[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Напомним, что так называемые семь чудес света уже в древности изумляли людей. Слава о них обошла все тогдашние страны, а название — “семь чудес света” — появилось в эллинской литературе, видимо, в III веке до н. э. Однако есть основание полагать, что мир мог бы получить еще и восьмое чудо — храм Аполлона близ Милета, если бы он был достроен. Любопытно, но замысел грандиозной стройки созрел не в греческой метрополии, где культура веками оттачивала свое удивительное понимание гармонии и красоты в искусстве, а на заморских территориях Греции, в малоазиатских ее колониях. Но прежде чем рассказать о строительстве храма Аполлона, сделаем небольшой экскурс в еще более далекую историю, чтобы напомнить, как возникали греческие территории в Малой Азии. В поисках новых земельВ начале второго тысячелетия до нашей эры греческие племена, известные в истории как ахейцы, двинулись с севера на юг Балканского полуострова и заселили полуостров Пелопонес и некоторые острова Эгейского моря. За ними на юг, как морские волны, следовали на протяжении веков другие племена.

Одними из последних в южную Грецию пришли в XII веке до н. э. племена дорийцев. Перенаселение делало жизнь греков и без того все труднее, но приход этих воинствен ных племен, захвативших власть и навязавших свои порядки, отвечавшие отношениям родового строя, уже отмершего в ахейском обществе, стал почти катастрофой. Возвращение к условиям прошлой жизни для многих означало ущемление их в правах свободного гражданина, а подчас и простое закабаление. Все это родило тягу к поиску новых земель.

Греки — опытные мореходы — стали селиться на западном побережье Малой Азии. Началось переселение издавна — после распада хеттского царства и падения Трои эти земли никто не защищал. Эгейское море, отделявшее их от Греции, не было препятстви ем даже для легких судов. К XII веку до н. э. на Малоазиатском берегу уже стоял греческий город-государство Милет — центр провинции Ионии, крупный по тем временам порт и производитель ремесленных изделий. Город был основным торговым партнером Греции, через него она обменивалась товарами и с остальными землями Малой Азии.

В VII и VI веках до н. э. Милет в своем экономическом развитии стоял впереди городов самой Греции. В историю он вошел как крупный культурный центр Древнего мира. Здесь зародилась так называемая милетская школа натур-философии, трудились Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Отцом исторической науки называют Геродота, жившего в Ионии, прославлен в веках Пифагор, родившийся в этой провинции.

В Милете, видимо, были условия для того, чтобы человеческий ум не бился в тупике повседневных забот о выживании, а мог широко смотреть вперед. Там родились первые гипотезы, относящиеся к астрономии, математике, физике, биологии. Там были созданы первые научные приборы: солнечные часы, модель небесной сферы, гномон — устройство для определения географической широты места. И циркуль был изобретен там.

По своей планировке Милет стал первым в истории человечества городом, в котором осуществилась идея рационального размещения частей города по их назначению и с учетом удобства горожан. В этом проявились демократические основы жизни полиса. Прямоуголь ная сеть улиц, жилые кварталы, застраиваемые равновеликими домами, а вне жилой части располагались торговые площади, святилища и храмы. Архитектура эллинистических полисов наряду с сооружением храмов включала и такие необходимые обществу постройки, как театры, гимнасии (так назывались школы физического развития, а потом и места, где собирались философы и ученые), булевтерии (общественно-административные здания), дворцы.

Мысль упорядочить таким образом жизнь города принадлежала Гипподаму милетскому. По примеру Милета еще в древности стали строить города с регулярной планировкой в Малой Азии и на Ближнем Востоке. И сегодня в городах, построенных после феодализма, преобладает прямоугольная схема.

У Милета есть еще одна заслуга: его мореходы были единственными среди греков, кто постоянно водил суда с людьми, искавшими новое место для поселения. Жители материковой и островной Греции, если они решились покинуть родину, собирались вначале в Милете, оттуда отплывали корабли с переселенцами. Греческие колонии во множестве основывались на берегах Средиземного и Черного морей — всего их было более 8

Храм для оракулаВозросшая роль Милета и всей Ионии в жизни греческого народа натолкнула отцов города на мысль: не нуждаются ли земли на берегах Малой Азии в своем оракуле, и тогда ее жители при решении важных дел не будут каждый раз добираться до материка, где в Дельфах при храме Аполлона находилась прорицательница, пифия, вещавшая волю бога. Эта мысль подкреплялась и мифом, говорящим, что Аполлон родился в Ионии. Милетяне отправились в Дельфы и получили от пифии своего рода благословение, облеченное в слова: “Вам нужен свой оракул”.

Строительство храма Аполлона, где должен обитать оракул, взял на себя город Милет — его граждане испытывали гордость, чувствуя себя победителями в соперничестве с прародиной, с материковой Грецией. Правда, это было время, когда держава Александра Македонского уже распалась, однако греческое влияние в восточных государствах — наследниках империи оставалось еще сильным, что дало основание назвать этот период развития культуры эллинизмом. Со своей стороны, Греция тоже восприняла идущие с Востока идеи и черты своеобразной культуры. Может быть, больше всего они коснулись искусства и зодчества.

Эллинисская архитектура отличается стремлением к освоению огромных открытых пространств (так работали и зодчие Востока, строившие на равнинах), достигая тем эффекта грандиозности, впечатляя человека величием и смелостью замысла. Из семи чудес света четыре созданы греками.

Храм Аполлона должен был стоять в местечке Дидиме и мыслился как нечто грандиозное , во много раз превосход ящее величественный храм Зевса в Олимпии. По длине святилище Аполлона достигало 108 метров, а по ширине — 50, в то время как главный храм Греции, храм Зевса, имел в длину лишь 64 метра. У храма Зевса было только 34 колонны, а у храма в Дидиме — 120, причем диаметр их составлял 2,3 метра, а высота равнялась 20 метрам. По расчетам нынешних археологов, одну такую колонну тогдашние строители могли сделать лишь за год.

С начала строительства (в 300 году до н. э.) прошло два века, а храм не был готов и наполовину. Как говорят записи тех времен, Аполлон, кому посвящался храм, “высказал ” через дельфийскую пифию свое неодобрение медленным ходом работ. Но Милет теперь переживал кризис и уже не был так богат, как прежде. Надо полагать, власти Милета образовали комиссию (как часто делают и в наши дни), которой надлежало ознакомиться с положением дел на стройке. На эту мысль наводит странный факт: все готовые колонны были выставлены по фасаду так, что создавалось впечатление о скором завершении дел.

Древнегреческий географ Страбон писал о задержке строительства и объяснил ее тем, что не хватало материала для крыши, да и тогдашние инженеры не знали, как перекрыть столь огромный храм. Строительство окончательно прекратилось в I веке н. э., когда христианство изгнало с этих земель олимпийских богов. Спустя еще два века полчища готов вторглись в Малую Азию, и мрамор храма сгодился местному населению для оборонительных сооружений. Другим разрушителем стройки в Дидиме стало землетрясение 1446 года.

Теперь туристы любуются циклопическими развалинами, дающими представление о том, как величественно могло выглядеть восьмое чудо света, если бы оно было завершено. Есть и практическая польза от того, что нам досталось незавершенное здание. На мраморных стенах, еще не получивших окончательную шлифовку, тогдашние архитекторы и механики начертили различные узлы здания. Нигде, кажется, историки не могут столь детально, как здесь, узнать о технологии строительного дела в те давние времена.

Г. НИКОЛАЕВ.
Использованы иллюстрации из журнала “Bild der Wissenschaft”.
Руины храма Аполлона в Дидиме, близ Милета (Малая Азия), который мог бы стать восьмым чудом света, будь он в свое время достроен.



Милет — крупнейший город-государство застраивался, как показали раскопки, строго по плану. На рисунке — центральная часть города и окружающие ее жилые кварталы.



Пример технологии древнегреческих строителей. Каннелюры (желобки) на теле колонны делались после того, как мраморные блоки-барабаны ставили один на другой и получали гладкую колонну. Лишь потом по отвесу прочерчивали риски, размечавшие желобки.



Таким способом рабы спускали мраморные блоки с горы, где находилась каменоломня.



Так выглядит в наши дни дорога, по которой из каменоломен спускали мраморные блоки.




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)