[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Это периферийное устройство всамом деле очень похоже на мышонка. Маленькоепластмассовое тельце, длинный хвост - кабель длясвязи с компьютером, кнопки - словно плотноприжатые ушки маленького зверька. Повинуясьдвижениям руки оператора, мышка бегает по столу,а на экране повторяет каждое ее движение курсор:в текстовом режиме экрана - прямоугольник, вграфическом - аккуратная стрелка. И легкогонажатия кнопок достаточно, чтобы запускатьфайлы, выделять и перемещать участки текста илирисунка, управлять героями в увлекательнойкомпьютерной игре. Нашсегодняшний рассказ - о "породах"компьютерных мышей и их принципах работы.

...Но ты узнаешь по хвосту,
что он родился мышкой.


С. Маршак.

Создатели первых моделей персональныхкомпьютеров (ПК) считали главным (послеклавиатуры) устройством ввода информации вовсене мышь. Например, вначале модели фирмы IBM былирассчитаны на работу со световым пером. Однакосветовое перо известно немногим, а мышь -победительница среди периферийных устройств -знакома всем. Более того, для многих сегодняшнихпользователей компьютер без нее - не компьютер,мышь входит в комплект поставки ПК большинствафирм.

Итак, мышка двигает курсор на экране, самаперемещаясь по нашей воле. Движение корпуса мышиизмеряется в шагах. Шаг - это минимальноесмещение, регистрируемое датчиками. Специальнаяпрограмма - драйвер - подсчитывает количествошагов, вызывающее переход курсора на следующийэлемент изображения. Скорость движения курсорапользователь может изменить с помощьюспециальных функций. По умолчанию принимается,что отношение числа шагов мыши к числу элементовизображения равно 1:1 по горизонтали и 2:1 повертикали.

Как же мышка определяет, сколько шагов онапрошла по воле оператора? Есть несколькоспособов, наиболее распространенный из которых -механический (рис. 1). Установленный в днищекорпуса тяжелый шарик (обычно он металлический ипокрыт резиной) крутится во всех направлениях,когда мы катаем мышь по столу. При этом шариквращает два прижатых к нему фрикционных роликасо взаимно перпендикулярными осями. Роликами жевращаются шаговые датчики, которые, в своюочередь, замыкая и размыкая пары контактов,позволяют подсчитать число оборотов ролика, азначит, и длину пробега мышки в соответствующемнаправлении.

Однако контакты - вещь весьма ненадежная,поэтому в современных устройствах используетсядругой, чуть более сложный вариант -оптико-механический (рис. 2). Здесь тот же шарик итакие же фрикционные ролики. Но шаговые датчикивыглядят по-другому. Это диски со щелями, с однойстороны которых расположены источники света(светодиоды), а с другой - фотоприемники. Когдамышь бежит по столу, шарик, ролики исоответственно диски вращаются, лучи света,проходящие через щели, периодически прерываютсяи несложной электронной схеме остается толькоподсчитывать импульсы тока на выходныхконтактах фотодатчиков.

Еще один способ - оптический - позволяет совсемизбавиться от механики (рис. 3). Световой лучотражается от специального коврика, по которомуползает мышь, и попадает в фотоприемник. Наповерхности коврика нанесена сетьпересекающихся черных линий, так что отраженныйлуч при движении мыши периодически прерывается.А считать импульсы тока на выходе фотодатчикасхема мышки умеет.

Когда компьютерная мышь прочно закрепила своепервенство среди периферийных устройств, за неевзялись дизайнеры. И вместо скромной коробочки скнопками стали появляться удобные для обхватарукой и изящные трехкнопочные мышонки.

Двухкнопочные мыши (стандарт Microsoft Mouse) - болееранняя популяция этих компьютерных зверьков.Левая кнопка соответствует клавише "Enter"("Ввод"), а правая, в зависимости отконкретной программы, может быть аналогом"Esc" ("Отмена"), "lns"("Выделение" - например, в Norton Commander) и т. д. Внекоторых случаях имеется возможность изменятьназначения кнопок на противоположные и дажеприсваивать им произвольные функции по своемувкусу.

Трехкнопочные мыши, появившиеся несколькопозже, представляют стандарт Mouse System Mouse. Впрочем,третья (средняя) кнопка в большинстве случаевбездействует или дублирует левую, так чтосовместимость с прежним стандартом Microsoftполностью сохраняется. И лишь в сравнительнонедавно появившихся программах пользовательможет сам назначить для этой кнопки нужную емуфункцию.

Другое широко применяемое устройство для вводаинформации в компьютер - трэкбол. Его традиционноотносят к семейству компьютерных мышей, однакоон, строго говоря, похож на мышь только попринципу работы. У трэкбола шарик укреплен не вднище, а сверху на корпусе. В этом большееудобство трэкбола по сравнению с мышью:расположенный "на спине" шарик можновращать рукой, не перемещая все устройство. Еслидля работы с мышью на столе нужно выделятьопределенную свободную площадь, то трэкболуместа требуется совсем немного. Поэтому егообъединяют с клавиатурой на портативныхкомпьютерах.

"Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упалои разбилось" - так бывает, увы, не только всказке. Сбросить хвостом, то бишь кабелем, состола при неловком движении ценные вещи -привычное дело. И вот появились "бесхвостые"модели, в которых используются различныеварианты беспроводной связи. Один из способов -инфракрасная связь, аналогичная широкоприменяемым в быту системам дистанционногоуправления телевизором. Другой, еще болеесовершенный - радиосвязь. Радиомышь фирмы Logitechможно катать почти в двух метрах от компьютера.Мышь и приемник можно настраивать на четыреразные частоты, поэтому в одной и той же "зонерадиосвязи" одновременно могут работатьчетыре пользователя.

Разработаны и мыши, предназначенные дляуправления курсором в трехмерном виртуальномпространстве. "Летучую мышь" можно свободноперемещать и поворачивать в воздухе, заботясь отом, чтобы хватило длины кабеля (от этогоатрибута разработчики все-таки не отказались).

Еще одно периферийное устройство представляетсобой надеваемый на палец перстень с излучателемультразвука. К корпусу дисплея крепится легкая"двурогая" рамка, на которой размещены тризвукоприемника: в правом верхнем, левом верхнем илевом нижнем углах корпуса. Кисть руки с надетымперстнем перемещается вблизи экрана, аэлектронная схема легко определяет ее положениеи передает эти сведения в компьютер, как иинформацию о нажатии находящейся на перстенькекнопки.

Самые современные родственники компьютерноймыши вовсе не похожи на свою прародительницу. Онипредставляют собой небольшую сенсорнуюпластинку (с кнопками по углам), по которойдвижется только палец пользователя и руководитдвижениями курсора на дисплее. Принципов ихработы известно несколько. В одном варианте планшетка состоит из двух пленок свзаимно пересекающимися проводящими дорожками инебольшим промежутком между ними. При нажатииодна или несколько дорожек замкнутся с"соседками" на второй пленке, а электроннаясхема легко обнаружит место замыкания (а значит,касания). Другой вариант - излучениеповерхностных волн вдоль пленки планшета.Движение пальца меняет картину их распределения,что и фиксируется приемными датчиками. Третийпринцип - излучение ультразвука над пленкой.Палец экранирует часть датчиков от ультразвуковых волн, и порасположению этой "тени" определяютсякоординаты точки нажатия.

Еще несколько лет назад подобные устройствабыли слишком сложны и соответственно дороги. Носегодня благодаря развитию тонких технологийсенсорные планшеты становятся все болеепопулярными, а спектр их моделей - все болееразнообразным. Так, устройство Glide-Point фирмы Cirqueдает пользователю возможность перемещать курсорпо экрану, надавливая пальцем на небольшуючувствительную к нажатию площадку, котораявполне заменяет собой трэкбол. А в последние годыв продаже появились и модели компьютеровноутбук, в которых микропланшет (TouchPad) встроен вклавиатуру.

Д. УСЕНКОВ.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)