[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Почти черезстолетие после смерти Жюля Верна -основоположника жанра научнойфантастики - его внук нашел взапертом сейфе неопубликованныйдоселе один из первых романовзамечательного писателя - "Париж вХХ веке".

Артур ЭВАНС и РонМИЛЛЕР.

"Париж в ХХвеке" - это трагедия,роман-антиутопия, в котором описанажизнь молодого идеалиста,пытающегося найти свое счастье внасквозь материалистичном Париже1960 года. Роман Верна сходен с книгойДжорджа Оруэлла "1984": это столь жемрачное и тревожное предупреждениео том, во что может обойтисьчеловечеству прогресс техники.

Находка сама посебе могла стать сенсацией,захватить воображение читателей вовсем мире. Но помимо этого романпротиворечит устоявшемуся образуВерна как апостола научногопрогресса.

На самом делеВерн не был ни ученым, ни инженером.Он был просто писателем, создавшимболее 60 романов. Его произведениянасыщены старательно собраннымифактами. На этих книгах вырослимногие ведущие ученые, инженеры,изобретатели и исследователи,например, Уильям Биб (создатель и"капитан" первой батисферы),адмирал Берд (исследовательАнтарктиды), Юрий Гагарин и НейлАрмстронг. В этом своем глубокомвлиянии на читателей романы ЖюляВерна, пожалуй, уникальны.

То, что такоепредупреждение исходит именно отЖюля Верна, оказалось для многихнеожиданным. Большинство читателейполагают, что Верн много писал очудесах техники потому, что сам былученым-оптимистом. Это предвзятоемнение полностью заслонилореальные события его жизни итворчества.

Толькопостоянное давление со стороны егоиздателя Пьера-Жюля Этцеля привелоВерна к тому творческому рецепту,который сделал его знаменитым:динамичный рассказ о приключениях,круто приправленный научнымисведениями и идеологией оптимизма.И, хотя его собственное мнение несовпадало с мнением издателя, Вернпочти не сопротивлялся Этцелю.После того, как в 1863 году вышлапервая его книга из серии романовпод общим названием"Необыкновенные путешествия", Вернсообщил своим друзьям по Парижскойфондовой бирже (где он подрабатывалс целью как-то свести концы сконцами) об этом успехе: "Друзья,прощаюсь с вами... Я только чтонаписал роман в новом стиле... Еслион принесет успех, это будетнастоящая золотая жила". Оноказался прав.

Хотя романы с"научной подоплекой" писались и донего, Верн поднял технику этогожанра, основанную на скрупулезноточных научных и техническихописаниях, до настоящего искусства.Но приверженность к техническимподробностям не означает, что Вернбеззаветно верил в науку. Напротив,его самые ранние произведения -пьесы, эссе, рассказы - наполненыоткрытой критикой в адрес науки итехники.

Литературныеамбиции Жюль-ГабриельВерн родился 8 февраля 1828 года вбогатом портовом городе Нанте.Когда ему исполнилось 20 лет,родители послали его в парижскийколледж в надежде, что он пойдет постопам отца и станет юристом.Однако молодой Жюль лелеял другиепланы. Хотя он должным образомзавершил свое юридическоеобразование, Верн с головойокунулся в литературный мир Парижа.Ободряемый своим другом и менторомАлександром Дюма-отцом, Верн мечталкогда-нибудь тоже стать известнымписателем. Наконец он решилокончательно забыть о карьереадвоката и начал писать стихи ипьесы.

Под постояннымруководством Этцеля писательвыпускал один роман за другим, всепостроенные примерно по одномуплану и успешно продававшиеся. Нобольшинство его произведений,созданных после 1886 года, когдаЭтцель умер, показывают, что Вернснова обратился к своим любимымтемам. Он пропагандировал охрануприроды, социальнуюответственность, осуждалкапитализм, высказывал сомнения втом, что наука и техника могутпринести благодеяния нашемунесовершенному миру. Чтобы понять,почему позднее творчество Вернатак резко расходится сраспространенным представлением онем, как беззаветном пропагандистенауки, надо ближе познакомиться сего личностью и его эпохой.

Благодаря этомужанру, как он считал, можно было быиспользовать беспрецедентныйинтерес широкой публики к науке,технике и исследованиям Земли,который охватил тогда французов. Вэтот период быстройиндустриализации и техническогопрогресса ученые и инженерыстановились народными героями. Этатенденция вкупе с давней традициейотсутствия преподавания точных иестественных наук во французскойсредней школе (дело в том, что школанаходилась под контролемримско-католической церкви)создала огромный спрос наобразовательные романы.

Работая секретарем в"Театр Лирик", молодой драматургподрабатывал краткими заметками наисторические и научные темы дляодного популярного журнала. Фактыдля этих заметок он собирал вбиблиотеке, долгими часамипросиживая над справочниками,научными журналами и газетами.Вскоре он пришел к мысли включитьтакие факты в "научный роман", какон назвал жанр, в котором вымыселсмешивался бы с фактами, априключения - с изложениемпринципов науки. Верн представлялсебе эту новаторскую литературнуюформу как смесь беллетристическогоповествования в духе ФенимораКупера, Вальтера Скотта и Эдгара Пос описанием новейших открытий,исследований и экспериментовсовременной ему науки.



История первойкниги Жюля Верна "Пять недель навоздушном шаре" весьмапоказательна. Хотя Верниспользовал обширный фактическийматериал, разысканный им самим, онобсуждал свои творческие планы сдрузьями и родственниками.Особенно полезными оказалиськонсультации его двоюродного братаАнри Гарсе (математик), Жака Араго(путешественник, братавторитетного физика и астрономаФрансуа Араго) и Феликса Турнашона,известного большинству парижан подпсевдонимом Надар.

Надар,знаменитый пионер фотографии,отчаянно смелый воздухоплаватель иорганизатор "Общества поощренияполетов на аппаратах тяжелеевоздуха", привлек внимание Верна каэронавтике. Надар ввел молодогописателя в круг своих друзей, средикоторых были такие известныеинженеры и ученые, как Жак Бабине -изобретатель гигрометра и ГабриельЛаландель, разработавший модельвертолета, которая позже сталапрообразом для одной изфантастических машин Жюля Верна.Беседы с Надаром и его друзьямипомогли Верну набраться знаний,необходимых для написания егопервого романа.

Жюль Верн (1828-1905) в порунаписания романа "Париж в XX веке" -в 1860 году.

Вскоре послетого, как в 1862 году Верн закончилэту рукопись, он случайнопознакомился с известным парижскимиздателем Пьером-Жюлем Этцелем ипрямо спросил его, не согласится литот прочитать рукопись романа"Воздушное путешествие" (надосказать, что ранее другой издательотклонил роман, и расстроенныйавтор чуть не уничтожил свойманускрипт). Этцель согласился, ичерез несколько недель началосьвесьма плодотворноесотрудничество, продолжавшеесячетверть века.

Другимисточником вдохновения сталитекущие события того времени. Вконце 50-х - начале 60-х годовпрошлого века во Франции были оченьпопулярны рассказы, правдивые ивымышленные, о путешествиях навоздушном шаре. Читателейзахватывали и сообщения вежедневных газетах о странных иэкзотических открытиях в Африке.Французы внимательно следили заприключениями бесстрашныхисследователей, пробиравшихсязвериными тропами через этотогромный, неисследованный тогдаконтинент. В этих популярныхпутевых заметках Верн увиделготовый сценарий для своего"романа научных приключений".

В 1864 году, черездва года после знакомства сЭтцелем, Верн создал роман"Путешествие к центру Земли",который принес успех писателю.Источником вдохновения для авторастал, несомненно, растущий интересширокой публики к геологии,палеонтологии и теории эволюции.

Известныйписатель

В следующем году онпубликует роман "С Земли на Луну".Предсказания, сделанные в книге, немогут не поражать. Так, местомстарта автор выбрал Флориду иразместил свой "космодром"недалеко от мыса Канаверал; онправильно указал начальнуюскорость, необходимую для отрыва отземной гравитации. В следующемтоме, названном "Вокруг Луны", Вернописывает эффект невесомости идаже изображает спуск охваченногопламенем космического корабля ватмосфере Земли и его приводнение вТихом океане, что поразительно -всего в трех милях от того места,где приводнился в 1969 году"Аполлон-11", вернувшийся с Луны.

Автору удалосьсохранить равновесие междуподробными научными описаниями,которые ведутся от лица профессораЛиденброка, и поэтическимивпечатлениями, которыми делитсяего племянник Аксель. Герои романаспускаются под землю и открываюттам доисторический мир. Такоепереплетение фактов с фантазиейстановится основой стратегии Вернакак рассказчика.

Но впроизведениях Верна имеются инаучные ошибки. В романе "С Земли наЛуну" самой крупной из них былзапуск космического корабля спомощью гигантской пушки вместоракеты. Но не исключено, что авторсознавал этот просчет. Недаромперсонажи книги задают многоскептических вопросов на эту тему.Но, учитывая примитивное состояниеракетной техники в то время,писатель пришел к выводу, чточитателям легче согласиться именнос таким способом запуска. Затокосмический корабль Вернаиспользовал ракетные двигатели дляманевров в космосе. И, вероятно,автор не мог удержаться отискушения высмеять оструюконкуренцию между разнымипроизводителями пушек в Америкепосле Гражданской войны. Этаюмористическая нить проходит черезоба "лунных" романа. ФантастикаВерна всегда была тесно связана ссобытиями в реальном мире.

Как это,вероятно, часто бывает, некоторыеиз предсказаний, сделанных в этихдвух книгах, сами обеспечили своевыполнение, так как очень многиепионеры космонавтики (например,Герман Оберт и КонстантинЦиолковский) увлекались трудамиВерна. Возможно, современнаякосмонавтика много бы потеряла,если бы Верн не затронул эту тему.Всегда обращая серьезное вниманиена научные принципы своего сюжета,Верн встретился с теми жепроблемами, с которыми инженерыстолкнулись на практике лишь вследующем веке. И совершенно неудивительно, что его тщательноразработанные ответы на этипроблемы во многом совпали ссовременными.

Доменик Франсуа Араго (1786-1853) -французский физик-астроном, один изтех специалистов, чьи работыслужили основой творческойфантазии Ж. Верна. Д. Араго былавтором многих научно-популяр ныхработ. По его указаниям физикиэкспериментально измерилискорость света, а астроном У.Леверье открыл планету Нептун.



Любопытно, чтороман возникал в атмосфере споров.Верн и Этцель значительнорасходились во мнении о судьбеповелителя "Наутилуса" - капитанаНемо. Этцель хотел сделать Немозаклятым врагом работорговли, давтем самым четкое идеологическоеобоснование его безжалостнымнападениям на некоторые морскиесуда. Но Верн хотел, чтобы Немо былполяком и испытывал непримиримуюненависть к русскому царю (за пятьлет до этого русские утопили вкрови польское восстание). ОднакоЭтцеля весьма беспокоили возможныедипломатические осложнения ивероятность, что тогда книгузапретят в России - а ему нехотелось терять богатый рынок.

Свой первыйморской роман он начал писать вуютной каюте яхты, купленной в 1868году, чтобы плавать по реке Сомме ивдоль французского побережья.Через год Верн уже накладывалзавершающие мазки на первый в мирероман об океанографии - "Двадцатьтысяч лье под водой". Богатаяфантазия автора сделала этопроизведение одним из самыхпопулярных и самым любимым романомЖюля Верна. Находящаяся в центреповествования подводная лодка"Наутилус" названа так в честьодноименной подводной лодки,построенной в Париже в 1800 годуРобертом Фултоном.

В конце концовавтор и издатель пришли ккомпромиссу. Они решили, что мотивыдеятельности Немо должныоставаться для читателяинтригующей загадкой. Немо долженбыть просто "защитником свободы имстителем за всех угнетенных".

(Заметим, что ипозже, в 1875 году, Этцель проявилпредусмотрительность и далпрочитать рукопись верновскогоромана "Царский курьер", действиекоторого происходит в России,сначала Тургеневу, а затем русскомупослу во Франции. Оба не нашли вромане ничего предосудительного,хотя посол посоветовал поменятьназвание. Оно было изменено на"Михаил Строгов". Тем не менеерусская цензура разрешила издатьперевод книги только в 1900 году.)

В "Вокруг светав 80 дней" Верн описываетневозмутимого англичанина и егорасторопного слугу, которые на спорспешат как можно скорее обогнутьземной шар, испытывая массуприключений. Роман впервыепечатался с продолжениями в однойпарижской газете. Тираж ее почтиутроился. Через несколько недельроман вышел отдельным изданием ивскоре поставил новые рекордытиража во Франции и за границей.

Наибольшийфинансовый успех выпал на долюромана "Вокруг света в 80 дней". Вотличие от многих другихвымышленных путешествий в книгахВерна, совершавшихся нафантастических, еще неизобретенных средствах транспорта,здесь герои использовали ужесуществовавшие средства. Идеи дляновой книги Верн собрал из многихисточников. Тут были и путевыезаписки француза, впервыепрошедшего недавно открывшимсяСуэцким каналом, и рекламнаяброшюра агентства путешествийТомаса Кука, и рассказ Эдгара По"Три воскресенья на одной неделе"(интрига рассказа в том, чточеловек, совершающий кругосветноепутешествие с запада на восток,приобретет лишний день, пересекаямеждународную линию смены дат).

Напоминая намнемецкого диктатора, появившегосятолько в будущем веке, Шульцефанатично пропагандируетницшеанство, посвящает себяуничтожению "слабых элементовчеловеческой расы" и возводит напрестол новый правящий класс -технократического сверхчеловека. Вэтом произведении Верн впервыеподчеркивает, что силатехнического прогресса можетпорождать зло и что научное знаниев руках аморальных людей тожестановится злом.

Следующие восемьпроизведений написаны в обычномключе, уже принесшем так многоуспехов. В 1879 году Верн публикуетнеобычный роман "Пятьсот миллионовбегумы", напоминающий ранние егопроизведения и как быпредсказывающий более открытуюкритику научно-техническогопрогресса, которая появится вкнигах Верна через несколько лет,после смерти Этцеля. В центреповествования - два героя, француздоктор Сарразен и немец геррШульце, которым выпало огромноенаследство с наказом построить наэти деньги идеальный город насеверо-западе Америки. Сарразенстроит мирный поселок сутопическими порядками, а Шульцевозводит огромный, похожий накрепость завод для производствапушек и других высокотехнологичныхвидов оружия. Герр Шульце - первыйв произведениях Жюля Вернапо-настоящему отрицательный образученого, он отражает отношениефранцузов к Германии послефранко-прусской войны.

А. Дюма-отец (1802-1870) - друг инаставник Жюля Верна.

Реакцияфранцузского читателя на этотроман оказалась неожиданнопрохладной. Большинствопроизведений Верна сразу жераспродавались во Франции вколичестве от 35 до 50 тысячэкземпляров ("Вокруг света в 80дней" - даже 108 тысяч), а "Пятьсотмиллионов бегумы" не достигли иполовины обычного тиража. Видимо,традиционному верновскомучитателю не понравилось такоепессимистичное отношение к науке.

Верн пытаетсятакже писать о современных емупреступлениях против экологии исоциальных бедствиях. Например, вромане "Плавучий остров" онописывает уничтожениеполитиканами и миссионерамитуземных культур на островахПолинезии. В романе "Ледянойсфинкс" он предупреждает онеминуемом уничтожении китов. В"Завещании чудака" Верн привлеквнимание читателей к загрязнениюокружающей среды, вызываемомудобычей нефти, а в романе 1901 года"Деревня в воздухе" он осудилжестокое истребление слонов радислоновой кости.

Несмотряна явный коммерческий риск,дальнейшие произведения Верначасто также пронизаны этойнеобычной для его более раннихроманов идеологией. На первый планвыходят проблемы человеческойморали и социальнойответственности, а многиедействующие лица не имеют никакогоотношения к науке. Немногиеоставшиеся в романах ученые всечаще изображаются как злобныеманьяки.



Возможно,наиболее ярко эта литературнаяметаморфоза Верна проявляется внаписанных им продолжениях кроманам, опубликованным многораньше. Например, в романе "Вверхдном", заключительном тометрилогии, начатой "С Земли на Луну",герои уже не ограничиваютсязапуском космических кораблей. Онипытаются изменить наклон земнойоси выстрелом из гигантской пушки.Совершенно не обращая внимания наэкологические катастрофы ибедствия для человечества, которыепринесет такой проект, они хотятрастопить полярную ледяную шапку внадежде найти под ней огромныезапасы полезных ископаемых.Действующие лица этого романа теже, что и в первых двух частях,становятся карикатурами на самихсебя. Верн разоблачает ихбезответственность и гордыню.

Несмотря наслучайные семейные раздоры,ухудшающееся здоровье и смертьлюбимого брата, Верн до конца жизнипродолжал трудолюбиво выпускать подва-три романа каждый год. Нопоздние его произведенияпродавались неважно. Например,"Плавучий остров" и "Ледянойсфинкс" не достигли тиража и в 10тысяч. Первые издания некоторыхроманов, например, "ВеликолепноеОриноко", "Братья Кип","Путешествие стипендиатов" и"Вторжение моря", напечатанныетиражом всего по 4-5 тысячэкземпляров, не были полностьюраспроданы.

Отчеловека к мифу

Реферат статьиподготовлен
Ю. ФРОЛОВЫМ.


Через нескольконедель после своего 78-го днярождения Верн серьезно заболел.Ящики его стола ломились от почтизаконченных рукописей. Он сохранялсознание до самого конца. Попросивжену собрать вокруг него всесемейство, Жюль Верн тихо скончался24 марта 1905 года. Он был похороненблиз своего дома в Амьене, а черездва года на могиле поставилипамятник. Он изображает Верна,восстающего из праха, с рукой,протянутой к звездам.





ПАРИЖ В ХХ ВЕКЕ

Публикуетсявпервые



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)