[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

В нынешнем годуправославные христиане будут отмечать Пасху 11апреля. К этому празднику в московском Музеенародного искусства (Леонтьевский пер., д. 7)обычно открывается весенняя экспозиция"Пасхальные яйца". Несколько экспонатовэтой выставки представлены на четвертойстранице обложки журнала. А.СНЕГОВСКАЯ, старший научный сотрудник Музеянародного искусства.

У многих христианскихпраздников есть свой символ: у Рождества - елка, уТроицы - березка, у Преображения - яблоко... Упраздника праздников - Святой Пасхи - красноеяйцо. Очевидно, что этот символ, как и многиедругие, перешел в христианство из языческихкультов. Еще до крещения Руси красное яйцоучаствовало в разных земледельческих обрядах: впервом весеннем выгоне скота на пастбище, впрокладке первой борозды, в выходе сеятеля в полеи др. Красный цвет наши далекие предки почиталикак цвет животворящего божества Солнца, а яйцо -как символ начала жизни, плодородия, весеннеговозрождения. Появление красного яйца уже вхристианском обряде связано с преданием: МарияМагдалина, исцеленная Господом от злых духов,первая увидела воскресшего Спасителя. Этурадостную весть и учение Господа она пошла нестипо миру. Однажды пришла она в Рим во дворец кимператору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должныбыли принести какой-нибудь подарок. Богатыеприносили дорогие дары, а бедные - что могли. УМарии Магдалины, когда-то богатой и знатной,теперь ничего не было, и она принесла во дворецодно яичко, протянув его Тиберию со словами:"Христос воскрес". Не поверил император этойвести и сказал: "Как может кто-нибудьвоскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить,как и в то, что это белое яйцо может статькрасным". И пока он говорил, цвет яйца в рукахМарии постепенно стал меняться, и, наконец, онооказалось ярко-красным. С тех пор, говоритлегенда, у христиан появился обычай дарить другдругу на Светлой Неделе крашеные яйца срадостным возгласом "Христос воскрес!" итроекратным целованием.

В допетровской Руси на Пасху вовсех городах и деревнях, на всех больших и малыхулицах ставились бочки и котлы с тысячамисваренных вкрутую и окрашенных яиц. Каждыйпрохожий мог купить их для дарения в любомколичестве. Христосовались при встрече на улицевсе, независимо от сословия, достатка, пола ивозраста. Иные раздаривали до 200 яиц в день.

При царе Алексее Михайловичекрасили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные,куриные, голубиные и даже яйца малиновки - околополутора сантиметров в диаметре. Сам же царьодаривал приближенных не только натуральными, нои деревянными точеными яйцами. Их покрывалипозолотой, а потом расписывали яркими красками,орнаментальными и растительными узорами. Можетбыть, появление ненатуральных рукотворныхпасхальных яиц с узорами подсказала одна излегенд, согласно которой капли крови распятогоХриста, упав на землю, приняли вид куриных яиц исделались твердыми как камень. Горячие слезырыдающей Богоматери упали на эти кроваво-красныеяйца и оставили на них следы в виде прекрасныхузоров.

Желание сохранить надолгопамять о светлом празднике подвигало человека насоздание пасхальных яиц из различных материалов.Их точили из дерева, вырезали из камня и кости,выдували из стекла. В XVIII веке появляются яйцафарфоровые, хрустальные, металлические с эмалью;в начале XIX века - матерчатые, с шитьем накартонной основе, а также плетенные из бисера.Размеры рукотворных повторяли все разнообразиеразмеров натуральных яиц. Крупные яйца делалиподвесными на ленте с пышным бантом дляукрашения домашних киотов. Миниатюры в размеряйца малиновки создавали ювелиры из драгоценныхметаллов и камней как дамские украшения.

Ненатуральные яйца-сувенирыбытовали в основном в городах, так как стоилинедешево. Крестьянство, как всегда, оставалосьверным обычаям и традициям. Поэтому в российскихдеревнях по-прежнему бытовали куриные"крашенки", а в южных и западных губерниях -"писанки", удивительно тонко и искусноорнаментированные сложным способом - сприменением воска во время крашения (см. "Наукаи жизнь" № 3, 1992 г.).

Обряду дарения праздничных яицуделяли большое внимание в царской семье.Императорский фарфоровый завод вСанкт-Петербурге начиная с 1750 года постоянновыполнял монаршие заказы к Пасхе. А при цареАлександре III существовал даже "регламентпредставления пасхальных фарфоровых яиц" кцарскому двору. По нему императорской чете кпразднику должно было быть представлено 1000-1500яиц разных категорий; великому князю - 3художественных и 100 обыкновенных; великойкнягине - 2 художественных и 100 обыкновенных."Художественные" - это яйца с изображениямисвятых или двунадесятых праздников,"обыкновенные" - с цветочной и разнообразнойорнаментальной росписью. Дело это поручалосьнаиболее искусным художникам-фарфористам.Эскизы утверждал лично государь. Заказанныемонаршей семьей яйца предназначались длядарения придворным и офицерам дворцовой охраны.Яйца-подарки для особо важных сановников и длячленов царской семьи исполняли на фирмепридворного ювелира Карла Фаберже. В 1884 годуАлександр III заказал ему для своей жены Мариипасхальное яйцо. Всемирно известный мастер, нафирме которого к тому времени трудились 500ювелиров, златокузнецов и подмастерьев, самлично выбрал материал и создал композицию.Отныне подобные заказы становятся ежегоднойтрадицией, которую после смерти отца продолжилНиколай II. Он к каждому празднику Пасхи заказывалФаберже по два яйца - для матери и для жены. Всегодля царской семьи к 1917 году Фаберже создал 56таких ювелирных шедевров. Каждое из яицпредставляло собой драгоценный футляр, внутрикоторого помещался сюрприз.

Роскошные создания Фабержесегодня широко известны благодаря выставкам ипубликациям. Но в российских музейных и частныхколлекциях сохранилось еще много хотя и болеескромных, но порой не менее прекрасныхпасхальных яиц того времени, созданныхбезвестными мастерами и художниками.

В последние годы нам возвращенавозможность праздновать Пасху открыто, по обычаюпредков. Московский Музей народного искусствапочти сразу откликнулся на это весеннейвыставкой пасхальных яиц, которая вызвалабольшой интерес у посетителей. Теперь такиевесенние экспозиции стали почти традицией. Напервой выставке были представлены экспонатытолько из коллекции музея: пасхальныерукотворные яйца из фарфора Императорскогофарфорового завода и частных фарфоровых истекольных заводов России, яйца из камня,металла, кости, папье-маше и дерева. Средидеревянных, украшенных резьбой и росписью,многие были сделаны в начале века в мастерскихКустарного музея (прежнее название Музеянародного искусства). На последующих выставкахкаждая экспозиция пополнялась. Посетителипрошлогодней выставки смогли полюбоватьсягуцульскими писанками 1930-х годов, а такжеизделиями из самых разных материаловсовременных мастеров-художников. На основеэкспозиции одной из выставок был изданпрекрасный альбом "Пасхальные яйца",подготовленный заместителем директора НИИхудожественной промышленности Л. Н. Соловьевой.

Сегодня многие художники имастера увлечены созданием пасхальных яиц - этимкамерным видом прикладного искусства. И какзнать, может быть, в пробуждении такоготворческого интереса есть хотя бы малая заслугаМузея народного искусства.






Деревянные точеныеяйца с росписью. Мастерские Сергиева Посада,Московского губернского земства и Кустарногомузея. Начало ХХ века.



Деревянные яйца срезьбой и раскраской. Художественно-промышленные мастерские селаТалашкино Смоленской губернии. 1903 год.



Пасхальные яйца Императорскогофарфорового завода. Конец XVIII - вторая половина XIXвека.









Деревянные (сувенирные) точеные яйцас росписью. Россия. Начало XX века.





Гуцульские писанки. Западная Украина.1930-е годы.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)