном уроке разнородныхнаучных знаний мы уже несколько лет внедряем в нашей школе. В начальныхклассах исключительно полезны смешанные уроки, на которых органически соединяетсяматериал почти всех учебных предметов. Ведь первичное видение мира ребенком- целостное, оно только потом разбивается на предметы, как мозаика на кусочки.В старших классах устраиваются уроки не по предметам, а по проблемам. Например,большой интерес у ребят вызвал урок по теме "Экологический прогноз Земли".Основная идея - взаимосвязь всего живого на Земле - рассматривалась в самыхразных аспектах: требовалось привести примеры влияния человека на природу,сделать математические расчеты последствия этих влияний, построить модельразвития природы. На этом уроке ребята могли не толькоприменить на практике свои знания физики, биологии, математики, но и ощутитьтревогу человечества за наш общий дом и даже внести свои конструктивныепредложения. Заканчивался урок обращением ко всем людям Земли, котороепридумали ребята. До основанья, а зачем? Традиция российской школы: в процессе обучениязаниматься не только образованием, но и воспитанием. В 1056 году было написаноОстромирово евангелие, в котором (девять веков назад!) уже были намеченыосновные положения воспитания детей. Воспитание не противопоставлялосьобразованию, оно ставилось во главу угла, а образование было только частьювоспитания.Сегодня проблема воспитания из педагогическойстала социальной. Пионерскую и комсомольскую организации разрушили, ноничем не заменили. И молодежь хлынула на улицу, поддалась ее соблазнам.А что плохого было, скажем, в тимуровском движении? Ведь оно основывалосьна гуманистических, бескорыстных принципах. Я сам был тимуровцем - во времявойны мы помогали в госпиталях выхаживать раненых. Для меня и моих одноклассниковвойна - это запах окровавленных бинтов и глаза умирающего на госпитальнойкойке солдата. Никто нами не руководил, никто не заставлял - мы были тимуровцыи считали своим долгом помогать раненым. Что в этом плохого? Плохое началосьпотом, когда взрослые организовали и возглавили тимуровское движение, сталиустраивать соревнования, давать "два очка за старичка".Неужели дети, которые сидели у пионерскогокостра, думали, что они служат коммунистической партии? Конечно, нет. Ихпривлекали пионерские ритуалы, песни, горны, барабаны, дружба. Ведь детямвсе это необходимо как воздух. Им нужен выход энергии, а не политика.Заменять старое новым нужно было болеемягко, более профессионально. Например, сохранить ребячьи организации,но наполнить их другим содержанием. А в результате дети лишились того,что им принадлежало: пионерские лагеря распродают или они находятся в аварийномсостоянии, а у большинства детей нет другого места для встреч, кроме улицы.В стране была лучшая в мире сеть внешкольных учреждений - не только пионерскихлагерей, но и кружков, дворцов пионеров, и мы ее разрушили.Для меня современная школа - это преждевсего школа воспитывающая. Но что должно стать опорой для воспитания, когданет единой идеологической доктрины? Ведь никто сегодня в государстве неговорит, как именно надо учить и воспитывать детей, никто не формулирует,какие люди нужны сегодня обществу. Каждая школа определяет это сама длясебя. "Самостоянье человека - залог величия его" Мы в своей школе решили, что будем воспитыватьдетей на общечеловеческих ценностях, которым не одна тысяча лет, - преждевсего человек, семья, знание, культура, труд, мир и согласие между людьми,отечество, земля - наш общий дом. Сейчас многие заявляют, что все нравственныеценности разрушены. Это в корне неверно - ценности разрушить вообще нельзя,их можно признавать или не признавать. Возможно, что сегодня сократилосьчисло людей, для которых эти ценности значимы, но сами ценности никудане исчезли.В нашей школе педагоги вместе с ребятамиразработали "Кодексы чести" для начальной, средней и старшей школы. Дляпервоклашек кодекс начинается со слов: "Живи так, чтобы людям рядом с тобойбыло хорошо". А дальше объясняется, что это означает.Нам важно добиться, чтобы выпускник былчеловеком с высокоразвитым самосознанием, у которого есть ощущение своего"я": он понимает и знает, что он может, знает и о пределах своих возможностей.Ведь если у человека нет развитого самосознания, он быстро становится объектомдля разного рода манипуляций, превращается в единицу толпы. Помните Пушкина:"Самостоянье человека - залог величия его"?В этом же стихотворении поэт говорит одвух других важных составляющих человеческой личности - любви к отечествуи любви к семье. Как воспитать эти совершенно необходимые для человекакачества в наше время? Слово "патриотизм" стало едва ли не ругательным,чувство - немодным. Пересматривается прошлое нашего отечества, тревожитнастоящее , и пугает своей неопределенностью будущее. И все же, отказавшисьот прокурорского разбирательства прошлого, необходимо воспитывать в детяхпатриотизм как основу активной социальной позиции. И делать это не толькочерез фильмы и книги.В нашей школе за десять лет каждый ученик проходитпо маршрутам, связанным с историческим прошлым страны, начиная от Краснойплощади и городов Золотого Кольца и кончая Мамаевым курганом.Каждый год ученики 825-й школы вместес кем-то из учителей отправляются в походы в разные уголки страны. На фото- группа школьников на озере Байкал, и летний байдарочный поход по рекеУгре.Но Родина - это не только великая Россияс великой историей, но и тот клочок земли, на котором ты вырос. В двадцатиминутах ходьбы от нашей школы расположен старинный Кузьминский парк. Изучениеистории этого места шестиклассниками, которым помогают родители и учителя-предметники,сотрудники парка и расположенного в нем музея К. Паустовского, захватиловсю школу. Каждый класс выбрал для изучения одну из московских усадеб -Лефортово, Кусково, Измайлово, Коломенское. Эти исследования хорошо вписалисьв нашу программу "Духовная история России".Из чувства причастности к истории своегоотечества рождается и интерес к своей собственной семье. Мы попросили ребятответить на вопрос: "Что я знаю о своих предках?". Большинство смогли добратьсялишь до третьего колена. Но эти "исследования" натолкнули многих на семейныйпоиск, на создание семейных архивов, сблизили родителей и детей. Мечты о школе будущего Я мечтаю о том, чтобы школьные комплексыстроились по индивидуальным проектам. Ведь каждая школа - это коллективнаяиндивидуальность. Прежде чем открывать школу, нужно создать педагогическуюконцепцию, собрать коллектив учителей, а потом уже под идею, под сообществолюдей, под территорию и район разрабатывать проект школы и заказывать егоархитекторам.Такая школа не может состоять из одногоздания. Сотни детей разного возраста на одной территории - это неправильно.Я говорю даже не об опасности эпидемий и травм. У каждого возраста своевосприятие окружающего, свои способы его познания. Корпус младших классовдолжен быть симметричным - например, в форме ромашки. Дети еще только начинаютзнакомство с миром, и оно должно быть дружелюбным и гармоничным. Им необходимспециальный спортивный зал, ведь спортивные снаряды для малышей совсемне те, что для подростков. В корпусе для начальных классов хорошо иметьигровую комнату и живой уголок. Ребенок должен расти рядом с живыми существами,ухаживать за ними, наблюдать, любить их.У подростков - другой корпус. Со множествомкоридоров, тупиков, лабиринтов - им же бегать надо! В норвежских школахнам показывали комнату шума со звукоизоляцией - туда подростки могут прийтии шуметь, кричать сколько душе угодно. Нашим детям, я думаю, комната шумане подойдет - они шумят везде, они не могут бежать и не кричать. У подростковтоже должны быть свой спортивный зал, игровая площадка и живой уголок -посложнее.Корпус старших классов мне видится асимметричным,со множеством ниш для философских размышлений. У старшеклассников должныбыть лекционные залы и разнообразные лаборатории. И, конечно, свой профессиональныйспортивный зал, а также стадион для соревнований, концертный и танцевальныйзалы.Мне кажется очень важным научить каждогоребенка обращаться с цветом, с красками, уметь выразить себя с помощьюрисунка. Каждой школе необходим класс с музыкальными инструментами. Пустьребенок к окончанию школы научится играть на одном музыкальном инструменте- не обязательно профессионально, а в меру своих возможностей.Это мечты, но я верю, что российская школаминует все сложности своего развития, сохранит лучшие традиции и будетдавать нашим детям основательное и духовное образование. Кодекс чести учеников 1-3-х классов 825-й московскойшколы Главное: старайся жить так, чтобылюдям рядом с тобой было хорошо. Прежде, чем обратиться к человеку,улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Научись радоваться не толькосвоим успехам, но и успехам товарищей по классу. Никогда никому не завидуй и неябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Старайся прийти на помощь товарищу,не жди, пока тебя об этом попросят. Если тебе будет плохо, не спешиобвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит. Дорожи школьной дружбой, ценисвой класс и свою школу. И еще о главном: относись к людямтак, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)