[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

24 августа 1997 года исполнилось 290 лет, как Хакасия вошла в состав Российского государства. К этой дате были приурочены Дни Республики Хакасия в Москве. В Московском художественном центре "Народная галерея" состоялось открытие выставки, организованной Хакасским республиканским краеведческим музеем. Ее главными экспонатами стали копии наскальных рисунков Сулекской писаницы - скалы, сплошь покрытой тысячами рисунков, относящихся к различным эпохам. Самым древним из них уже около 4000 лет, последние изображения относятся к XVIII веку. Были представлены также копии наскальных рисунков с каменных изваяний вдоль берегов Енисея, которые в 70-е годы при строитель стве Саяно-Шушенской ГЭС ушли под воду, - тогда было затоплено около 3000 археологических памятников. Эти ценные исторические источники впервые побывали в Москве.

"Бен хайя" - "вечная скала"

Рассказывает директор Хакасского республиканского краеведческого музея Людмила Петровна Мылтыгашева (г. Абакан):

- Хакасия - одна из древних и некогда могущественных стран в Восточной Азии. Горная часть республики включает восточные склоны Кузнецкого Алатау, Абаканского хребта и северные склоны Западного Саяна, холмисто-равнинная - Минусинскую котловину на юге и Чулымо-Енисейскую котловину на севере. На территории площадью всего 62000 квадратных километров сегодня проживают 580 тысяч человек 108 национальностей. Коренное население насчитывает 62,9 тысячи человек.

Раньше хакасы были известны под общим названием минусинских и абаканских татар или тюрков, в русских памятниках XVII века их называли енисейскими кыргызами, по китайским источникам - хагясами. Значительного расцвета древние народы Минусинской котловины достигли в VI-XII веках н. э., когда здесь было древнехакасское (кыргызское) государство. Впоследствии это государство было опустошено нашествием монголо-татарских полчищ Чингисхана и потеряло свою независимость. Произошла переориентация в ведении хозяйства. Хакасы, прежде больше занимавшиеся земледелием, стали скотоводами-кочевниками. Проникновение сюда в конце XVII века русских оказало благотворное влияние на экономическое развитие и культуру населения Минусинской котловины. Началось более активное освоение природных ископаемых.

"Хакасия - край мой, степные просторы, высокие горы" - поется в национальной хакасской песне. 80% территории республики - это горы. Есть холмы высотой 200-400 метров, а есть высокие вершины, достигающие 3000-4000 метров. Снег на горных склонах лежит почти до середины мая. А в это время в степи жаркое солнце так разогревает землю, что трава становится желтой. Отдых на горнолыжных и конно-спортивных базах, живописные озера и горные реки привлекают не только местных жителей, но и туристов из разных уголков России.

Наш музей тоже является визитной карточкой туристской Хакасии. Его 90-тысячный фонд включает большей частью экспонаты по археологии и этнографии: уникальные неолитические каменные изваяния; оригинальные керамические сосуды эпохи ранней бронзы; погребальные маски, выполненные из глины, гипса и достаточно хорошо сохранившие облик древних людей; удивительные по информативности и эстетике наскальные рисунки и письмена; ритуальные сережки и браслеты, возраст которых 3 тысячи лет, и многое другое.

Хакасия по насыщенности археологическими памятниками и плотности их расположения признана специалистами уникальным музеем под открытым небом, археологический "Меккой" Сибири. Сегодня на один квадратный километр территории республики приходится около 1000 археологических памятников. Курганы, громадных размеров "каменные бабы" и теперь стоят в степных районах немыми свидетелями прошлого.

Интерес к территории Хакасии возник еще во времена царствования Петра I. В 1715 году Никита Демидович Демидов, первый владелец медно- и чугуноплавильных заводов на Урале и в Сибири, поднес государыне в подарок, по случаю поздравления ее с рождением наследника, несколько золотых вещей - своеобразные и красивые фигурки животных. Они произвели огромный фурор. Откуда и кто привез эти предметы? Оказалось, ими пользовались древние люди, проживавшие на территории Сибири. Золотые фигурки, чрезвычайно заинтересовавшие царя, положили начало коллекции, которая в будущем стала называться "сибирской коллекцией Петра I". В поездке по Европе Петр I решил сформировать экспедицию, целью которой стало бы изучение и исследование сибирской территории. В 1716 году российский государь знакомится с известным немецким ученым, исследователем, путешественником, врачом Даниилом Готлибом Мессершмидтом и приглашает его в Петербург. По поручению Петра I, в 1720 году Д. Г. Мессершмидт, не владеющий русским языком, но влюбленный в старину, отправляется в путешествие по Сибири. В 1721 году его экспедиция оказывается на территории Хакасии. 6 января 1722 года он проводит первые археологические раскопки. Этот день считается днем рождения российской археологии. Первые письменные известия Д. Г. Мессершмидта в Российскую Академию наук о том, что здесь достаточно интересная земля и не менее интересные люди, что здесь много каменных изваяний, на которых начертаны непонятные письмена, - очень сильно заинтересовали ученых России. И сюда почти каждый год после середины XVIII века стали приходить экспедиции для поиска новых находок. За семь лет путешествия по Сибири Мессершмидт собрал значительные естественноисторические и этнографические коллекции, а также местные картографические материалы. Его отчет "Обозрение Сибири, или Три таблицы простых царств природы" в 10 томах, содержащий сведения по истории, этнографии, географии, экономике, флоре и фауне, долго оставался неизданным, но широко использовался последующими исследователями.

Один из памятников, обнаруженных Мессершмидтом, датируется VI веком н. э. На большом каменном изваянии, которое стоит на берегу Енисея, эпитафия. Человек, ушедший в мир иной, оставил о себе память - пожелание тем, кто остается в этом мире, и сожаление о том, что он несвоевременно ушел из этого мира, ему было всего 42 года. И таких памятников наскальной письменности на каменных стелах и изваяниях очень много. Скажем, в Минусинском музее 70 камней, в Хакасском - 8 камней.

Древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях называют наскальными изображениями, петроглифами или писаницами. Они встречаются во всех частях света и относятся к разным эпохам: от палеолита до средневековья. Стиль и техника наскальных рисунков разнообразны - от контурного изображения, процарапанного или обведенного одной красочной линией, до барельефа и полихромной росписи с применением минеральных красок.

Что двигало древними художниками, когда они наносили свои рисунки на каменные плиты? Зачем нужно было взбираться на скалу и на ней, как на полотне, на высоте около 1000 метров рисовать, скажем, семейство оленей? Большинство исследователей признают, что наскальные рисунки имели магическое, ритуальное значение. Дело в том, что в тот момент, когда художник наносил на скалу рисунок, внизу проходил какой-то ритуальный обряд. Очевидно, шаман под аккомпане мент бубна нашептывал заклинания, вызывая духов, а жрецы читали молитву.

На территории Хакасии одним из ярких образцов наскальных изображений считается Сулекская писаница - скала высотой примерно 600 метров, сплошь покрытая тысячами рисунков, относящихся к различным эпохам. Священное место, на котором возвышается скала, видно со всех сторон. Оно находится в долине реки Июс, на севере республики. Человек, приходящий сюда, ощущает физическую разгрузку всего организма. Название писаницы произошло от фамилии знатного рода Сулековых. Живописные окрестности вокруг нее были их родовым местом.

Последние изображения на писанице относятся к XVIII веку, первые - были нанесены 3-4 тысячи лет назад, и у них совершенно другая техника исполнения. Есть рисунки, которые относятся к средневековью Хакасии - это VI-VIII века н. э. Помимо диких животных, баранов, нарисованных в иранском стиле (двойной линией), магических знаков, сцен охоты, сражений, грабительс ких набегов, борьбы верблюдов, барсов, встречаются изображения домашних животных, религиозных обрядов, лодок с гребцами, людей, обрабатывающих землю мотыгами, и многое другое. Но основная тема рисунков - тема борьбы.

На Сулекской писанице можно прочесть и послания предков, вечные письмена. "Бен хайя" - написано на скале, что в переводе с енисейской (или древнехакасской) письменности означает "вечная скала". Это, очевидно, писал человек, который оформлял эпитафии на скалах. А немного ниже надпись: "менги хайя" - "моя скала", очевидно, сделанная простолюдином, который владел письменностью и тоже решил оставить о себе память. Есть на скале и надписи типа: "Здесь был Вася", оставленные нашими современниками, но исторической ценности для потомков они не представляют.

В 1970-е годы копии рисунков Сулекской писаницы выполнил художник Владимир Феофанович Капелько. Для этого ему пришлось закреплять на скале леса из специальных прутьев и, находясь на этих лесах, переснимать рисунки на миколенту.

Мы очень благодарны В. Ф. Капелько и за то, что он сумел заблаговременно сделать копии наскальных рисунков с каменных изваяний вдоль берегов Енисея, которые в 70-е годы при строительстве Саяно-Шушенской ГЭС ушли под воду. Тогда было затоплено около 3000 археологических памятников: масса земляных курганов тагарской культуры (VII-III века до н. э.) с захоронениями царей и знати или коллективными погребениями воинов; ограждающие эти курганы каменные плиты и стелы с наскальными изображениями и многое другое. Копии тех безвозвратно ушедших от нас писаниц теперь уже можно рассматривать как оригиналы. Все рисунки такие же разные по цвету, какими их нарисовали первобытные художники.

Наскальные изображения в художественной форме отражают хозяйственную и духовную жизнь людей соответствующей эпохи и имеют большое значение как исторический источник.

Костюм и атрибуты шамана

Рассказывает младший научный сотрудник отдела фондов Хакасского республиканского краеведческого музея Елена Васильевна Бурнакова:

- Хакасы, несмотря на то что в 1876 году их предки были официально крещены Русской Православной церковью, сохранили особенности своего мировоззрения. Религиозные верования народа испокон веков поддержива лись социально-сословной группой шаманов. По представлениям этой веры, шаманы одухотворяют окружающую природу и являются избранниками невидимых вечных существ - духов-тесей, которые верно служат своему хозяину. Приверженцы шаманизма почитают шаманов как оракулов и верят в их способности лечить людей.

Свои заклинания шаман сопровождает пением, пляской, ударами в бубен, шумом хлопушек и приводит себя в состояние экстаза, во время которого беседует с богами и духами. Этот ритуал называется камланием. Считается, что при камлании шаман, советуясь с духами, изгоняет недуг. Во время общественных молений он напоминает извечные заповеди и табу.

По мировоззрению хакасов, вселенная делится на три мира. Их достаточно подробно описал доктор историчес ких наук, этнограф В. Я. Бутанаев. Что же это за миры? Верхний мир - чаян чир - находится на небесах. Это обитель девяти творцов - богов, которые создали землю, растительный и животный мир и несут в себе положительное начало. Среди них есть громовержец, поражающий своими стрелами нечистую силу; есть созидатель света, озаряющего землю; есть вершитель судьбы людей и т. д. Бог неба Тенгри покровительствует тем, кто находится ближе к нему. Вот почему все хакасские захоронения располагаются только на возвышенности, на вершине какой-нибудь горы или на курганах. В нижнем мире - айна чир - правят семь подземных божеств-эрликов. Этот мир символизирует собой злое начало. Средний мир - кунiг чир - мир живых людей. Их окружают различные духи-хозяева местностей и природных явлений - ээзи. Этот мир - временная земля. Мы здесь временно находимся и уйдем в другой мир. На арене среднего мира происходит борьба двух начал - доброго и злого. Посредником между людьми и духами добра и зла как раз выступает шаман. Шаманами становятся, конечно же, люди незаурядные, обладающие силой слова, знающие обряды и перенесшие длительную болезнь. Ее посылает дух-покровитель, проверяющий таким образом духовную силу будущего шамана. Дух-покровитель определяет и форму ритуального костюма, бубна и колотушки шамана.

Костюм шамана символизирует птицу, в которую временами превращается шаман, посещая другие миры. В декоре костюма очень много символики. Ленточки, бахрома, железные подвески - это, конечно же, духи-покровители, помощники шамана. И чем больше их, тем сильнее шаман. Очень сильный шаман имел до 9 бубнов. Традиционным украшением костюма являются раковины каури. Они попали в Хакасию 3 тысячи лет назад - с побережий Черного и Средиземного морей через "шелковый путь".

В настоящее время шаманизм получил в Хакасии новый виток своего развития. Есть даже общество "Ах чаян" ("Белые божества"). "Философия хакасского шаманизма перекликается с древними религиозными учениями Китая, Ирана, Тибета, - пишет В. Я. Бутанаев. - Борьба двух миров - доброго и злого, культ огня, сложное понятие о душе, названия божеств - все это свидетельствует о древних культурных связях хакасов с другими народами Азии".

Записала Л. Белюсева.




Деревянные и металлическиепредметы, орудия труда, пряжки иоружие, ритуальные миниатюры,искусно инкрустированные серебром,свидетельствуют о том, что древниехакасы были отличнымимастерами-литейщиками, кузнецами иювелирами.







Копии древних наскальныхрисунков, выполненные художником В.Ф. Капелько.


Этим древним изваяниям, найденнымна территории Хакасии, 6000 лет, онина 1000 лет старше каменных изваянийна острове Пасхи. Обычно такиеизваяния ставились в тектоническихзонах.








(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)