[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Именно так охарактеризовалвеликого художника, своего друга исоратника, французскийимпрессионист Поль Сезанн. В годыжизни Клода Моне (1840 - 1926) вискусстве и в науке произошлоформирование нового представленияо цвете. В искусстве - это периодмежду романтическойизобразительной традицией иабстрактным экспрессионизмом. Внауке именно в это время былиоткрыты физические законы,касающиеся света и цвета, ивыяснены особенности восприятияцвета человеческим глазом и мозгом.

Глаз и свет

В 1874 году тогда ещемалоизвестный художник Оскар КлодМоне представил на выставкуобщества анонимных художниковкартину, первоначальное названиекоторой - "Порт Навре", но у нееесть подзаголовок "Впечатле ние:Восход". Именно этотподзаголовок картины, вызвавшейбурю неодобрительных отзывов впрессе, дал название новомунаправлению в живописи -импрессионизму ("импресьон" -по-французски "впечатление").Теперь, когда все битвы за новоеискусство отшумели, любой ценительскажет, что картина очаровываетзрителя светом, атмосферой икрасками.

Известно, что зрение Клода Монеухудшалось на протяжении всей егожизни. Изменения зрения у Монемногие специалисты связывают спеременами в его манереизображения, хотя цель художникавсегда заключалась в передаченеуловимых модуляций света безкаких-либо интерпретаций. Однакопроцесс изменения зрения и манерыписьма великого художникапозволяет многое узнать о старенииорганов зрения.

На первый взгляд, ухудшениезрения - атрибут старости, но этовпечатление обманчиво: органызрения постоянно меняются напротяжении всей жизни человека.

Один из факторов изменениязрения, связанного с возрастом, -это воздействие солнечного светана глаз. Моне был первым, ктопредпочитал рисовать свои картинытолько на открытом воздухе в любуюпогоду и во все времена года. (Хотя,конечно, и другие художникирисовали "на пленэре".) Видимо,поэтому уже в 1867 году, в 27 лет, у Монебыли проблемы со зрением. Онзаметил, что зрение его ухудшаетсяпосле дня работы на свежем воздухе.Врачи посоветовали ему рисовать впомещении . Чтобы понять, почемуухудшалось зрение художника,попробуем разобраться в том, какдействует солнечный свет начеловеческий глаз.

К видимому спектру светаотносятся волны длиной примерно от400 до 700 нанометров. При длине волны400 нанометров свет фиолетовый, аволны с длиной меньшей, чем уфиолетового света, называютультрафиолетовым излучением. Сдругого конца этого видимогоспектра (длина волн 700 нанометров)свет красный, излучение с большейдлиной волны называютинфракрасным.

Энергия, заключенная в одномкванте света, обратнопропорциональна длине его волны. Вкванте света при ультрафиолетовомизлучении содержится энергия,достаточная для того, чтобывозбудить последовательный рядокислительных реакций в клеткахсетчатки, что пагубно влияет назрение. В принципе, свет любой длиныволны может повредить глаз, но чемкороче длина волны, тем большеэнергия одного кванта света, темвыше вероятность повреждениячувствительных клеток глаза.

В нормальных условиях имеетсянесколько естественных защитныхприспособлений, оберегающих глазот фотохимического повреждения,вызываемого светом. Например, повсему глазу распределеныразнообразныемолекулы-антиокислители, которыенейтрализу ют вредные для клетокреакции. Кроме того, клеткиспособны постоянновосстанавливать и замещатьпрактически все свои части, поэтомуповрежденные компоненты клетокпостепенно заменяются новыми.Самое же главное защитноеприспособление - это поглощениесветовых волн хрусталиком до того,как они смогут достичь сетчатки.Хрусталик новорожденного светлый ичистый, но он заметно желтеет увзрослых. Принято считать, что свозрастом хрусталик все болееэффективно поглощает излучениенаиболее коротких световых волн(ближе к фиолетовому). Дело в том,что плотность тканей глаза иособенно хрусталика увеличиваетсяс младенчества до самой смерти.

Крайняя точка этого процесса -помутнение хрусталика, его ещеназывают радиоактив нойкатарактой. Именно это заболеваниеи развилось у Клода Моне. Позднеефизиологи получилиэкспериментальные иэпидемиологические данные,указывающие на то, что старение ипомутнение хрусталика частичнообусловлено поглощением глазамиультрафиоле тового излучения.Другими словами, длительноевоздействие солнечного света наглаз ускоряет процесс старенияхрусталика.

Что же такое цвет?

Чтобы ответить на этот вопрос,попытаемся разобраться, как мывоспринимаем цвет. Основы нашегопонимания этих процессов былизаложены физиками Джеймсом КлеркомМаксвеллом и Германом Гельмгольцемв середине XIX века. Они обосновалиположение об аддитивном исубтрактивном сочетаниях цветов.Эту особенность немного позже"воплотили в жизнь"импрессионисты.

Субтрактивное сочетание цветов -это, например, соединение синей ижелтой красок, которое дает зеленыйоттенок. Этот эксперимент можетпровести любой ребенок, смешав набелом листе желтую и синюю краски.Если мы пропустим дневной светчерез два последовательныхфильтра, синий и желтый, то синийфильтр пропустит главным образомкороткие волны и волны среднейдлины, в то время как желтый фильтр -длинные волны и волны среднейдлины. В результате оба фильтрапропускают в основном волнысредней длины, которые мы обычноназываем зелеными. Присубтрактивном сочетании цветоввсегда теряется часть светаопределенной длины волны.

В случае аддитивного сочетанияцветов свет параллельнопропускается через желтый и синийфильтры таким образом, что оба лучадостигают глаза. Сочетание,получившееся в результате,оказывается бесцветным. Если синеепятно расположить рядом с желтымтаким образом, что свет от каждогопараллельно отражается в глаз, тодва отраженных пучка света нераспадутся на отдельные пятна, асочетание двух цветов окажетсясерым или бесцветным.

Исследуя аддитивное сочетаниецветов, английский физик Максвеллподтвердил необходимостьсоотношения трех пучков света,чтобы получить ахроматическое,бесцветное пятно. Другой физик,Гельмгольц, доказал, что любойспектр можно подобрать с помощьюсоответствующего сочетания трехпучков света. Исходя из этихнаблюдений, они верно заключили,что чувствительные клетки сетчаткиглаза - рецепторы - должны быть трехвидов. Предположения Гельмгольцабыли изложены в его книге"Руководство по физиологическойоптике" (1867). Ученый был прав,однако в самом грубом приближении,так как связь между деятельностьютрех типов чувствительных клеток ивосприятием цвета гораздо сложнее.Более правильно классифицироватьтипы рецепторов по порогу ихчувствительности при короткой,средней и длинной длине волны.

Несколько лет назад американскиефизиологи В. Стил и Дж. Вернерпоказали, что чувствительностьтрех типов чувствительных колбочек- клеток, определяющих нашецветовосприятие, - линейноуменьшается с увеличениемвозраста. Факторы, способствующиепотере чувствительности,многообразны, но главный - этовоздействие солнечного света.Воздействие ультрафиолетовыхлучей и видимого света с короткойдлиной волны ускоряет процессстарения сетчатки глаза.

Кредо импрессионизма

Пока Максвелл и Гельмгольцразвивали теории о физиологическойоснове сочетаний цветов, Моне, Манеи Ренуар экспериментировали саддитивными и субтрактивнымисочетаниями цветов на холстах.Именно здесь были заложены многиеосновы стиля Моне, включая живопись"на пленэре" и изображениесложной игры теней и света. Позже в1921 году художник-неоимпрессионистПоль Синьяк написал историческийдоклад "Эжен Делакруа внеоимпрессионизме". В этойработе он описал четыре аспектатехнических приемовимпрессионизма, подведятеоретическую базу под поискинового искусства.

Первый аспект - палитра должнабыла состоять из однородных цветов,чистых красок. Импрессионистыстарались использовать самыенасыщенные красящие вещества.Второй аспект - особенностьсмешивания красок на палитре иполучение оптических сочетаний,которые относились к использованиюаддитивного и субтрактивно госочетания цветов. Следующийпринцип: импрессионизм - это"метод вдохновения иинтуиции", основанный нанежелании импрессио нистовследовать строгим методам иканонам академического искусства.И, наконец, Синьяк придает особоезначение манере импрессионистовкласть мазки в виде запятой.

Эти мазки можно увидеть на многихкартинах Моне, но он пользовалсясамыми разнообразными способаминаложения мазка и специальноподбирал их так, чтобы онинаилучшим образом соответствовалитекстуре полотна. Он использовалпестрые разнообраз ные краски,чтобы передать на холсте рябь наводе или изобразить клубы дыма илипар. На некоторых своих картинахМоне передал тени, отраженные вводе, главным образом, с помощьювертикальных линий, в то время какплавающие листья кувшинок,наоборот, переданы толстымигоризонтальными мазками. Этирисунки можно считать первым шагомк абстракционизму.

Вспоминая период в своей жизни,когда он и Ренуар рисовали вместе,Моне говорил: "С моих глаз какбудто сорвали завесу, и я понял,какой может быть живопись".Однако скоро другая завеса быласорвана с глаз Моне, когда он увиделработы Дж. М. Тернера, безусловно,одного из самых талантливыххудожников Англии.

Тернер пытался передать в своихкартинах свечение и разнообразиеяркости цвета. Он приблизился к темтончайшим зрительным впечатлениям,которые возникают, когда светотражается водой илипросматривается сквозь дождь, парили туман. Изображени я такого рода- наиболее трудные для художников -блестяще удавались Тернеру. Как ондостиг этого?

Тернер экспериментировал сгруппой цветов, размещенных рядом,чтобы изучить, каким образом цветавлияют друг на друга. Он фактическине имел специальногохудожественного образования, носекрет его успеха, возможно, вдругом - Тернер работал надпереводом произведения Гете "Кучителю рисования".

Гете в свое время хотел статьхудожником, но ему недоставалоталанта. Он написал трактат "Кучителю рисования", в которомпредвидел современную теориюцветов.

Гете описал, как наилучшимобразом использовать законывосприятия цвета в живописи. Тернерпризнал его точку зрения ииспользовал ее в своей живописи.Чтобы усилить участкисветло-желтого цвета, он окружал ихучастками темно-синего цвета.Манера письма Тернерапредвосхитила импрессионизм иэкспрессионизм. Художник ПольСиньяк писал, что импрессионистыизучали работы Тернера ивосхищались им.

Другой французский художник, ЭженДелакруа, так же, как и Tернер, смелоиспользовал цвета и сочетаниякрасок. Импрессионисты увлекалисьидеями Делакруа об одновременномконтрасте. Он когда-то сказал:"Дайте мне грязь улиц, и япревращу ее в сочную плоть женщины,если вы мне позволите окружитьгрязь как мне угодно". Еслипредположить, что сочная плоть,которую имел в виду Делакруа, былабелой, то экспериментальнымобразом можно доказать, что он былправ. Физиологи Ж. Валравен и Дж.Вернер провели такой эксперимент ипоказали, что любой цвет можетказаться белым в зависимости отсочетания с окружающими егоцветами.

Что такое цвет дляклеток и нервов

Эвальд Геринг, профессорфизиологии в Вене, а затем в Праге иЛейпциге, сделал предположение, чтосуществует четыре основных цвета:красный, зеленый, желтый и голубой,и все цветовые ощущенияосновываются на комбинацияхуказанных выше цветов. ДальшеГеринг допустил, что восприятиецветов, с точки зрения физиологии,организовано в антагонистичес киепары, которые затрагивают процессывозбуждения и торможения нервов ичувствитель ных клеток. Врезультате восприятие, например,красного и зеленого цветов никогдане происходит одновременно в одно ито же время и в одном и том же месте.По этой причине он относил эту паруцветов к противоположным.

Современные данные физиологовподтверждают, что действительносуществуют красно-зеленые ижелто-голубые, противоположныедруг другу каналы связи,формирующие наше представление оцветах. Американские физиологи Б.Вутен и Дж. Вернер обнаружили, чтоэти противоположные механизмынепосредственно формируютцветовую реакцию наблюдателя.Исследователи предположили, чтопротивоположные процессыпредставляют собой особую сетьнервов, отвечающих за восприятиецвета.

Профессор физиологии в ФрайбургеД. Иоханнес фон Крайс на пороге ХХвека выдвинул теорию зон. Согласноей, зрительное восприятие цветасвязано с деятельностью трехклассов чувствительных клеток -колбочек. Более современная версиятакой модели зоны - чувствительныеклетки активизируют работу нервнойсистемы либо при возбуждении, либопри торможении. Комбинациивозбуждения и торможения всех трехвидов рецепторов и вызываютразнообразные цветовые ощущения.

Б. Шефрин и Дж. Вернер определилиточки равновесия этихпротивоположных механизмоввосприятия цвета у людей в возрастеот 13 до 74 лет. Результаты оказалисьнеожиданными: они доказывали, чтоне происходит значительногоизменения в восприятии длин волнчисто голубого и желтого цветов,несмотря на разницу в возрасте. Этиданные показывают удивительнуюстабильность в восприятии цвета напротяжении жизни. По-видимому,органы зрения все же адаптируются кизменениям в освещении сетчаткиглаза, которые происходят свозрастом.

Однако вернемся к Моне. С 1871 годапо 1881 художник жил в Aржантее иВетейле. В этот период жизни намногих его картинах - эпизодыбезмятежной жизни за городом сженой и юным сыном Жаном, напримерна картине "Завтрак" или"Маки в Аржантее". Это былосчастливое время жизни Моне,которое в 1879 году трагическиоборвалось: умерла его женаКамилла. Неукротимая любовь Моне кизменяющимся эффектам цветазаставила его нарисовать еепортрет на смертном одре, показавизменение цвета ее лица. Онвспоминал: "Я пристально смотрелна трагическое выражение лица,непроизвольно пытаясь установитьпоследовательность, пропорциисвета и тени в красках, которыесмерть наложила на неподвижноелицо. Оттенки голубого, желтого,серого и я не знаю еще каких цветов.Я познал это".

Мир глазами Моне

К 1890 году в возрасте 50 лет КлодМоне, уже всемирно известныйхудожник, перестроил старый жилойдом на ферме и нанял шестьсадовников, чтобы ухаживать зацветами в саду. Он очень любилцветы, и его сад представлялвеликолепное зрелище: мы можем обэтом судить по его многочисленнымкартинам. Кроме великолепия этогосада, Моне любил также рисоватьстога сена за своим домом,передавая едва уловимыеволнообразные движения света ицвета.

Моне подчеркивал: "Я пыталсясделать невозможное - нарисоватьсам свет".

Он нарисовал еще несколько серийкартин, включая полотна сизображением собора в Руане. Каждаякартина передает игру света и тенейв разное время суток: раннее утро,когда солнце ласково пробиваетсясквозь туман, обволакивающий шпилисобора, и полдень, когда весь фасадутопает в солнечном свете.

Картина, на которой изображенполдень, должна бы отражать внесколько тысяч раз больше света посравнению с той, где запечатленораннее утро. Моне не смог быпередать этого на полотне, но емуэто не было нужно. Наши органызрения нечувствительны к общемууровню света на большом расстоянии.Моне понял другие особенностичеловеческого зрения: общийуровень света увеличивается, когдавместе с ним увеличиваетсяразличимый контраст - желтый иголубые цвета становятся болеенасыщенными, черный - чернее и белый- белее.

Пейзаж, который привлекалвнимание художника более 25 лет, этоего садик в Живерни, особеннокувшинки и мостик в японском стиле.Мостик на одной картине былнарисован в 1899 году, а на другой -двадцатью годами позже. Между ними,кажется, нет ничего общего. Этаразница между картинамиобъясняется очень печально. Можноувидеть не только разницу в цветах,но и менее отчетливые линии -несомненно, из-за рассеиваниясвета, вызванного помутнениемхрусталика глаза художника.

В 1912 году, когда Моне было 72 года,доктор в Париже поставил диагноз,звучавший как приговор:двусторонняя катаракта. Так каккатаракта прогрессировала,художник не мог больше рисовать приярком свете или создавать картины сярким фоном. Тем не менее онотказался от операции нахрусталике - из-за страха, что врезультате его зрение еще большеухудшится, а цветовосприятиестанет искаженным.

Несмотря на плохое зрение, Монепопытался осуществить мечту давнихлет - создать огромные полотна,которыми было бы заполнено всепространство внутри комнаты и накоторых были бы изображены вода ицветы во всем их неуловимом блеске.Однако он не мог больше различатьмногие цвета своих красок, и в своемвыборе цвета полагался на название,которое читал на этикетке тюбика, апотом запоминал точноерасположение тюбиков на палитре. Онпонимал, что многие его картиныбыли слишком темными, поэтому частьих он изрезал или уничтожил.

Однажды Моне сказал, что хотел быродиться слепым, а потом прозреть,чтобы передавать на полотне своивпечатления, не находясь подвлиянием прошлого опыта. В 1922 году,в возрасте 82 лет, он, по существу,стал слепым на правый глаз и едвавидел левым глазом. Тем не менее онговорил: "Я буду рисовать дажеслепым, как и Бетховен, которыйсочинял музыку, будучи абсолютноглухим". Чтобы хоть как-тоулучшить зрение хоть на несколькочасов, он принимал специальнопрописанные лекарства, расширяющиезрачки. Моне практически не рисовалголубыми красками в этот период.из-за сильной катаракты на егоглаза падало малое количествосвета с короткой длиной волны, чтоделало невозможным отличитьголубой цвет от черного.Компенсирующие процессы,поддерживающие восприятие цвета встарости, исчерпали себя. Вскоре онуже не мог рисовать.

В эти годы Моне часто посещал егостарый друг Жорж Клемансо, которыйдостиг поста премьер-министраФранции. К началу 1917 года, когдапервая мировая война близилась кконцу, Моне согласился передать вдар Франции два больших панно из"Больших Декораций", чтобыотпраздновать прекращение военныхдействий. Однако Клемансо убедилего отдать в дар не два панно, а все,что Моне запланировал создать, - сусловием, что для их размещениябудет специально построен музей поплану самого Моне. Именно Клемансоуговорил Моне сделать операцию поудалению катаракты.

В течение 6 месяцев после удалениякатаракты у Моне развиласьвторичная катаракта. Однакохудожник обнаружил, что зрениеулучшалось, если он закрывал одинглаз, обычно левый. В тот периодМоне жаловался, что, смотря левымглазом, пораженным катарактой, онвидел все в слишком желтых красках,в то время как, смотряпрооперированным глазом, он виделмир в насыщенном голубом цвете.Некоторые картины были написаны тос одним закрытым глазом, то сдругим. Разница между двумя видамипоразительна.

В июле 1925 года, через три годапосле первого удаления катаракты,Моне заявил, что у него полностьювосстановилось зрительноевосприятие света: это произошлоблагодаря тому, что его органызрения адаптировались к новымусловиям. Он был в приподнятомнастроении и полон энтузиазма. В 85лет он снова стал рисовать изавершил не 19 обещанных картин, а 22.К сожалению, Моне не суждено былоувидеть эти картины в музее, окотором он мечтал. Художник умернезадолго до открытия музея, 5декабря 1926 года. В последние минутыего жизни Клемансо был рядом с ним.Однажды Моне сказал Клемансо:"Положи свою руку в мою и давайпоможем друг другу увидеть вещи влучшем свете". Через два месяцапосле смерти Моне Клемансо открылмузей Оранжери, где были выставленызнаменитые "кувшинки" Моне, ипомог людям увидеть мир в лучшемсвете - глазами Моне.

С. МАКАРОВА. По материаламжурнала "Alexander von Humboldt Stiftung.Mitteilungen".



А. Фантен-Латур. Портрет ЭдуардаМане. 1867 г. Э. Мане. Портрет Клода Моне. 1880 г.Эжен Делакруа. Автопортрет. 1820г.

Поль Сезанн (фото). 1875 г. Огюст Ренуар. Клод Моне. Клод Моне в 1926 году (фото). Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г.

Э. Делакруа. Натюрморт. 1826 г.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)