[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Еще полвека назад, когда человек делал лишь первые шаги в освоении космического пространства, Сергей Павлович Королев говорил, что люди будут летать в космос по профсоюзным путевкам. Сегодня мы живем в другом государстве, где космические разработки, несмотря на выдающиеся былые достижения, финансируются из рук вон плохо, да и профсоюзы уже не те. Впрочем, путевку в космос пока не купишь ни в одной стране мира. И все же можно утверждать, что эра космического туризма началась. Вслед за американцем Деннисом Тито и гражданином ЮАР Марком Шаттлвордом, побывавшими в космосе в составе научных экспедиций, нашлись и другие смельчаки, готовые оплатить полет из собственного кармана, даже если это будет очень короткое, суборбитальное космическое путешествие. Речь идет о принципиально новой российской авиационно-космической системе, предназначенной для кратковременных суборбитальных полетов на высоте свыше 100 км (нижняя граница космоса) одного пилота и двух туристов. Так же как американский "Спейс-Шаттл", оснащенный маршевым жидкостным ракетным двигателем, наш космический модуль С-XXI в составе аэросцепки с самолетом М-55 "Геофизика" можно назвать воздушно-космическим самолетом. Правда, разработчики окрестили С-XXI ракетным модулем, поскольку он оснащен отделяемой силовой установкой с твердотопливным ракетным двигателем.

В основу проекта авиационно-космической системы "М-55-С-ХХI", создаваемой на Экспериментальном машиностроительном заводе им.В.М.Мясищева, положены уникальные технологии, которыми располагают сегодня российская авиация и космонавтика. (Напомним, что 15 лет назад завод был головным разработчиком орбитального корабля "Буран".) По замыслу проектировщиков, самолет М-55 "Геофизика", также созданный на заводе им.В.М.Мясищева, будет использован в качестве носителя. Этот уникальный аппарат, способный летать на высоте свыше 20 км, доставит космический модуль в верхние слои атмосферы.

С-ХХI массой 3500 кг (без учета силовой установки) разместится на фюзеляже самолета-носителя М-5 Начальная масса аэросцепки составит 27 тонн. Между двумя модулями воздушно-космического самолета будет установлена двусторонняя связь, так что экипажи смогут вести переговоры и совместно контролировать состояние и работоспособность всех систем аэросцепки по показаниям контрольно-записывающей аппаратуры и с помощью тестирования оборудования. В случае обнаружения какой-либо неисправности на начальном этапе полета самолет сможет совершить посадку до разделения модулей.

Схема полета туристического воздушно-космического самолета предельно проста. На высоте 17 км самолет-носитель М-55 "Геофизика" выполняет "горку", в этот момент космический модуль С-ХХI отделяется от него и запускает маршевый двигатель, а М-55 выполняет маневр ухода от его траектории со снижением. На активном участке полета по заранее выбранной траектории перегрузки в космическом модуле нарастают и приближаются к тем, что испытывают космонавты. В определенной точке ракетная силовая установка отделяется от пассажирской капсулы, и та, получив необходимое ускорение, начинает двигаться по баллистической траектории, маневрируя с помощью газодинамических органов управления. С-XXI развивает максимальную скорость 1450 м/с, вполне достаточную для совершения суборбитального полета. (Напомним, что для выхода на орбиту искусственного спутника Земли требуется скорость 7800 м/с.) В наивысшей точке баллистической траектории пассажирская капсула будет находиться на высоте около 101 км. В течение трех минут путешественники смогут испытать все "прелести" космического полета, включая 25-секундную невесомость, увидеть черное небо вокруг и голубую Землю внизу. Общая же продолжительность суборбитального космического полета от взлета до посадки будет немногим более часа.

Во время снижения с обеих сторон пассажирской капсулы раскроются небольшие экраны, обеспечивающие ее управляемый спуск с использованием аэродинамической подъемной силы. Для маневрирования при заходе на посадку предусмотрены рули поворота и элевоны. По проекту, пассажирская капсула должна садиться "по-самолетному" - на колесное шасси, но возможно приземление аппарата и на парашюте.

Макет космического модуля С-XXI, выполненный в натуральную величину, впервые был показан 14 марта 2002 года. Аппарат поразил всех своими малыми размерами: при длине всего 7,7 м и ширине фюзеляжа менее 2 м в нем нашлось место для трехместной герметичной кабины, отделяемой силовой установки, отсека оборудования с системами управления, жизнеобеспечения и спасения. В дальнейшем предполагается оснастить аппарат новейшей компьютерной системой, которая возьмет на себя все функции управления, а пилот будет присутствовать в кабине скорее для подстраховки. Система жизнеобеспечения, поддерживающая внутри пассажирской капсулы нормальное давление и температуру в пределах 18-25оС, позволит пилоту и космическим туристам находиться в ней без индивидуальных дыхательных приборов.

Пока, правда, неясно, каким образом будет возвращаться на Землю отделяемая силовая установка. Если не найти способа ее приземления, то аэросцепка "М-55 "Геофизика" - С-XXI" сможет совершать полеты только с аэродромов, расположенных в ненаселенной местности, например в Сибири или Заволжских степях. Что касается Подмосковья или окрестностей других крупных городов, то зон отчуждения, пригодных для падения отработавших агрегатов космических летательных аппаратов, в них нет. Вопрос этот надо непременно решить в ближайшее время, иначе коммерческая сторона проекта может оказаться не столь привлекательной и выгодной.

Создание авиационно-космических систем, подобных аэросцепке "М-55-С-XXI", сегодня становится реальностью. Аппараты для космического туризма разрабатываются не только у нас в стране, но и за рубежом. Но, как говорят российские конструкторы, у нашей разработки два несомненных плюса: во-первых, низкая стоимость, несопоставимая с предполагаемы ми ценами западных образцов, и, во-вторых, высокая степень готовности проекта, а значит, и вполне конкретные сроки его исполнения. Подтверждение тому - существующий макет аппарата в натуральную величину, созданный на основе серьезных аэродинамических, баллистических и прочих расчетов. Более того, уже детально проработаны основные узлы и агрегаты будущей машины.

Впервые за всю историю отечественной космонавтики заказчиком многоразового космического аппарата выступило не государство, а коммерческая компания "Суборбитальная корпорация" (Россия), руководители которой понимают, что развитие космического туризма не за горами. По мнению астронавта Базза Олдрина, второго человека, ступившего на Луну, - это единственный путь, ведущий к появлению поколения, способного освоить Марс, а потом и более глубокий космос. За реализацию туров взялась американская фирма "Space Adventure".

Первые полеты С-ХХI запланированы на 2004-2005 годы. В дальнейшем предполагается построить шесть-семь космических модулей, которые будут по очереди совершать до трех суборбитальных полетов в неделю. Стоимость такого путешествия - около 100 тыс. долларов, это в 200 раз меньше, чем заплатил за полет на станцию "Мир" Деннис Тито.

Космический туризм - лишь один из возможных вариантов использования С-XXI. Помимо полетов имеющих немалые деньги искателей приключений аппарат, по мнению разработчиков, можно задействовать и в научных целях, например проводить с его помощью медико-биологические эксперименты, мониторинг земной поверхности или исследования некоторых явлений в области аэродинамики.

Н. ЯКУБОВИЧ. Новая разработка Экспериментального машиностроительного завода им.В.М.Мясищева - авиационно-космическая система "М-55 - С-XXI" для туристических полетов в космос впервые была представлена специалистам и журналистам 14 марта 2002 года.

Авиационно-космическая система для кратковременных суборбитальных космических полетов представляет собой аэросцепку самолета-носителя М-55 "Геофизика" с космическим модулем С-XXI; масса аэросцепки - 27 тонн.

Габаритные размеры космического модуля С-XXI невелики. Стартовой площадкой для него служит фюзеляж самолета-носителя М-55 "Геофизика".

В космическом модуле C-XXI, оснащенном отделяемой силовой установкой, несмотря на малые размеры, размещаются герметичная трехместная кабина, передний и задний отсеки оборудования.

Схема суборбитального полета авиационно-космической системы в составе самолета-носителя М-55 "Геофизика" и космического модуля С-XXI с отделяемой силовой установкой.

Макет космического модуля С-XXI в натуральную величину.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)