[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

В Политехническоммузее столицы демонстрируетсяуникальный экспонат - легковойавтомобиль "Руссо-Балт" моделиК12/20, построенный в 1911 году. Такиеавтомобили изготавливало"Акционерное обществоРусско-Балтийского вагонногозавода" (АО РБВЗ), основанное вРиге в 1874 году. Сначала оновыпускало вагоны (пассажирские,товарные, трамвайные),сельскохозяйственные машины(паровые и конные молотилки, сеялки,плуги, сортировки), нефтяные икеросиновые двигатели, а затем итранспортные средства военногообоза. По вопросам вагоностроенияобщество сотрудничало сотечественными заводами изарубежными фирмами, в том числе сбельгийской "Фондю", где с 1906года начали строить автомобили. На"Руссо-Балте" быстро осознали,что пришло время осваивать новуюпродукцию в духе времени, и вот поинициативе члена правления М. В.Шидловского решили организоватьавтомобильный отдел, общееруководство которым поручилиинженеру И. А. Фрязинскому.

Несмотря намноголетний опыт работы, взаводском коллективе не оказалосьнужных специалистов. Поэтому в 1907году на завод пригласили 26-летнегобельгийского инженера, швейцарцапо происхождению Жульена Поттера -конструктора фирмы "Фондю",имевшего опыт разработкиавтомобилей. В июне 1908 года онприступил к своим новымобязанностям. На заводе не хваталооборудования, специальных станков,оснастки, материалов. Однакоадминистрация завода от замыславыпускать автомобили неотказалась, и в этом большаязаслуга коллектива передотечественнымавтомобилестроением.

Для сборки первыхавтомобилей некоторые узлы -радиатор, магнето, коленвал,спидометр - выписывали из-заграницы. Но заводские инженерыпостепенно осваивали ихизготовление, а это потребовалооснащения завода новыми станками,строительства новых цехов иучастков - литейного, термического,кузовного, испытательного.

Восьмого июня (26мая) 1911 года был построен первыйавтомобиль "Руссо-Балт" моделиС24/30, что означало: 24 - расчетнаямощность двигателя в лошадиныхсилах и 30 - максимальная мощность.Такое обозначение сохранилось навсех моделях "Руссо-Балтов".

Автомобили наРусско-Балтийском заводе выпускалисериями от 3 до 50 штук. При освоениипроизводства сразу же принялиметрическую систему мер, доведяточность обработки деталей досотых долей миллиметра. Сборкуузлов и агрегатов выполнялиспециализированные группы рабочих.Такая прогрессивная технологиясложилась под влиянием опытасобственного серийного выпускавагонов и по образцу организациипроизводства американскимиавтомобилестроителями. Благодаряэтому на "Руссо-Балте"добились полной взаимозаменямостидеталей и сборочных единиц в однойпартии выпускамых автомобилей.

Вслед за головноймашиной марки С24/30 изготовили ещедве, а несколько позже построиливторую серию машин марки К12/1 Такначалось серийноеавтомобилестроение России.

В 1910 годумаксимальную мощность двигателеймодели К увеличили до 20 л. с., аспустя три года - до 24 л. с. Тогда жепоявились "Руссо-Балты"моделей Е24/35 и Д35/6 Помимо легковыхмашин АО РБВЗ выпускало небольшимисериями грузовики, автобусы,санитарные, почтовые и другиеавтомобили.

Признаниюкачества и росту популярности"Руссо-Балтов" способствовалиспортивные успехи: первое жевыступление в соревнованияхпринесло автомобилю победу. Впробеге Петербург - Рига и обратно(август 1909 года) на дистанции 1177километров он прошел расстояние водин конец за 8 часов со среднейскоростью около 70 км/ч без штрафныхочков. Высокий результат принесзаводу вполне заслуженную золотуюмедаль: из 19 машин - участниковсоревнований лишь 8 пришли к финишу.Этот пробег навсегда осталсяпамятным событием в историиотечественногоавтомобилестроения.

Всего за 1910-1914годы "Руссо-Балты" различныхмоделей участвовали в пятивыставках, в том числе в двухмеждународных автомобильныхсалонах, где были отмечены пятьюзолотыми медалями, и в шестнадцатиразличных соревнованиях. Самымизвестным из них стало первоевыступление автомобиля России вмеждународном состязании - раллиПетербург - Монако. На машинетретьей серии модели С24/30 сзаводским номером 14, построенной в1909 году, шел гонщик и журналист,редактор журнала"Автомобилист"
А. П. Нагель. Онстартовал 31 декабря 1911 года в17-градусный мороз и на восьмой деньуспешно финишировал первым из 87участников, получив сразунесколько первых призов, а в общейклассификации став девятым. Зауспешное выступление вмеждународном соревновании Нагельбыл награжден орденом Святой Анны3-й степени, а от Императорскогоавтомобильного общества получилзолоченый кубок.

Русско-Балтийскийзавод успешно развивался,наращивая выпуск и ассортиментавтомобилей. Казалось, в самомнедалеком будущем он сможетполностью освободиться отимпортной зависимости. Норазразилась первая мировая война,вынудившая срочно эвакуироватьзавод подальше от линии фронта.Автомобильный отдел перевели вПетроград (на бывшийРусско-Балтийский моторный завод,Калашниковская набережная, 56/58) и под Москву (сегодня- территория завода им. Хруничева вФилях), куда доставили около 300комплектов автомобилей. Послереволюции, в 1922 году, на заводе,называвшемся к тому времени Первымбронетанковым и автомобильным(БТАЗ-1), собрали 5 машин и началиготовить к сборке еще 5 Однакозавод отдали в концессиюгерманской фирме "Юнкерс",выпускавшей авиамоторы,автомобильное производствоперевели на аналогичный БТАЗ-2 наПреображенской площади Москвы.Спустя год там собрали еще два"Руссо-Балта", и на этом ихвыпуск прекратили, хотя оставалосьеще более 200 комплектов автомобилейразличных моделей. Всего же наРусско-Балтийском заводеизготовили 625 автомобилей,существенно больше, чем на всехостальных заводах - Г. А. Леснера, П.П. Ильина, Ю. И. Меллера и других.

АвтомобилиРусско-Балтийского заводасчитались безвозвратноутраченными. Но сотрудникиПолитехнического музеяорганизовали целенаправленныйпоиск интересного памятникаотечественной техники. В 1965 году ихмноголетняя работа увенчаласьуспехом. С помощью ГАИ РоссийскойФедерации удалось разыскатьавтомобиль "Руссо-Балт" моделиК12/20 в городе КимрыТверской области. Машина срегистрационным номером 5681принадлежалаавтомобилисту-ветерану, механикупо отопительным котлам А. А. Орлову,который купил ее в 1929 году. Морознойзимой 1941/42 года ему не удалосьзаменить износившиеся шины, и он навремя лютых холодов поставилавтомобиль в дровяной сарай,допустив при этом оплошность - неслил воду. Вода замерзла, и блокцилиндров растрескался.

С тех поравтомобиль простоял в сарае 25 лет. В1966 году его приобрела киностудияим. Горького и, убедившись внепригодности для съемок, подариламашину Политехническому музею. Поуказанию министра автомобильнойпромышленности СССР автомобиль"Руссо-Балт" передали нареставрацию в Научный автомоторныйинститут (НАМИ).

Прошел почти год,и вот к парадному подъездуПолитехнического музея подкатилсияющий свежей краской, непривычнорокочущий "Руссо-Балт". С тойпоры он красуется в экспозициимузея. И лишь однажды, в 1988 году, еговывезли из Политехнического иотправили в Музей транспортаБрюсселя. Там машина пользоваласьогромным успехом у избалованнойавтомобильными шедеврамиевропейской публики.

Автомобиль"Руссо-Балт" К12/20 имеетштампованную из листовой сталираму, на которой установлен кузовтипа "торпедо" и - впервые вРоссии - четырехцилиндровый рядныйдвигатель с цельным блоком.Карбюратор собственнойконструкции, сцепление - сухое,конусное, коробка перемены передач- трехступенчатая, с задним ходом.Компоновка автомобиляклассическая: двигатель - спереди, сприводом на задние колеса черезкарданный вал в защитном кожухе идифференциал. Колеса -"артиллерийского типа",собранные на двенадцати деревянныхспицах с пневматическими шинами.Для освещения дороги установленыацетиленовые фонари смалогабаритными газогенераторами.Брезентовый тент "американскоготипа" откидывается назад и принеобходимости может сниматься.Рулевая колонка - справа; в салоне -три двери, причем две - слева, а заправым от водителя неоткрывающимсябортом расположены рычагипереключения передач и стояночныйтормоз. В целом автомобиль"Руссо-Балт" модели К12/20полностью соответствовал кактребованиям моды и комфорта своеговремени, так и дорожнымусловиям России.

О.Курихин, ведущий научный сотрудникПолитехнического музея.




ПрограммаВсемирного интеллектуальногофестиваля "Научно-техническийдосуг - поколению XXI века"предусматривает посещениеПолитехнического музея столицы. Наснимке: уникальный экспонат музея -автомобиль "Руссо-Балт" моделиК 12/2 Автомобиль имел следующиетехнические характеристики:Колесная формула - 4ґ Число мест - 4.Длина, мм - 355 База, мм - 285 Колея, мм- 126 Ширина, мм - 151 Высота, мм: сзакрытым тентом - 1920, по рамкестекла - 1675, по кузову - 137
Дорожный просвет,мм - 22
Размер шин, мм -810ґ10 Двигатель карбюраторный,4-цилиндровый, 4-тактный.
Диаметрцилиндра,мм - 8
Ход поршня, мм - 110.
Рабочий обьем,куб.см - 221
Максимальнаямощность, л.с. - 2 Частота вращенияколенчатого вала при максимальноймощности, 1/мин - 160

Копия одной изпоследних моделей автомобиля"Руссо-Балт" С 24/40 в масштабе1:4 В Объединенном павильоне ВВЦ"Мир открытий" продаются копиитрех моделей этого автомобиля. Ценакаждой копии - 20 рублей.
Моделиавтомобилей разных марок бывают и вкиоске Политехнического музея.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)