[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Компьютерныйсинтез живописных образов поэта Член-корреспондентРАН Г. ИВАНИЦКИЙ
и кандидатфизико-математических наук А. ДЕЕВ.



В 1827 году в девятомномере журнала "Московскийтелеграф" его владелец НиколайАлексеевич Полевой писал:"Русский живописец Тропининнедавно окончил портрет Пушкина.Пушкин изображен en trois guart (тричетверти. - Прим. авт .), в халате,сидящий подле столика. Сходствопортрета с подлинникомпоразительно, хотя нам кажется, чтохудожник не мог совершенносхватить быстроты взгляда и живоговыражения лица поэта. Впрочем,физиономия Пушкина стольопределенная, выразительная, чтовсякий живописецможет схватить ее, вместе с тем итак изменчива, зыбка, что труднопредположить, чтобы один портретПушкина мог дать о ней истинноепонятие. Действительно, генийпламенный, оживляется при каждомновом впечатлении, должен изменятьвыражение лица своего, котороесоставляет душу лица... Не от того лизамечают такое несходство в лучшихпортретах Байрона, хотя все ониимеют нечто общее, выражающееподлинник?.."

Несколькопоколений художников стремились"схватить" ускользающий обликгения и остановить мгновение, нотщетно. Приведем для примераописание творческих мучений ИльиЕфимовича Репина; в течениедвадцати лет он работал надкартиной "Пушкин на берегуНевы" и сделал для нее почтисотню эскизов поэта."Испробованы все мои самыесмелые приемы, - нет удачи, нетудачи, - писал Репин ЛеонидуАндрееву 28 января 1917 года, - а междутем, ведь вот кажется так ясно, явижу этого "неприятного,вертлявого человека", этого"обезьяну", этоговозлюбленного поэта... Передо мнойфотографии со всех его портретов,предо мною две маски с мертвого; яуже умею разбираться, что лучше извсего материала; уже совершенноясно чувствую характер этогочистокровного арапа. Маска смертвого так изящна по своим чертами пластике, так красивы этиблагородные кости, такой страстьюполно было это в высшей степениподвижное лицо, и все это былозаключено в строгой рамеврожденного благородства игениального ума... И вот я,посредственный художник, дерзнулизобразить этого гения... Признаюсьвам - особенно три последние недели, еще более трипоследние дня, опять беззаветно,ходил на приступ своегоПорт-Артура".

С чеговсе начиналось Если замечательныймастер Репин считал себяпосредственностью, взявшись завоплощение облика Пушкина, то ужбиофизикам, далеким от егохудожественного таланта, казалосьбы, здесь делать нечего. Тем неменее мы рискнули попытатьсявоссоздать наиболее вероятныйоблик поэта в различные периоды егожизни, но подойти к решению этойзадачи с иной стороны. Юбилей поэтастимулировал наше желание, амноголетний опыт компьютернойреконструкции, накопленный вбиологических экспериментах,вселял оптимизм.

Работа начиналаськак "игра". Но незаметнопереросла в объемное биофизическоеисследование с элементамиискусствоведения, психологиивосприятия образов и ихкомпьютерным анализом и синтезом.Однако работа оказалась многосложнее, чем мы предполагали,приступая к ней, и заметноотличалась от имевшегося у насопыта. Исследуя биоструктуры, мыизучаем их поэлектронно-микроскопическим,рентгеновским или оптическим снимкам. Часто этиизображения бывают существенноискажены из-за аберраций приборов,но эти приборные ошибки,накладываемые на истинный образбиоструктур, можно вычислить искорректировать. В данном же случаемы имели дело с рукотворнымипортретами поэта, то есть спроизведениями искусства, ачеловеческое творчество - это тонемногое, что с большим трудомподдается формализации.

Проживи А. С.Пушкин еще пять лет, и, возможно,потомки располагали бы егофотопортретами. Как известно,первые черно-белые фотоизображениябыли получены во Франции Л. Ж. М.Дагером и Ж. Н. Ньепсом в 1839 году,двумя годами позже фотографии былисделаны в Англии, а затем - в России.Но история не имеетсослагательного наклонения.

Изменчивое, живоелицо поэта (а это отмечают все егосовременники, оставившиевоспоминания) было нелегкоизобразить даже художникам,писавшим портрет с натуры.Существуют хотя и многочисленные,но субъективные живописныепортреты Пушкина и описания еговнешности. Мы даже не знаем точно,какого цвета были его волосы. Егобрат, Лев Сергеевич, уверял, чтоАлександр всегда был темноволосый.Другие (П. А. Корсаков, О. С.Павлищева) утверждали, чтоАлександр, смолоду белокурый, после17 лет начал темнеть. Сам Пушкиннаписал по-французски свойшуточный автопортрет: "У меня свежий цветлица, русые волосы и кудряваяголова".

Чтобы ответить навопрос: каким был облик поэта? -нужно было с особой осторожностьюотноситься к воспоминаниям,написанным много лет спустя послегибели поэта. В них и смещениевременных периодов в памятимемуаристов, и влияние величияличности, то есть "давление"социального стереотипа нанастроение вспоминающих. Большейценностью обладают дневниковыезаметки современников - пустьотрывистые и неважно - друзей илинедругов, - а также собственныевысказывания поэта.

К архивусловесных портретов мы добавиливизуальные живописные портреты,автопортреты Пушкина, сделанные имна полях рукописей и в альбомах егосовременниц, а также зарисовки искульптурные портреты, созданныеуже после смерти поэта. Помимоэтого мы располагали зарисовкамилица поэта на смертном одре ифотографиями его посмертной маскив разных ракурсах.



Схематическоеизображение алгоритма,использованного для решениязадачи.

На маску, какобъективный носитель образа поэта,мы возлагали особенно большиенадежды. Однако, как выяснилось, онаотражает лишь приблизительно обликживого рельефа лица. После смертимышцы лица расслабляются, а тканипри нулевом кровяном давлениисжимаются, и черты"обостряются". Эти измененияиндивидуальны, они зависят оттканевой структуры лица, массымягких тканей и плотностикровеносной системы человека. Всвое время антрополог-скульптор М.М. Герасимов (1907-1970), создавая методпластической реконструкции лица почерепу, исследовал эти вопросы. Незная, каким был облик человека прижизни, точно реконструироватьрельеф его лица по маске и черепунельзя. Можно передать лишьприблизительный облик натуры, хотяобраз может быть узнаваемым.

Синтезировавмножество обликов поэта, неизбежнотребуется прибегнуть к мнениюэкспертов - своеобразному "судуприсяжных", которые должнывыбрать наиболее вероятный обликлица реального человека. Ночеловека уже нет, как нет среди нас,ныне живущих, того, кто его видел.Поэтому ответ всегда носитвероятностный характер. Выбородной гипотезы из множества другихнеизбежно вызывает сомнение ипорождает вопрос: "А судьикто?". Мы можем лишь утверждать,что отобранные образы из множествасинтезированных не противоречатсловесным описаниям и живописнымприжизненным портретам (с учетомквалификации и объективностимемуаристов и художников). Однаковсе равно, после всех поправок,выбранный портрет остаетсяпортретом, а не фотографией и несетна себе груз субъективности.

При синтезе новыхпортретов поэта мы использовалидва взаимно дополняющих друг другакомпьютерных метода:"фоторобота" (совмещенияэлементов из разных портретов) и"морфинга" (наложенияпортретов и их элементов сопределенными весовымикоэффициентами друг на друга). Не будем утомлятьчитателя математическимивыкладками, связанными сизмерением антропометрическихпараметров изображенного напортретах лица, с количественнымиотклонениями этих параметров наразличных портретах и сформированием пространств из этихпризнаков, цель которых -распознавание образов. Не станемизлагать и методы поворотовизображений на портретах для ихсравнения и расчетные формулыэллипсоидальной геометрии припроекциях рельефа лица наплоскость портрета. Обо всем этомможно узнать, прочитав в журнале "Успехифизических наук" (№ 5, 1999 г.) нашустатью.

У истоковпортретной галереи поэта Итак, перед вами -галерея портретов поэта, ставшаяосновой наших исследований. Из 38портретов, с которыми мыоперировали, 16 - прижизненные.История создания и судьба каждогоиз портретов достойны отдельногоразговора. Анализу портретов вПушкиниане посвящена обширнаялитература. Для нас в данном случаеважно другое - как возник тот обликпоэта, который каждому из насзнаком с детства? Насколько онсоответствует реальному образуживого человека?

Классическийоблик А. С. Пушкина (его можно ещеназвать "социальныйстереотип") был порождентиражированием портретов работы О.А. Кипренского (6 в ряду портретов) иВ. А. Тропинина (7). Оба художника -профессионалы высочайшего класса.

Василий АндреевичТропинин (1776-1857), ученик С. С. Щукина,выпускник Петербургской академиихудожеств, был крупнейшим русскимпортретистом. Его работыотличались скульптурной четкостьюобъемов и внимательностью кхарактерным деталям. Владелецпортрета Пушкина работы ТропининаС. А. Соболевский не отправил его вПетербург на выставку (хотя Н. А.Полевой в журнале "Московскийтелеграф" и сообщил об этом), аотдал для копирования вуменьшенном размере АвдотьеПетровне Елагиной. Она не была профессионалом,но явно обладала художественнымталантом. Елагина сделаланебольшую копию, размером 26 х 21,5 см.Ее видел Пушкин, ее оценилисовременники (9). Вокруг елагинскойкопии, прежде чем она попала вПушкинский дом в Петербурге,разыгралась поистине детективнаяистория. С. А. Соболевский выбросилкопию как "скверноеподражание", но она не пропала, ееподобрали. Внучка Елагиной, М. В.Беэр, сохранившая копию,представила ее в 1899 году наюбилейной выставке, посвященной100-летию поэта. Все думали, что это иесть оригинал работы Тропинина. Нооригинал с середины 1850-х годовнаходился у директора Московскогоархива Министерства иностранныхдел археографа М. А. Оболенского,купившего его в Москве в меняльнойлавке за 50 рублей. С 1889 по 1937 годистинный портрет работы Тропининаэкспонировался в Третьяковскойгалерее, а затем и по сей день - вЦарскосельс ком пушкинском музее.Он стал широко известен с 1860 года,когда с него были сделаныфоторепродукции,распространившиеся по всей России.



Портретыдетского и лицейского периодовжизни поэта.

Рядом спортретами дается переченьхудожников и скульпторов,создавших образ А. С. Пушкина.
Первые шестнадцать создали галереюприжизненных портретов (номера,обозначающие художников,соответствуют нумерации их работ, адаты - это время созданияпортретов).


1.Неизвестный художник (1801-1802). С. Г.Чириков (1815).
Е. И. Гейтман (1822). Е. А. Энгельгардт(181?).


Орест АдамовичКипренский (1782-1836) был в то время,пожалуй, еще более известнымживописцем и графиком, чемТропинин. В 1812 году за особыезаслуги в области живописи егоизбрали академиком Академиихудожеств. В 1805 году он получилЗолотую медаль за свою теперьхорошо известную картину"Дмитрий Донской на Куликовомполе". Однако как художник он былскорее романтиком, чем реалистом.Его портрет Пушкина (6) отличаетвнешняя красивость с элементамиклассических представлений о том,как следует изобразить крупнуютворческую личность. Общепринятосчитать, что сам поэт оценивал этотпортрет очень высоко, и вдоказательство обычно приводятсястроки из его послания Кипренскому:

Себя какв зеркале я вижу,

Но этозеркало мне льстит.

Однако еслистихотворение А. С. Пушкина,адресованное Кипренскому,прочитать полностью, то в нем легкозаметить явно проступающуюсаркастическую усмешку поэта поповоду своего портретного образа.

Любимецмоды легкокрылый,

Хоть небританец, не француз,

Ты вновьсоздал, волшебник милый,

Меня,питомца чистых Муз,

И ясмеюся над могилой,

Ушеднавек от смертных уз.

Себя какв зеркале я вижу,

Но этозеркало мне льстит.

Оногласит, что не унижу

Пристрастьяважных Аонид.

ТакРиму, Дрездену, Парижу

Известенвпредь мой будет вид.

Портрет,выполненный Кипренским, сталклассическим и дублировался ещепри жизни поэта разными способами.Пушкин оказался прав - социальныйстереотип его облика родилсяименно из портрета Кипренского ианалогов (работ Уткина, Райта,позднее - Матэ и Безлюдного и т. д.).После гибели поэта спрос на егопортреты сильно возрос,раскупались все гравюры илитографии, сделанные по работамТропинина и Кипренского. Любопытно,но их печатали в соотношении один кдевяти. Видимо, и поэтому мы,потомки, воспринимаем облик поэтапрежде всего по образу, созданномуКипренским. Дальнейшая судьбаэтого портрета известна. Онпринадлежал другу поэта, А. А.Дельвигу, после его смерти (в январе1831 года) Пушкин купил портрет увдовы за 1000 рублей. В Третьяковскуюгалерею, где он находится и сейчас,портрет перешелиз семьи старшего сына поэта в 1916году.

Прижизненныепортреты взрослого А. С. Пушкина.Портреты, расположенные в левойчасти (5-10), заложили основы будущеготропинино-кипренского направленияв изображении и восприятии образапоэта, в правой -гиппиусо-линевского направления(фамилии художников и датынаписания портретов даны в спискехудожников).

В. А.Тропинин, эскиз (1827). О. А.Кипренский (1827). В. А. Тропинин (1827). 8.Н. И. Уткин (1827).
А. П. Елагина (1827). 1 П. Ф. Соколов(1836). 1 Густав Адольф Гиппиус (1827-1828).
1 Неизвестный художник (18??). 1 Ж.Вивьен, миниатюра (1826). 1 Г. Г.Чернецов (1837).
1 Ж. Вивьен (?). 1 И. Л. Линев (1836-1837).

Первым этотпортрет удачно скопировал иразмножил выдающийся мастеррезцовой гравюры Николай ИвановичУткин (1780-1836). Хотя его гравировка (8),казалось бы, всего лишь повторениеоригинала Кипренского, но Уткинуудалось усилить выразительностьпортрета богатством иразнообразием штриха, а возможно, исобственными представлениями онатуре поэта. Профессиональныйуровень этих трех живописцев неможет подлежать сомнению. ОднакоПушкин, изображенный ими примерно водно и то же время, видитсяпо-разному.

К этой жепортретной группе следует отнестиакварельные работы ПетраФедоровича Соколова (1791-1848).Приведенный портрет поэта (10) почтина десять лет отстоит от работТропинина и Кипренского, Пушкин надесять лет старше, но он такой же. Изэтого истока родиласьбольшая "гибридная река"изобразительного ряда похожих, снебольшими вариациями, обликовпоэта - от Т. Райта (17) до К. Ф. Юона (28)и далее.

Но был ли истинныйобраз поэта таким, каким он показанна своих прижизненных портретах?Единого мнения не было. Одни изсовременников говорили "да",другие - "нет". Пожалуй, вторых -больше. Но подобные споры нерешаются голосованием. Необходимнезависимый источник информации.Что думал по этому поводу сам поэт?С одной стороны, Пушкин не былвысокого мнения о своей внешности,и можно найти много еговысказываний по этому поводу. Вотпримеры:

А я,повеса вечно праздный,

Потомокнегров безобразный,

Взращенныйв дикой простоте,

Любви неведая страданий,

Янравлюсь юной красоте

Бысстыднымбешенством желаний.

(1820 г."Юрьеву".)

"Могу я сказатьвместе с покойной няней моей: хорошникогда не был, а молод был" (1835 г.,из письма к жене);

"Здесь хотятлепить мой бюст. Но я не хочу. Тутарапское мое безобразие преданобудет бессмертию во всей своеймертвой неподвижности" (1836 г., изписьма жене).

Но есть еговысказывание и противоположногорода: "В ... газете объявили, что ясобою неблагообразен и чтопортреты мои слишком льстивы. Наэту личность я не отвечал, хотя онаглубоко тронула" (1830 г.
А. С. Пушкин. "Опровержение накритику").


Заключая анализпортретного ряда, порожденноготропинино-кипренским истоком,приведем цитату из заметкихудожника Н. П. Ульянова "Моивстречи" (М., изд-во АХ СССР, 1959),написавшего в 1936 году картину"Пушкин с женой перед зеркалом напридворном балу" (36 - это фрагментназванной картины). "...В сущностиесть всего два блестящиххудожественных документа изиконографии поэта. Это портретыТропинина и Кипренского. Для однихони неоспоримо верный синтезвнешнего и внутреннего "я"Пушкина; в других они вызываютнекоторые чувства недоверия. Словнет, оба портрета, и каждыйпо-своему, замечательны... Но не надозабывать, что тогда было принято"крахмалить" образ. Эпохатребовала некоторой пышности,приподнятости изображения".

Второй потокпортретов поэта (28-36) был вызванжеланием художников снять с образапоэта "исторический крахмал"(образ, созданный Ульяновым,относится к этому направлению) иотойти от сложившего сясоциального стереотипа. У истоковэтого потока стояли портреты Г. А.Гиппиуса, Жана Вивьена и преждевсего И. Л. Линева.

Двенадцатьживописных и скульптурныхпортретов, созданных после смертипоэта, в рамках тропинино-кипренского направления.

1 Томас Райт (1837). 1 С. И.Гальберг (1837). 19, 2 И. П. Витали (1838,1842-1843).
2 И. К. Айвазовский (1868). 22, 2 А. М.Опекушин (1875, 1880). 2 М. П. Клодт (1899).
2 В. В. Матэ (1899). 2 А. И. Кравченко(1937). 2 П. П. Кончаловский (1930-1932). 2 К.Ф. Юон (1950).


Во многихвысказываниях современниковподчеркивается, что Пушкин былсобою "неблагообразен". Вкачестве примера ограничимся тремяцитатами.

"Пушкин,писатель, разговариваеточаровательно без претензий, живо,пламенно. Нельзя быть безобразнееего - это смесь физиономии обезьяныи тигра. Он происходит от однойафриканской расы, и в его цвете лицаосталась еще какая-то печать идикое во взгляде... Рядом с ней(имеется в виду жена поэта. - Прим.авт. ) его уродливость еще болеепоражает, но когда он говорит,забываешь, чего ему недостает,чтобы быть красивым" (из дневникаграфини Д. Ф. Фикельмон, урожденнойТизенгаузен, внучки Кутузова,близкой знакомой поэта).

"Пушкин былсобою дурен, но лицо его быловыразительно и одушевлено, ростомон был мал, но тонок и сложеннеобыкновенно крепко исоразмерно..." (из воспоминаний Л.С. Пушкина). Рост Пушкина в зреломвозрасте был 166,6 см - это известно изподписи под изображением поэта вовесь рост в исполнении художника Г.Г. Чернецова: "Рисовал с натуры,1832-го года. Апреля 15-го. Ростом 2 арш.5 вершк. с половиной".

"Пушкин оченьпеременился наружностью. Страшныечерные бакенбарды придали его лицукакое-то чертовское выражение.Впрочем, он все тот же. Так же жив искор по-прежнему, в одну минутупереходит от веселости и смеха кзадумчивости и размышлению..." (изписьма П. Л. Яковлева, братаоднокашника Пушкина М. Л. Яковлева.Ноябрь 1826 г.).

Портрет Пушкинаработы Жана Вивьена (15) и миниатюра(13), которая также с большойвероятностью выполнена Вивьеном,показывают нам поэта в возрастеприблизительно 28 лет (миниатюрадатирована, а на портрете даты нет).Возможно, что в портретах Вивьена иГиппиуса (11) изображение поэтаближе к реальному его облику, чем втропинино-кипренской серии. ЛиниюЖ. Вивьена в изображении поэта явнопродолжил Г. Г. Мясоедов (32) визвестном большом полотне"Пушкин и его друзья слушаютдекламацию Мицкевича в салоне кн. 3.Волконской (1905-1907)".

Поздний Пушкин(1836-1837 годов) предстает перед намина портрете И. Л. Линева (16), накотором изображен внеромантического ореола.Современники, говоря об этихпоследних годах жизни поэта,вспоминали: "Вообще пылкого,вдохновенного Пушкина уже не было.Какая-то грусть лежала на лицеего" (П. Х. Граббе, знакомыйПушкина, автор воспоминаний овстрече с ним). "К концу жизни унего уже начала показываться лысина и волосы егопереставали виться" (П. В.Нащокин, один из близких друзейПушкина). "Я уверен, чтобеспокойство о будущей судьбесемейства, долги и вечные заботы осуществовании были главноюпричиною той раздражительности,которую он показал в происшествиях,бывших причиною его смерти" (Н. М.Смирнов, близкий знакомый Пушкина).

Особогоупоминания требует историясоздания портрета работы Линева.Она полна загадок, версий иокружена мистическим ореолом. Вкаком году написан портрет и ктоего заказывал, неизвестно. Однакоон изображает А. С. Пушкина в самыйпоследний период его жизни. В конце60-х - начале 70-х годов нашегостолетия появилось предположение,что организовал написание этогопортрета В. А. Жуковский(приблизительно в январе - марте 1836года), пригласивший к себе на обедПушкина и Линева. Следуетподчеркнуть, что Иван ЛогиновичЛинев не былхудожником-профессионалом. Авторверсии С. М. Куликов, рассматриваязаписку неизвестному (возможно,Жуковскому), написанную рукойПушкина ориентиро вочно в 1835-1837 годах исодержащую следующие слова:"Посылаю тебе мою образину", -высказывает гипотезу, что речь идето портрете Пушкина именно работыЛинева.



Десятьживописных портретов, созданныхпосле смерти поэта, в рамкахгиппиусо-линевского направления.

2 К. П.Мазер (1839). 3 И. Е. Репин (1887). 3 К. А.Сомов (1899). 3 Г. Г. Мясоедов (1905-1907). 33.В. Н. Масютин (1918). 3 П. Я. Павлинов(1924). 3 Н. П. Гаврилов (1938). 3 Н. П.Ульянов (1936).
3 К. С. Петров-Водкин (1936). 3 В. И.Шухаев (1960).


Существует идругая, мистическая версия, чтопрототипом для линевского портретаживого поэта послужил обликПушкина, уже лежащего в гробу. Онаосновывается на попыткереконструировать события 29-30января 1837 года. Достоверноизвестно, что И. С. Тургенев принеслокон, срезанный Никитой Козловым сголовы умершего поэта, в дом Линева.Дальше идут домыслы... Возможно,узнав о кончине поэта, И. Л. Линевпошел в дом на набережной Мойки проститьсяс ним и там стоял у гроба,"впитывая" в себя образ ужемертвого лица поэта. Затем"оживил" в картине этот образ,но сохранил при этом чертызапомнившегося ему мертвого лица -приплюснутого, с впалымподбородком, узкими и не рельефнымигубами. Однако это только гипотеза,которую вряд ли теперь удастсяподтвердить или опровергнуть. Хотяизображение на портрете работыЛинева по своим антропометрическимпараметрам довольно близко кпосмертной маске поэта.

Как бы там ни было,но линевский портрет совместно спортретами Вивьена и Гиппиусапородил свою линию в галереепортретов Пушкина - от К. П. Мазера(29) до В. И. Шухаева (38). Сюда жеследует отнести известнуюсовместную романтическую картинуИ. Е. Репина и И. К. Айвазовского"Пушкин у моря. Прощай, свободнаястихия!" (1887), где Пушкин (30) визображении Репина явноунаследовал некоторые чертыпортрета Линева. А вот Пушкин,изображенный самим Айвазовским (21)в картине "Пушкинна берегу Черного моря" (1868),ближе к линии портретов Тропинина иКипренского.

Это все, чтокасается портретов Пушкина. Крометого, известны пять зарисовок лицаумершего Пушкина. Первые тризарисовки выполнены 29 января 1837года, вторые две - на следующий день.Посмертная маска была снята с лицав первый день после смерти.



Посмертнаямаска поэта в разных ракурсах ипять рисунков "А. С. Пушкин насмертном одре", сделанные(верхний ряд справа налево) А. А.Козловым, неизвестным художником(возможно, А. Н. Струговщиковым), А. Н.Мокрицким, а также В. А. Жуковским(средний ряд справа) и Ф. А. Бруни.

На поляхрукописей Пушкин часто рисовалсвое лицо. Существует свыше 50 егоавтопортретов. Наиболее типичныеиз них мы использовали в работе.Известно, что и дома, и в Лицеемолодому Пушкину преподавалиосновы рисования, он любил и умелрисовать, и эти автопортреты-шаржидают дополнительные сведения обоблике поэта. На всех рисункахприсутствует характерный профиль -срезанный лоб и выдающаяся впереднижняя часть лица.

Результатисследования Выбор наиболеевероятного портрета изсинтезированного компьютероммножества был, без сомнения, самымсложным этапом работы. Начитательский суд мы представляемтри портрета, относящиеся к разнымвременным отрезкам жизни А. С.Пушкина. В центре - портрет,отобранный экспертами как наиболеевероятный облик А. С Пушкина ввозрасте 27-28 лет. Отборпроизводился из сотни новыхсинтезированных компьютеромпортретов, полученныхкомбинаторными перестановками изэлементов базовых портретов иналожением изображений друг надруга. Перед нами наяву, как передТатьяной во сне, проходила галереяпричудливых образов поэта. Методкомпьютерного "фоторобота"дает возможность создаватьфантасмагорию подвижных химер,подобную описанной А. С. Пушкиным в"Евгении Онегине":

Сидятчудовища кругом:

Один врогах с собачьей мордой,

Другой спетушьей головой,

Здесьведьма с козьей бородой,

Тутостов чопорный и гордый,

Тамкарла с хвостиком, а вот

Полужуравльи полукот.

Отобранныйэкспертами портрет получен прямымобъединением (по специальнойпрограмме) портретов работы О. А.Кипренского (6) и работы В. А.Тропинина (Елагинская копия - 9). Чемже руководствовались эксперты,выбирая образ? В первую очередьбыли учтены близостьантропометрических параметров егоизображения к средним значениямвсей совокупности прижизненныхпортретов этого периода жизни исоответствие данного образаописаниям, составляющим словесныйпортрет поэта. Например:

"С Пушкинасписал Кипренский портрет,необычно похожий" (Н. А. Муханов,знакомый Пушкина, в письме к брату 15июля 1827 года).

"Вот поэтПушкин. Не смотрите на подпись:видев его хоть раз живого, вы тотчаспризнаете его проницательные глазаи рот, которому недостает толькобеспрестанного вздрагивания: этотпортрет писан Кипренским"(профессор Петербургскогоуниверситета А. В. Никитенко, 2сентября 1827 года в дневнике - овыставке в Академии художеств,открывшейся 1 сентября).

"Нераспространяясь в исчислениикрасот сего произведения г.Кипренского, мы скажем только, чтоэто живой Пушкин" (Ф. В. Булгарин.Газета "Северная пчела", 1827.Обзоры выставки).

Галереяавтопортретов А. С. Пушкина,относящихся к разным периодам еготворчества.

"Среднегороста, худощавый, с мелкими чертамисмуглого лица. Только когдавглядишься пристально в глаза,увидишь задумчивую глубину икакое-то благородство в этихглазах, которых потом не забудешь...Лучше всего, по-моему, передает егогравюра Уткина с портретаКипренского. Во всех других копияху него глаза сделаны слишкомоткрытыми, почти выпуклыми, нос -выдающимся - это неверно. У негобыло небольшое лицо и прекрасная,пропорциональная лицу голова, снегустыми, кудрявыми волосами"(из воспоминаний И. А. Гончарова,когда он студентом увидел А. С.Пушкина при посещении имМосковского университета, 27сентября 1832 года).

Далее экспертыучитывали выраженность навыбранном портрете характерныхособенностей подбородка и губ,связанных с абиссинской (эфиопской)наследственностью поэта, и высокуюквалификацию художников -Тропинина и Кипренского, создавшихэти два портрета.

Тем не менеевыяснилось (и это очень важно), что,делая свой выбор, каждый изэкспертов подсознательноиспытывал влияние ужесформировавшегося социальногостереотипа облика поэта. И это непозволяло заметно отклоняться отпринятого стандарта. Кроме того,привлекательность образа,полученного методом наложения иусреднения, обусловлена и другимпсихологическим фактором - такназываемым "давлениемусреднения". Обычно считалось,что среднее лицо непривлекательно.С этим соглашался и иронизировал поэтому поводу сам поэт (строки изосновного черновика поэмы"Медный всадник"):

Какихвстречаем всюду тьму,

Ни полицу, ни по уму

От нашейбратьи не отличный.

Однако, какпоказали экспериментальныеисследования, именно средний образчеловека обладает для большинстванаибольшей привлекательностью.Если взять несколько десятковчерно-белых фотографий разныхлюдей, собранных по методуслучайной выборки, и изготовить изних усредненный образ, то дляподавляющего большинстванаблюдателей он будетпривлекательнее индивидуальных."Средние глаза, уши, рты" -симпатичнее индивидуальных. И ещеодно интересное обстоятельство.Чем больше отдельных лицпривлекается для полученияусредненного изображения, темкрасивее для наблюдателейпротивоположного пола оказывалсяполученный результат. У такихобразов есть только одиннедостаток - таких "полностьюусредненных" лиц не существует.

Вероятно, такое"давление усредненногостандарта" проявилось не толькоу наших экспертов при выборе, но ипри изображении поэта разнымихудожниками. Наибольшую сложностьу рисовальщиков портретов А. С.Пушкина вызывали самыеинформативные элементы его облика -глаза и нижняя часть лица.Художники, вольно или невольно,пытались "подтянуть"наблюдаемый ими реальный образ подусредненный стандарт европейскихлиц или, наоборот, как можно большеутрировать подмеченное имииндивидуальное отличие.

У Пушкина, какотмечали современники, былиудлиненные голубые глаза. Нашиизмерения показали, что среднеесоотношение размеров шириныоткрытого глаза к его длине равно1: Но именно такого соотношения наиндивидуальных прижизненныхпортретах поэта мы не встречаем. Устандартного глаза европейца этосоотношение приблизительно 1:2,5.По-видимому, этим и объясняетсястоль большое различие в геометрииглаза на разных портретах Пушкина:одни подтягивали размеры под"европейский" глаз,



Трипортрета поэта, выбранныеэкспертами из наборасинтезированных образов,соответствуют различным периодамего жизни: 15-16-летний Пушкин, ввозрасте 27-28 лет и незадолго догибели.

другие уходили отстандарта. Разброс отношенийсоставляет до 25%. На портрете работыТропинина отклонение составляет 7%в сторону удлинения по горизонтали,а на портрете работы Кипренского -на 16% в противоположную сторону ипочти соответствует европейскомустандарту глаза (1:2,6). Сам Пушкин насвоих автопортретах рисовал глазаудлиненными.

Форма нижнейчасти лица - выдвинутые впередподбородок и крупные губы -настолько сильно отклонялась отстандартного европейского облика,что ставила какхудожников-современников,изображавших поэта, так и ихпоследователей и самого поэтаперед проблемой: как сделатьизображение похожим на оригинал и вто же время скрыть "егонепривлекательную наружность".На портретах 3, 5, 7, 16 и на зарисовкеМ. Ф. Бруни "Пушкин на смертномодре" тем не менее в целомпередана эта наиболее сложная инестандартная часть лица поэта. Напортретах 4 и 6-14 в отличие отпортрета работы Тропинина взначительной степени исчезласкошенность лба, котораяприсутствует на всех автопортретахпоэта.

Вот и решайте,соответствует ли усредненныйпортрет Тропинина - Кипренскогореальному облику поэта или еговыбор определили подсознательныепроцессы в головах экспертов?

Далее мыобратились к реконструкции образамолодого Пушкина. От лицейскихвремен сохранились два мало схожихмежду собой пушкинских портрета.Первый нарисован в началелицейской жизни, второй (4) - в ееконце Е. А. Энгельгард том,директором Лицея. Трудно сочетатьэтого франтоватого лицеиста свзлохмаченным подростком первогопортрета, нарисованным гувернером,учителем рисования С. Г. Чириковым.Только большой лоб да остротавзгляда те же. Возможно, директоруЛицея хотелось, чтобы вверенные емулицеисты выглядели подтянутыми ипо-немецки опрятными. Третийпортрет (3) - это гравюрная авторскаякопия, выполненная Е. И. Гейтманом спортрета Чирикова.

Из трех этихобразов молодого поэта былисинтезированы 24 новых портрета, изкоторых был выбран портрет,полученный из образов 2 и 3 сподбором весовых коэффициентов приналожении. При выборе учитывалисьдва обстоятельства. Первое. Образпоэта в зрелом возрасте, ужеотобранный экспертами, ивозможность перехода к нему привзрослении выбираемого детскоголица. Второе. Издатель Н. И. Гнедичприложил портрет 3 к первомуизданию "Кавказскогопленника" в 1822 году, вероятно,потому, что он был сходен с натурой.Выбранный синтезированный портретне только весьма похож на образы 2 и3, но и совпадает со словеснымиописаниями, относящимися к этомупериоду:

"...Саша былбольшой увалень и дикарь, кудрявыймальчик,... со смуглым личиком, неслишком приглядным, но с оченьживыми глазами, из которых такискры и сыпались..." (извоспоминаний Е. П. Яньковой).

Соответствуетэтот портрет и приводившемуся ужевысказыванию о своей внешностимолодого Пушкина: "У меня свежийцвет лица, русые волосы и кудряваяголова".

Наконец, мыпопытались сформировать обликпозднего Пушкина, после 1830 года.Выбранный экспертами образ полученметодом "фоторобота" изпортретов 15 и 3 Похожий на этотобраз портрет получается такжеметодом "фоторобота" изпортретов 15 и 1 Выбор этогопортрета определился, в частности,и тем, что при поворотесинтетического портрета 27-летнегоПушкина дополнительно к исходномуракурсу на 15 градусов выбранныйобраз соответствует ему, новыглядит несколько старше. Этотвыбор экспертов подтверждают ужеприводившиеся выше словесныепортреты позднего Пушкина исобственные рисунки поэта (образы 5,6, 8, 10-12 автопортретов Пушкина).

* * *

Для восприятиятворческого наследия А. С. Пушкинане так уж важно, как он сам выглядели как воспринималсясовременниками. Сегодня Пушкин длянас - национальный символ нашейкультуры и истории. Он для россиянзначит больше, чем Шекспир илиБайрон для англичан, а Гете - длянемцев. Его обобщенныйхрестоматийный образ (пусть несовсем похожий на оригинал) ужеживет сам по себе, вне времени.Юбилей поэта явился для нас лишьповодом, чтобы с позициисовременного компьютерногораспознавания образов поднеожиданным ракурсом взглянуть насоциопсихологическую проблемувосприятия и отображенияхудожниками разных поколенийоблика Пушкина. Мы попыталисьвоссоздать наиболее вероятныйобраз методами, которые раньше несуществовали.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)