[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Соблюдениенравственных принципов вотношениях с природой - одна изсамых важных задач человечества

В августе этого года набиологическом факультете МГУпрошла международная конференция"Биология, гуманитарные науки иобразование". В центре вниманиябыла проблема экологическогокризиса на планете, но в необычномракурсе. Участники конференциисчитают, что причина надвигающейсяэкологической катастрофы - внесовершенстве сознаниясовременных людей, ихсосредоточенности исключительнона своих, как правило,потребительских интересах. Многихбед можно избежать, если прирешении всех экономических,политических, юридических вопросовна международном уровне учитыватьнужды не только человека, но и всехживых существ, населяющих планету.Каждое проявление жизни на Землеуникально, и растения, животные идаже микроорганизмы имеют своиправа, которые должны защищаться неменее строго, чем права человека.
Ученые разных специальностейобменивались мнениями, искалиобщие пути для разработки новыхсистем образования в школах ивысших учебных заведениях,обсуждали проблемы биологии вконце ХХ века. Публикуемый материалзнакомит читателей спредложениями, гипотезами,достижениями участников этойконференции. Кандидатбиологических наук Е. Каликинская , специальный корреспондентжурнала "самый интересный журнал Наука и жизнь ".

Мы живем в такое время,когда человек чувствует своисказочные возможности, но не знает,к чему приложить свои способности.Он покорил все явления, но так и нестал хозяином самого себя.
Х. Ортега-и-Гассет.


"Человек" -это звучит только в хоре

Эмблемой конференции сталамаленькая фигурка человека,стоящего на огромном земном шаре.Этот образ выражает сущность новойфилософской доктрины, получившейназвание биоцентризма. По мнению ееприверженцев, человек - это лишьчасть великого разнообразия живыхсуществ на планете.

Эту мысль развивали лучшие умычеловечества. Вот что писалфранцузский философ ХVII века М.Монтень: "Пусть человек ...докажет мне с помощью своегоразума, на чем покоятся те огромныепреимущества над остальнымисозданиями, которые он приписываетсебе. Кто уверил человека, что этоизумительное движение небосвода,этот вечный свет, льющийся извеличественно вращающихся над егоголовой светил, этот грозный ропотбезбрежного моря, - что все этосотворено и существует стольковеков только для него, для егоудобства и к его услугам? На чемосновано то превосходство, котороеон себе приписывает, полагая, что вэтом великом мироздании только онодин может воздать хвалу его Творцуи отдавать себе отчет ввозникновении и распорядкеВселенной? ... Пусть он покажет намграмоты, которыми возложены на негоэти сложные и великиеобязанности".

Современный человек беспредельноутверждает свое главенство в мире.Он берется переделывать природу ивмешивается в ее законы - отповоротов рек до изменениягенетической основы видов ирасщепления атома.

В основе современной экологиилежит разделение двух понятий -"человек" и "окружающая егосреда". Тем самым изначальночеловек противопоставлен своейсреде обитания, он привык считатьсебя если и частью природы, то,разумеется, такой, для которойписаны особые законы.

По мнению профессора М. В. Гусева,председательствовавшего наконференции "Биология,гуманитарные науки иобразование", такая точка зренияведет к различным формамдискриминации: если ее исповедуетнация - к нацизму, раса - к расизму.Нацизм и расизм осужденычеловечеством и отвергнуты кактупиковые пути развития, а вотантропоцентризм - признаниечеловеческих интересов превышевсех остальных - продолжаетсуществовать в сознании множествалюдей.

Французский профессор Ф. Ворасчитает, что "экологическийэгоизм" человека был причинойгибели многих древних цивилизаций,но человечество ничему ненаучилось: и сегодня этот жепринцип лежит в основе развитиявсех стран. В самом деле, главнаяцель развития любого государства -непрерывный экономический рост. Всознании человека нашего времениэто стало почти нормой - в"благополучных странах"условия жизни постоянноулучшаются, научно-техническийпрогресс непрерывен и ведет ко всебольшим благам для всех. Давайтеотвлечемся от этой схемы изадумаемся: а возможно ли это?Английский философ Боулдинг ужедал весьма ироничный ответ на этотвопрос: "Тот, кто верит, чтоэкспоненциальный рост можетпродолжаться бесконечно внебесконечном мире, тот либоненормальный, либо экономист".

Итак, неограниченный рост -это противоестественный процесс. Вприроде неограниченный ростприводит к образованию опухолей игибели всего организма. Что-топодобное и происходит сейчас напланете. Ф.Вора считает, чтообщество должно отказаться отстремления ко все увеличивающемусякомфорту - такой путь ведет кнеустойчивому развитию, котороерано или поздно обернется гибельюцивилизации. Чтобы избежать этого,люди должны изменить в первуюочередь свое мировоззрение.

Есть ли права урастений?

Приверженцы биоцентризма мечтаюто том времени, когда будет созданановая юридическая система, вкоторой живые существа различныхуровней организации будут иметьсвои собственные права. Первыеположения новой конституции ужесуществуют. "Каждая форма жизниуникальна и требует защитынезависимо от ее практическойценности" - эти словапозолоченными буквами выбиты напяти языках на стене главногоздания ЮНЕП (Международнаяорганизация по охране окружающейсреды) в Кении, в городе Найроби. Ониявляются составной частьюВсемирной хартии природы, принятойООН в 1982 году.

По мнению профессора М. В. Гусева,должна быть несомненной"презумпция виновности человекаперед всеми остальнымикомпонентами великогоразнообразия, именуемогоприродой".

Положение не покажется намслишком фантастичным, есливспомнить, что существующаясистема юриспруденции имеет цельюразумное ограничение прав каждогочеловека в интересах всех людей, тоесть по структуре своей она неантропоцентрична, а биоцентрична. Ивсе же - юридические права растений,животных и даже микроорганизмов?Согласитесь, понять это трудно. Нотакое предложение не кажетсяабсурдным, если вспомнить омножестве параллелей между жизньючеловека и животных. Животные также, как мы, заботятся друг о друге,страдают от измены, борются залидерство, спасают от гибели своихдетенышей. Профессор П.Келли изВеликобритании в своем докладерассмотрел случай, где интересыученого тесно соприкасаются сэтическими проблемами.

Биологи проводили экспериментыпо изучению эмоций учеловекообразных обезьян. И вдруг уодной из них умер детеныш. Животноепришло в отчаяние и впало всостояние транса. Как должны былипоступить ученые - продолжитьэксперименты, оставить все какесть, убрать детеныша? Все этивопросы уже не из области науки, аиз области этики. Люди, которыеизучают поведение обезьян,постоянно сталкиваются сэтическими проблемами. Многие изних - например, известнаяисследовательница Джейн Вудол -считают, что, как и у человека, уобезьян должно быть право на жизнь,на сохранение индивидуальнойсвободы, на продолжение рода, имдолжна быть обеспечена защита отнасилия и мучений.

Но представление о праваходних лишь человекообразныхобезьян - это тоже своеобразныйантропоцентризм. Почему мы должнывыделять этих животных из общеговеликого разнообразия природы?Только потому, что они чем-то похожина нас? Или в группу животных,имеющих свои права, мы должнывключить еще и тех, которые нампросто полезны, приятны, красивы ...опять-таки с нашей точки зрения? П.Келли провел такой психологическийэксперимент: попросил своихстудентов дать оценку тремизображениям - аллигатора, цапли иобезьяны. Аллигатор у большинствамолодых людей связывался с чем-тоужасным, цаплю воспринимали какмалозаметную часть пейзажа,обезьяна же у всех вызывала толькоположительные эмоции. Аналогичноеподсознательное отношение кразличным типам животныхподтвердили и результатытестирования английскихшкольников. Профессор Келлипредложил своим студентам другоезадание - попробовать представитьсебе жизнь с точки зренияаллигатора или цапли. Оказалось,что мир предстает совсем иным, еслипопытаться хотя бы изредкасмотреть на него глазами разныхвидов живых организмов, а не толькосамовлюбленным и эгоцентричнымвзглядом человека.

Экология -изучение руин храма

Какие же пути предлагают ученыедля реализации новогомировоззрения? Возможно, этовызовет возражения у большинствасторонников научно-техническогопрогресса, но приверженцыбиоцентризма считают: выход один -поставить биологическоеобразование во главу угла приобучении любым специальностям. То,что экологическое образованиенеобходимо всем и каждому, сегодняни у кого не вызывает сомнений. Новедь экология - наука, изучающаяразнообразные связи живыхорганизмов между собой и ихвзаимодействие со средой обитания,- это только одна из частейбиологии. Без глубокого знаниямногих разделов биологическойнауки экологическое образованиеневозможно.

Сегодня под экологическимобразованием понимают совсемдругое - в основном изучениепоследствий хозяйственнойдеятельности человека. По меткомувыражению М. В. Гусева,"экологическое образованиеаналогично той части религиозногообразования, где речь могла бы идтио последствиях атеизма для всейчеловеческой популяции". Инымисловами, это все равно что изучатьисторию религии по руинам храмов.Такой подход явно недостаточен и посути порочен.

Для изучения природы в ее живой исложной организации - неразрушенного, а целостного храма вовсем его великолепии - необходимоименно биологическое образование,знание законов функционированияприродных систем на всех уровнях,от молекулярного до эволюционного.

А что представляет собой сегодняпреподавание биологии в школе? Этодисциплина, которой явнопренебрегают в пользу математики,химии, физики. Считается, что онаинтересна только будущимспециалистам -биологам либочудакам, собирателям бабочек ижуков. Не лучше обстоит дело и ввысших учебных заведениях. Вучебных планах физиков,экономистов, юристов, как правило,биологии вообще нет. Общепринятоемнение: для интеллигентногочеловека необходим некий базовыйуровень знаний математики,экономики, языков, а вот биология вэтот список не входит. Но именно этанаука напрямую связана с тем, с чеммы сталкиваемся в обыденной жизни -с питанием, здоровьем, с миромживотных и растений, с загрязнениемокружающей среды. Последствиябиологической неграмотностиполитиков и экономистов мыпостоянно наблюдаем в связи сухудшением экологическойобстановки на всем земном шаре.

Сторонники концепциибиоцентризма считают, что тольконовая система биологическогообразования спасет человечество отнадвигающейся катастрофы.

Но каким должно быть этоновое биологическое образование? Итолько ли биологическое? М. В. Гусев,например, полагает, чтопреподавание гуманитарныхдисциплин также идет неправильнымпутем - оно антропоцентрично посвоей сути. Почему преподаваниеистории - это изучение военныхдействий и экономических реформ?"Не кажется ли, что все эти войны,обещания политиков и прочее есть нета канва, по которой надорассказывать об историичеловеческого общества? А почему быв качестве главных действующих лицвместо Наполеона, Гитлера и Сталинане называть Пастера и Флеминга?"Ученый убежден, что самое важное вистории - великие открытия,избавившие человечество отболезней, эпидемий, голода. Такаяточка зрения непривычна длябольшинства, но безусловно имеетправо на существование.

Биология длявсех

Но как же все-таки нужнопреподавать биологию, чтобы онастала "наукой для всех"?Сегодня во многих странах ученыеразличных специальностейозабочены этим вопросом и пытаютсявыработать общую стратегию.Сделать это непросто хотя быпотому, что у современной биологиимножество проблем - темпы ееразвития в конце ХХ века слишкомстремительны, половина признанныхконцепций устаревает черездвадцать - тридцать лет. Однакопараллельно с этим постояннорасширяются и возможностипреподавания любого предмета вшколе и институтах - появилисьИнтернет, компьютерные средстваобучения. Профессор А. Джордан изШвейцарии предлагает создаватьспециальные информационные сетидля обмена знаниями междуучащимися и специалистами, чтобыстуденты и школьники моглиполучить ответы даже на те вопросы,которые не входят в учебный курс. Потаким сетям могли бы передаваться,например, карты зимовок птиц, схемыподводных течений, маршрутыживотных во время сезонныхмиграций и многое другое.

Но компьютеры, Интернет иинформационные сети, облегчаяудобство получения и переработкинужных данных, таят в себеопасность иного рода - знаниебиологии у молодого поколенияможет превратиться просто восвоение совокупности схем, теорийи научных фактов, а живое общение сприродой останется в стороне. Аведь именно в процессе такогообщения закладываются основыбережного и трепетного отношенияко всему живому, осознание гармонииокружающего мира и егобеззащитности перед грубымвмешательством человека.

Поэтому многие считают, чтосегодня самое важное - это систематак называемого деятельногобиологического образования. Внашей стране эта традициясуществовала давно: лет двадцать иболее назад почти в каждой школеустраивали приусадебные хозяйстваи живые уголки, в каждом городе -кружки юных натуралистов. Ребятадолжны были не только прочитать вучебнике главу о строениицветковых растений, но и выраститьцветы на школьном огороде,наблюдать за разнообразием ихокрасок, за насекомыми, которые ихопыляют. Энтузиастами этого делабыли замечательныепедагоги-биологи Л.Е.Тихомирова иИ.С. Тихомирова, мать и дочь. Ониработали в детских домах и школах,создали уникальную мини-ферму, гдедети занимались генетикой ивыводили новые породы кроликов.Журнал писал и о маленькомпитомнике для домашних животных,который устроен в Загорскомдетском доме для слепоглухонемых("самый интересный журнал Наука и жизнь " № 3, 1995 г.).

К сожалению, сейчас в нашей странемногие хорошие начинания утеряныили сохранились лишь в отдельныхшколах, детских центрах. Многоепридется начинать заново. Но идеядеятельного биологическогообразования получила развитие зарубежом и теперь возвращается к намв другом обличье. Например, в СШАуже более 30 лет существуетуникальное учебное заведение -Морской институт Харбора, которымруководит школьный учитель ИренХупер. Эта организация проводитпрактику для студентов-биологов ишкольников в лагере на берегу моря.Ребята осваивают искусствообращения с аквалангом, биологиюморя, навыки выживания вэкстремальной ситуации, подводнуюфотографию. Там же они совершаютсвои первые погружения и делаютнебольшие научные исследования.Очень важно то, что во время такихсборов школьники могут общаться состудентами и специалистами побиологии моря, помогать им внаучной работе, устраиватьсовместные дискуссии и семинары.Основной принцип такого подхода кбиологии - все попробовать своимируками, получить собственный опыт.

В Японии ищут другие, не менееплодотворные пути для формированиянового отношения к биологии - нетолько у специалистов, но и уширокой публики. ПрофессорК.Накамура, например, рассматриваетбиологию как часть культурычеловечества. Его системапреподавания включает не толькоусвоение системы знаний,полученных биологией в процессесвоего долгого развития, но и такназываемый Концертный зал науки, вкотором преподаватель должен бытьи певцом, и композитором, исочинителем песен. Задача не излегких и не каждому по плечу, но К.Накамура считает, что главнаязадача - эмоционально-эстетическая:ученый должен поделиться своимвосхищением перед миром живыхсуществ, вовлечь людей, далеких отнауки, в круг своих размышлений,образов, переживаний. Такой урокдолжен включать и живой рассказ, имузыку, и обращение к шедеврамживописи.

Вот два взгляда, два подхода кодной и той же проблеме - одиннаправлен на внешний мир со всемего разнообразием и удивительнымитайнами, другой - внутрь человека,на его восприятие природы. И то идругое вносит свой незаменимыйвклад в будущую стратегиювыживания человечества.

В нашей стране также развиваютсяновые формы обучения биологии,которым, возможно, удастсяобъединить в себе два эти подхода.Это ролевые экологические игры. Набиологическом факультете МГУстуденты под руководством докторабиологических наук Д. Кавтарадзепринимают участие в своеобраз номспектакле, который, однако, имееточень серьезные цели. Каждый изучастников получает описаниеэкологической обстановки внебольшом районе, на территориикоторого находятся, например,завод, детский сад, лесопарк, линияэлектропередач, озеро с уникальнойрастительностью, пустырь, жилыекварталы. Участники распределяютроли - директор завода, лесничий,заведующая детской больницей,начальник санэпиднадзора и другие.Все вместе они пытаются решитьэкологическую проблему, возникшуюв районе: например, выбросдиоксинов трубами завода или ростлегочных заболеваний у детей.Участникам необходимо проследитьвсе причины и следствия такогопроисшествия и найти верноерешение, не забывая, разумеется, обинтересах своего учреждения. Такиеигры не только помогают лучшеусвоить учебный курс экологии, но ивоспитывают заинтересованноеотношение к охране живой природы ипонимание сложности этой задачи всовременном обществе.

Все участники конференции былиединодушны в одном - биологиядолжна стать не просто одним изпредметов школьного илиуниверситетского курса, анеобходимой частью любогообразования. Они надеются, что в ХХIвеке биология будет уже не отрасльюестествознания, а гуманитарнойнаукой, без которой культурныйчеловек просто немыслим. она станетв один ряд с родным языком, историейотечества, этикой и моралью.

О попытках воплотить этот подходв жизнь рассказывает следующаястатья.

Настыке наук

СтроительствоВавилонской башни

Круг интересов современнойбиологии постоянно расширяется, ией приходится взаимодействовать сомножеством наук, с которыми впроцессе своего развития она вошлав тесное соприкосновение. Немецкийученый Г. Шеффер, признанныйавторитет в области биологическогообразования, определил основнуюзадачу биологии именно как"наведение мостиков междунауками".

Например, искусственноеосеменение, использованиедонорских яйцеклеток, а такжепоследние данные о клонированиимлекопитающих вплотную подводятбиологов к необходимости решатьпроблемы, которые входят в кругинтересов новой отраслиестествознания - биоэтики.

Осмысление накопленнойинформации и попытки объяснитьосновные законы жизни привели вобразованию особой науки -биософии. Биософия занимаетсяпроблемами отличия живого отнеживого, особенностями развитияживых организмов и многими другимифилософскими проблемами биологии.

В 70-е годы на Западе в политологиивыделилась отдельная область -биополитика, которая ведет борьбуза сохранение живого разнообразияна нашей планете. Биополитиковинтересуют такие разные вопросы,как влияние природных явлений насоциальные группы людей,разработка экологическойстратегии развития большихгородов, оптимальный облик крупныхархитектурных ансамблей и многоедругое. Не так давнобиополитическая интернациональнаяорганизация предложила устраиватьраз в четыре года Биос-Олимпиады -состязания в различных видахдеятельности, во время которыхбудет заключаться перемирие вовсех горячих точках планеты.

Связь разных областей знаниямежду собою и их взаимодействие скультурой осуществляет новаямеждисципли нарная наука -синергетика. Познание мира спомощью различных отраслей науки икультуры сегодня подобностроительству Вавилонской башни:все строители говорят на разныхязыках. Синергетика должна статьобщим языком для их диалога.

Подробностидля любознательных

Аксиомы,правило четырехугольника и"секрет жизни"

Прежде чем стать "наукой длявсех", современная биологиядолжна определить основныедостижения своего развития в ХХвеке, выработать"квинтэссенцию"биологического знания, на которой ибудет основано преподавание.Первые попытки в этом направлениибыли сделаны более пятнадцати летназад. В 1982 году докторбиологических наук Б. Медников,один из постоянных авторов журнала"самый интересный журнал Наука и жизнь " (см., например,"самый интересный журнал Наука и жизнь " №№ 2-7, 1980 г.),предложил организоватьпреподавание биологии на основечетырех важнейших аксиом:

Все живые организмыпредставляют собой единствофенотипа - совокупности внешнихпризнаков и генотипа -наследственной программы.

В качестве основы для геновбудущего поколения используетсяген предыдущего поколения.

При передаче из поколения впоколение наследственныепрограммы изменяются случайно иненаправленно.

Случайные изменениянаследственных программподвергаются отбору условиямивнешней среды.

Б. М. Медников считает, что этиаксиомы, описывающие биологическиепроцессы на молекулярном уровне,могут дать ключ к пониманию многихявлений живой природы.

Однако аксиомы сами по себедостаточно сложны и не совсемпонятны для неспециалистов.

Профессор Г. Шеффер предлагаетдругую схему для освоения базовыхбиологических знаний. Эта схемаполучила название "концепциичетырехугольника" и околопятнадцати лет применяется приобучении биологии в школах иуниверситетах Германии.

Г. Шеффер считает, что современноебиологическое знание может бытьусвоено при рассмотрении четырехбазовых понятий - жизнь, порядок,энергия, информация. Ученымизвестно, что одним из свойствживого является способностьуменьшать энтропию -неорганизованность неживойматерии. При этом внутренняяэнтропия перемещается во внешнююсреду и происходит перенос энергии.Этот процесс ведет к образованиюпорядка - различного рода живыхструктур. Направление переносаэнергии задается еще однимфактором - информацией. Живыесистемы располагают однимособенным видом информации,который и отличает их от неживойматерии, - генетическойинформацией. С точки зрения наукиэто и есть главный "секретжизни".













Животные так же, как мы,испытывают страх и страдание,заботятся друг о друге, познаютокружающий мир, любят своихдетенышей. Многие ученые думают,что настало время считать ихполноправными участника ми событийна планете, у которых тоже есть своии интересы.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)