[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение:человек использует лишь около одной десятой нейронов своего мозга, а вотесли бы включить все десять десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчаспсихологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением,надо отключить часть своего мозга. Психологам и психиатрам известны так называемые "идиоты-гении" - умственноотсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной,обычно достаточно узкой области (слово "идиот" здесь надо понимать в исходномдревнегре ческом смысле: особый, странный). Открыто это явление в концепрошлого века, и с тех пор в научных трудах описано всего около сотни такихслучаев. Примерно 25 "идиотов-гениев" известны ученым сейчас. Широкая публикапредставляет себе такие феномены по известному фильму "Человек дождя".Все эти люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособныобщаться с согражданами, страдают так называемым аутизмом, то есть болезненнойзамкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике,музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едвавзглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший архитектурныйрисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностьюдо секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размеры сточностью до двух-трех миллиметров. Четвертый говорит на 24 языках, включаяпару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстыйтелефонный справочник большого города и так далее. Некоторые из этих людейдаже неплохо зарабатывают, демонстрируя свои способности с эстрады.Согласно новой гипотезе Аллана Снайдера и Джона Митчелла из Центра изученияразума при Австралийском национальном университете в Канберре, такими способностямиобладает каждый из нас, и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезысчитают, что способности, проявляющиеся у "идиотов-гениев", маскируютсяу обычных людей более высокими формами мышления. Мы автоматически стараемсяосмысливать факты и наблюдения, а "человек дождя" этим не занимается, останавливаясьна голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняетсяу него низшими, более простыми и эволюционно более древними отделами мозга.У обычных людей они тоже действуют, но их "заглушают" более высоко развитыеотделы.Снайдер и Митчелл сформулировали свою гипотезу, основываясь на многочисленныхисследованиях таких феноменальных людей, особенно математически одаренных.Современные установки для позитронной и ядерно-резонансной томографии позволяютвидеть, как работают отделы мозга, как обрабатывается информация от органовчувств, прежде чем человек получает какие-либо впечатления и реагируетна них своими мыслями и концепциями.Например, между тем моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированноехрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходитоколо четверти секунды. За это время разные специализи рованные участкимозга, работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения:цвет, форму, движение, положение и так далее. Эти компоненты затем синтезируютсяв единый комплекс, который передается в высшие отделы мозга, а те осмысливаютувиденное. В норме мы не осознаем этот процесс. И хорошо, иначе наше сознаниезабивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых в отдельностине имеет особого смысла. "У нормального человека, - говорит Снайдер, -мозг воспринимает каждую мельчайшую деталь картины, но обрабатывает всезарегистрированное и вычеркивает большую часть информации, оставляя общеевпечатление от увиденного, общую осознанную концепцию, которая и необходимадля разумного реагирования на поток информации извне". У "гениальных идиотов"такое редактирование не происходит, так что они воспринимают все окружающеес невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.Один из любимых трюков так называемых чудо-счетчиков, которые такжеотносятся к категории феноменаль но одаренных и в то же время ущербныхлюдей, это календарные расчеты. Например, из зала задают вопрос: "Какимднем недели будет первое сентября 2039 года?" И через две-три секунды чудо-счетчикотвечает: "четверг". Как утверждает Снайдер, и вы способны на такие моментальныерасчеты, но ответ остается в подсознании, поскольку высшие отделы мозга,осознавая полную практическую бесполезность расчета, подавляют его результат,не допуская "вывода на монитор".Голландец Вим Клейн (1912 - 1986), чудо-счетчик, моментально производилв уме самые сложные вычисления, а в остальном его интеллект был ниже среднегоуровня. Клейн долгое время работал в ЦЕРНе (Европейская организация ядерныхисследований) живым компьютером, пока персональные компьютеры не сталидоступны каждому сотруднику организации.

Другой пример - способность моментально определять высоту и продолжительностьлюбой ноты в музыке. Австралийские психологи уверены, что это умение свойственнолюбому из нас, просто мозг осознает бесполезность такой информации, и врезультате мы воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность отдельных нот определенной высоты и продолжительности.То же касается и, скажем, способности взглянуть на страницу книги, закрытьглаза и по памяти прочитать ее вслух от начала до конца. Психологи уверены,что сделать это может любой из нас.Но если это так и наш мозг незаметно проделывает все эти трюки, то нельзяли снять цензуру сознания и продемонстрировать себе и миру свои необычайныеспособности? Нильс Бирбаумер из Института нейробиологии поведения при Тюбингенскомуниверситете (Германия), горячий сторонник идей Снайдера и Митчелла, уверен,что можно и что некоторые из нас уже овладели таким умением. Он приводитв качестве примера одного совершенно нормального студента, развившего всебе способность к моментальному счету, не уступающую лучшим чудо-счетчикам.Изучение его электроэнцефалограммы показало, что во время выполнения вуме сложных расчетов его мозг крайне активен, а перед тем, как студентвслух произнесет результат, активность мозга резко падает. У обычных людейво время умственного счета такого спада активности не происходит. Бирбаумерсчитает, что этот студент научился отключать цензуру своего сознания ипотому способен моментально выдать результат "мимо сознания".Возможно, и знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева,строение бензола и другие), также объясняются отключением части мозга вовремя сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемыеварианты гипотез или изобретений.Хорошо известны примеры обучения людей управлять физиологическими процессами,которые мы в норме не осознаем, то есть фактически управлять своим подсознанием.Например, снабдив человека датчиком кровяного давления и посадив его передэкраном компьютера, на который постоянно выводятся измеряемые цифры, можнонаучить его снижать или повышать давление. После такого обучения эта способностьсохраняется и без датчиков и компьютера. В прошлом году тот же Бирбаумер,приклеив на череп парализованного инвалида датчики биотоков мозга, научилего двигать посредством мысли курсор на экране компьютера. Подводя курсорк изображению клавиш с буквами на экране, можно печатать без рук. Возможно,удастся научить человека и временно отключать "мешающий" участок мозга.Не все нейрофизиологи согласны с Митчеллом и Снайдером. Наиболее распространеномнение, что у "гениев-идиотов" односторонне развита какая-то одна способностьмозга за счет остальных, возможно, даже с увеличением той области мозга,которая отвечает за эту способность. У большинства людей такое одностороннееразвитие сдерживается тем, что с раннего детства мозг настраивается наконцептуальное мышление, нацеленное на обобщение и выводы, а не на фиксированиедеталей. Обычный мозг комбинирует разные впечатления, ощущения и мыслии извлекает смысл из общей картины, не концентрируясь на отдельных деталях.Английские ученые Юта Фрис и Франческа Хаппе считают, что мозг "гениальногоидиота" не способен на такое обобщающее мышление, а мозг обычных людейне способен к феноменальному "лоскутному" мышлению. У обычного человека,считают Фрис и Хаппе, порыв к глобальному обобщению и конкретным выводамнастолько силен, что мозг моментально сметает отдельные впечатления и мыслив общую осмысленную картину, делая это быстрее, чем мы успеваем зарегистрироватькаждую деталь. Хаппе объясняет: "Если бы могли заглянуть в мозг "гения-идиота",мы нашли бы, что его необычный талант проистекает из очень четко очерченных,специфичных зон мозга, не имеющих нервной связи с теми зонами, где происходитосмысление воспринятой информации и рождаются концепции. В результате этизоны не испытывают помех со стороны и могут превратиться в строго специализированные,скажем, на математических вычислениях, музыкальных способностях или назрительной памяти и так далее".
В Германии создана система, позволяющая печатать на экране компьютерас помощью мысли.

Недавно это представление было поддержано опубликованными результатамиисследования мозга Эйнштейна. Области мозга, обычно ассоциирующиеся с математическимиспособностями, увеличены и не пересекаются извилиной, как у обычных людей.Извилины мозга часто ограничивают специфические функциональные зоны мозга,поэтому соблазнительно предположить, что "математический модуль" в мозгеЭйнштейна, пользуясь отсутствием границ, оккупировал нейроны из соседнихзон, которые в норме занимались бы чем-то другим.Слабость этой гипотезы в том, что мы изучаем строение мозга феноменальноспособного человека только после его смерти, поэтому не можем с уверенностьюсказать, увеличена ли какая-то зона мозга от рождения или увеличилась отупражнения, в процессе постоянной эксплуатации.Английский психолог Майкл Хоув считает, что способности и "гениев-идиотов",и обычных людей, талантливых в какой-то области, объясняются одинаково- усиленным упражнением. Просто некоторые умственно отсталые люди концентрируютсвои усилия на такой задаче, которая не придет в голову нормальному человеку(скажем, вряд ли кто-то мечтает выучить наизусть телефонный справочник),и упражняются в этой области, пока не достигнут совершенства.Однако имеются факты, противоречащие этой теории. Умственно отсталаядевочка, вошедшая в историю психологии под именем Нади Н., с трехлетнеговозраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах
и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые в обучении рисованиюпроходят определенные стадии, начиная с рисования "бяк-закаляк" и "головастиков"с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с тогосамого момента, как ее пальчики смогли держать карандаш. Не было ни обучения,ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни неделилюбого месяца и года, еще не овладев операцией деления, и научившиеся своейспособности без помощи взрослых.Возможно, в раннем детстве мы все - "гении-идиоты" или вундеркинды.Ведь каждый ребенок осваивает родной язык, хотя его специально этому неучат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняютфантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речикончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребенок просто "знает",где проходят границы между словами в произнесенной фразе, точно так же,как чудо-счетчик "знает", чему равен квадратный корень из шестизначногочисла. Взрослому, напротив, приходится специально учить новый язык. Простожить среди его носителей, как правило, оказывается недостаточно.
Возникшая в начале XIX века "наука" френология утверждала, что каждаячасть мозга имеет свою функцию, а при особом развитии той или иной частимозга лежащая над ней часть черепной крышки "выпячивается" в виде шишки. Поэтому, как считал основатель френологии австрийский врач Ф. Галль,по рельефу черепа можно судить о склонностях и способностях человека. Какпоказало дальнейшее развитие науки о мозге, здравое зерно в этих рассужденияхбыло: разные участки коры головного мозга специализируются на разных функциях.Но шишки на голове не имеют к этому никакого отношения. На снимке - фарфоровыйбюст с расписанными на поверхности черепа шишками разных душевных качеств.Полтора века назад такие учебные пособия по френологии выпускали тысячами.

Точно так же дети гораздо легче взрослых научаются точно определятьвысоту звуков. У них чаще встречается эйдетическая память - абсолютнаязрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное передумственным взором с фотографической точностью.Снайдер и Митчелл предполагают, что у взрослых эти способности теряютсяпо мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации.Исследования на томографах показали, что у новорожден ных детей и младенцевактивны те части мозга, которые "молчат" у взрослых. Эти участки получаютинформацию от органов чувств и реагируют на нее, вырабатывая эмоциональныевсплески и автоматическое поведение. Кора головного мозга, его высший отдел,ассоциирующийся с разумным поведением, вступает в действие только черезнесколько месяцев, и ее роль в дальнейшем растет. Этот рост резко усиливаетсяв возрасте около полутора лет, когда дети начинают пытаться говорить.У детей, страдающих аутизмом, такого переключения на кору не происходитили оно идет слишком медленно. Поэтому они сохраняют удивительные способностимладенческого мозга. Если включение коры все же потом происходит, эти способностимогут быть утрачены. Например, юная художница Надя почти утратила свойталант, когда в возрасте около 12 лет научилась говорить.Американский психиатр Даролд Трефферт считает, что нарушать развитиемозга еще до родов может мужской половой гормон тесто-стерон, тормозящийразвитие левого полушария, где расположен центр речи. Если это так, топонятно, почему среди "идиотов-гениев" и страдающих аутизмом примерно вшесть раз больше мужчин, чем женщин. Гипотезу Трефферта подтверждают некоторыеклинические случаи. Так, обычный девятилетний мальчик стал гениальным механикомпосле того, как часть левого полушария его мозга была повреждена случайнымранением. Недавно опубликованы данные о взрослых людях, приобретших необычайныеспособности к рисованию после того, как часть нейронов коры левого полушариябыла разрушена болезнью. Отмирание нейронов словно сняло тормоза с врожденнойспособности к рисованию, которая была подавлена всю жизнь.Аллан Снайдер считает, что эти теории можно проверить. Он планируетотключить у себя область мозга, вырабатывающую концепции. Сделать это можночерез кости черепа магнитными импульсами, нужно только подобрать местоприложения электромагнитов и силу импульсов. "Если при этом в моем умевозродятся четкие картины далекого детства или я вдруг начну моментальнорассчитывать многозначные простые числа, я пойму, что моя теория верна",- говорит Снайдер. По материалам иностранной печати.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)