[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

В начале 1980-х годов многие фирмы не только в Японии, но и в Америке и Европе начали выпускать видеомагнитофоны со стереозвуком. В современных видеомагнитофонах реализован принцип Hi-Fi (хай-фай), означающий воспроизведение звука с высокой верностью. Шильдики с аббревиатурой "Hi-Fi" стали помещать на передней панели всех аппаратов, передающих с видеокассеты зафиксирован ные на ней объемные звуковые образы. И действительно, качество работы видеомагнитофонов отвечало весьма высоким требованиям. Любители музыки для записей долгоиграющих музыкальных программ начали даже применять взамен аудиокассет обладающие большей емкостью видеокассеты.

После того как Великий немой в конце 1920-х годов заговорил и запел в кинотеатр ах, понадобилось еще полвека и множество других открытий и изобретений, чтобы были созданы условия для демонстрации музыкальных фильмов в домашней обстановке. В конце 1970-х годов в широкой продаже появились японские кассетные видеомагнитофоны.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов многие коллекционеры граммпластинок кроме проигрывателей виниловых дисков располагали достаточно мощными и качественными отдельными усилителями с выносными звуковыми колонками. Для воспроизведения видеоклипов на телевизионном экране и качественного их звукового сопровождения достаточно было подключить к соответствующим выходам видеомагнитофона телевизор и усилитель. И получался домашний музыкальный театр (ДМТ). Поскольку разработанные к тому времени качественные акустические колонки предназначались в основном для воспроизведения музыкальных композиций, они имели широкую переднюю панель и диаграмму направленности, обеспечивающую больше прямого излучения звуковых волн в сторону слушателя.

Сразу же после появления видеомагнитофонов в домашнем пользовании любители и знатоки музыки смогли смотреть и слушать видеоклипы - новую для того времени форму подачи популярного вокального жанра.

Вместе с видеоклипами в обращении появились и видеокассеты VHS с полными записями концертов исполнителей популярной музыки, а также произведений инструментальной и вокальной классики.

Такие конструкции излучателей в свою очередь способствовали распознаванию в пространстве принятого местоположения звуковых образов, громкой и чистой передаче звучания, то есть формированию пространственного акустического поля, отвечающего замыслам звукорежиссера исходного художественного произведения.

Нелишне пояснить, что современные кинофильмы характеризуются частой сменой планов, быстрыми перемещениями персонажей по экрану, и звукорежиссеру с большим трудом удается обеспечить передачу всех режиссерских замыслов в сочетании диалогов, музыки и шумов. Разработчики акустических систем для бытовой техники приняли решение пойти по пути энтропии - создания меньшей определенности в окружающем зрителя звуковом поле ДКТ. Изменения коснулись в основном электродинамических громкоговорящих устройств. Звуковые колонки уменьшились по ширине. Для обеспечения необходимого уровня громкости в низкочастотном поддиапазоне в них стали устанавливать две, три и более соответствующих динамических головок меньшего, чем ранее, диаметра. В большинстве серийно выпускаемых ящичных конструкций получил распространение встроенный фазоинвертор (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 9, 2005 г.).

Однако аппаратура на базе видеомагнитофона имела все же крен в сторону кино. Разработчики акустики для аппаратуры воспроизведения кинофильмов в домашних условиях сочли необходимым копировать методические приемы создания окружающего звукового поля, свойственные большим кинотеатрам. Выяснилось, что звуковых колонок требуется больше, чем для двухканальной стереофонии. Кроме того, в домашнем кинотеатре (ДКТ), как и вообще в кино, зрителям очень нравятся акустические эффекты, особенно с использованием низких частот. Поэтому общую группу колонок дополнили сабвуфером. Попутно следует напомнить, что именно слуховым эффектам уделялось первоочередное внимание и при создании первых произведений эры звукового кино (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 8, 2005 г.).

В этих условиях инженеры предложили концепцию так называемого кинотеатра из одной коробки (размещения всего комплекта аппаратуры в одной упаковке), которая предусматривала применение сверхузких звуковых излучателей. Геометрические изменения в акустике ДКТ позволяли получать широкую, почти круговую диаграмму направленности ЗК, в достаточной мере способствующую энтропии (неопределенности) окружающего звукового поля при просмотре кинофильмов.

В декабре нынешнего года исполняется 10 лет началу проекта DVD. Благодаря его успешному осуществлению качество воспроизводимой с носителя "картинки" стало не хуже изображения, передаваемого телецентрами. Улучшилось и звуковое сопровождение. Вместе с тем внедрение в DVD-записи метода распределения звука по пяти каналам (Dolby Digital 5.1) привело к увеличению числа звуковых колонок (ЗК).

В последнее время новое поколение, которое любит всё "мобильно-портативное", высоко оценило музыкальные центры, оснащенные DVD-проигрывателями. Потребителю (особенно молодежи) импонируют конструктивно единые, с футуристическим дизайном, функционально насыщенные комбайны, которые легко переносить и которые могут работать от батареек или аккумуляторов. Вместе с тем при эксплуатации музыкальных центров пользователям не приходится заботиться о согласованиях и соединениях составных частей.

Ярким примером современной радиоаппаратуры служат комплекты японской фирмы JVC. В модели QP-F70 применены "колонновидные" громкоговорители, активный сабвуфер, цифровой усилитель мощностью 100 Вт по каждому из шести каналов, совмещенный с ним AM/FM-ресивер и DVD-RAM/RW/R-плеер/видеорекордер. Благодаря небольшому поперечному сечению электродинамической головки и соответственно расширенной полосе частот дифракции (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 3, 2005 г.) диаграмма направленности получается практически круговой на частотах до 10 кГц. Дифракция, хотя и несколько ослабленная, проявляет себя и на более высоких частотах. В модельном ряду JVC примечательными являются схожие по акустике комплекты (QP-90) с дополнительным устройством записи на базе жесткого магнитного диска и без функции записи, но с универсальным слотом Multi-Card для считывания медиаинформации с электронных карт памяти (QP-F20). В этих моделях прямостоящие колонки устанавливают на полу, вблизи или на некотором расстоянии от стен. Предусмотрена конструктивная возможность отсоединять их от стоек и развешивать на стенах для расширения звукового пространства и нейтрализации отражений.

На протяжении почти 100 лет у любителей медиаразвлечений имело место "разделение труда" - фильмы предпочитали смотреть в кинотеатрах, а музыку больше слушали дома. 25 лет назад кино пришло в дома и квартиры. Ныне большая часть киноманов предпочитает смотреть фильмы, записанные на видеокассеты или DVD. Голливудские киностудии зарабатывают уже не столько на кинопрокате, сколько на продаже видеоносителей. В 2004 году выручка от продаж кассет и DVD составила 66% общего оборота (84 млрд долларов). А вот любители популярной музыки, напротив, "вышли" из жилых помещений, предпочитая слушать ее "на ходу": на улице, в метро и т.д. с помощью портативных аудиоплееров. Тем не менее осталось еще много любителей высококачественного звука, который можно обеспечить лишь в домашних условиях. Современные видеоносители предоставляют возможность при этом видеть исполнителей на телевизионном экране. Качество звукового сопровождения композиций не отличается от того, которое обеспечивает, например, компакт-диск. В США налажен выпуск DVD-Video (в системе цветного телевидения NTSC) со стереофоническим (двухканальным) и с многоканальным (Dolby Digital 5.1) вариантами звукового сопровождения. Желающие только слушать музыку изображение могут отключать.

Следует отметить, что разработчики оборудования для домашнего досуга всегда старались наряду со стационарными аппаратами предлагать портативные средства аналогичного назначения. Это было характерно для граммофонов, радиоприемников, магнитофонов, телевизоров и др. После начала массового производства виниловых грампластинок вскоре появились портативные радиолы. Позже их стали именовать музыкальными центрами (МЦ). До недавнего времени универсальный МЦ оснащался проигрывателем компакт-дисков, радиоприемником AM/FM, одно- или двухкассетной магнитофонной декой, мощным усилителем и отстегивающимися колонками. Встроенный DVD-плеер превращает МЦ в основу домашнего электронного театра. Впервые о таком новейшем средстве досуга журнал информировал читателей более года назад (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 5, 2004 г.).

Более качественное звучание можно получить, используя сохранившиеся с прошлых лет большие широкие звуковые колонки с дифракцией, не выходящей за пределы 800-1500 Гц (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 3, 2005 г.). Очень хороши как для классической, так и для популярной музыки и современные малогабаритные двухполосные, так называемые полочные, звуковые колонки без фазоинверто ра в сочетании с сабвуфером (также без фазоинвертора). Попутно следует отметить, что акустика музыкального центра (хотя бы по названию) в большей мере предназначена для воспроизведения музыки, чем аппаратура ДКТ.

Большинство производителей акустики сейчас серийно выпускают звуковые колонки для ДКТ, которые пригодны и для ДМТ, если не предъявлять высоких требований к качеству воспроизведения. Нелишне сообщить читателям, что многие музыканты-профессионалы спокойно слушают оперы и симфонии на заурядной аппаратуре со слабой акустикой. Во главу угла они ставят точное соответствие исполнения авторскому замыслу, профессионализм исполнителя, особенности его игры. Все это одинаково передается как дорогостоящей техникой, так и аппаратурой невысокого уровня.

Кандидат технических наук Д. МЕРКУЛОВ. По материалам иностранной печати. Сейчас на экране домашнего кинотеатра можно увидеть и услышать знаменитого Энрике Карузо, скажем, в опере "Паяцы".

По статистике, театры и концертные залы посещает ныне только 3-5% любителей музыки. Действительно, в хорошо настроенном домашнем музыкальном театре качество воспроизведения музыкального звукоряда бывает выше, чем в ином концертном зале. Кроме того, можно не тратить время на приобретение билетов, поездку на концерт, не надо ждать появления желанного произведения в репертуаре и т.д. Домашний музыкальный театр открыт в любое удобное время, а посетителям в нем выделают самые удобные места. Ассортимент записанных для ДКТ произведений искусства, например оперной классики, превосходит возможности любого театра мира.

Прообразом домашних кинотеатров можно назвать музыкальный ящик середины XIX века: при вращении рукоятки куклы за стеклом изображали сказочное действо.


Среди первых образцов отечественной стереофонической техники была радиола "Симфония", которая комплектовалась очень удачными колонками (фото вверху); в 1980-х годах популярность приобрели колонки 35-АС.


Дизайнеры звуковоспроизводящей аппаратуры проявляли недюжинную фантазию, о чем можно судить по разработкам итальянских (вверху) и американских (внизу) конструкторов музыкальных центров.



Комплект аппаратуры QP-F70 фирмы JVC (слева). Диаграмма направленности этих колонок (справа) имеет почти круглую форму, и они излучают с максимальной дифракцией вплоть до самых верхних частот.


Домашние музыкальные театры на базе музыкальных центров XL-DV 444W производства японской фирмы SHARP (вверху) и МНС-WZ80D корпорации SONY (внизу).


Для любителей стиля ретро американская фирма CROSLEY разработала музыкальный центр с цифровым ресивером и проигрывателем компакт-дисков.



При подключении колонок с раздельными клеммами низкочастотного и высокочастотного каналов к обычному усилителю нужно их перемыкать (вверху), а не тянуть дополнительные провода (в центре). Отдельные кабели необходимы лишь при так называемом соединении bi-amping, когда используются усилители с раздельными каналами по высоким и низким частотам (внизу).

Группа создателей одних из самых больших и дорогих колонок для бытовой техники фирмы WILSON, которые стоят 125 тыс. долларов.



Оригинальная форма колонок Nautilus соответствует их названию (от семейства морских моллюсков). Их выпускает английская фирма B&W, они имеют мощность до 500 Вт и весят 100 кг.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)