[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Весь год Москва готовилась к празднованию 850-летия... Возводятся монументы, отстраиваются храмы, под землей растут целые города. Юбилей солидный. Ведь речь идет о столице Государства Российского. А в это время рядом со "стройками века" и в самом сердце Москвы - на Красной площади уже 11 лет стоит в разрухе главный национальный музей. Россияне забыли, что красное здание с несколько вычурной архитектурой - это Исторический музей; сейчас он нередко служит задником сцены во время проведения концертов на Красной площади. На него удобно вешать гигантские плакаты в дни торжеств: глаз радуют портреты и лозунги, да и самого музея за ними не видно. Историчес кий музей - одна из главных составляющих Российской столицы. Затянувшийся ремонт - серьезная потеря для москвичей. Наш корреспондент беседует с Генеральным директором Государственного исторического музея Александром Ивановичем ШКУРКО. Сколько же еще осталось ждать москвичам и россиянам встречи с уникальными коллекциями ГИМа?

Родословное древо Российского царского дома. Роспись, покрывающая своды сеней, была раскрыта реставраторами во время ремонта.

Так выглядела во время ремонта скульптура.

Перо, которым Н. В. Гоголь вносил последние поправки в "Мертвые души".
- В сентябре музей открывает экспозицию в 11 залах "первой очереди". Отреставриро ван и парадный вестибюль, где раскрыто из-под побелки знаменитое "Генеалогическое древо российских государей". Действуют все системы жизнеобеспечения, в Германии закуплено экспозиционное оборудование. В музее будут работать кафе, буфет, магазин. Кроме того, по сложившейся за 125-летнюю историю музея традиции, ГИМ продолжит культурно-просветительную деятельность. Кружки, экскурсии, семейный исторический клуб, лекции, видеопросмотры, тематические курсы для всех возрастов - вот краткий перечень подготовленных музеем форм взаимодействия со своими посетителями.

В восьми залах представлен наиболее ранний период нашей истории - с древнейших времен до создания Киевского государства. В трех самых красивых залах разместится экспозиция "Реликвии истории Государства Российского" - 350 наиболее ценных памятников из музейной коллекции, насчитывающей 4,5 миллиона единиц хранения и 12 миллионов страниц рукописей, книг, документов.

Об исторических связях с Византией расскажет выставка "Москва и греческая культура", приуроченная к юбилею столицы, а в Воскресенских воротах примет посетителей другая выставка - "Святые Московской Руси".

В феврале этого года ГИМ отмечал свое 125-летие. Это один из старейших россий-ских музеев. А как складывалась жизнь музея в контексте исторических событий, сотрясавших Россию?

- Идея создания национального исторического музея возникла еще в первой четверти XIX века, и хотя справедливо считать музей детищем общественного энтузиазма, инициатива егоорганизации оформилась в среде устроителей Севастопольского отдела Политехнической выставки в 1872 году и, что самое важное, - была поддержана Александром II.

9 февраля 1872 года (по старому стилю) было получено высочайшее соизволение на учреждение Российского Исторического музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича.

Александр Александрович, царский наследник, стал первым почетным председателем (1873-1881), а с 1881 года председателем Российского Исторического музея был великий князь Сергей Александрович, брат царя и генерал-губернатор Москвы.

Под строительство музея Городская дума выделила (безвозмездно!) престижный участок земли, примыкающий к Красной площади, ранее предназначавшийся для возведения здания самой Думы.

20 августа 1875 года Александр II собственноручно заложил первый "золотой" кирпич в основание музея. Открытие музея приурочили ко дню коронации Александра III.

Члены царской семьи были постоянными посетителями и щедрыми дарителями музея. До революции с его коллекциями ознакомились все европейские монархи.

Большая и малые Государственные печати Российской империи времени Александра II

Универсальный прибор с солнечными часами выполнен в 1761 году конструктором научных приборов Н. Г. Чижовым.

Однако неправильно было бы считать музей объектом заботы исключительно императорс кой семьи. В устройстве, выработке концепции, формировании коллекций приняли участие выдающиеся ученые, историки, архитекторы, художники, общественные деятели: С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Д. И. Иловайский, И. Е. Забелин, Ф. И. Буслаев, В. О. Шервуд, В. М. Васнецов, Г. И. Семирадский, А. С. Уваров, Н. С. Щербатов и другие. Одна интересная деталь. Дума передала в дар музею знаменитые Чертковскую и Голицынскую библиотеки. Крупными жертвователями были и российские семейства - Бобринские, Кропоткины, Оболенские, Масальские, Щербатовы, Уваровы, купцы-меценаты Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы.

В 1905 году известный купец и коллекционер Б. И. Щукин оформил дарственную Историческому музею на свое огромное собрание российских древностей со всем комплексом зданий, в котором оно размещалось. К моменту передачи поистине уникальная коллекция Щукина едва ли не превышала все собрание ГИМ. А после революции в Исторический музей стали стекаться национализированные, конфискованные большевиками ценности, и собрание разрослось до 1,5 млн. единиц хранения. Моральные аспекты этой акции сомнительны, но все, что было передано в музей, бережно сохранено.

В государстве, где прошлое сознательно фальсифицировалось, а настоящее интерпретирова лось с позиций марксизма-ленинизма, трудно было ждать особой любви властей к хранилищу памятников реальной истории. Однако, сосредоточив усилия на научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, именно в эти годы ГИМ создает систематическую экспозицию по истории России с древнейших времен до 1917 года. Отсылки к классикам марксизма-ленинизма и преувеличенное, в духе времени, внимание к положению низших классов, классовой борьбе и революционному движению не меняют того факта, что это была глубоко научная, информационно насыщенная и достаточно зрелищная экспозиция.

В годы Великой Отечественной войны музей не прекращал ни научной, ни даже экспозици онной работы. 23 июля 1941 года наиболее ценная часть собрания (680 ящиков) была эвакуирована - сначала под Саратов, позже - в Казахстан. Уникальные экспонаты в витринах главного здания заменили искусно выполненными муляжами. И даже в тяжелейшие месяцы начала войны ГИМ принимал посетителей! Кстати сказать, все коллекции, отправленные в тыл, были возвращены в музей в целости и сохранности - за исключением одной случайно разбитой вазы. Но и черепки от нее были привезены в Москву.

Не без горечи надо признать, что и война не принесла таких бедствий музею, как затянувшийся на долгие годы ремонт главного здания. Беда даже не столько в том, что свернута экспозиция, - под угрозой гибели ценнейшие экспонаты, хранящиеся в неприспособлен ных помещениях, упакованные в ящики, громоздящиеся в коридорах и помещениях бывшей Городской Думы, Новодевичье-го монастыря, Крутицкого подворья. Не выдерживается ни температурный режим, ни режим влажности.

А чем измерить нравственный ущерб, нанесенный уже не одному поколению россиян отсутствием возможности прикоснуться к корням и свидетельствам национальной истории? Лежат не востребованными предметы старины, рукописи и книги, документы и картины - воистину родословная народа и слава России.

Письменный серебряный прибор генерал-губер натора Москвы В. А. Долгорукова. Работа русских мастеров 1885 года.



Иван Егорович Забелин (1820-1908). Портрет работы художника В. А. Серова.

Мстиславово Евангелие переписано по заказу великого князя Мстислава Владимировича (1076-1132). Вклад в один из новгородских монастырей. Золотой переплет украшен драгоценными камнями.

Онежская псалтырь. 1395 год.
Что отличает коллекцию ГИМ от собраний других крупнейших музеев страны? В чем ее уникальность? Государственный Исторический музей с самого начала мыслился и создавался как национальный музей широкого исторического профиля. Принципы формирования коллекций были разработаны И. Е. Забелиным, видевшим в музее "вещественного выразителя и изобразителя тысячелетней истории русского народа во всех ее видеоизменениях и бытовых положениях". Археологические и нумизматические коллекции, рукописи и книги, живопись и скульптура, графика и фотография, костюмы и ткани, оружие, изделия из драгоценных, цветных и черных металлов, дерева, стекла, фарфора, богатейший исторический архив - нет ни одной исторической темы или персоналии, которые не нашли бы отражения в собрании ГИМ.

Каждый предмет, попадая в коллекцию музея, становится ценнейшим источником, несущим информацию о своем времени: о создателе или владельце, о национальных художественных традициях или заимствованиях из других культур, об уровне развития ремесла или промышленного производства, о бытовании в различных слоях общества и многом, многом другом.

Универсальность собрания ГИМ не только делает его хранилищем памятников, но и предопределяет задачи и характер деятельности музея как научного учреждения и популяриза тора исторических знаний.

Забелинский принцип систематического комплектования фондов (в отличие от традиционного коллекционирования) привел к сосредоточению в ГИМе сконцентрированного ядра культурного наследия общества общенациональной ценности и значимости.

Например, собрание отдела изобразительных материалов в два раза превосходит собрание Третьяковской галереи, а нумизматическая коллекция сравнима с эрмитажной. Крупнейшим в стране является и собрание отдела археологии - более 1 млн. 600 тыс. единиц хранения. Но ведь объем коллекций - не самое существенное. Все памятники - и уникумы, и обиходные вещи - поступали в Исторический музей, чтобы восполнить недостающие звенья в воссоздающейся цепи исторических эпох, переживаемых народом еще с тех времен, когда и такого государства - Россия - в помине не было. Этому принципу комплектования фондов соответствует и расположение, и внутреннее убранство залов музея: каждый из них должен отражать ту эпоху, которая в нем экспонируется. Таким образом достигается главная цель, с которой и создавался музей, - обойдя залы, посетитель должен зримо представить весь путь, пройденный его далекими предками с каменного века до двадцатого столетия. О каждой эпохе, об исторических деятелях, о самых ярких событиях говорят реальные вещи - одежда, посуда, монеты, книги.

В нашей коллекции хранятся древнейшие русские книги - Изборник 1073 года, Мстиславово Евангелие 1117 года в драгоценном переплете; первые русские монеты - златник и сребреники Владимира Святославича (980-1015), личные вещи и автографы русских царей - от Рюриковичей до Романовых. Мы храним такие уникальные памятники, как портрет Василия III; власяница Ивана Грозного; полный комплект государственных печатей Петра I; церковное облачение Елизаветы Петровны; мундир офицера лейб-гвардии Семеновского полка, который был на Екатерине II в день дворцового переворота, ее ружье, очки, лоток с игральными фишками. Сабля Александра II, бывшая при нем в день убийства, поступила в музей с каплями царственной крови. В коллекции есть вещи, связанные с именами
Д. М. Пожарского, Б. П. Шереметева,
Я. В. Брюса, З. Г. Чернышова, А. В. Суворова, Г. А. Потемкина, М. В. Ломоносова,
Г. Р. Державина и др. Этими раритетами по праву может гордиться музей. В области его интересов - все стороны жизни всех слоев общества на протяжении всего обозримого времени. Экспонатами могут быть простая прялка из русской деревни, спорок с сарафана - и уникальные изделия Фаберже. В этом смысле коллекция ГИМ уникальна и не имеет равных среди крупнейших хранилищ и центров национальной культуры.

Золотая брошь, украшенная эмалью и уральскими камнями. Работа московских мастеров конца XIX века.



Ритоны - рога тура, окованы серебром, украшены позолотой и чеканкой. Были изготовлены во второй половине Х века, обнаружены при раскопках кургана "Черная могила" под Черниговом

Грубошерстная монашеская одежда - власяница; по преданию, принадлежала царю Ивану IV.
В течение 11 лет в ГИМе нет постоянной экспозиции. Чем занят коллектив, как используются богатейшие фонды музея? - Три действующих филиала ГИМ - Покровский собор, Новодевичий монастырь, Палаты бояр Романовых - не прекращали экспозиционной работы. За последние годы музеем подготовлены интереснейшие выставки: "Дары Российского Императорского Дома Историческому музею", "Евангелие в красках Палеха", "На пути из варяг в греки и из грек...", "Церковные облачения и награды" - в Новодевичьем монастыре; "Симферопольский клад", "Золотые награды России", "Золото русских императоров" - в Покровском соборе; "400 лет Дома Романовых" - в Палатах в Зарядье.

Кроме того, в выставочном зале на Поклонной горе работала выставка из собрания ГИМ - "Кутузов"; в Тушине - "Русский бисер", "Наполеон Бонапарт"; в Белых палатах на Пречистенке - "300 лет русскому кружеву"; в московской мэрии - "Генерал-губернато ры"; на Крымском валу - "Примитив в России"; в Малом манеже - "Крымская война. 1854-1856".

Серия камерных выставок прошла в здании ГУМа: "Деньги России", "История из табакерки", "Защита и безопасность", "Праздник пива", "Дамское счастье".

Экспонаты из нашего собрания участвуют в выставках, организованных Министерством культуры и другими музеями. Один из последних примеров - выставка "Екатерина Великая и Москва" в Третьяковской галерее на Крымском валу. Музей устраивает многочислен ные зарубежные выставки. Познакомиться с коллекциями Исторического музея смогли в Японии, Финляндии, Германии, США, Швеции, во Франции, в Италии, Англии, Польше и ряде других стран.

Экспозиционная деятельность - только часть, если так можно сказать, внешней жизни музея. Коллектив ГИМ - более 600 человек. Это в 60 раз больше, чем было в первые годы после открытия музея. Однако главная задача, смысл работы музейщика не изменились с тех пор: собирать, комплектовать, изучать и атрибутировать памятники, давать им четкие пространственно-временные координаты и художественную оценку, а главное - сохранять.

Глиняные черепки, каменные орудия, оловянная посуда, медные монеты, примитивные или, напротив, искусные украшения, ветхие ткани - это наша историческая Память. То, чего так не достает, например, благополучным американцам и к чему они так трепетно относятся, а у нас она есть, это наша твердыня, наши корни, источник духовности и силы духа.


Серебряное кадило работы ярославских мастеров XVII века.

Серебряная кружка была пожалована в 1769 году Екатериной II купцу М. А. Костромину, который помогал механику-самоучке И. П. Кулибину.

Перегонный куб из химической лаборатории М. В. Ломоносова. Выполнен на Урале в 1748 году.
К сожалению, зигзаги отечественной истории противопоставили в нашем обществе два важнейших института - культуру и церковь. Музеи, так сложилось, чаще всего размещаются в культовых зданиях - храмах, соборах, монастырях. Хранители культуры и хранители веры с трудом находят общий язык. Как складываются взаимоотношения ГИМ с Церковью? - Действительно, в четырех из восьми филиалов нашего музея - Новодевичьем монастыре, Покровском соборе, Крутицком подворье, Измайлове мы работаем рядом, а теперь часто и в сотрудничестве со служителями церкви. В последние годы в этом направлении были сделаны взаимные шаги со стороны представителей как церкви, так и музея. Хотелось бы отметить, что среди высших иерархов церкви проявлено понимание того, что наши интересы во многом совпадают; музеи и храмы могут быть партнерами по доброму и взаимовыгодному сотрудничеству. Точно так же и у руководителей музеев прошел первый шок от претензии церкви на возврат музейных зданий и ценностей, имеющих культовое происхождение.

Примером такого взаимопонимания и сотрудничества может служить Новодевичий монастырь, где возрожден женский монастырь, располагается Управление Московской епархии, подворье митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Вместе с работниками культуры служители культа решают общую задачу - сохранить этот уникальный памятник отечествен ной культуры, истории и духовности, создать условия, чтобы он был лучше представлен и верующим и неверующим. ГИМ, проведя реконструкцию и реставрацию здания фондохранилища в Новодевичьем монастыре, продемонстрировал профессиональное и бережное отношение к памятникам национальной культуры и духовности, принадлежащим не музею и не церкви, а всему обществу.

На Крутицком подворье возрождены два храма, здесь разместился центр Всецерковного православного молодежного движения; в другом нашем филиале, Измайлове, подписано соглашение с Московской епархией о передаче церкви музейных площадей, и в Покровском соборе уже проводятся богослужения.

У этого сотрудничества многообещающие перспективы - и не только в области распределе ния помещений. Думаю, надо выходить на более высокий уровень - создание долговременных программ, например церковно-археологического музея, для совместного освоения богатейшего духовного и культурного наследия. Кстати сказать, опыт такого сотрудничества с церковью у музея есть и в прошлом. Широко освещавшееся в средствах массовой информации уникальное открытие - обнаружение портрета отца Ивана Грозного - Василия III на старинной надгробной иконе (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 6, 1997 г.) - стало возможным благодаря тому, что еще в прошлом веке решением Синода православной церкви ряд икон из Архангельского собора Кремля был передан музею - для сохранения.

Эти замечательные женские украшения были найдены в середине прошлого века в Киеве. Время их изготовления - XII век.
Курительная трубка из моржовой кости. Первая четверть XVIII века.
Масонские знаки декабриста П. И. Пестеля: кинжал на черной перевязи, "memento mori", Андреевский крест, ключ.
Выставка в Музее изобразительных искусств "Золото Трои" в очередной раз привлекла внимание общественности - и у нас, и за рубежом - к проблеме так называемых перемещенных ценностей. Интерес к ней подогревается появляющимися периодически утверждениями о том, что в Германии найдены фрагменты Янтарной комнаты. По поводу возврата ценностей, вывезенных в Россию после второй мировой войны, не смогли договориться Президент и Дума весной этого года. А что думаете вы по поводу Закона о реституции? Прежде всего, я должен сказать, что не занимался серьезно этим законом, его экспертизой, поэтому моя оценка может носить только общий характер. Тот ажиотаж, который был создан вокруг этого вопроса при многократном принятии закона в обеих палатах нашего Федерального собрания, во многом носит политический характер. Действительно, эта проблема имеет политическое значение в современной ситуации международных отношений России. С позиции хранителя музейных, а следовательно, культурных ценностей, не могу подвергать сомнению правомочность ранее принятых договоренностей между М. Горбачевым и
Г. Колем, а позже - между Б. Ельциным и тем же Колем. Что касается профессионального отношения к проблеме, думаю, что, во-первых, мы преувеличиваем ценность тех художественных и исторических предметов, которые на сегодня остались в ряде музеев и хранилищ России после известной передачи в ГДР огромного их массива - около полутора миллионов единиц хранения. Оставшиеся в России памятники не меняют культурного потенциала Германии и не увеличивают потенциал российской культуры. Во-вторых, есть практическая необходимость рано или поздно легализовать перемещенные ценности, находящиеся в нескольких хранилищах. И в этом смысле закон задачу так или иначе решает. И, в-третьих, независимо от того, как это сформулировано в законе, будут найдены формы обмена, сотрудничества по использованию оставшихся в России и Германии ценностей в интересах обеих стран и мирового сообщества. Политическая злободневность и психологические барьеры со временем должны отойти на второй план, а деловая часть, успешно начатая выставками в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, станет нормой, реальностью нашей общей жизни.

В неустроенной России, и в благополучной "загранице" вложения в культуру нерентабельны. Престиж и авторитет работника культуры в обществе неоспорим, но не подтвержден зарплатой. Кто они - современные музейщики, хранители национальных сокровищ?

- Несмотря на все революционные и эволюционные преобразования, произошедшие за годы ХХ столетия, в ГИМе сохраняются традиции профессионального и бескорыстного служения музею. Как и прежде, музейный работник объединяет в себе ипостаси собирателя, ученого, хранителя и, что не менее важно, просветителя. Странно звучит, но эти профессиональные черты существуют вне зависимости от зарплаты - "нищенской" и сейчас, и в предшествующий период. Однако фактическое прекращение в 1996-1997 годы финансиро вания основной, уставной деятельности музея может привести к тому, что прервется преемственность поколений хранителей-профессионалов, сформировавшихся в музее, некому будет передать исследовательский опыт, знание коллекций, а главное - трепетное отношение к памятникам отечественной истории. А без этого музей не сможет не только выполнять свою высокую просветительскую миссию, но и существовать.

Беседу вела М. ИВАНОВА.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)