[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Однако вшахматной композиции идеикопирования ходов, маневров, плановвесьма популярны, и помимо учебногохарактера они по-своему раскрываюткрасоту и глубину древней игры.Наиболее доходчивы примеры с чистосимметричным построением, вкоторых исход борьбы определяетсятолько выигрышем (или проигрышемтемпа).

Я. ВЛАДИМИРОВ,международный гроссмейстер
по шахматной композиции.
В первых же уроках шахматной игрыновичков предупреждают обопасности точного копированияходов партнера, ведь наличиелишнего темпа у начинающей стороныпозвляет в нужный момент за счетхода с шахом нарушить симметриюигры. Партии с копированием чернымиходов белых получили даже шутливоеназвание “китайских” после сериишахматных юморесок “из жизникитайских мандаринов” чешскогомастера К. Тракслера.

Выигрыш

№ Я. ванРийк
Почетный отзыв
“Шахматы в СССР”, 1969


Особенно частосоставители обращаются к такназываемым “механизмамположения”, игра в которыхоснована на характерномрасположении тематических фигур ипоследовательности их движений.Особую четкость таким механизмампридает и специальная графикаходов, например, идентичныедвижения по фронтали или диагонали.

Казалось бы, пешкае6 ближе всего к цели. Но еепродвижение 1.еf? находит адекватноевозражение 1...еd, и стороныодновременно получают ферзей.“Премьером” же неожиданностановится далекая пешка d2,слаломный марш которой приноситпобеду: 1.de! fe 2.ed ef 3.de fe (3...de 4.fe Kpb6 5.Kpg2Kpe5 6.e4 Kpd4 7.Kpp Kpe3 8.Kpg3 Kpd3 9.Kpp Kpe3 10.Kpg4) 4.edef (4...ed 5.fe Kpb6 6.Kpg2 Kpc6 7.Kpf3 Kpd7 8.Kpe3 Kpe7 9.Kpd4Kpe6 10.e3) 5.de fe 6.e8Ф,и ферзь отражает аналогичноепревращение пешки e2!

Мат в 3хода

№ Я.Гартонг
“Correspondence Chess”, 1958


№ В.Резинкин
1-е место, Командный чемпионат СССР,1982


Здесь“звездочка” черного короля (егоигра на соседние поля по диагонали)дополняется аналогичнымидвижениями белого монарха: 1.Лp! —цугцванг, 1...Kp:g4 2.Kpd4! Kpf5 3.Ke3ґ, 1...Kp:g22.Kpd2! Kp:p 3.Фf3ґ, 1...Kpe2 2.Kpb2! Kpd2(d1) 3.Фd3ґ,2...Kpf1 3.Фf3ґ, 1...Kpe4 2.Kpb4!Kpd4(d5) 3.Фd3ґ.

А теперь болеесложное выражение ладейных“крестиков” (игра на соседние поляпо фронтали): 1.Фg7! — 2.Фe7+ Kpd5 3.Kb6ґ,1...Лc4 2.Лe6+ Kp:d5 3.Фe5ґ (2...Kpf5 3.Ke3ґ), 1...Л:d52.Лf7+ Kp:d6 3.Фf6ґ, 2...Kpe4 3.Л7:f4ґ, 1...Лd3 2.Лf5+!Kp:d6 3.C:f4ґ, 2...Kp:f5(e4) 3.Л3:f4ґ, 1...Лe4 2.Л:g6+ Kp:d53.Kb6ґ, 2...Kpf5 3.Фf6ґ.

Мат в 3хода

№ Ф.Абдурахманович
1-й приз, “Feenschach”, 1992


Уникальна в своемроде следующая задача накооперативный мат (черные начинаюти помогают партнеру дать матчерному королю).

1.Cf7 Ce6+ 2.Kpg6 Kpg4 3.Cg7 Cf5ґ.Если пешку p переставить на p, топроходит 1.Cg5 Kpg2 2.Kpg4 Ce4 3.Cf5 Cf3ґ. Приновой перестановке пешки p на d2возможно 1.C:e5 Cc4 2.Cd5 Kpe2 3.Kpe4 Cd3ґ. И,наконец, с пешкой p на b7 правильно1.Cd7 C:c6 2.Kpe6 Kpe4 3.Ce7 Cd5ґ. если теперьпроанализировать графику ходов, тообнаружатся 5(!) “звездочек”: двухкоролей и трех слонов! Любопытно,что и мат дается слоном с угловквадрата f5—f3—d3—d

Кооперативныймат
в 3 хода


№ 5.Ф.Абдурахманович
Спец. приз. “Magyar Sakkeler”, 1974


Познакомьтесь сеще одной забавной задачейбоснийского гроссмейстера,признанного знатокакооперативного жанра.

В первом решениицель достигается за счет вылазкибелого короля по большой диагоналина 5 ходов вперед — 1.d5 Kpb7 2.d4 Kpc6 3.d3 Kpd54.d2 Kpe4 5.d1Л! Kpf3 6.Лg1 Лpґ. Еще болееостроумно второе решение, в которомдемарш предпринимает черныйвластелин, — 1.Kpg2 Лc4! 2.Kpf3 Лc5! 3.bc! b6 4.Kpe4b7 5.Kpd5 b8Ф 6.Kpc6 Фb7ґ!.

Кооперативныймат в 6 ходов. 2 решения

№ В.Йоргенсен
“Paralle'le 50”, 1948


Как известно, насвоей исходной позиции пешкамаксимально имеет 4 различных хода.Игра, основанная на этих движенияхчерной пешки, получила названиетема “пикенинни” (иногда накубинских фермах по разведениюкрокодилов так называют молодыеособи). Аналогичная игра белойпешки составляет суть темы“альбино”. В следующей задачепредставлен синтез этих тем.

Отличноевступление 1.Ce6! ставит черных вцугцванг, 1...fe 2.gf! — цугцванг, 2...Kpf53.Фpґ, 1...fg 2.g3! — 3.Фpґ, 2...Cp 3.f4ґ, 1...f6 2.g4!— 3.Фpґ, 2...C:p 3.f4ґ, 1...f5 2.gh! — сновацугцванг!, 2...f4 3.pґ, 2...C— 3.f4ґ.

Мат в 3хода

№ Л.Ярош
1-й приз, “Шахматы в СССР”, 1983


Не обошли,естественно, вниманием композиторыи замыслы, связанные с превращениемпешек. Теме настоящего рассказа,конечно, отвечают комбинации,связанные с одновременнымпревращением пешек сторон в одни ите же фигуры. Это, пожалуй, самаясложная в композиции идея. Только 10лет назад удалось впервыепредставить полный комплектпревращений белой пешки, в началеХХ века — комплект превращенийчерной пешки, наконец, в 1924 г.американец Г. Бабсон осуществилвзаимное превращение пешек, но лишьв жанре обратного мата. И лишь внаше время казанский проблемистсумел реализовать уникальныйзамысел в приемлемойортодоксальной форме.

1.a7 — 2.abФ, 1...abФ 2.abФ!Ф:b2 3.Ф:b3 Ф:a1 4.Л:f4ґ, 2...Фe4 3.Ф:f4 Ф:f4 4.Л:f4ґ,1...abЛ 2.abЛ! Л:b2 3.Л:b3 (при превращении вбелого ферзя после 3.Ф:b3 был бы пат)3...Kp:c4 4.Фa4ґ, 1...abC 2.abC! Ce4 3.C:f4 (вотпочему нельзя было ставить ферзя,ибо взятие 3.Ф:f4 приводило к пату),1...abK 2.abK! K:d2 3.Фel! Ke4 4.Kc6ґ.

Мат в 4хода

№ 8.Розетти
“Paralle'le 50”, 1949

Мат в 4хода

А в следующемпримере белые “обезьянничают”,повторяя один из самыхудивительных шахматных ходов.

Помимокопирования отдельных ходов илиманевров одной фигуры интереспредставляет и повторение плановигры, например, связанных спрокладкой пути линейных фигур. Вигре одной стороны такие маневрыизвестны с середины прошлого века,но лишь в наше время удалосьсинтезировать аналогичныетактические действия белых ичерных.

1.Фb2 — 2.Ф:f6, 1...0—02.0—0! — 3.Ф:f6, 1...0—0—0 2.0—0—0! — 3.Ф:a2.

Мат в 4хода

№ М.Вукчевич
“Die Schwalbe”, 1971


Следующие двекомпозиции победили в специальныхсоревнованиях, темы которыхпредусматривали копирование однойстороной действий другой.

№ 9 демонстрируеттак называемую “бристольскую”прокладку пути: 1.Ca8! — 2.Фb7! (слонпролагает дорогу ферзю) 2...— 3.Kb2ґ3.Ke5ґ. Тогда черные повторяют маневрсоперника — 1...Лp! с контролем обеихполей. В ответ белые корректируютсвою игру — 2.Фc6! — 3.Фa6+ Kb5 4.Ф:a2ґ, итолько после 2...Фp! играют 3.Фb7!Теперь неожиданно выясняется, чточерные — в цугцванге, и любой их ходснимает контроль над клетками е5или b

Выигрыш

№ 1 Ю.Дорогов
Приз, “Шахматы в СССР”, 1976


Красивоманеврируют стороны и в задаче.

Исходноеположение сторон почти похоже какпо расположению фигур, так и по ихкомплекту. 1.g6 b2 2.Kc3! 2.Kpc2? d3+! 2...dc 3.Kpc2Kpe7 4.g7 Kf6! Поспешное 4...Kpf7? отражалосьуже знакомым выпадом 5.e6+! 5.ef Kpf7 6.p.Возникла симметричная позициявзаимного цугцванга, но с “лишним”ходом у черных, что и становитсяпричиной их поражения. 6...a3 7.Kpb1 Kpg8 8.pc6! 9.f3! c5 10.f4 c4 11.f5 c2+! 12.Kp:c2 b1Ф+! 13.Kp:b1 c3 14.f7! Kp:f7 15.g8Ф! —последняя тонкость, ведь 15.f6? вело ккатастрофе из-за 15...Kpg8 16.f6, вынуждая16...Kpf(h)7 17.h7(f7).

Мат в 6ходов

№ 1 Г.-П.Рэм
1-е место, III WCCT, 1988


А теперь двазадания для самостоятельногорешения. Не пугайтесь числа ихходов — путь к цели несложен изаключается в проведенииодинаковых маневров обеимисторонами.

Не проходит 1.Ke7? —2.K:d5ґ, из-за 1...Ke3! 2.C:p 3.C:e3 C:e7! Поспешнои более хитрое продолжение 1.Сd6? сугрозой 2.Ke7 Ke3 3.C:c5ґ ввидуаналогичной защиты 1...Cd4! 2.Ke7 Ke3! 3.Cf4?Cf6! 4.C:e3 C:e7! Правильно далекое 1.C:e3.Казалось бы, и теперь черные могутспокойно копировать ходы — 1...C:p!2.Cf8! Cf2! 3.Cd6 Cd4! 4.Ke7 Ke3!. Но смысл планабелых заключался в уничтожениипешки p, и после 5.p!! черные вдругоказываются в цугванге: 5...K— 6.K:d5ґ,5...C— 6.C:c5ґ.

№ 1 Р.Квик
“Themes—64”, 1961


(Ответы вследующем номере.)

№ 1 Т.Кардош
“Feenschach”, 1956


Мат в 6ходов



Кооперативныймат
в 6 ходов




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)