[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Во время демонстрации 7ноября 1924 года на Красной площадиМосквы в одной из колонн впервыеехали автомобили. Эти выкрашенные вкрасный цвет грузовики построилина известном столичном автозаводеАМО. Но их история началась вдалекой Италии задолго до этогодня.

В 1912 году наитальянской фирме “Фиат” в Миланеначали выпускать 1,5-тонныегрузовики марки Фиат-15-тер дляэксплуатации в тропическихусловиях Африки. Вскореразразилась Первая мировая война,которая потребовала в русскуюармию не менее 10 тысяч автомобилейежегодно. Правительство приобрелоу союзников более 20 тысяч машинразных марок, в том числе иФиат-15-тер. Одновременно быливыделены средства на строительствошести автозаводов, один из которыхпредполагалось возвести в Москве. В1915 году организовали АкционерноеМосковское Общество (АМО)“Кузнецов, Рябушинские и Ко”,2 августа 1916 года начали строитьавтозавод, а в марте 1917 года еговвели в строй.

Правление завода АМОпредполагало собирать грузовикиФиат-15-тер и купило в Италиикомплекты их деталей. Сборку началилетом 1917 года, закончили весной 1918года, когда итальянские детализакончились.

Последующие пять лет назаводе АМО восстанавливалиизношенные и сваленные в кучу наего территории грузовикиамериканской фирмы “Уайт”.Приобретя опыт, заводские инженерызадумали освоить производствогрузовиков Фиат-15-тер изотечественных материалов. Последоработки техническойдокументации получилсязначительно “порусевший”грузовик. В нем просматривалсявклад конструкторов АМО, и самособой сложилось название АМО-Ф-15, вкотором присутствовали и названиезавода, и марка прототипа.

К началу октября 1924года завод был еще не полностьюукомплектован, но автомобильвсе-таки начали строить. Многиеоперации по ремонтной технологиивыполняли вручную. Например,сначала в стальной плитевысверливали и зубилом вырубалинечто похожее на коленвал, а ужпотом с большими ухищрениямиобтачивали заготовку на токарномстанке, превращая в готовоеизделие.



На снимке: первыйотечественный грузовик АМО-Ф-15.Автомобиль имел следующиетехнические характеристики .
Грузоподъемность — 1500кг. Колесная формула — 4ґ Длина —5050 мм. Ширина — 1710 мм. Высота — 2250мм. База — 3070 мм. Колея — 1400 мм.Дорожный просвет — 245 мм.Снаряженная масса — 1920 кг. Шины —880ґ135 мм. Максимальная скорость — 50км/ч. Двигатель 4-тактный,4-цилиндровый. Диаметр цилиндра — 100мм. Ход поршня — 140 мм. Рабочий объем— 4400 куб. см. Степень сжатия — 4,0.Максимальная мощность — 36 л. с.Частота вращения коленчатого валапри максимальной мощности — 1400об/мин.
 
Сборку первой машинызавершили ночью. Кто-то завелдвигатель, слесарь Н. Г. Ларинуселся за руль, и в предрассветноймгле 1 ноября 1924 года АМО-Ф-15 № 1выехал из цеха. Днем испытательнуюпоездку на новом грузовикесовершил руководитель егоразработки, технический директорзавода Владимир Иванович Ципулин. А6 ноября закончили сборку первойпартии из 10 автомобилей, три изкоторых на следующий деньпроследовали с колоннойдемонстрантов завода АМО поКрасной площади Москвы.

Только что построенныемашины решили испытать в трудныхусловиях автопробега по маршрутуМосква — Ленинград — Смоленск —Москва. В полдень 25 ноября с Краснойплощади столицы стартовали тригрузовика АМО-Ф-15 с заводскиминомерами 1, 8 и 1 Весь маршрут в 2000километров автомобили прошли безполомок за 62 часа 29 минут со среднейскоростью 32 км/ч.

Летом 1925 года состоялсяВсесоюзный автопробег по маршрутуЛенинград — Москва — Тифлис —Москва протяженностью более 4700километров. В нем участвовали 45грузовых и 79 легковых машин, 4автобуса и более 20 мотоциклов,представлявших десятки передовыхзарубежных фирм. Грузовики прошлилишь 1635 километров до Курска иобратно. На трассе АМО-Ф-15 обычновозглавляли колонну грузовиков,шли без поломок, получали малоштрафных очков, демонстрировалисоответствие лучшим зарубежныммоделям своего класса. Об этомпробеге журнал “Мотор” сгордостью писал: “Наш завод АМОвпервые и серьезно конкурировал синостранцами ... АМО ... служатдоказательством прочныхконструкций не только по шоссе, но,как показал опыт, по тяжелымгрунтовым дорогам”.
 

 
 
 
 


Пожарный автомобильна шасси АМО-Ф-15 в Политехническоммузее Москвы.
 
 
 
 
   


24 сентября 1925 года вЦентральном парке культуры иотдыха открылась первая советскаяавтомобильная выставка.Посетителей особенно привлекалигрузовые АМО-Ф-15 и автобус на 14пассажиров, построенный на ихшасси.

Автомобили АМО-Ф-15строили с 1924 по 1931 год.Выпускавшиеся в 1924—1926 годахусловно можно назвать первойсерией, в 1927—1928 — второй, а в 1928—1931— третьей. Машины каждой следующейсерии существенно дорабатывались истановились все болеесовершенными.

Грузовики первой серииимели раму из стального швеллера.Маховик двигателя был несколькоменьшего диаметра, чем вФиате-15-тер, чтобы он не цеплял занеровности дороги. Рульрасположили справа, рычагстояночного тормоза вынесли запределы кабины. Диски колес былисплошными, тормоза — только назадние колеса, сцепление “мокрое”с 41 диском. Бензобак стоял вышекарбюратора, чтобы топливопоступало в него самотеком. Кабинабез боковых стекол и с одной дверьюслева закрывалась снимающимсябрезентовым тентом.

В автомобилях АМО-Ф-15второй серии кабину сделалижесткой, с боковыми стеклами. Рычагстояночного тормоза перенесли вкабину, механизм рулевогоуправления упростили, поставили“сухое” двухдисковое сцепление, абензобак опустили ниже двигателя,применив вакуумный бензонасос.

На грузовикахпоследней серии установилиаккумулятор, электрические фары,стартер и сигнал, вернулись кподаче топлива в карбюраторсамотеком, как в машинах первойсерии. За семь лет было построено 6383автомобиля марки АМО-Ф-15 илипримерно по сериям: 446, 750 и 518

Машины АМО-Ф-15отличались большой прочностью,надежно работали на любых дорогах вразных погодных условиях. Но были уних и недостатки. Кабина наавтомобилях первой серии плохозащищала от непогоды; машину сильнотрясло, особенно при движениипорожняком или с малой нагрузкой. Иесли первый недостаток потомустранили, то от тряскиосвободиться так и не удалось. Всеже “пятнадцатый” выполнил своюзадачу — с его помощью был взятудачный старт автомобилизациистраны.

До наших днейсохранились только два автомобиляАМО-Ф-1 Один из них — на ходу ихранится на ЗИЛе, а другой — в“пожарном” исполнении —демонстрируется в Политехническоммузее.

О. КУРИХИН,заведующий сектором “Памятникинауки и техники”
Политехническогомузея, ведущий научный сотрудник.  
 
 






(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)