[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Москва - родина А. С. Пушкина. И пока пушкинисты-москвоведыспорят о том, в каком же из московских особняков родился великий поэт,москвичи приходят на Пречистенку, 12 - в Государственный музей А. С. Пушкина. Теперь уже трудно поверить в то, что в Москведолго не было музея, посвященного тому, кто давно стал гордостью России.Решение о создании Музея А. С. Пушкина в Москве было принято лишь в 1957году. Был выделен особняк, назначен директор - А. З. Крейн, а в фондах- ни одного экспоната. Но "мир не без добрых людей". И люди бескорыстнодарили реликвии, передававшиеся в семьях из поколения в поколение. В 1961году пушкинский дом в Москве принял первых посетителей. О становлении этогонового музея было подробно рассказано в статье Ираклия Андроникова "Музей,созданный народом" ("самый интересный журнал Наука и жизнь " № 10, 1963 г.). Сегодня Государственный музей А. С. Пушкинав Москве переживает как бы второе рождение: в отреставрированном особнякев 1997 году - в год 850-летия Москвы - была открыта новая экспозиция. Мыпопросили академика РАО Наталью Ивановну Михайлову, заместителя директорапо научной работе, провести нас по залам музея.

Академик РАО Н. МИХАЙЛОВА.



Пушкин и его эпохаНаплощадке парадной лестницы нас встречает античная скульптура - муза лирическойпоэзии Эвтерпа. "В младенчестве моем она меня любила", - писал Пушкин омузе в начале своего пути в поэзию. "Веленью Божию, о муза, будь послушна",- этими словами он завершил свой путь. О музе, о поэзии, о высоком предназначениипоэта Пушкин размышлял всю жизнь.Первый зал музея посвящен XVIII веку, вконце которого родился Пушкин, тем историческим истокам, которые питалиего творческий гений. Это история России и род Пушкиных в этой истории.Во втором зале начинается путешествие впушкинское время. Здесь пушкинская эпоха представлена в историческом иобыденном: батальные сцены и модные картинки, правительственные манифестыи письма частных лиц, свод законов Российской империи и книги для детей.Портреты русских царей, великих полководцев, церковных проповедников, известныхписателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными.По лестнице поднимаемся в маленькие комнатына антресолях. Интерьеры этих комнат создают образы кабинета, детской игостиной в московском, не сохранившемся до наших дней доме Пушкиных. Этобыл гостеприимный литературный дом, куда приходили Н. Карамзин, В. Жуковский,К. Батюшков, И. Дмитриев. Сегодня они смотрят на нас с портретов, как когда-тов гостиной Пушкиных смотрели на маленького Александра.Здесь можно увидеть первый портрет Пушкина-ребенка- миниатюра работы неизвестного художника (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 3, 1966г.). Возможно, автором этой миниатюры был Ксавье де Местр. Есть в музееи другие ценные портреты А. С. Пушкина, созданные при его жизни. Они представленыв каждом зале.В детской комнате - книги и прописи, разрезныеазбуки, которым почти два века, они позволяют заглянуть в мир пушкинскогодетства. На стенах - виды Москвы начала прошлого столетия. Такой узналМоскву маленький Пушкин, узнал и на всю жизнь полюбил.Как часто в горестной разлуке,В моей блуждающей судьбе,Москва, я думал о тебе!Москва... как много в этом звукеДля сердца русского слилось!Как много в нем отозвалось!Возвращаемся на первый этаж. После маленькихуютных комнат танцевальный зал кажется особенно просторным и светлым. Сияютлюстры, свечи жирандолей дробятся в зеркалах. Перед зеркалами - манекеныв бальных нарядах пушкинской поры.Люблю я бешеную младость,И тесноту, и блеск, и радость,И дам обдуманный наряд...Балы устраивались в Лицее, бальный вихрькружил Пушкина в Петербурге и Кишиневе, об одесских балах поэт вспоминалв Михайловском. Бал - романтический праздник жизни.Но для Пушкина праздник - и в общении сдрузьями, в радости любви, в чтении, в размышлении, в творчестве. О егодружеских встречах рассказывают портреты, напоминают книги, альбомы. Творческаялаборатория Пушкина - листы, исписанные его летящим почерком, сохранившиеего рисунки. Рукописи поэта, представленные в экспозиции, воспроизведенына бумаге пушкинского времени. Большой интерес вызывают первые изданияпушкинских произведений - журналы, альманахи, изящные книжечки в бумажныхиздательских обложках и кожаных владельческих переплетах.Перешагнув порог большой гостиной, мы оказываемсяв мире романа "Евгений Онегин", главного и любимого произведения Пушкина.Как бы путешествуя по его главам, мы попадаем в Летний сад и Петербургскийтеатр, в гостиную усадебного дома. Портреты неизвестных молодых людей ибарышень помогают вообразить героев Пушкина - разочарованного Онегина,мечтательного Ленского, "милый идеал" автора - Татьяну.Различные предметы, давно ушедшие из нашегобыта, заставляют вспомнить строки "Евгения Онегина", где упомянут и лорнет,и печатка, которой запечатывали письма, и "янтарь на трубках Цареграда",и "уездной барышни альбом".Можно подойти к туалетному столику щеголя,где "фарфор и бронза". На камине - книги, которые читал Онегин, здесь же- "и лорда Байрона портрет", "и столбик с куклою чугунной" - маленькоескульптурное изображение Наполеона. Им, как и Байроном, был увлечен пушкинскийгерой. На бюро Ленского лежат книги Шиллера и Гете, "поэтическим огнем"которых воспламенялась его душа. Миниатюрный портрет барышни с розой вволосах напоминает Ольгу.В угловой гостиной - материалы, рассказывающиео возвращении Пушкина в Москву из ссылки, о годах его странствий по России,о знаменитой болдинской осени.В парадной спальне по-своему передан фантастическийколорит петербургской повести Пушкина "Пиковая дама". Свет выхватываетиз темноты портреты неизвестной молодой красавицы и старой княгини Голицыной,которую современники считали прототипом старой графини. На стенах - видыПарижа XVIII века и Петербурга XIX столетия. На ломберном столе - карты,мелки в бисерных чехольчиках.Отдельные залы посвящены поэме Пушкина"Медный всадник" и путешествию по пугачевским местам. А потом - "Капитанскаядочка" - небольшой зал со своим экспозиционным решением: два враждующихлагеря - Пугачев и Екатерина II, между ними - Мироновы и Гриневы с их "простымвеличием простых людей", добротой иблагородством. По мысли Пушкина, именно доброта и благородство могут спастиРоссию от братоубийственной гражданской войны.Парадная анфилада завершается торжественнымзалом, посвященным последним годам жизни поэта. Портреты, рукописи, документырассказывают о противостоянии Пушкина обстоятельствам, о торжестве егомогучего духа, о вечности созданного им искусства. И хотя скорбная фигураантичной статуи Ниобеи создает настроение печали, маленькое гусиное пероПушкина на столе напоминает о магии пушкинского слова, о волшебстве егонеумирающей поэзии.Коллекции Московского
музея А. С. ПушкинаПройдя по залам музея, мы увидели далеко невсе сокровища, которыми располагает московский дом А. С. Пушкина, - в фондахмузея собрано около двухсот тысяч экспонатов. Для того же, чтобы вещи "заговорили",нужна кропотливая, вдумчивая работа по их поиску, реставрации, изучению.Сначала о поиске. Конечно, его ведут преждевсего сотрудники музея. Они общаются с художника ми, скульпторами, владельцамикартин, книг, рукописей, встречаются с коллекционерами, посещают антикварныеи букинистические магазины, бывают на аукционах. Они работают в фондахдругих музеев. Но вряд ли музей А. С. Пушкина в Москве мог бы так гордитьсясегодня своим собранием, если бы не бескорыстная помощь многих людей, еслибы не дары, переданные в наши фонды. Конечно, в статье невозможно назватьимена всех тех, кто помогал и помогает собирать коллекции, кого мы благодарилии всегда будем благодарить за врученные на вечное хранение сокровища.Вспомним лишь некоторых из дарителей.Первым экспонатом музея стала "Историяпугачевского бунта", изданная при жизни Пушкина. Книгу подарила семья москвичейМогилевских.Всеволод Семенович Якут, народный артист,исполнявший роль Пушкина на сцене Московского театра им. Ермоловой, подарилмузею портрет Пушкина-ребенка, первое известное изображение поэта.Вдова профессора Московского университетаИвана Никаноровича Розанова Ксения Александровна Марцишевская передаласобранную ее мужем уникальную библиотеку русской поэзии - около десятитысяч книг XVIII-XX веков.Потомок княгини З. А. Волконской ВладимирНиколаевич Звегинцов прислал из Парижа с другом музея Ильей СамойловичемЗильберштейном, крупнейшим ученым-собирателем, акварель работы П. Ф. Соколова- портрет М. Н. Волконской с сыном Николенькой.Украшение музейного собрания - коллекцияПавла Викентьевича Губара и Анастасии Григорьевны Ливер - редчайшие видыПетербурга пушкинского и допушкинского времени, книги, альманахи, журналыXVIII и XIX столетий.Дар Изольда Аркадьевича Полонского - акварели,миниатюры, книги...Прекрасная книжная коллекция Василия Николаевичаи Алексея Васильевича Терновских.Дар вдовы известного пушкиниста ВиктораВладимировича Виноградова Надежды Матвеевны Малышевой - фарфор и стекло...Среди дарителей - писатель Ираклий ЛуарсабовичАндроников, коллекционер Яков Григорьевич Зак, балерина Ольга ВасильевнаЛепешинская...Многие предметы, попадающие в музей, требуютреставрации. Добрые и умные руки реставраторов возвращают их к жизни. Ивновь сверкает потускневшая бронза, светится старое стекло, мебель карельскойберезы и красного дерева обретает светлый золотистый цвет и цвет темногопламени, живописные полотна снова привлекают глаз яркостью красок, акварели- прозрачностью и переливами оттенков. И в этом заслуга музейных реставраторов- А. А. Граниной, О. П. Постернак, Е. Ю. Ивановой, В. А. Расстригина, Н.В. Фролова.Теперь об изучении музейных коллекций.Сегодня одним из наиболее перспективных направлений пушкиноведения являетсяосмысление жизни и творчества А. С. Пушкина в широком контексте истории,литературы и быта его времени. Думается, что именно музейное собрание предоставляетбогатейшие, разнообразные материалы для такого изучения. В конечном счетеисследования музейных предметов, в которых принимают участие специалистыразного профиля - историки, литературоведы, искусствоведы, архивисты, такили иначе дополняют и углубляют наши представления о мире Пушкина, приближаютнас к постижению многозначного смысла пушкинского слова, выявляют тот егосмысл, который был понятен современникам Пушкина, но утрачен к настоящемувремени. Позволю себе привести лишь один из возможных примеров."...никогда Европа не осмелится уже боротьсяс народом, который рубит сам себе руки и жжет свою столицу". Для того чтобысегодня понять это высказывание пушкинской героини в повести "Рославлев",нужно знать о том, что в 1812 году в журнале "Сын Отечества" была напечатаназаметка о русском Сцеволе - крестьянине, который отрубил себе руку в знакпрезрения к захватчику Наполеону. Этот сюжет был популярен в графике 1812-1814годов. Впервые он нашел воплощение в раскрашенной гравюре И. Теребенева.Гравюра получила широкую известность в России и была скопирована в Германии.Сюжет "русского Сцеволы" разрабатывался и другими граверами: И. Ивановым,И. Тупылевым - в России, Кларком и Дюбургом по рисунку И. Аткинсона - вАнглии. И журнал "Сын Отечества", и гравюры с сюжетом "русского Сцеволы"хранятся в музее. Музейные материалы становятся своеобразным комментариемк пушкинскому тексту, помогают современному читателю понять его смысл.В музее мы иногда шутя говорим о том, чтолучшие открытия мы делаем в своих фондах. И это действительно так. Сенсационноеоткрытие автографа Пушкина принадлежит А. И. Фрумкиной. О том, что в реестрекниг, взятых Пушкиным из Полотняного завода, несколько строк начертаныего рукой, никто не знал, пока этот реестр, хранящийся в рукописном кабинетемузея, не был изучен.Музей обогатился книгой из библиотеки поэта- "Балладами" В. Жуковского с дарственной надписью автора Пушкину. Книгабыла изучена С. Т. Тихомировой.Прижизненные портреты Пушкина были атрибутированыН. В. Баранской и Е. В. Павловой. Благодаря исследованиям многих сотрудниковмузея портреты неизвестных лиц оказались изображениями современников Пушкина,а работы неизвестных художников стали творениями известных русских и европейскихмастеров.Собрание Московского музея А. С. Пушкинапостоянно пополняется. Изучение музейного собрания, которое велось и ведетсяего сотрудниками, будет продолжено в XXI веке. Новый век унаследует "сокровищародного слова", завещанные нам А. С. Пушкиным, а с ними (в это хочетсяверить) - потребность разгадывать великую пушкинскую тайну. Постижениеже этой тайны невозможно без собранных музеем коллекций, без картин, книг,рукописей, документов, которые еще о многом могут нам рассказать.






Экскурсия в бальном зале.
Крытый двор - один из новых залов музея.
Камин и бюро Ленского в большой гостиной.
Ж.-Б. Дамон-Орталани. Портрет Н. М.Карамзина. 1805 год.
Парадная спальня - зал "Пиковой дамы".
Танцевальный зал. Видна скульптура,изображающая музу танца Терпсихору. На манекенах костюмы, выполненные по"модным картинкам" из журналов пушкинской поры. Слева - экспозиция, посвященнаяпетербургской жизни поэта и его ссылкам - южной и михайловской.
Пушкин - ребенок. 1802 г. ХудожникКсавье де Местр (?)
Бюро Ленского в большой гостиной.
Экспозиция угловой гостиной особнякапосвящена возвращению Пушкина в Москву после ссылки в 1826 году, его странствиямпо России.
Центральный зал (большая гостиная)посвящен роману "Евгений Онегин". Среди экспонатов этого зала - портретынеизвестных лиц пушкинской поры и кушетка, стоявшая раньше в доме Соболевскогона Собачьей площадке, где подолгу гостил поэт.
Столик Онегина.
Зал, посвященный "Пиковой даме",так называемая парадная спальня..
Ломберный стол и портрет НатальиПетровны Голицыной, которую считают прототипом пушкинской "пиковой дамы".
Здесь все готово для чаепития: фарфоровыечашки, самовар из которого Пушкин пил чай в гостях у Олениных





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)