(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) А. СКЛЯРОВ.
"С той поры, как купец Василий Старков привез4 пуда чая в дар от монгольского Алтын-Ханагосударю Михаилу Федоровичу, минуло много лет, анапиток так полюбился на Руси, что стал необходими при дворе, и в трактирах. Караваны из Китаявезли мешки с чайным листом, а поставщики -Перлов, Высоцкий, Кузнецов и другие -расфасовывали дорогой товар, усердствуя воформлении бумажных пачек и жестяных банок..."Такие слова встречали посетителейретроспективной выставки "100 лет русскойэтикетке", которая не так давно прошла вПолитехническом музее.
Что касается самой этикетки, то, согласнострогим определениям, это рекламный иинформационный элемент упаковки, которыйсопровождает любую продукцию, любой товар напути от производителя до потребителя. В то жевремя этикетка - исторический документ, красочно,доступно и наглядно отражающий свою эпоху.Многие этикетки можно считать художественнымпроизведением, поскольку упаковки былиоформлены под влиянием живописи и графики своеговремени.
Лишь у немногих этикеток прошлого векаизвестны имена авторов. Например, из сотнидореволюционных этикеток, приведенных в книге И.Смиренного и Б. Рахманина "Два века русскойэтикетки", лишь у двух указано авторство. В20-30-е годы и в более позднее время авторамиэтикеток становятся весьма известные художники -К. Юон, В. Фаворский, С. Чехонин.
Прообразом этикетки считают надписи сназванием и составом лекарств на аптечныхсредневековых сосудах из стекла и глины. Ранниерусские этикетки клеили непосредственно натовар, а потом изображения начали печатать насамой обертке. Своеобразной этикеткой можносчитать печать либо тиснение на самом товаре, какэто до сих пор делают, например, на тульскомпрянике или на головках сыра.
В начале прошлого века появились подарочныекоробки для кондитерских изделий, парфюмерии идругих продуктов. Деревянные и картонные коробкиобтягивали шелком, бархатом и украшали наряднойэтикеткой, иногда в виде поздравительнойкарточки, куда даритель собственноручновписывал свои пожелания. И еще одна миссияэтикеток - по ним нередко простой народ училсячитать.
Что касается содержания и художественногооформления этикеток, то здесь Россия оставаласьсамобытной и шла своим путем, авторы частовоспроизводили сцены из жизни народа, памятникирусского зодчества, сказочных персонажей,былинных богатырей. Западный потребитель ценилкачество российских товаров и сразу узнавал ихпо своеобразному оформлению "a la russ".
В самой России и за ее пределами славилиськондитерские изделия фирмы "Фабрично-торговоетоварищество А. И. Абрикосова и сыновей въМоскве", основанной в 1804 году исключительно засчет российского капитала. В ассортиментетоварищества числились "Конфекты, Шоколадъ,Печенье, Мармеладъ, Пастила, Варенье, Фрукты (въсахаръ)". Кстати, именно Абрикосов делал то, чтоуже тогда можно было назвать"киндер-сюрпризом": в коробки вкладывалиигрушки для детей, картинки-мозаики, которые надобыло складывать, фотографии, рисунки домашнихживотных, географические карты разных стран.Абрикосов уделял много внимания упаковке. ВХамовниках действовал специальный цех, которыйвыпускал упаковку из жести, дерева, картона,соломки и лозы.
В 1899 году фирме присвоили звание "ПоставщикДвора Его Императорского Величества" с правомизображать на торговой марке императорскуюэмблему. За организацию первого в странекондитерского предприятия и успехи в коммерциивладельцу фирмы присвоили почетное звание"Потомственный почетный гражданин городаМосквы", пожаловали дворянство, чиндействительного статского советника и наградилизолотой медалью "За усердие".
После революции "Товарищество Абрикосова"превратилось в Кондитерскую фабрику имени П. А.Бабаева ("Бабаев Петр Акимович (1883-1920), участниктрех рев-ций в Петрограде. Чл. КПСС с 190 Рабочий. В1917 чл. Петросовета. С 1919 пред. Сокольническогорайсовета Москвы". Энциклопедический словарь).
После революции запасы этикеточной иупаковочной продукции были уничтоженыповсеместно и полностью, поскольку на этикеткахприсутствовали имена и товарные знакиненавистного царского времени. Вместо нихпоявляются красные флаги и звезды, серпы, молоты,наковальни, колосья и шестерни.
Позже и эти рисунки стали исчезать с этикеток.
Они потускнели, их художественный уровеньснизился, оформление стало однообразным,полиграфическое качество исполнения упало,потому что от полиграфии, кроме массового тиража,ничего не требовалось.
Всякая, без исключения, этикетка проходиламножество утверждающих инстанций, в том числе игосударственную цензуру ("литование").Наименования товаров на этикетках сталилаконичны: карамель "Красноармейская","Юный пионер", "Смычка"; мыло"Пролетарское"; одеколон АМО (Московскоеавтомобильное общество); зубной порошок"Метро" и "Гигиена"; "Скипидарочищенный".
Лишь в 60-е годы понемногу оживает интерес кэтикетке. Создается специализированный комбинат"Союзпрод -оформление" с несколькимирегиональными и республиканскими филиалами. Этобыла монопольная организация, котораясотрудничала с крупными государственнымипроизводителями кондитерской, консервной,парфюмерной, табачной, винно-водочной продукции,а эти производители, в свою очередь, формироваликрупные заказы на стандартные серии этикеток иупаковок. Устаревшие этикетки возобновлялись,переоформлялись, чем и пользовались молодыехудожники, которые, решая производственныезадачи, обращались к русским мотивам, узорам, аглавное - к идеям.
Качество бумаги, красок, полиграфическогооборудования оставалось низким. Небольшой былазарплата художников-дизайнеров, которых никтонигде специально не готовил. Лишь в 1964 году вбывшем Строгановском училище создали кафедрупромышленной графики и упаковки, которая в 1980году была объединена с кафедройкоммуникативного дизайна.
Когда страна пришла к рынку с принципом: "Неупакуешь - не продашь", буквально за пятилетие,как говорится, на пустом месте родилиськачественные упаковочные материалы, современныеполиграфические технологии, компьютерныесистемы, мастерские, дизайн-студии,полиграфические фирмы. Возросли интерес ипрестиж тех, кто причастен к созданию этикетки.
Правда, ей сегодня не хватает традиции, пока ещене высок профессионализм, что ведет к безвкусицеи слепому копированию зарубежных работ. Тем неменее международные и отечественныеспециализированные выставки, национальные ирегиональные конкурсы, такие, например, какежегодный всероссийский конкурс "Этикетка -русский стиль", постепенно возрождаютизвестность нашей этикетки. Недавно совместнымиусилиями редакции журнала "Тара и упаковка",московского Политехнического музея, фабрики"Красный Октябрь" и телекомпании"Класс" проведен конкурс детского рисункана тему "Упаковка будущего" для подготовкинового поколения художников-дизайнеров итехнологов русской упаковки.
Совершенно новое и перспективное направление -пресечение подделок с помощью этикеток,обладающих высокой степенью защиты. Для такихэтикеток нужны особые сорта бумаги,комбинированные материалы, магнитные илюминесцирующие нити, совмещение несколькихспособов печати, использование голографии.
Русская этикетка возрождается, возвращаютсянациональные традиции, мотивы, изящество.
Этикетка коробки для конфет кондитерскойфабрики товарищества "Эйнем" (нынекондитерская фабрика "Красный Октябрь").
Коробка, изготовленная товариществом "А. И.Абрикосов с сыновьями".
Этикетка для туалетной воды 20-х годов по эскизухудожника В. Конашевича.
Этикетка 30-х годов,разработанная графиком Д. Зеленским. Для справки:МОПР - Международная организация помощи борцамреволюции, действовавшая в 30-е годы.
Этикетка 60-х годов художника М. Андреева.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|