[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются крайне редко. Между тем биография их, так же как и биография вышивки, очень древняя.

Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В.И.Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.

Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").

В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н.э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.

Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".

Некоторые швы, например крест, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.

В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.

Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.

В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.

Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.

На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.

В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле.

В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным - до 20 градусов.

Не исключено, что в будущем появится новая модель пялец, более совершенная, и женщины с удовольствием в свободное время сядут за них, чтобы украсить дом оригинальными изделиями и придать своему костюму неповторимое очарование.

Кандидат исторических наук И.СИМАКОВА. В. А. Тропинин. "Золотошвейка". 1826 год. Государственная Третьяковская галерея.

Крестьянская семья за работой. Фотография 30-х годов XX века. Нижегородская губерния.

А. И. Лактионов. "За вышиванием". 1954 год. Национальная картинная галерея. Индия.

Самые древние пяльцы были круглыми - из упругого древесного прута.

Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н.э.

Так называемые швейцарские пяльцы из двух разъемных обручей с винтом для крепления к столу. Вторая половина XIX века.

Деревянные прямоугольные глухие пяльцы. Змиевский уезд Харьковской губернии. Из коллекции этнографа Д.К.Зеленина. XIX век. Санкт-Петербург. Кунсткамера.

Круглые пяльцы (обычно из карельской березы) в виде двух разъемных обручей с винтом. Звенигородский уезд Московской губернии. Начало ХХ века. Москва. Государственный исторический музей.Квадратные разъемные пяльцы. Конец XIX - начало ХХ века.

Квадратные разъемные пяльцы на ножках. Всемирная Парижская выставка. 1900 год.

Пяльцы в виде столика с регулируемой рамой. На откидной крышке закреплены инструменты для вышивания. Первая половина XIX века. Санкт-Петербург. Пушкинский дом.

Модернизированные пяльцы, созданные в НИИ художественной промышленности (Москва).Середина XX века.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)