[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)




Лето теперь уже, увы, очень далекого 1954 года. Ночь. Небольшоесуденышко лихо несет нас из Азовского моря в Черное. Мы - это двое студентов:я и мой друг Саша, ныне доктор физико-математических наук. Но в то времямы еще и не мечтали о своих кандидатских и докторских диссертациях, ведьтолько-только досрочно сдали очередную весеннюю сессию. "Досрочность" понадобиласьдля того, чтобы нас взяли в экспедицию, отправляющуюся наблюдать на берегуАзовского моря полное солнечное затмение.Нам повезло, и мы в полной красе увидели это чудесное явление природы.Да к тому же за хорошую работу в экспедиции нас по-царски одарили: оплатилиморское путешествие до Ялты. Наши места были на палубе, удобств, разумеется,там никаких, но разве в них дело! Вокруг море, а над нами небо, к сожалению,в ту ночь оно почти сплошь было закрыто довольно плотными облаками. Наговорились,надышались соленым морским воздухом и задремали на своих рюкзаках.Я, вероятно, так бы и проспал до утра, но Сашка растолкал меня часав два ночи. Он что-то кричал, отчаянно жестикулировал, а я спросонья долгоничего не мог понять. Оказывается, нужно было посмотреть на небо, где внеожиданно образовавшем ся прорыве облаков великолепно сияло какое-то яркоесветило. Сон исчез. Мы уже оба стояли на ногах, слегка пошатываясь на качающейсяпалубе, и обсуждали наблюдаемое. "Обсуждал" в основном Саша, точнее, необсуждал, а утверждал, что мы видим... вспыхнувшую сверхновую звезду!Надо ли напоминать читателю о том, что вспышки сверхновых звезд, наблюдаемыеневооруженным глазом, относятся к чрезвычайно редким явлениям. И если бынам действительно довелось наблюдать такую вспышку, то мы, вероятно, потомвсю жизнь считали бы, что эта ночь была для нас самой счастливой. (К словусказать, за свою жизнь я три раза наблюдал полное солнечное затмение, но,конечно, ни разу не видел вспышку сверхновой.)Успокоить моего разбушевавшегося друга было совершенно невозможно. Онтвердо верил, что стал первоот-крывателем взорвавшейся звезды, и мечталтолько о том, как бы поскорее оказаться в Крыму и сообщить о своем открытииастрономам Крым-ской астрофизической обсерватории. Между тем загадочноесветило ярко сияло в ночи над морем, а все кругом на палубе спокойно спали.Я чувствовал, что надо что-то предпринять, чтобы мой друг в своем бурномэкстазе не разбудил и не перепугал всех пассажиров. И придумал: потащилСашу к капитану. Мне удалось уговорить его одолжить нам на несколько минутбинокль. На этом "открытие" "закрылось": вооруженный биноклем глаз отчетливоразличал диск светила. Значит, перед нами не звезда, а планета. Мы дажеопределили, что это - Юпитер, потому что около него рассмотрели четырекрошечные "звездочки". Это открытые еще Галилеем самые большие спутникисамой большой планеты Солнечной системы...Во всей этой истории меня не меньше, чем само "открытие", поразило равнодушиекапитана к происходящему на небе. Видимо, оттого, что в юности я начиталсякниг о мореплавателях, открывателях новых земель - архипелагов, островов,континентов. И в моем сознании осталось представление, что каждый море-плавательжизненно заинтересован в знании небесных светил, в умении ориентироватьсяпо ним.Истоки мореходной астрономии теряются в глубокой древности. Когда первыемореплаватели (ими могли быть древние финикийцы или древние греки) отваживалисьотправиться в дальнее путешествие по морям-океанам и берег уже терялсяиз вида, то небесные светила (днем - Солнце, а ночью - звезды), подобнокомпасу, помогали путешественникам узнавать, куда надо плыть. В поэме философаи поэта Гомера "Одиссея" есть довольно подробное описание, имеющее отношениек ориентировке на море:Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру
Вверившись, поплыл. Сидя на корме и могучей рукою
Руль обращая, он бодрствовал; сон на его не спускался
Очи, и их не сводил он с Плеяд, с нисходящего поздно
В море Воота, с Медведицы, в людях еще Колесницы
Вечернее звездное небо летом.
Имя носящей и близ Ориона свершающей вечно
Круг свой, себя никогда не купая
в водах океана.
С нею богиня богинь повелела ему неусыпно
Путь соглашать свой, ее оставляя по левую руку...Даже из этого маленького отрывка видно, что навигатор использовал вкораблевож дении и перечисленные здесь созвездия: Орион, Воот (то естьВолопас), Медведица, - и звездное скопление Плеяд, и ему, видимо, былохорошо известно, как перемещаются по небу эти звезды-ориентиры.В IX-VII веках до н. э. греки уже знали и многие созвездия, и отдельныезвезды, например Сириус, или Сверкающую, - ярчайшую звезду неба; отмечали,что звезды Большой Медведицы никогда "не купаются" в океане. Особо их интересовалисозвездия вблизи небесного экватора. Гомер ничего не говорит о какой-либоприметной звезде над Северным полюсом мира. Наверное, потому, что главнаязвезда Малой Медведицы еще не занимала это место, ей только предстоялостать Полярной.В древности особая точность в ориентировке и не требовалась. Мореплаватели"соглашали свой путь" с Солнцем, Луной, яркими звездами (такие звезды потомстали называть навигационными). Но когда просторы Средиземноморья былиуже тесны для мореплавания, то и приближенная ориентировка оказалась недостаточной.Историки полагают, что первое пособие по навигационной астрономии составилв VI веке до н. э. один из родоначальников античной философии и науки ФалесМилетский.И тут без знания небесных светил моряки обойтись уже не могли. Пришлосьразрабатывать, например, методы определения географической долготы по наблюдениямлунных затмений и затмений галилеевых спутников Юпитера.Великий мореплаватель XV века Христофор Колумб считал способ ориентировкипо звездам самым верным и надежным. Называл счастливцами тех, кто этимспособом владел.Мореходная астрономия из века в век интенсивно развивалась и достиглабольшого совершенства. Этот важный раздел практической астрономии позволялморякам очень точно определять географические координаты (широту и долготу)в открытом море. В распоряжении морских штурманов появились точные угломерныеинструменты, морские астрономические справочники.В 1714 году парламент Великобритании - крупнейшей тогда морской державы- установил огромную премию за разработку наиболее надежного способа определениядолготы. Одним из экспертов выступал сам Ньютон. Был предложен метод (ион прослужил очень долго), основанный на сравнении моментов времени в данномместе и месте, географическая долгота которого точно известна. Из астрономическихнаблюдений определяли местное время, а хронометр, который непременно долженбыл быть на судне, показывал точное время того пункта, относительно которогожелали определить долготу.Конечно, с появлением радио задача упростилась, поскольку стало возможнымнепосредственно узнавать время нулевого географического меридиана или пунктас известной долготой. Разность времен равна разности географических долгот.Штурман должен либо принять сигналы точного времени, например из Лондонаили Москвы, либо иметь в своем распоряжении точные часы (хронометр), идущиепо времени какого-либо известного пункта. А местное время пункта, в которомнаходится судно, штурман определяет из астрономических наблюдений и с помощьюданных, содержащихся в каталогах или звездных картах.Вторую географическую координату - широту - определяли по склонениюи прямому восхождению светила, находящегося в зените.Мы познакомили вас лишь с общей идеей метода. На практике все оказываетсясложнее, особенно с определением географической широты. Далеко не всегдав нужный момент можно увидеть яркую звезду в зените, а Солнце и Луна всредних широтах вообще не бывают в зените. Поэтому местоположение приходитсяопределять по наблюдению двух звезд или по двум наблюдениям Солнца, Луны,Венеры либо Юпитера. По этим данным проводят на географической карте линииположения (линии равных высот) и на них находят точку, соответствующуюместоположению корабля. Тому, кто захочет ознакомиться с этим более подробно,советуем обратиться к книге П. И. Попова "Общедоступная практическая астрономия".- М., 1950.В нашу эпоху на службу мореплавателям поставлена радионавигационнаятехника. Для целей навигации запускают системы специализированных искусственныхспутников Земли. Но и старая мореходная астрономия не забыта. В случаенеобходимости любой штурман должен уметь с помощью навигационных звездопределить, где находится корабль и в каком направлении следует плыть дальше.Таких навигационных звезд 2 Это светила не слабее 2-й звездной величины.18 из них расположены в небе Северного полушария, остальные - Южного. Штурмановучат узнавать эти звезды "в лицо", уметь использовать их для ориентировкидаже при непродолжительном появлении в просветах между облаками.Основы мореходной астрономии в усовершенствованном виде в ХХ веке нашлиширокое применение и в авиации и в космонавтике. И уж, конечно, штурманыавиации и космонавты прекрасно знают навигационные звезды.А какие из навигационных звезд, расположенных в небе Северного полушария,знаете и можете быстро отыскать в небе вы?Вот имена этих звезд:Сириус (a Большого Пса),
Арктур (a Волопаса),
Вега (a Лиры),
Капелла (a Возничего),
Ригель (b Ориона),
Процион (a Малого Пса),
Бетельгейза (a Ориона),
Альтаир (a Орла),
Альдебаран (a Тельца),
Антарес (a Скорпиона),
Спика (a Девы),
Поллукс (b Близнецов),
Фомальгаут (a Южной Рыбы),
Денеб (a Лебедя),
Регул (a Льва),
Полярная (a Малой Медведицы),
Альферац (a Андромеды),
Алиот (e Большой Медведицы). Доктор педагогических наук Е. ЛЕВИТАН. Определение географических координат с помощью секстанта на кораблев открытом море. Гравюра по рисунку Страдануса. 1520 год.
Хронометр - переносные часы, которые хранятся в особо приспособленныхящиках с подвесками и другой защитой от всевозможных помех.Секстант. Этим астрономическим прибором моряки издавна пользуются дляопределения высоты светила в небе. А секстантом прибор назван потому, чтоизмерения делаются с помощью разделенной на угловые меры дуги в 1/6 частьокружности (лат. sex-tantis - шестая часть).
При наблюдениях секстант держат в руках, так как палуба корабля не всегдаостается горизонтальной.Общий вид авиационного секстанта. Внутри этого прибора помещен уровеньс пузырьком так, что направление горизонтального луча соответствует положению,при котором в поле зрения виден пузырек уровня.
Штурман в полете с авиационным секстантом в руках.Леви бен Герсон в 1325 году изобрел так называемый жезл, или посох Якова,с помощью которого астрономы могли определять высоту звезд и угловые расстояниямежду ними.
Рассмотрев эти два рисунка, вы не только поймете принцип действия посохаЯкова, но при желании сможете сами сделать такой астрономический инструменти пользоваться им.
Перед вами довольно четкая фотография большого участка звездного неба.Хорошо видна часть Млечного Пути. Попытайтесь отыскать на снимке хотя бынесколько навигационных звезд.




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)