[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Т. МОЗЖУХИНА.

Из многочисленных подмосковных усадеб, окружавших некогда город, счастливая судьба досталась немногим. Облик одних можно восстановить лишь по архивным документам, как, например, случилось с имением знаменитого екатерининского вельможи Алексея Орлова (см. стр. 58). Другие, став музеями, радуют глаз и поныне. К их числу относится "летний увеселительный дом графа Петра Борисовича Шереметева" - так называли в XVIII веке Кусково.

ПОДМОСКОВНАЯ УСАДЬБА

Среди старинных и знаменитых в прошлом уголков Москвы особое место занимает усадьба Кусково. Летняя увеселительная резиденция крупнейшего богача России графа П. Б. Шереметева в XVIII веке славилась своими праздниками и гуляньями, на которые дважды в неделю приглашались все желающие. А приемы в честь Екатерины II поражали своим блеском и великолепием даже иностранных послов, сопровождавших императрицу в ее путешествии по России.

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково, прекрасный образец французского регулярного стиля в паркостроении, возник в середине XVIII столетия на месте довольно скудного, болотистого ландшафта, преображенного усилиями архитекторов, художников, садовников в поистине райский сад. Этот "земли лоскутик драгоценный" был настоящей сокровищницей культуры и искусства, таил в себе множество диковинок и развлечений. Путешествуя по лабиринту стриженых липовых аллей и любуясь беломрамор ными изваяниями, гости усадьбы знакомились с древней историей, географией, античной мифологией. Посетив Итальянский и Голландский домики, они могли почувствовать себя в проникнутой духом высокого искусства атмосфере Италии или в уютной и милой обстановке голландского жилища. В тени крытых зеленью беседок вокруг Вольера можно было насладиться голосами певчих птиц, в двориках Менажерей - полюбоваться диковинными декоративными пернатыми, а в Оранжерее - редкостной коллекцией южных деревьев, многие из которых были искусно выстрижены в виде фигур людей и животных; наконец, можно было отведать выращенные здесь же в теплицах великолепные персики и экзотические ананасы. Пушечная пальба с яхты на Большом пруду, роговые оркестры, музыканты на затейливых лодочках и корабликах, качели и карусели на аллее игр, пышные фейерверки в ночном небе над водной гладью привлекали в усадьбу множество народу. Огромной славой пользовались спектакли крепостного театра Шереметевых, успешно конкурировавшего с московскими Императорскими театрами. Оперы и балеты русских и европейских композиторов ставились в зеленом театре. в нем все было сделано из стриженой зелени разных древесных пород, дерна и цветов. Более сложные и пышные постановки осуществлялись в специально построенном деревянном театре с роскошным убранством зала и сложным устройством сцены. Это было одно из лучших театральных зданий России в конце XVIII века. Здесь блистала лучшая актриса шереметевской труппы, юная певица Прасковья Ковалева-Жемчугова, ставшая впоследствии графиней Шереметевой. Ее удивительная судьба стала одной из легенд кусковской усадьбы.

Кусково - музей

В наши дни старинная усадьба, сохранившая первоначальную планировку парка и его основные сооружения, уникальные подлинные интерьеры деревянного дворца, наполненные прекрасными произведениями искусства прошлых веков, - один из любимейших музеев столицы. Кусково - музей очень своеобразный, в нем слились в одно целое два комплекса высочайшего художественного уровня: под старинными сводами шереметевской усадьбы нашел приют единственный в России специализированный музей керамики, переведенный сюда еще в 1932 году. Музей был создан в 1919 году на основе крупнейшего в Москве собрания русского фарфора известного коллекционера Алексея Викуловича Морозова и до 1930 года размещался в его особняке во Введенском переулке. В 1920-е годы Музей фарфора (как он тогда назывался), объединивший и другие частные московские коллекции фарфора, керамики и стекла, стал одним из лучших и богатейших музеев столицы. Он был известен далеко за пределами России.

Нынешнее собрание русского фарфора в музее керамики в Кускове не имеет себе равных по полноте, разнообразию и редкости представленных здесь изделий прежде всего подмосковных заводов - прославленных предприятий Гарднера, Попова, Сафронова и множества гжельских фабрик.

В богатейшей коллекции почетное место принадлежит предметам с видами Москвы. Во все времена, начиная с момента их создания и до наших дней, изделия из фарфора, различные по своему назначению, с изображением дорогих сердцу каждого русского человека московских памятников и святынь, были предметом особой гордости их владельцев. Созданные в прошлом веке на разных фарфоровых заводах России, изделия эти отразили свою эпоху, став своеобразным мерилом эстетического вкуса и далеко перешагнув за рамки утилитарного назначения вещи.

В Западной Европе "фарфоровым" был XVIII век. "Золотым веком" русского фарфора стала первая половина XIX столетия. Оставаясь по-прежнему очень дорогим и престижным, фарфор, благодаря деятельности частных заводов России все шире входит в жизнь русских людей. Придворный Императорский завод в Петербурге выполнял для царских дворцов большие парадные сервизы, которые являются уникальными художественными ансамблями. Частные заводы выпускали в большом количестве отдельные подарочные предметы, в декоре которых, так же как и в дорогих заказных сервизах, чрезвычайно важное место занимает сюжетная роспись. Среди сюжетов большое распространение получил видовой пейзаж, в котором преобладали изображения различных достопримечательностей обеих российских столиц - Петербурга и Москвы. Образцами для росписи на фарфоре служили многочисленные гравюры.

Московские пейзажи на фарфоре

Неповторимый и живописный облик Москвы издавна привлекал внимание иностранных путешественников и художников. "Мы, москвичи, избалованы прекрасными видами, мы встречаем их на каждом шагу и привыкли смотреть равнодушно на эти великолепные панорамы, которые пленяют всех иностранцев своею роскошною красотою и дивным разнообразием", - писал известный бытописатель и патриот Москвы М. Н. Загоскин, посвятивший немало страниц любимому городу.

В начале XIX века были популярны гравюры с видами Москвы по рисункам французского художника Жерара Делабарта. Они запечатлели облик "допожарной" Москвы. Пожалуй, самым известным из них является вид Пашкова дома на Моховой, "одного из самых красивых зданий Москвы", построенно го В. И. Баженовым в 1780-х годах. На десертной тарелке художник-живописец сохранил все особенности гравюры, на которой не только представлен величественный облик нарядного здания, стоящего на холме и окруженного садом, но также прекрасно передана и вся атмосфера Москвы с ее свободной планировкой, зеленью садов, живописными куполами многочисленных церквей и пестрой толпой жителей на улицах. Эта тарелка была частью одного из крупнейших дворцовых сервизов, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе в 1824 году для одного из дворцов под Петербургом. В росписи тарелок этого сервиза большое место занимают московские пейзажи, порой довольно редкие. К таким малоизвестным сюжетам принадлежит "Вид на Воробьевы горы из Нескучного сада". Нескучный сад, террасами спускающийся к Москве-реке, был когда-то местом гуляний, славился театральными представлениями. Но постепенно былая слава прошла, его запущенные и живописные аллеи и овраги стали местом уединенных прогулок немногочисленных посетителей. Не только очарование густой тени лип и берез привлекало сюда истинных любителей тишины и красоты русской природы, но и та великолепная панорама города и его живописных окрестностей с излучиной Москвы-реки и Воробьевыми горами, которая неожиданно открывалась с высокого берега. Изображенный на тарелке уголок сада может служить иллюстрацией к очерку М. Н. Загоскина о Нескучном: "Мы вышли на самое живописное место Нескучного и сели на скамье, чтоб отдохнуть и полюбоваться очаровательным видом, который вдруг развернулся под нашими ногами... Все можно окинуть одним взглядом и, не переменяя положения, сидя спокойно на скамье, любоваться в одно время и Москвою, и ее прелестными окрестностями".

Совсем в другой манере выполнена роспись на двух тарелках завода Сафронова, лучшего предприятия Гжели в первой половине XIX века. Образцами для нее послужили гравюры Д. Аркадьева. Графически строгий и лаконичный характер гравюр определил стиль росписи на фарфоре. Здесь изображены знаменитые сооружения Москвы XVIII века. Легендарная Сухарева башня, возведенная на рубеже XVII-XVIII веков как Сретенские ворота Земляного города, стала символом Петровской эпохи. В ней находились Школа навигацких наук, контора Адмиралтейской коллегии и обсерватория Я. В. Брюса. Сухарева башня, снесенная в 1934 году, была одной из главных достопримечательностей столицы, на нее, так же как и на колокольню Ивана Великого в Кремле, водили гостей, чтобы показать им панораму Москвы.

На второй тарелке изображен Воспитательный дом, учрежденный Екатериной II как приют для незаконнорожденных детей, сирот, найденышей. Он был построен в 1764-70 годах на берегу Москвы-реки недалеко от стены Китай-города и стал важным градообразующим звеном в центре столицы. Обширное монументальное здание, увенчанное куполом, было одним из тех сооружений, которые определяли облик классической Москвы в конце XVIII века.

Русские фарфоровые заводы выпустили немало различной чайной посуды и сервизов с московскими пейзажами. По этим "картинкам", нередко снабженным соответствующими надписями, можно было совершить путешествие по улицам и площадям города, не выходя из дома. Характерным образцом подобных изделий может служить чайник завода Сафронова, на одной стороне которого изображен "царский терем" в Кремле, на другой - Петровский театр. Здесь запечатлен новый облик Большого театра (ранее называвшегося Петровским по его местонахождению на Петровке), отстроенного в 1825 году и ставшего главным украшением одной из центральных площадей Москвы - Театральной.

Прекрасная сохранность большинства фарфоровых изделий с видовой росписью говорит о том, что владельцы их берегли и любовались ими как произведениями искусства.

Фарфоровые сувениры

Наряду с тонкой живописной миниатюрой, придающей особую ценность фарфоровой вещи, более скромные и доступные изделия украшались очень непритязательной монохромной росписью, как, например, чашка с простодушной надписью: "Кузьминки, от Москвы 7 верст". Эти милые сувениры вполне отвечали вкусам и моде своего времени, служили напоминанием о приятной прогулке в одно из памятных мест Москвы или знаменитую подмосковную усадьбу.

Говоря о фарфоровых сувенирах, нельзя не вспомнить о пасхальных яйцах. Традиция изготовления фарфоровых яиц появилась на Императорском фарфоровом заводе в середине XVIII века и оставалась предметом пристального внимания царской семьи вплоть до 1916 года. Эти пасхальные подарки становились семейной реликвией и передавались из поколения в поколение. Сюжеты росписи пасхальных яиц были разными. На фарфоровом яйце с редким декором в виде лепных цветочных гирлянд изображен крестный ход на Пасхе у ворот св. Николая Китай-города. Эти ворота вели на Никольскую улицу, одну из главных в деловом и торговом центре Москвы.

В середине XIX века были очень популярны подарочные чашки, кружки и бокалы с видами Москвы, изготовленные на заводе Попова. На безупречном по качеству исполнения кобальтовом фоне тонкая миниатюрная роспись, изящный золоченый орнамент и точно найденные типично московские сюжеты. Среди них знаменитые архитектурные сооружения: кремлевские соборы и колокольня Ивана Великого, Красная площадь с Василием Блаженным, Спасскими воротами и памятником Минину и Пожарскому, Сухарева башня. Особую прелесть вещам придают пейзажи, помещенные в резервах на крышках и блюдцах, столь характерные московские уголки с монастырскими стенами, куполами церквей, уютными двориками. Эти образцы сувенирных изделий высочайшего уровня относятся к середине прошлого века - периоду 700-летнего юбилея Москвы.

Уникальными являются большие подносные блюда (диаметром более 50 сантиметров), выпускавшиеся заводом Попова в тот же период. На них в особо торжественных случаях подносили хлеб-соль российским императорам, а также членам царской семьи. Хранились они в основном в кладовых Кремля. Изготовление таких огромных блюд, чрезвычайно сложное в техническом отношении, осуществлялось по специальному заказу и отличалось неизменно высоким качеством. Особенно ценны подносные блюда с видами Москвы. Сохранилось, например, блюдо, на котором изображены временные павильоны Политехнической выставки, состоявшейся в Москве в 1872 году. Она была посвящена 200-летию со дня рождения Петра I. Художник Е. А. Егоров изобразил центральный павильон этой выставки, построенный в русском стиле в Александровском саду у стен Кремля. Павильон был разобран, а экспонаты юбилейной выставки стали основой для создания в Москве Политехнического музея. Надписи на блюде: "Политехнический музей", "Петру Первому - Александр Второй" подчеркивают значимость этого события для истории города и России.

С народным примитивом знакомит очень колоритная шкатулка, выполненная на одном из небольших гжельских заводов в виде установленного на Красной площади памятника Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса. В наивных, но выразительных формах, свойственных лубочной по своей сути народной пластике Гжели, воплощен образ одного из самых известных монументов Москвы.

Не меньший интерес, чем уникальные, высокохудожественные подарочные изделия с видами Москвы, представляют сейчас для нас и вещи подписные, подаренные конкретному лицу, жителю Москвы. Обычай дарить "раззолоченную" фарфоровую чашку или другую вещицу с дарственной надписью, с наилучшими пожеланиями был очень распространен в прошлом веке. Таких подарков было много, но далеко не все они сохранились до наших дней. Внешне не очень броский, низкий шаровидный чайник, каких немало было выпущено в Гжели в конце XIX века, интересен тем, что был специально заказан на заводе Куриновых и подарен известному в Москве человеку, богатому фабриканту, книгоиздателю, коллекционеру, благотворителю Козьме Терентьевичу Солдатенкову, почетному гражданину. Об этом свидетель ствует надпись на чайнике. в буквах, написанных мелкими цветочными гирляндами, заметно стремление мастера воссоздать характерный прием более раннего времени, который использовался в дорогих подарочных изделиях заводов Гарднера и Попова.

Многоликий и чудесный мир вещей, связанных с историей Москвы, с ее удивительными памятниками и славными жителями, столь же необъятен и неповторим, как сам город.

Д. Аркадьева.




Деревянный дворец - самое большоездание в имении Кусково - выходит врегулярный парк.



Оранжерея, главным украшениемкоторой были редкостные растения,использовалась как концертный зал.




Чайник, выполненный в конце XIXвека на заводе Куриновых дляпочетного гражданина города МосквыКозьмы Терентьевича Солдатенкова.



Подносное блюдо с изображениемвременных павильоновПолитехнической выставки 1872 года.По кругу надпись:"Политехнический музей. Петру I -Александр II". Художник Е. А.Егоров.


Грот в парке. Гравюра XVIII века.



Изображения Воспитатель ного домаи Сухаревой башни на тарелкахзавода Сафронова выполнены погравюрам
Д. Аркадьева.






(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)