[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Таков один изпостулатов современнойэкономической теории. Впрочем, ненадо быть специалистом, чтобыприйти к подобному заключению: опыту нас достаточный. В одночасьевзлетев, цены на товары так и парятна высоте, оставаясь многимнедоступными. Если отечественныецены жестко связаны с курсомнеотечественной валюты, то почемуони растут, опережая этот курс? Астоимость билетов в российскихпоездах? Или молока коров,пасущихся на родных просторах?Наконец, почему западныенаучно-популярные журналы (вусловиях рынка!) печатают на своихобложках постоянную цену, а нашипозволить себе подобного не могут?

На эти идругие вопросы редакции отвечаюткандидаты экономических наук
М. Сафрончук и И. Стрелец.


И. Стрелец . Врусском языке слова "рынок" и"базар" однозначны. Возможно,поэтому в представлении многихлюдей рыночная экономикаассоциируется с базарнойнеразберихой и обманом честныхграждан. На самом же деле в историичеловечества ни одна экономическаямодель не давала такойстабильности, как рыночная. Когда вначале девяностых годов в СШАнаметились некоторый спадпроизводства и увеличениебезработицы, там сразу забилитревогу. Мы бы подобныхнеприятностей просто не заметили,потому что наши собственныегорести намного тяжелее. Тяжелееименно потому, что настоящего рынкау нас нет, как нет и планирования,которое рынок обязательнопредусматривает. Именно благодаряпланированию многие цены на Западелегко прогнозируются (например,плата за обучение в колледжах) либоостаются неизменны ми, как цены нанаучно-популярные издания илиучебники.

М. Сафрончук . Общаяидея образования цены достаточнопроста: издержки (то есть расходы наматериал, зарплату, транспорт,накладные расходы и т. д.) плюсприбыль. Понятно, что если растутиздержки, то и цена поднимается.Резко увеличиваются цены во времяинфляции. Кстати, само это понятие"инфляция" может иметь несколько"обличий": инфляция спроса,инфляция издержек и инфляцияимпортируемая.

Драматичностьнынешнего экономического кризиса вРоссии в том, что все три инфляциивспыхнули одновременно,переплелись и усилили одна другую.Изменение курса доллара близко кинфляции импортируемой, то естьпротекающей в той стране, откуда мыполучаем товары. Россияне не толькопитаются, одеваются в большейстепени за счет импорта, но ииспользуют в производствезарубежные сырье и технологии. Ценына них поднялись - налицо инфляцияиздержек. И, наконец, ажиотажнаяскупка товаров породила инфляциюспроса. Многие экономисты убеждены,что цены не взлетели бы так резко,не случись этого ажиотажа. Но все мыбогаты прежним опытом и стремимсязастраховать свои доходы отобесценивания. Выражаясь научнымязыком, в нашем обществе "великоинфляционное ожидание". То есть,начавшись, процесс развиваетсялавинообразно, в частности, из-запечального опыта населения.

И. Стрелец .Производители отечественнойпродукции тоже не остались встороне - подняли цены на своитовары. Это вызвало многонареканий. Казалось бы, какое делодо доллара российским нефтяникам,лесозаготовителям или энергетикам?Но, во-первых, сработал рыночныймеханизм: резко увеличился спрос -появилась возможность поднятьцены. Во-вторых, отечественныепроизводители ведь и потребителиодновременно; а поскольку в основенашего потребления лежит импорт(подорожавший!), они стремятсясохранить уровень своегоблагосостояния и поднимают цену насобственную продукцию. В-третьих,нельзя сбрасывать со счетовпсихологические мотивы: российскийпроизводитель видит, что растутцены на аналогичные зарубежныетовары, почему же его продукциядолжна дешеветь? Подобная модельповедения не исключительнороссийская - она характерна дляпроизводителей любой страны.

М. Сафрончук .Классическая экономическая теорияутверждает тесную связь междуспросом и предложением.Увеличивается спрос - поднимаетсяцена, спрос падает - ценауменьшается. Жизнь эту логическуюсхему, точнее, вторую ее частьопровергла. Еще в тридцатые годыбыла обоснована закономерностьэкономики неполной занятости(эффект храповика) - "цены не гибкив обратную сторону". Иными словами,однажды поднявшись, цены обратногохода не имеют (или он оченьнезначительный). Если спрос нателевизоры падает, это не значит,что их цена снизится, просто онипропадут с прилавков. Нет спроса -нет предложения. Высокие, вернее,подпрыгнувшие цены делают гражданбеднее: на свою неизменившуюсязарплату они объективно могуткупить меньше товаров и услуг. Ноесть ряд продуктов (продуктовпитания прежде всего), которыебудут покупать по любой цене,отказывая себе в предметахдлительного пользования, вобновлении гардероба и так далее.При резком повышении цен дорогие ивысококачественные продуктыначинают вытесняться болеедешевыми и, следовательно,низкокачественными.

И. Стрелец . Самоевремя сказать о том, чтогосударство должно проводитьполитику, которая предотвращаетэкономические кризисы. А если ужони случаются, то правительствоможет влиять на ценообразование.Например, устанавливать потолок,выше которого цена на определенныетовары подниматься не может, ввестиминимальный процент роста цен и такдалее. Подобные действия,безусловно, защищают население отобеднения, снимают социальнуюнапряженность. Правда, мировой опытговорит, что длительное применениезапретительных мер чревато тем, чтотовар с "директивной" ценойпостепенно вытесняется с рынка. ВПортугалии, например, во времякризиса заморозили арендную платуза квартиры. Через некоторое времявсе приезжающие в Лиссабон сталиотмечать обшарпанные фасады домов:владельцы не были заинтересованы вуходе за своей недвижимостью. Когдацены за аренду отпустили, зданияприобрели "товарный" вид.

М. Сафрончук . Нехотелось бы заканчивать разговорна пессимистической ноте. Поэтомунапомним, что кризисы играют иположительную, "санитарную", роль- очищают экономику отнеэффективного производства,плохой организации ирегулирования.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)