[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

И вот закончился еще один матч Человека с Машиной; Гарри Каспарову противостояла израильская программа "Дип Юниор", которую разработали программисты Амир Бай и Шай Бушинский, а за дебютную библиотеку отвечал гроссмейстер Борис Альтерман. На сей раз Каспаров играл в "нормальные" шахматы, останавливался на своих любимых дебютах и добился мира, можно сказать, с позиции силы.

В Нью-Йорке состоялся исторический матч двух сильнейших шахматистов в мире: среди людей и среди компьютеров. В поединке между российским гроссмейстером Гарри Каспаровым и израильским роботом "Дип Юниор" было сыграно шесть партий с полноценным контролем времени. Итог - 3:3, по одному разу выиграли Человек и Машина, четыре встречи закончились вничью. Читатель, наверное, не удивится, обнаружив, что данный материал попал сразу в две рубрики: шахматисты посмотрят интересные партии Гарри Каспарова, а любители компьютеров узнают о новых достижениях роботов...Каспаров - "Дип Юниор" - 3:3Напомним, что предыдущий матч Каспарова с компьютером "Дип Блю", состоявшийся шесть лет назад, закончился победой машины. Главная причина тогдашней неудачи Гарри заключалась в том, что он играл не столько в обычные, "античеловеческие" шахматы, сколько в антикомпьютерные, как бы ставил научный эксперимент: например, избирал не свойственные ему дебюты, изменяя самому себе, своему стилю...

Последние две партии протекали загадочно. В пятой Каспаров спровоцировал робота на известную комбинацию с жертвой фигуры. Выигрыша у черных не было, и все закончилось миром. В заключительной схватке Каспаров переиграл "Юниора" по всем статьям, но, когда оставалось пожинать плоды, неожиданно последовало соглашение на ничью - 3:

В первой партии Каспаров уверенно взял верх, во второй получил перевес, но упустил его после одного импульсивного хода. Напряженно протекала третья партия: "Юниор" остроумно защищался и отбил угрозы соперника. Ничья была неизбежна, но Гарри опять сделал резкий ход, теперь уже проигрывающий, и счет сравнялся. В четвертой Каспаров избрал осторожный вариант, и Машина захватила инициативу, но все закончилось благополучно для Человека.

Г. Каспаров - "Дип Юниор" 1-я партия

Приведем все шесть партий матча.

d4 d5 с4 c6 Kc3 Kf6 е3 e6 Kf3 Kbd7 Фс Многие десятилетия популярной является меранская система Сd3 dc С:с4 - белый слон попадает на с4 в два приема. Когда в конце концов было установлено, что у черных полноправная игра, многие переключились на выжидающий ход ферзем, такую систему назвали антимераном.

Славянская защита

Пока на доске голая теория, прогнать черного коня из центра всегда полезно. К тому же взятие пешки g4 после ответа Лg1 и вторжения ладьи на g7 дает белым богатые шансы.

6...Сd6 g

13...b Здесь Гарри продумал еще полчаса и нашел убедительный способ добиться преимущества. 1 dc! bc 1 Kb5! В случае 1 Фd2 Cb4 1 сd Cb7 пешка прорывается на d7, но вскоре может стать добычей черных. 15...Ф:c6 1 K:d Появление этого коня в логове электронного врага более чем опасно. По существу, Гарри удалось задушить своего противника прямо в дебюте.

7...dc С:с Каспаров не раз играл эту позицию и белыми и черными. Однажды Адамс против него пошел е4, и черные быстро перехватили инициативу (Дортмунд, 1992). 8... b6 . Диагональ а8-p ослаблена, и есть смысл занять ее слоном. е4 e5 . Последовательнее 9...Сb7 1 е5 c5! с головоломными осложнениями. 1 g5 Kp 1 Ce3 0-0 1 0-0-0 Фс7 . До сих пор все не раз встречалось на практике, и после получасового раздумья Каспаров делает новый ход. 1 d5! Белые приступают к захвату белых полей.

1 К:е8 Л:е8 1 Лhe1 Фb Центральная пешка неуязвима: 19...Ф:е4 2 Л:d7 Ф:f3 21 Ф:е5! 2 Kd2 Лс8 2 Крb1 Kf Перебросить коня на более удобную стоянку не удается. 2 Кра1! Кg6 2 Лc1 Ca6 2 b3 cb 2 Ф:b3 Ла8 2 Ф:b5 C:b5 2 Лс Черные сдались.

16...Сb Или 16...f5 1 K:f5 Л:f5 1 еf Ф:f3 1 Ф:с4+ Kph8 2 Фf7 Фс6+ 2 Kpb1, и белый король скрывается в углу, а черному деваться некуда. 1 Фc Пешка с4 прикрывает короля белых, и охотиться за ней нет смысла. 17...Лае Черные отдают качество за грозного всадника, но Человек быстро ставит Машину на место. Собственно, конь здесь сильнее ладьи, например: 17...Лfd8 1 K:f7! Kp:f7 1 Л:d7+! Л:d7 2 K:e5+ - эффектный финал с тройной вилкой.

Сицилианская защита

"Дип Юниор" - Г. Каспаров 2-я партия

10...0-0 1 Ce3 e5 1 Kd5 a5 1 Лс В борьбе за центральные поля черным удается добиться большего. Вместо шаблонного хода ладьей в духе машины острое 1 с5!? 13...а4 1 С:а7 Л:а7 1 Kd2 Kd4 16 Фp Ke6 1 Лс3 Кс5 1 Сс2 с угрозой 1 Лg3, 2 Kf6+ и 2 Ф:h7ґ, но в шахматах ходят по очереди.

e4 c5 Kf3 e6 d4 cd K:d4 a6 Cd3 Cc5 Kb3 Ca7 c4 Kc6 Kc3 d6 0-0 Kge7 1 Ле Разыграна система Паульсена, но, похоже, теория уже закончилась.

2 b4!? ab! 2 Л:а7 bc 2 Лc1 e4 2 Л:с У черных за качество опасная атака - 25...f4 и т. д. Вместо этого Гарри дает импульсивный шах, и "Юниор" выходит сухим из воды. 25...Фа1+? 2 Kf1 f4 2 Ла8 е3 2 fe fe.

18...K:d5 1 ed g6 2 Фp f5 2 Ла3 Фf Допуская маневр пешки "b", который Каспаров при желании мог легко предотвратить.

Г. Каспаров - "Дип Юниор" 3-я партия

2 Ф:f8+!! Kp:f8 3 Л:с8+ Kpf Ничья. Теперь неизбежно следует 3 Ле2, и белые съедают опасную пешку, а две ладьи, соединившись, не уступают ферзю. На первый взгляд при 31...Ке4 3 Л:е3 Kd2 белым совсем плохо, но издалека Каспаров не заметил, что после 3 Лс7+ Крf6 у белых есть спасительный шах - 3 Ле6+! Крg5 3 Лf7, и конь спасен.

d4 d5 с4 c6 Kc3 Kf6 е3 e6 Kf3 Kbd7 Фс2 b Теория рекомендует 6...Сd6, что встретилось в первой партии. cd ed Cd3 Ce7 Cd Редкий случай: уже после девяти ходов и Человеку и Машине приходится действовать самостоятельно. До сих пор встречалось е4 и 0- 9...0-0 1 g4!

Славянская защита

10...K:g4 1 Лg Альтернативой было 1 С:h7+ Kph8 1 Лg1 Kdf6 1 Cd3, тоже с острой игрой. 11...Kdf Чисто машинный ход, человек бы пошел на f6 другим конем. Вынужденное отступление коня на p малокомфортно, но зато вступает в игру черный слон. 1 p Kp 1 e4!? de 1 C:p ed.

В похожей позиции Каспаров уже жертвовал эту пешку в первой партии. Тогда "Юниор" отклонил дар, но теперь принимает его, и на доске возникают головокружительные осложнения.

22...Фb8! 2 Фе3 Фd6 2 Kp Ce6 2 Лp Лd8 2 Kg6+ Kpg7 2 Kf4 Cf5 2 Kce2 Ke7 2 Kg3 Kph8! Маневры короля производят впечатление. 3 K:f5 K:f5 3 Фе4 Фd

1 Л:g7+. Интересные осложнения возникали и при другом взятии на g7 - 1 С:g7 Kg4 (15...ed 1 C:f6+ c матом) 1 Ф:d3 Kp:g7 17.hg. 15...Kph8 1 Ф:d3 Лg8 1 Л:g8+ K:g8! 1 Cf4 f6! Важный профилактический ход, естественное 18...Се6? сразу проигрывало из-за 1 Се5+ и на любой ответ 2 Kg5! Много фигур покинуло поле боя, а ясности пока нет. 1 0-0-0 Сd6! Человеку и в голову не пришло бы добровольно расстаться с двумя слонами. 2 Фе3 С:f4 2 O:f4 C:p. В самый ответственный момент, когда все фигуры Человека набросились на неприятельского короля, Машина спокойно прихватывает пешку. 2 Лg Одна белая ладья ворвалась по линии "g" и обнажила черного короля, а другая - собирается нанести решающий удар.

3 Лp? К:d4! Неожиданно белый король оказывается в матовом кольце - грозит шах конем с b3, и все кончено. 3 Kg6+ Kpg8 3 Ke7+ Kpf8! Король "Юниора" благополучно обходит все рифы. 3 Kd5 Фg7! 3 Ф:d4 Л:d Белые сдались. После 3 Л:d5 cd 3 Ф:d5 Фg5+ у черных выигранный пешечный эндшпиль.

Здесь увлекательная игра могла завершиться повторением ходов: 3 Кg6+ Kpg7 3 Kf4 Kph8 3 Kg6+ Kpg7 с ничьей - закономерный итог. Но белые все время стояли активнее, и Каспаров не готов примириться с таким результатом. Как и в предыдущей партии, он делает резкий и на сей раз губительный ход.

Сицилианская защита

"Дип Юниор" - Г. Каспаров 4-я партия

Сомнительный ход крайней пешкой: белые прикрывают поле g4, а ведь на него никто не стремится. После 1 Се3 возникал популярный "еж" из шевенингенского варианта: черным тесновато, но они контролируют всю пятую горизонталь и в подходящий момент готовы к контратаке b6-b5 или d6-d Собственно, те же идеи возникают и сейчас, но Машина подарила Человеку важный темп.

e4 c5 Kf3 Kc В первой партии было сыграно 2...е В своей любимой "сицилианке" у Каспарова есть много изученных путей. d4 cd K:d4 e6 Кb5 d6 c4 Kf6 Kc3 a6 Ka3 Kd Kc2 Ce7 1 Ce2 b6 1 0-0 Cb7 1 p.

2 Cf2 Лсd Вряд ли стоило уходить ладьей с линии "с", лучше 20...Леd8, вновь заслуживало внимания и 20...Кс5 2 Лb1 d5 2 b4 Kcd Видимо, после резких движений в предыдущей партии Каспаров решил избегать любого риска. Однако стоять в подобных позициях на одном месте тоже рискованно - можно задохнуться. 2 b4 Ca8 2 a4 Лc8 2 Лb1 Фс Черным так и не удалось провести освобождающее b6-b5 или d6-d5, и им становится совсем тесно.

12...0-0 1 Се3 Лс8 1 Фd2 Ke5 1 b3 Kf6 1 f Теперь уже окончательно ясно, что ход p-p не был нужен. 16...Фс7 1 Лас1 Лfe В случае 17...b5 жертва фигуры 1 сb Ф:с3 1 Ф:с3 Л:с3 2 ba Ca8 2 Cd4 недостаточна, но Каспаров опасался 1 Kd4 bc 2 f4 Ked7 2 C:c 1 а3 Kеd7 1 Лfd1 Фb Может быть, пора рвануть в центре - 19...Кс5 2 Лb1 d5! В случае 2 еd ed 2 K:d5 K:d5 2 сd Лсd8 у черных за пешку достаточные шансы.

29...Ke5 3 Kc2 Kcd7 3 Kd4 Лed8 3 Kpp Kc6 3 K:c6 Л:с6 3 Kpg1 p 3 Фа3 Лdc8 3 Cg3! Cf8 3 Фс3 Ke5 3 с5! Белые сильно проводят миттельшпиль, впрочем, здесь уже можно было забрать на а5 - 3 С:е5 de 3 Ф:а5 с шансами на победу. 38...Kd7 3 Ф:а5 К:с5 4 К:с5 Л:с5 4 Фа В этом все дело: одна пешка "а" отыграна, скоро падет и другая, после чего ферзь белых вторгнется на а

2 а5! ba 2 b5! Cb7 2 b6! Видимо, Каспаров не ожидал от "Юниора" такой прыти - не считаясь с жертвами, робот первым решился на прорыв в центре. Пешка "b" серьезно сковывает ферзевый фланг черных, и вопрос только в том, выстоят ли они. 26...Фb8 2 Ke3 Kc5 2 Фа2 Kfd7 2 Ka4! Тонкий ход. Пешка а5 никуда не денется, важно укрепить проходную "b".

Белый король отрезан, и все неприятности для черных позади. Имея лишнюю пешку, к тому же проходную, "Юниор" оценивал позицию как выигранную для себя. Конечно, он не знал известного афоризма "белковых" шахматистов о том, что "все ладейные энд-шпили ничейны".

41...Л5с6 4 Сf2 d Наконец черные осуществили программный маневр, но о спасении говорить рано. 4 C:a6 Cc5 4 C:c5 Л:с5 4 С:b Стоило избежать размена слонов, после 4 еd ed 4 Cd3 Фd6 4 Фd4 черным предстояла трудная защита. 45...Ф:b7 4 ed ed 4 Фa7 Л5c7! Этот изящный ход позволяет черным перестроить фигуры нужным образом. 4 Ф:b7 Л:b7 4 Л:d5 Лс6 5 Лdb5 p 5 Крf2 Ле6!

Г. Каспаров - "Дип Юниор" 5-я партия

5 f4 g6 5 Kpg3 Kpg7 5 Kpp Kpp 5 Л1b4 Лd6 5 g3 f6 5 g Если бы партия игралась лет двадцать назад, когда компьютеры считали не очень далеко, все могло бы завершиться смешным образом: 5 Лb3 Лd:b6 5 Л:b6 g5+ 5 fg+ fgґ. 57...hg 5 hg Kpg7 5 Лb3 Лc6 6 g5 f5 6 Лb Ничья.

d4 Kf6 с4 e6 Kc3 Cb "Юниор" прощается со "славянкой"... е3 0-0 Cd3 d5 сd. Упрощения на руку черным, классическое продолжение Kf 6...ed Kge2 Ле8 0-0 Сd6 а В предыдущей партии Машина сделала бесполезный ход крайней пешкой, теперь тем же отвечает Каспаров. Точнее сразу Фс2, а еще лучше f3 c5 1 Kb 9...с Пока не годится 9...С:p+ 1 Kp:p Kg4+ 1 Kpg3 Фg5 1 f4 Фp из-за 1 Лp. 1 Фс2 , провоцируя черных на комбинацию, знакомую каждому шахматисту.

Защита Нимцовича

Cейчас 1 Кg3 Kp+ 1 Крf2 Kg4+ вело к вечному шаху. Им, собственно, и закончилась партия. Каспаров долго думал, но не решился на 1 g3 - единственный способ продолжить борьбу. После 16...Kp+ 1 Kpf2 Kg4+ 1 Kpe1 Фp белому королю в следующей позиции предстоит опасное путешествие на ферзевый фланг.

10...С:p+! У черных мало фигур в атаке, и вопрос об их форсированной победе не стоит. Более того, они могут рассчитывать только на ничью. Видимо, исходя из этого, Каспаров отверг возможность жертвы слона на p. Но компьютер всего через несколько минут решается на нее, фактически это позиционная жертва фигуры. 1 Кр:p Kg4+ 1 Kpg Разумеется, не 1 Крg1 Фp 1 Лd1 Ф:f2+ 1 Kpg1 Ле6 с разгромом. 12...Фg5 1 f4 Фp. Белый ферзь потерял контроль над полем p, и его черного оппонента уже нелегко прогнать с p. 1 Cd2 Фp+ 1 Kpf3 Фp.

1 С:h7+ Kph После 16...Ф:h7 1 Ф:h7+ Kp:h7 1 Лp+ Kpg8 1 Лp у белых микроскопический перевес в эндшпиле, и "Юниор" сразу форсирует ничью. 1 Kg3 Kp+ 1 Kpf2 Kg4+ 1 Kpf3 Kp+. Ничья.

Чтобы разобраться с ситуацией, требуется немало времени, но в любом случае такая острая игра больше подходит для Машины, чем для Человека.

Сицилианская защита

"Дип Юниор" - Г. Каспаров 6-я партия

10...Cc6 1 Cf3? Туповатый маневр слоном, который теперь будет упираться в собственную пешку, доказывает непонимание компьютером определенных позиций.

e4 c5 Kf3 d6 d4 cd K:d4 Kf6 Kc3 a В последней "сицилианке" в матче Каспаров избирает вариант Найдорфа и, в отличие от предыдущей, до самого последнего хода действует безукоризненно. Ce2 e5 Kb3 Ce7 0-0 0-0 Kpp Cd7 1 Ce Вслед за отступлением короля в угол более естественно выглядит f2-f

23...Л:с3! Машина играет шаблонно, и черные проводят стандартную операцию с жертвой качества, получая взамен две пешки и массу позиционных плюсов. 2 bc С:е4 2 Cc1 C:g2 2 Kp:g2 Л:с3 2 Са3 Ке8 2 f Ничья?

11...Kbd7 1 a4 b6 1 Фd3 Cb7 1 p Лс8 1 Лad1 p 1 Лfe1 Фс7 1 g3 Лfd8 1 Kpp Ле8 1 Се2 Фс4! Размен ферзей лишает белых каких-либо шансов на обычную атаку. 2 Ф:с4 Л:с4 2 Kd2 Лс7 2 Cg2 Лес8 2 Кb

Итак, ушли в историю оба матча между шахматными королями, Владимиром Крамником и Гарри Каспаровым, и компьютерами, "Фрицем" и "Юниором". Оба завершились вничью.

Весьма неожиданный финал. После 28...f6 вряд ли кто-нибудь из людей устоял бы против Каспарова. У черных заметный перевес: пешки белых а4 и с2 слабы, и начисто отсутствует контр-игра. В чем же дело? Возможно, Гарри вспомнил ситуацию шестилетней давности, когда он при равном счете проиграл шестую, решающую партию, и на сей раз не стал испытывать судьбу. А может быть, обоих - и Каспарова и "Юниора" - устраивала ничья в мачте, чтобы сохранить интригу на будущее? Вместо возможных 800 тысяч долларов 13-й чемпион мира получил на пятьдесят тысяч меньше - можно пережить...

Вместе с тем понятно и другое: в ХХI веке Машина обойдет Человека за шахматной доской. И, пожалуй, единственное, на что могут рассчитывать поклонники шахмат, - немного оттянуть неизбежное фиаско.

Какие же следует сделать выводы? Ясно, что сильнейшие роботы уже на равных сражаются с сильнейшими людьми. Ясно и то, что на сегодняшний день чемпионы не уступают машинам, а при серьезной подготовке могут и победить их, то есть пока наблюдается равновесие. И вполне вероятно, что после некоторого перерыва увлекательная дискуссия продолжится.



Кандидат технических наук Е.ГИК, мастер спорта по шахматам.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)