[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Среди многочисленных экспонатов в музеях нередковстречаются такие, историю которых можно воссоздать лишь в общих чертах,по аналогии с другими подобными предметами. Прочитать прошлое — такая удачавыпадает далеко не каждому. Для того чтобы “заговорил” безымянный кубок,шлем или кафтан, требуются кропотливый труд, эрудиция, терпение влюбленныхв свое дело музейщиков.

О. МОЛЧАНОВА (Государственный исторический музей). Медный кубок, историю которого мы решили воскресить,изнутри и снаружи покрыт прекрасного качества синей эмалью, а на туловеего помещено фигурное клеймо белой эмали. На поверхности сосуда размещенынакладки — украшения в виде цветов, веток. Белое клеймо имеет форму геральдическогощита, в котором помещен вензель из переплетенных литер Т и Щ, причем Тповторена дважды. Окружают щит изображения атрибутов власти высшего церковногоиерарха: митра, крест, епископский посох. По сторонам щита двумя неровнымистолбцами расположены буквы ТБПМГМ и ЩМАКИР. Этот шифр скрывает имя и титулвладельца.Воспроизведенная на эмалевом кубке композиция напоминаетаналогичные, помещавшиеся в XVIII веке рядом с изображением знатных и сановныхособ на парадном украинском портрете. Эмальер, которому был заказан этоткубок, в качестве образца мог иметь если не сам портрет, то его гравированнуюкопию. Оставалось лишь скопировать устоявшееся сочетание букв и обычныев геральдике символы сана.Среди иерархов русской православной церкви в XVIIIвеке было много выходцев из Малороссии. И многие из них несли пастырскоеслужение в центральных и северных губерниях. Так, в Московской епархиибыли архиереи Иосиф Волчан-ский, Алатон Малиновский, Тимофей Щербацкий,в Санкт-Петербургской — Никодим Сребницкий, Феодосий Янковский, СильвестрКулябка, Вениамин Григорович и так далее. В середине XVIII века они возглавлялиепархии, сменяя друг друга или с очень небольшими перерывами.Среди иерархов самым вероятным владельцем кубка,по нашему мнению, может быть Тимофей Щербацкий (1698—1767), в миру ТихонИванович Щербак. Сын зажиточного мещанина, он сделал блестящую карьеруи занимал многие высокие церковные должности, вплоть до членства в Священномсиноде. Еще будучи хористом Киево-Печерской лавры, Тихон обратил на себявнимание императора Петра I. В 1737 году он принял монашеский сан и ужечерез два года стал архимандритом. Затем отец Тимофей был настоятелем несколькихмонастырей, в том числе и Киево-Печерской лавры. При поддержке императрицыЕлизаветы в 1747 году прямо из архимандритов он был поставлен на пост Киевскогомитрополита, а позднее и рукоположен в этот сан. С 1757 года Щербацкийтрудился в Москве и именовался митрополитом Киевским, Галицким и МалыеРоссии. В 1764 году он уже носит титул митрополита Московского и Калужского.Занимая высокие посты на Украине, Тимофей Щербацкийбыл удостоен написания портрета, который хранился в Киевской духовной академии.С портрета владыки были награвированы копии. Обычно буквы по сторонам геральдическогощита читаются поочередно: левая — правая первые, левая — правая вторыеи т. д. Зачин зашифрованного титулования обычно начинается с имени персонажа,вторая строка заключает по традиции обычную схему построения фразы. Предлагаемтакое прочтение букв ТБПМГМ и ЩМАКИР на кубке: “Тимофей Щербацкий, Божиеймилостию Печерский архимандрит, митрополит Киевский, Галицкий и Малые России”.Таким образом, определяется и более точная временнаяграница создания кубка: 1757—1764 годы.Выполнен сосуд профессионально, опытным мастером.Набор накладок на нем, кроме геральдического комплекса, обычный для изделиймастеров из Великого Устюга.В XVIII веке парадный кубок мог быть подарком илидаже наградой, служившей владельцу вещественным напоминанием о важном событии.Такой заказ в Москве в конце 50-х — начале 60-х годов XVIII века могливыполнить великоустюжские мастера Никита Буравный, Семен Гущин или ПетрАндреев.Сомнительно предположить, чтобы сам владыка пожелалукрасить свой быт столь парадной вещью (пользоваться таким кубком как посудойдля питья не очень удобно, да им, похоже, и не пользовались в таком качестве).Митрополит мог получить кубок в дар от почитателей или же от самих мастеров,стремившихся заручиться поддержкой влиятельного лица в налаживании новогодля Москвы производства.В истории художественной эмали XVIII век — периоднаибольшего разнообразия в использовании приемов и материалов эмалированияи соответственно расцвета многих местных школ. В это столетие происходитстановление академической петербургской школы (в Академии художеств в 1781году открывается специальный класс живописи по финифти), продолжают работатьмастера в традиционных провинциальных центрах — Киеве, Великом Устюге,Сольвычегодске. Возникает ставший в последующие два века ведущим в Россиикрупный центр эмальерного искусства в Ростове Ярославском.Великий Устюг был к тому времени признанным на всюРоссию центром художественного ремесла. Особенно славились его кузнецы,серебряники, эмальеры.А знамениты были эмальеры из Великого Устюга особымприемом художественного эмалирования, который и название в истории искусстваполучил по имени славного города. Ни с чем не спутаешь устюжскую эмаль!Это прекрасные по форме предметы парадной посуды и некоторые элементы убранствахрамов, выполненные из красной меди, которая с обеих сторон покрыта непрозрачнойэмалью: белой или синей, голубой, зеленой, светло-фиолетовой, желтой. Аповерхность этих эмалированных предметов украшена неподражаемым орнаментомиз ажурных, слегка выпуклых накладок, образующих прихотливый узор. Более600 элементов использовали мастера устюжской эмали для своих произведений.Образцы черпали они из гравюр и книг того времени. Иногда это были всеголишь цветок или ветка, а иногда целая многофигурная сценка, например, царьДавид под деревом в окружении птиц и зверей.Нередко для отдельного сервиза или заказанной в подароквещи мастера создавали особые матрицы, с помощью которых затем выбивалисьиз тонкой серебряной фольги эти ажурные миниатюры. Устюжская эмаль — этополивная эмаль на меди с металлическими накладками. Накладки располагалисьна необожженной еще эмали, и в процессе обжига изделия вплавлялись в ееповерхность. Иногда все изделие целиком покрывалось слоем бесцветной прозрачнойэмали — фондоном, а на серебро помещалась капелька пигмента, желтого, зеленого,реже — синего. Самым знаменитым производством эмалей в этой технике былавеликоустюжская фабрика братьев Афанасия и Степана Поповых. Продукция фабрикибратьев Поповых, а также еще нескольких мастерских помечалась особыми клеймами-накладками.Большинство же произведений устюжской эмали, как и любого другого художественногоремесла России XVIII века, анонимно.

В Государственном историческом музее собрано околотрехсот изделий эмальеров из Великого Устюга. Это лишь небольшая частьколлекции.


















Этот нарядный, украшенный эмалью медный кубокхранится в Государственном историческом музее. Большинство подобных изделийбезымянны — до нас не дошли имена мастеров, мы ничего не знаем о прежнихвладельцах этих реликвий. Кубку повезло больше других: удалось расшифроватьбуквы, скрывающие имя и титул владельца, — “Тимофей Щербацкий, Божией милостиюПечерский архимандрит, митрополит Киевский, Галицкий и Малые России”.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)