[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Как два серпа,
подъемля две тиары,
Друг другу в очи -
девы иль цари -
Глядите вы,
улыбчивы и яры.
В. Иванов. "Сфинксы над Невой"Прошедшим летом cфинксы с "выщербленным ликом", установленные в Санкт-Петербурге на набережной Невы перед зданием Академии художеств, были окутаны строительными лесами: Государственный музей городской скульптуры при финансовой поддержке спонсоров (холдинговой компании "Фаэтон" и ЗАО "Возрождение Санкт-Петербурга") проводил реставрацию. Научный проект реставрации сфинксов разработан Центром реставрации экологии и культуры. Руководители проекта - С.Б.Щигорец и А.А.Доос.

Сфинксам уже более трех с половиной тысяч лет. Они созданы из розового гранита Ассуанских ломок в южном Египте во времена правления фараона восемнадцатой династии - Аменхотепа III (1455-1419 гг. до н.э.). В те времена в столице Египта городе Фивы велось большое строительство. Дорогу от Нила к погребальному храму фараона с двух сторон украшали колоссальные каменные скульптуры. Были среди них и наши сфинксы, лицам которых приданы черты Аменхотепа III.

Прошли тысячелетия. Время и вандалы не пощадили памятники: храм был разрушен, а сфинксы засыпаны песками, (но, к счастью, не навеки). Во время археологических раскопок в 1828 году изваяния извлекли из-под заносов. Один из сфинксов во время разлива Нила на пальмовых плотах был отправлен в Александрию для продажи. Другой прибыл позже. В это время в Египет приехал из России молодой офицер, участник русско-турецкой войны А.Н.Муравьев. Он подумал, что его стране следовало бы приобрести эти древние египетские изваяния, и направил письмо с вложенным в него рисунком сфинкса российскому послу. Посол переслал письмо в Петербург Николаю I, тот переадресовал его в Академию художеств, чтобы узнать, "полезно ли будет сие приобретение?". И когда наконец решили, что нужно бы купить, владелец, которому надоело ждать ответа из России, договорился о продаже с французским правительством. И не владеть бы Петербургу древними скульптурами, да помогла революция, вспыхнувшая во Франции в 1830 году. Россия купила сфинксов за 40 000 рублей.

На парусном корабле "Буэна сперанца" ("Добрая надежда") сфинксы отправились в путешествие, длившееся целый год, к берегам Невы. Не обошлось и без приключений: при погрузке один из сфинксов порвал тросы, на которых висел над палубой корабля, и упал, разбив в щепки мачту и борт. На лице сфинкса сохранился глубокий шрам от лопнувшего каната.

Путешествие закончилось в Петербурге в 1832 году, а в апреле 1834 года сфинксов установили перед Академией художеств, на пристани, полого спускающейся к воде. Проект этой пристани на пути кораблей, плывущих в Петербург со стороны Финского залива, разработал известный архитектор К.А.Тон. Спустя несколько лет на пьедесталах у сфинксов появилась надпись: "Сфинкс из древних Фив, в Египте, перевезен в град Святого Петра в 1832 году".

Как проходила реставрация уникальных памятников, рассказывает заместитель директора Государственного музея городской скульптуры (Санкт-Петербург) Надежда Николаевна Ефремова .

Прежде всего предстояло определить структуру и особенности уникального ассуанского гранита, его минеральный состав. Оказалось, что структура камня неоднородна, среди прочих составляющих присутствуют естественные включения - остатки горных пород, захваченных гранитом при его образовании. Материал включений среднезернистый, то массивный, то чуть полосчатый, обогащен на 50% слюдой и роговой обманкой. Эти включения, как некие родимые пятна, расположенные в разных местах, придают неповторимую индивидуальность каждой из скульптур. Местами из-за обилия слюды камень плохо принял полировку. Состав камня во многом объяснил и причины "исщербления" поверхности: когда слюда и роговая обманка выкрошиваются, выветриваются, на их месте появляются гнезда, оспины, трещины глубиной до 2 мм. Углубления нередко сливаются друг с другом, образуется неровная поверхность, на которой развиваются микроорганизмы.

Скульптуры уже много лет покрывала черная масляная пленка, пятна копоти скрывали выразительность и блеск отполированного камня. Некоторые специалисты считали, что пленку удалять не следует, что это патина времени. Но патина могла погубить памятник. Черную пленку решили удалить, и, для того чтобы сделать это правильно, не навредив, следовало определить ее состав. Выяснилось, что грязь, напичканная химическими реагентами, заражена еще микроорганизмами, грибками, продукты жизнедеятельности которых разрушают камень. Скульптуры стоят около воды, и на камне поселились микроводоросли. Под восточным сфинксом, например, живут яркие зеленые водоросли, которые постепенно разрушают камень. Активная биологическая жизнь идет и в трещинах на камне.

В срочной реставрации нуждались головные уборы сфинксов (двухъярусные тиары). Из Египта их перевозили в разобранном виде, а затем, при сборке, использовали для крепления металлические стержни, которые со временем подверглись коррозии.

Для того чтобы избавиться от губительной пленки, было решено воспользоваться технологией, разработанной лет десять назад. Тогда реставраторы совместно с сотрудниками Эрмитажа, с химиками и другими специалистами создали смывку, на которую получили авторское свидетельство. Смывка эта пригодилась при расчистке сфинксов. Сделали множество пробных расчисток, и особенно волнующим был момент, когда одну половину лица сфинкса расчистили до розового гранита, а другая оставалась темной.

Разработанная методика включала все аспекты реставрации, консервации и биологической защиты камня. Постепенно к скульптурам возвращались их истинная красота, изыски пластической формы, особая элегантность пластической проработки. Из-под слоев грязи проступали очертания иероглифов, расположенных на груди и между передними лапами сфинксов. Ниспадающие платки становились полосатыми (полосатость достигнута различной степенью полировки - от слабой до интенсивной). Подобным образом обработаны и ожерелья на груди.

По мере выполнения реставрационных операций сфинксы, утрачивая свою наносную угрюмость, молодели на глазах, на каменных губах проступила улыбка.

Царь Аменхотеп III в облике сфинкса изображен как одно из воплощений солнечного божества: на плечах - широкое ожерелье усех, на голове - парадный платок клафт. Головные уборы сфинксов - двухъярусные тиары - свидетельствовали о том, что Аменхотеп III был правителем двух царств - Верхнего и Нижнего Египта. К сожалению, у сфинксов отбиты подбородки и покрывающие их накладные бороды (сфинксы с "выщербленным ликом").


Фрагменты скульптуры с изображением иероглифов, которые высечены на картушах, на груди сфинксов и сплошной линией тянутся по боковым краям плит, служащих основаниями статуй. Перевод этих надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог, ставший впоследствии академиком, В.В.Струве: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, "Нембара". Сын Ра, "Аменхотеп, властитель Фив", любимец Амона Ра".

Черная пленка и потеки на поверхности камня (до реставрации).

Головные уборы сфинксов нуждались в срочной реставрации.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)