[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Среди множества существующихв мире музеев есть такие, о которых известнотолько специалистам. Как, например, Музейхудожественных тканей при Московскойтекстильной академии. Более двадцати пяти тысячуникальных и разнообразных произведенийтекстильного искусства и ремесел собрано в этоммузее. Создан он для студентов. Искусствоведы ихудожники приезжают сюда со всего света. Однакобольшое неудобство заключается в том, чтонаходится музей в учебном корпусе и потомунедоступен для посетителей. Остается лишьнадеяться, что когда-нибудь это интереснейшеесобрание получит отдельное помещение и сможетпринимать всех желающих.

Т. ИГНАТЬЕВА, директор Музеяхудожественных тканей.

Сто лет назад, в мае 1899 года, российскийимператор Николай II утвердил решениеГосударственного совета об учреждении в Москвепрядильно-ткацкого училища. Идея создания такогоучилища возникла в департаменте торговли приминистерстве финансов. Училище должно былосодействовать развитию мануфактурнойпромышленности в России. Промышленностьнуждалась в квалифицированных кадрах, поэтомуизвестные владельцы текстильных мануфактур -Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Демидовы,Гюбнеры и многие другие их собратья выделили длябудущего училища 128 тысяч рублей. Текстильныетоварищества и мануфактуры предоставили такжелучшие образцы своих тканей, которые студентыиспользовали как методический и учебныйматериал. Сейчас эти свидетельства былогопреуспевания отечественных текстильщиковхранятся в музее.

В 1918 году прядильно-ткацкое училище объединилис ремесленным училищем, созданным в свое времякупцами Солдатенковыми, и назвали новое учебноезаведение техникумом. В следующем году техникумбыл переименован в Московский практическийтекстильный институт, который со временемназвали академией. В 1930 году был открыт факультетхудожественного оформления тканей, при которомрешено было создать методический фонд тканей ипредметов искусства. Ядром этого фонда и основойбудущего музея стала коллекция текстильныхизделий, переданная из музея Строгановскогоучилища.

Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882),известный как меценат, коллекционер и археолог, в1825 году создал Училище технического рисования.Основной заботой графа при создании училища было"...доставление ремесленным и торговым людямвозможности улучшить свои изделия присодействии науки и искусства". Музей приСтрогановском училище располагал уникальнымитекстильными изделиями, которые поступали вРоссию со всего света. А секрет в том, что опополнении этого музейного собрания заботиласьдинастия Романовых - училище было императорским.

В 1934 году музейный фонд при Текстильноминституте пополнился коллекцией тканейСтрогановского училища. Коллекция нового музеяпостоянно увеличивалась благодаря научнымэкспедициям, подаркам, обменам,благотворительным вкладам. Постояннодействующая экспозиция выстроена по разделам,посвященным русскому текстилю, художественномуи промышленному, западноевропейскомуи восточному искусству.

Сарафаны и паневы

Результатом многочисленных научныхэкспедиций, проводимых музеем с 1934 года, сталоинтересное собрание произведений народногоискусства, образцов одежды. На севере Россииженщины носили сарафаны, парчовые и шерстяные попраздникам, а льняные, с кубовой набойкой - накаждый день. Под сарафаном - льняная рубаха.Поверх костюма - шитая золотом бархатнаядушегрея. Завершает наряд головной убор, гдезолотное шитье сочетается с перламутром,бисерной обнизью и речным жемчугом.

Жемчуг с древних времен в большом количествевылавливали в озере Ильмень и в других чистыхводоемах. Ловцы жемчуга ловко выбирали его израковин и закладывали за щеку. А на берегу ихждали жены и сестры с острыми иголками, которымибыстро прокалывали дырочку - пока жемчуг незатвердел. Крупные жемчужины отправляли вцарскую казну, а мелкие нашивали на свадебные ипраздничные головные уборы и одежду.

Женский образ южнорусских губерний возрождаютшерстяные паневы из Тульской, Орловской,Пензенской, Курской, Белгородской и Воронежскойобластей. Приковывает взор неповторимая чернаяграфика вышивки на белых льняных рукавах. Вкаждой области вышивали на свой манер: калужане -с цветной перевитью, вологжане - с коклюшечнымручным кружевом. Вышивкой в музее украшеныподзоры, фартуки, скатерти-столовухи, налавники,салфетки.

Ситцы

На смену кустарному ткачеству во второйполовине XIX века приходят крупные текстильныезаведения. Текстильные мануфактуры работали воВладимирской, Московской, Петербургской и многихдругих губерниях. Первые механизированные станыпоявились в 1847 году на фабрике Посылиных в Шуе.Представленные в музее платки от Посылиных украшенысвоеобразным орнаментом - так называемымитурецкими огурцами. На тканях мануфактурыАльберта Гюбнера в свободной манере изображеныразличные сценки - бытовые и из светской жизни. Ав неподъемных альбомах с образцами тканеймануфактуры Э. Цинделя рисунки столь изящны, чтокажется, будто художник выполнил их тонким перомили акварельными красками. Не стареют и нетускнеют знаменитые карабановские ситцы,которым уже более 150 лет. Не случайно в XIX веке ониполучали одну медаль за другой в Англии, вГолландии, во Франции.

В очень острой конкуренции существовалитекстильные предприятия в России конца прошлоговека. Чтобы избежать подделки, на каждом кускеткани, на каждом ситцевом платке мануфактурыобычно ставили свое клеймо.

Большим тиражом выпускали платки"крестьянские" с самой разнообразнойрасцветкой. Для молодых дам шали и платкивыпускались более светлых, ярких цветов. Дляпожилых - более темные и с мелкомасштабнымрисунком коврового типа или с турецким огурцом.

Парчовые ткани

Еще при Екатерине II небольшие предприятия,выпускающие золотые и серебряные нити,объединяются в крупные фабрики. Наибольшуюизвестность приобрела фирма "ВладимирАлексеев", образовавшаяся в 1785 году. НаЛондонской ярмарке в середине прошлого века былоособо отмечено превосходное качество золотой исеребряной пряжи русского производства. Средифабрик, производящих парчовые ткани, славиласьфирма Сапожниковых "Мишура", основанная в 1837году. Продукция этой фирмы участвовала воВсероссийских промышленных выставках, а также врусских экспозициях во многих столицах мира. В1851-1862 годах изделия фабрики получили в Лондонезолотые медали. А в ответ - особая милость состороны императорского правительства:фабрикантам дано право использовать на своихизделиях Государственный российский герб. Икаждый образец парчи, шелка или глазета сталиотмечать таким тканым клеймом.

На фабриках Сапожниковых не былоиностранных мастеров, но особое императорскоепокровительство давало возможность обучатьспециалистов в странах Западной Европы. Там жеприобретали и самое лучшее текстильноеоборудование. В музее представлена богатейшаяколлекция образцов парчовых и шелковых тканей,выработанных на фабриках Сапожниковых. Ткализдесь парчу на китайский, французский иитальянский манер. Заказчиками были царскийдвор, церковь и частные лица.

Золотное шитье

Экспозицию русского зала продолжает раздел,посвященный 1000-летию крещения Руси. Средицерковных экспонатов, представленных здесь,можно увидеть такие раритеты, как российскийгерб времен Петра Великого, выполненный втехнике рытого бархата. Отдельные экспонатынапоминают о 300-летнем юбилее Дома Романовых.Среди них: фрагмент фелони с царской коронойаксамитного шитья на золотом парчовом фоне;саккосы, стихари из парчовых, бархатных ишелковых тканей, украшенные золотным шитьем,жемчугом и перламутром, блестками и позументом, атакже кружевом из металлических нитей.

Золотное искусство получило широкоераспространение на Руси со времен принятияхристианства и развивалось на протяжениистолетий, обогащая нашу культуру неповторимымитворениями.

В Древней Руси в боярских теремах и царскихпалатах были "светлицы-мастерские", гдеработали золотошвеи. Золотошвейным деломзанимались и в монастырях. Вышивальная работабыла очень сложной по комплексу операций иприемов. В арсенале средств мастерицы-золотошвеиприсутствовали клей и воск, картон и фольга, шилои ножницы, а также крючки, иглы и различныеприспособления для текстурирования золотных исеребряных нитей.

Западноевропейское искусство

Рассматривая коллекцию западноевропейскихтканей, обращаешь внимание на тонкость иизящество французского шелка. Он стал особенномоден в России в начале XVIII века, как результатреформ Петра I. Французские шелковые ткани,представленные в экспозиции музея, выполнены встиле барокко. Это крупнораппортные ткани с букетами пышных садовыхцветов, перевитых лентами и кружевом. Объемно вэтих тканях решены архитектурные элементы,вазоны, раковины.

Известный мастер и виртуоз в шелковой техникеткачества Филипп де Лассаль представляетшелковую ткань с любимыми куропатками игирляндами цветов.

Среди французских гобеленов XVII-XIX вековвыделяется серия "Музы". Выполненные втрадициях классицизма XIX века, гобелены былисозданы в провинции Обюссон в мастерскойизвестного французского деятеля ВиннокуШоккеля, автора эссе об "Истории и современномсостоянии производства ковров и ковровыхизделий" (Париж, 1863 год).

Полная серия гобеленов "Музы" состояла из14 шпалер и принадлежала Дому Романовых. Семь изних были подарены музею Строгановского училища.

Жаккардовое ткачество

С изобретением в 1808 году нового ткацкого станкалионским ткачом Жозефом Мари Жаккаром (1752-1834)совершился переворот в текстильном деле.Перфорированные картоны соединялись в единуюцепь и позволяли управлять каждой нитью илигруппой нитей основы, исключая ручную переборкудля протягивания утка. Жаккардовым ткачестомвыполнена текстильная картина из фонда музея, накоторой достоверно точно изображены Жозеф МариЖаккар рядом с ткацким станком и принимающиеработу заказчики.

Представленные в экспозиции музея тканыепортреты, пейзажи, гобелены демонстрируютширокие возможности этого необыкновенногоизобретения. Машинным ткачествомвоспроизводились сложные цветочные узоры,текстильные фактуры, живописные цветовыеэффекты, композиции любой сложности и масштаба.

Особого внимания заслуживает шелковый образецписьма-завещания королевы Франции МарииАнтуанетты. Каждая буква, слово и значок сотканыиз тонких шелковых нитей на жаккардовом станке.Красивый и строгий орнамент, включающий портретАнтуанетты, замыкает квадратной рамой полеписьма, представляющего подлинное произведениеискусства.

Тканые портреты русских купцовКондрашовых (отца и сына) рассказывают овнедрении жаккардового ткачества в России.

Средняя Азия

В наши дни научные студенческие экспедициифакультета прикладного искусства академии вразные годы побывали в Узбекистане, Туркмении,Таджикистане и пополнили коллекцию музеянациональными костюмами и предметами быта. Срединих особое место занимают женские серебряныеукрашения, которые женщины-мусульманки носили вбольшом количестве на себе.

Архаичный туникообразный костюм представлен вэкспозиции музея во всем многообразии, со всемихарактерными элементами. Изделия из керамики,кожи, кости удивляют тщательностьюхудожественной обработки. Интерьер этогораздела музея с элементами восточнойархитектуры на мгновение уносит вас в древниеXV-XVI века.

Чарующий Восток

Интерес к искусству Китая и Японии возникает вXVIII веке, когда Европа стала вести активнуюторговлю. Китайский фарфор, шелк, изделия из лакаудивляли своей необычностью, многоцветностью.Они вызывали восхищение и стремление кподражанию. Ручная кропотливая работа китайскихи японских мастеров представлена фарфоровойпосудой, коробочками для хранения чая с объемнойсюжетной аппликацией, кошельками, плетенымиизделиями из рисовой соломки, перламутровойраковиной с гравировкой.

Особого внимания заслуживают туфелькикитайской императрицы. С XVIII века поутвержденному обычаю ножку будущей принцессытуго заматывали кожаными ремнями, чтобы она неросла. Этот обычай сохранялся до 30-х годов ХХвека. Туфельку для такой ножки делали вручную изкожи, шелка, дерева и украшали шелковыми стежкамигладевой вышивки. Такого рода вещица, попадая вЕвропу, становилась предметомколлекционирования.

В Восточном зале музея собраны образцы почтивсех типичных для этих стран видов прикладногоискусства: ткани с вышивкой и росписью, гобелены,одежда, аксессуары, предметы домашней утвари. Вовсех предметах чувствуется любовь мастера кматериалу, доскональное знание всех присущихматериалу возможностей. Прикосновение рукхудожника раскрывает природную красоту дерева икамня, кости и металла, лака и бамбука. Главнымиэлементами орнамента являются растительные иприродные мотивы, символика, переходящая из векав век.

Одним из главных экспонатов этого залаявляется парадный халат китайского мандаринатипа цзифу-лунпао - драконовый халат (втораяполовина XVIII века). Такого рода одежда, сподковообразными рукавами, застежкой,символикой вышивки, была утверждена указомимператора 1759 года в качестве официальногокостюма для наиболее важных торжеств. Халатсоткан из золотных нитей в сочетании с вышивкойшелком. Основным изобразительным мотивомявляется дракон - символ плодоносного дождя,окруженный летучими мышами - предвестникамисчастья.

Вышивка в Китае имела универсальное значение иукрашала почти все текстильные предметы.

Уникальным экспонатом зала Востока являетсяяпонская ширма XIX века. Такой предмет, как ширма,был обязателен для интерьера Китая и Японии, онапозволяла легко менять конфигурацию помещения ,делила большой зал на уютные уголки. Эта ширмасостоит из четырех деревянных черных лаковыхстворок, обтянутых шелком, который украшенвышивкой и росписью. На мужской стороне ширмыизображен орел в самых разных ракурсах и позах.На женской - каждая композиция посвященаопределенному месяцу года: хризантема, саккура,ирис и роза.

Ко второй половине XIX века относится панно,выполненное тушью и водяными красками. Вискусстве Востока нет принципиальной разницымежду прикладным и изобразительным искусством.Художника больше интересуют жизнь природы,животных, птиц, растительного мира, отношениямежду людьми, традиции. С изумительной точностьюи наблюдательностью это передается впроизведениях искусства мастерами и художникамиЯпонии и Китая. Коллекция Японии и Китая в Музеехудожественных тканей не охватывает всех видовприкладного искусства этих стран, но позволяетполучить представление о национальныхособенностях этого искусства.

Мы рассказали лишь о небольшой части бесценныхпроизведений искусства, собранных в музее приМосковской текстильной академии.




Интерьер зала западноевропейского искусства.
 Русская красавица в праздничном смоленскомсарафане.
 Панно "Стрелецкий бунт" было выполненорусскими вышивальщицами по канве в конце XIX - начале ХХ века.
 Плащаница и хоругви работы русских вышивальщицXIX века. Золотное и лицевое шитье.
 Панно "Петр I в Сардааме на корабельнойверфи", изготовленное в технике жаккардового ткачества, экспонировалосьна Политехнической выставке 1872 года.
 Такое клеймо присутствовало на каждом образцеткани, изготовленной на фабрике Сапожниковых.



 Фрагмент ткани "Помидоры", изготовленнойв России в начале ХХ века. Машинное ткачество.

 Фрагмент экспозиции зала, посвященногоискусству Средней Азии.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)