[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

На вопросы редакции отвечает руководитель Камчатского проекта Программы развития ООН Ю.КАРМАДОНОВ. Беседу ведет специальный корреспондент журнала "самый интересный журнал Наука и жизнь " Н.ДОМРИНА (о начале экспедиции, в которой она приняла участие, см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 11, 2002 г.). Интервью записано в августе нынешнего года в Петропавловске-Камчатском. Разговор о проблемах охраняемых территорий будет в журнале продолжен.- Юрий Германович, обычно, когда речь заходит о каком-то новом проекте, хочется прежде всего в общих чертах понять его суть и узнать предысторию. Введите, пожалуйста, в курс дела.

- На Камчатке осуществляется уникальный проект Программы развития Организации Объединенных Наций и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ) "Демонстрация устойчивого сохранения биоразнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатской области Российской Федерации".

Задумывался этот проект как экологический. В 1995 году Российская Федерация подписала Конвенцию по биоразнообразию, однако собственных средств на то, чтобы выполнять эту важнейшую в общечеловеческом плане задачу, у России оказалось недостаточно. Поэтому существовавший в то время Государственный комитет по экологии РФ обратился в ПРООН и ГЭФ с просьбой об оказании России соответствующей финансовой помощи. В перечень территорий, где необходимо было бы предпринять меры по сохранению биоразнообразия, входила и Камчатка. Но осуществления задуманного пришлось ждать довольно долго. Теперь проект наконец утвержден Глобальным экологическим фондом, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Программой развития ООН. В июне этого года началась его реализация.

Почему этот проект уникальный? Да потому, что он комплексно охватывает вопросы сохранения окружающей среды и социально-экономические вопросы. Нигде раньше такой проект не осуществлялся.

- В мире или у нас?

- В России. Это проект крупный, проект на много лет. И мы надеемся, он будет иметь свое продолжение на Камчатке в виде других проектов. Мы сейчас говорим об устойчивом сохранении биоразнообразия на примере Кроноцкого государственного биосферного заповедника, Южно-Камчатского государственного заказника, природоохранных парков Налычево и Быстринского, но параллельно разрабатывались еще два проекта: по сохранению биоразнообразия и устойчивого использования лососевых Камчатки, а также проект по сохранению биоразнообразия Командорских островов, где у нас расположен второй заповедник...

- И куда мы собираемся в пятницу, 23 августа, лететь.

- Замечательно! Это произведет на вас, уверен, неизгладимое впечатление.

- Надеемся вовремя оттуда вернуться. Все пугают, что в ожидании погоды, а значит и самолета, на Командорах застревают надолго.

- Да, случается сплошь и рядом. О проблемах Командор вы услышите очень много. Но ситуация там - не просто проблема. Это боль, наша и всей России. К сожалению, сейчас России не до того. Впрочем, вы все сами увидите, лишнего говорить не хочется...

Проект ПРООН по устойчивому сохранению биоразнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатской области охватывает в комплексе те проблемы, которые сейчас, по сути дела, поставили охраняемые территории на грань существования. Федеральное финансирование сокращено до таких размеров, что дирекциям заповедников, заказников и природных парков нечем платить зарплату минимальному количеству своих сотрудников, нечем оплачивать их проживание на кордонах. Да что там на кордонах, на телефон, свет, тепло в здании самой дирекции Кроноцкого заповедника деньги находятся с трудом. И это несмотря на то, что, в принципе, все понимают: Кроноцкий заповедник без преувеличения - одно из чудес света. Но! Это чудо света настолько чувствительно к антропогенному воздействию - различным формам влияния деятельности человека на природу, что разрушить его можно очень быстро. Один-два года бесконтрольного посещения, и от заповедника останется лишь воспоминание, как от коровы Стеллера!

- Как и по каким критериям отбирались природоохранные территории Камчатки? Ведь кроме вышеназванных зон есть и другие.

- Подробный рассказ был бы долог. Главное в том, что на выбранных четырех территориях представлена комплексно флора и фауна Камчатки. Полностью! Но стартовые условия для начала реализации проекта разные, различается и степень антропогенного воздействия.

В нашем проекте четыре основных направления. Первое - усиление менеджмента охраняемых территорий. Данный пункт проекта нацелен на достижение мирового уровня существования охраняемых территорий с тем, чтобы иметь возможность дублировать наш опыт на других охраняемых территориях Российской Федерации.

- А на кого россиянам следует или не следует равняться?

- В настоящее время мы, по сути дела, лишь изучаем накопленный мировой опыт и планируем обмен такой информацией. Но поскольку наибольшую заинтересованность до сих пор проявила канадская сторона, оказывая постоянную поддержку в ходе подготовки проекта (мало того, правительство Канады внесло весомый финансовый вклад в сам проект на Камчатке: свыше трех миллионов долларов - это огромные деньги), мы сейчас ориентиру емся на опыт канадских национальных парков, хотя, естественно, будем тщательно изучать опыт создания национальных парков в Европе и опыт Аляски, как самого близкого нам района по природно-географическим условиям.

- Что такое "усиление менеджмента охраняемых территорий"?

- Это создание инфраструктуры, наем дополнительных штатов, что должно привести к устойчивой системе функционирования охраняемых территорий.

- Говоря "наем дополнительных штатов", кого вы имеете в виду?

- В заповедниках не хватает инспекторов для охраны, в заказниках - егерей, которые должны контролировать соблюдение правил природопользования и законов об охоте. Ни в федеральном, ни в областном бюджете, из которого финансируются природные парки Быстринский и Налычевский, средств на это не заложено.

Второе направление проекта - работа с местным населением, создание для него альтернативных источников существования. Вот, пожалуй, в этом заключена уникальность нашего проекта.

- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Изучая возможность проведения на Камчатке проекта ПРООН, мы пришли к выводу, что серьезнейшей угрозой биологическому разнообразию здесь является браконьерство. Точнее, конечно, одной из угроз - их на самом деле значительно больше, достаточно упомянуть хотя бы пожары. Но браконьерство с каждым годом становится все более массовым, потому что камчатские поселки уже давно находятся за гранью выживания, и браконьерство для людей порой становится единственным источником существования. И не потому, что они не любят родную природу, а потому, что хотят есть...

С помощью ряда экспертов мы подготовили предложения по альтернативным источникам существования для местного населения. Здесь нам опять же очень помогло канадское правительство. В качестве эксперимента в Быстринском районе - кстати, единственном месте на Камчатке, где в пределах охраняемой территории находятся два национальных поселка, Эссо и Анавгай, - мы будем создавать условия для развития малого и среднего бизнеса. Этого, к сожалению, сейчас не может позволить себе ни администрация области, ни федеральное правительство. В рамках проекта предусмотрено создание фонда поддержки малого и среднего бизнеса. Будем проводить тренинги, содействовать развитию туризма и национальных, традиционных форм природопользования. Это очень большой комплекс мероприятий, на финансирование которого в проекте заложены весьма значительные средства и которому мы придаем самое серьезное значение.

Третье проектное направление - агитация и пропаганда сохранения биоразнообразия. Здесь речь идет о целом ряде мероприятий, связанных с программами обучения, прежде всего, конечно, о работе с теми, кто будет в дальнейшем пользоваться этим биоразнообразием и его сохранять, то есть с детьми. Впрочем, агитацию мы намерены проводить на всех уровнях, начиная с людей, от которых зависит принятие решений, и заканчивая непосредственно теми, кто сейчас на биоразнообразие каким-то образом воздействует. Это существенный блок, которому мы тоже придаем большое значение.

Четвертое направление - создание системы устойчивого финансирования охраняемых территорий посредством организации трастового фонда.

- Как сей предмет можно объяснить человеку, не владеющему терминологией?

- Мы хотим накопить финансовые ресурсы на счету фонда, участвующего в экономическом процессе и получающего прибыль, которая бы в течение многих лет расходовалась на поддержание развития охраняемых территорий.

Наш проект рассчитан на семь лет. По прошествии их он закончится, но нужда в деньгах не отпадет. Охраняемая территория должна не только повседневно функционировать, но и постоянно совершенствоваться. Необходимо улучшать инфраструктуру, находить какие-то новые методы управления, это все требует капиталовложений. Ни в федеральном, ни в областном бюджете сейчас денег на развитие не закладывают: на выживание не хватает. Мы хотим создать такой фонд, в котором бы размещались средства, уже выделенные, в частности, Глобальным экологическим фондом, канадским правительством, другими, прежде всего международными, организациями, а также средства отечественных доноров - российских предприятий и организаций.

Конечно, самым простым вариантом было бы эти деньги потратить сразу. Но ведь то, что мы сейчас создадим, нужно будет эксплуатировать, поддерживать, развивать. Это все и впредь будет стоить немалых денег, а откуда их брать? Поэтому и возникла идея трастового, накопительного фонда, который, мы надеемся, в рамках проекта капитализируется, достигнув значительных размеров, и будет управляться наблюдательным советом исполнительной дирекции. Фонд станет зарабатывать деньги, которые целевым способом пойдут на развитие охраняемых территорий.

Такого опыта в России пока нет. Поэтому, конечно, сейчас эта идея вызывает некоторое недоумение и скептическое к себе отношение. Но если нам удастся осуществить задуманное, то, по сути дела, мы решим для многих и многих общественных организаций и целых направлений деятельности существенную проблему.

На самом деле мы не изобрели велосипед, а взяли пример из мировой практики. Подобные фонды давно существуют. Они получают деньги от различных организаций, пишут заявки на гранты и т.д., но полученные средства не направляют прямиком на финансирование конкретных мероприятий, а накапливают на трастовых счетах фонда с тем, чтобы лишь проценты использовать в повседневной деятельности. Таким образом увеличиваются объемы оборотных средств: больше процентов зарабатывают и соответственно больше могут потратить. Сейчас, насколько я знаю, фонд, которым пользуется ассоциация коренных народов Аляски, накопил уже сотни миллионов долларов, эти средства позволяют коренным народам существовать и развиваться достаточно хорошо.

Мы обращаемся в известные международные организации, такие, как Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный союз охраны природы. Все пути сейчас, когда проект только-только начался, еще сложно определить. Мы работаем на дипломатическом уровне, с посольствами иностранных государств в Москве. Эту работу проводят представительство ПРООН в России и лично господин Фредерик Лайонс, постоянный координатор ООН, постоянный представитель Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации. То есть мы надеемся на участие всех заинтересованных сторон. И я уже могу сказать, что это дает свои результаты. Сотрудничество с канадцами приобретает настолько динамичный характер, что, как говорится, дай бог, хватило бы сил этим процессом управлять. Много мероприятий проводят сейчас на Камчатке и датчане, их мы тоже хотим привлечь к нашему проекту.

- Какие организации, помимо международных, могли бы стать вашими донорами? На чье понимание и чьи поступления вы вправе рассчитывать?

- Мы работаем на всех уровнях, прежде всего, на уровне руководства страны. По большому счету ведь это правительственная задача. Если Правительство Российской Федерации не заинтересовано в укреплении охраняемых территорий, то наши усилия ни к чему не приведут. В какой форме будет участвовать правительство? Мы приветствуем любую форму. Надеемся ее найти.

И, конечно, мы хотели бы рассчитывать на участие предприятий, использующих природу с целью получения прибыли и работающих, в частности, вблизи охраняемых территорий. Это фирмы, непосредственно наносящие ущерб природе и не имеющие своей комплексной программы, направленной на ее восстановление. Я думаю, вклад подобных организаций был бы очень важен, в том числе для них самих. На Камчатке, естественно, это, прежде всего, рыбодобывающие фирмы, которые сами должны быть заинтересованы в сохранении природных ресурсов на перспективу. Ни для кого не секрет, что ситуация в рыбодобывающей отрасли сложилась критическая: в связи с перевыловом рыбные запасы быстро истощаются.

- Не становитесь ли вы идеалистами, рассчитывая на коррекцию экономического и морального облика руководителей предприятий и фирм, использующих природные богатства и оставляющих позади себя негативный след на Земле? Не идете ли сами таким образом на сделку с совестью, выдавая своего рода индульгенцию на продолжение нанесения природе вреда, который лишь частично будет оплачен. Нет ли тут какой-то... игры? Это щепетильный вопрос, но вы понимаете, о чем я говорю?

- Я понял вопрос. Программа развития ООН работает в некоторых районах Российской Федерации, в том числе в Норильске, где природе уже нанесен невосполнимый, я считаю, урон. И, конечно, с одной стороны, та заинтересованность, которую проявляют экономические гиганты в проектах ПРООН, порой выглядит как своего рода замаливание грехов, это несомненно. С другой стороны, я знаю тех людей, которые на Камчатке занимаются экономикой, в частности добычей природных ископаемых. И должен сказать, что не встречал среди них "саблезубых монстров с двумя головами". Это вполне хорошие наши граждане, которые живут на Камчатке и любят природу не меньше, чем мы с вами. Но в силу образования, в силу того, что их жизненный путь пролег в экономической, а не в природоохранной сфере, они делают то, что делают.

Во многом негативные последствия хозяйственной деятельности заложены в наших же экономических механизмах. В России не выработаны правовые и экономические основы охраны окружающей среды. Сам факт исчезновения Государственного комитета по экологии - показатель того, что на правительственном уровне до сих пор нет понимания всей серьезности стоящих проблем. Но делать что-то нужно.

Ну не может сейчас по определенным причинам все за нас решить правительство, не может создать правильную законодательную базу, чтобы предприятия за собой "убирали", чтобы не вредили природе. Сейчас "длинный рубль", точнее, доллар в России - прежде всего. Это вопрос выживания государства, наполнения бюджета, финансирования пенсий и т. д. А о том, что завтра этот рубль - вдруг! - многократно "обрежется ", что кончатся рыба, крабы, золото, алмазы, платина и нам не на что будет кормить ту же армию, пока не хватает ума подумать как следует.

Участвуя в проектах, подобных нашему, предприятия и фирмы все-таки выражают свою позицию. Они показывают: да, нет условий, нет у них реально таких доходов, которые бы позволили безболезненно отчислять проценты с прибыли на экологические мероприятия. Налоги, которыми облагается сейчас промышленность, плата за ресурсы, за электроэнергию - неподъемны. И первое, от чего, естественно, предприятия отказываются в угоду прибыли, так это от защиты окружающей среды. Но! Отчисляя или, если хотите, жертвуя какие-то посильные средства в наш фонд, они хоть как-то будут иметь возможность участвовать в охране природы. В этом и должна состоять наша миссия.

Я ни в коем случае не идеалист, чтобы сказать: мы решим все проблемы. Их не решит ни один проект, на какие бы существующие мощные фонды он ни опирался и какие бы новые ни создавал. Глобальный экологический фонд, частично финансирующий наш проект, - лишь инструмент, который мы должны правильно использовать для решения своих проблем. Лишь мы с вами здесь можем их решить. И таких инструментов много - это не только Глобальный экологический фонд... Но если мы в стране будем создавать лишь добывающие инструменты, а хотя бы таких проектов, как наш (пусть он и не панацея от всех бед), создаваться не будет, то еще при жизни ныне живущего поколения могут наступить катастрофические последствия. Для Камчатки, где в принципе жизнь теплится исключительно на ресурсах, они точно наступят. Вот завтра не станет рыбы, и здесь не станет ничего! Останутся военные, финансируемые из федерального бюджета, несколько милиционеров и бомжи, которым некуда переехать.

Не думайте, что я утрирую ситуацию. Здесь, на Камчатке, по сути дела, обстановка очень сложная. Людей держит только то, что у них есть возможность добывать эти ресурсы, жить близко к природе, да еще то немногое, что сложилось вокруг: какой-то сервис, несколько учебных заведений... И такие же проблемы у всего российского Севера - гигантской территории, все еще богатой, но становящейся все более пустой.

Поэтому проекты, подобные нашему, не просто нужны, они сейчас жизненно необходимы для России с такой вот политически-экологической точки зрения.

В мире сложилось очень осторожное отношение к России в плане инвестиций в экономику еще и потому, что иностранные инвесторы видят, сколь хищнически мы относимся к окружающей среде. Мы совершенно не заботимся о полноценной переработке ресурсов, о том, чтобы отходы, скажем, от деревообработки не превышали собственно выхода материала. И тот ущерб, который наносится лесу нашей традиционной формой заготовки древесины, несравним с прибылью, которую получают эти лесодобывающие предприятия. Положение с российским лесом - вообще отдельная история. Но таких "историй" у нас очень много. И к рыбе это можно отнести, и к нефти, и к алмазам... Мы, в общем-то, просто хищнически губим то, чем нас одарила природа.

Но все эти вопросы слишком глобальны. Осуществляя наш проект, мы не сможем и не собираемся заменить собой правительство, областную администрацию, дирекции природных парков. Мы хотим помочь, хотим дать возможность узнать, почему национальные парки за рубежом процветают, почему они во многих странах экономически самостоятельны и как они сами зарабатывают себе на жизнь, каким образом в них проводится значительное количество научных исследований - и это востребовано, это находит свое применение. Почему национальные поселки в тех местах, где есть охраняемые территории, процветают и "задыхаются" от обилия туристов в то время, как мы здесь, имея, можно сказать, самые уникальные природные системы, посмотреть которые желает огромное число людей в мире, не можем организовать элементарный поток туристов. Элементарный, я даже не говорю: прибыльный. Просто дать возможность приехать сюда тем, кто хочет, невзирая на труднейшие условия. Мы и этого подчас не можем - не то, чтобы создать для них условия в соответствии с мировым стандартом.

Я не готов сейчас ответить, что, какое именно направление будет самым главным в проекте ПРООН. Надеюсь, что именно комплексный подход позволит сдвинуть ситуацию с "мертвой" точки. Не "мертвой", но депрессирующей, ухудшающейся с каждым днем.

Ну, а официально проект нацелен на сохранение биоразнообразия, на то, чтобы Камчатка не стала регионом резкого сокращения эндемичных видов, регионом, где флора и фауна под гнетом человека существуют в какой-то остаточной форме. Мы хотим помочь заложить условия разумного сосуществования человека и природы. В этом, собственно говоря, наша цель.

- Спасибо, Юрий Германович. Еще несколько вопросов. Вернемся к туризму. Поделюсь, если позволите, своими впечатлениями. Наша первая поездка по Камчатке была в село Ковран. Летели до Усть-Хайрюзово на юго-западном побережье, затем двадцать с лишним километров ехали на машине по бездорожью, по кромке Охотского моря, затем еще несколько километров в глубь полуострова. Приезжаем, что видим? Живописное село, потрясающей красоты окрестности, дивная природа! Радушный, совершенно изумительный народ - ительмены, живущие своей традиционной, насколько это возможно сегодня, жизнью, познакомиться с которой мы и отправились туда. Материальное существование людей в общем-то мизерное, однако те, кто действительно связан с природой и духовным возрождением своей нации, живут наполненной жизнью. Нас, маленькую исследовательскую группу, они впустили в свою жизнь. Но вот от некоторых из них мы слышим: хотим развивать туризм. И невольно подумалось, что уникальная аура этого села будет разрушена. В таком состоянии, в котором живет там большинство людей (а мы в тесном общении с ними провели четыре дня и кое-что поняли), их тоже вроде бы нельзя оставлять. Где разумный компромисс? Дорогу вы проложите, вертолет будет прилетать, гостиницу построите?.. И что?

- Я с вами полностью согласен. Компромисса нет, туризм и традиционное проживание несовместимы.

Традиционное проживание какого-то народа подразумевает его постоянное погружение в природу. Это, собственно говоря, пропитание, обучение и развитие в гармонии с природой без участия технического прогресса, а уж тем более без посторонних глаз. Поэтому говорить о том, что мы сможем найти решение этой дилеммы, я не возьмусь.

Я наблюдаю, какие изменения происходят в другом селе - Эссо, которое сейчас становится центром туризма и входит в область наших, так сказать, "ведомственных" интересов. Я не имею в виду людей каких-то определенных национальностей, а просто жителей этого поселка. Вместо того, чтобы активно участвовать в экономическом процессе, они развращаются легкими деньгами, все повышая и повышая цены на свои услуги. Это в общем-то ничего общего не имеет ни с экономикой, ни с традиционным природопользованием, ни с развитием туризма. Просто пока в руки идет легкая нажива, они не хотят ее упустить.

Проблему я вижу в другом. В том, что в общем-то эвенов, коряков - а здесь, в Быстринском районе, это даже не народности, а представители народностей, к сожалению, уже очень малочисленных - невозможно оставить без внимания в тех условиях, в которых они существуют. Они не готовы прокормить себя только плодами леса. Этой возможности больше нет: либо сократились источники, либо в связи с тем, что эти народности, эти люди уже пожили в поселках, их система питания изменилась, и даже на генетическом уровне у них произошли определенные изменения. Поэтому просто так вернуться, условно говоря, на подножный корм, на природные источники существования у них, скорее всего, не получится, хотя такие попытки предпринимаются. В Быстринском районе 16 семей живут традиционным природопользованием - они зовут это "рыбалками". На реках, в стойбищах они большей частью используют ресурсы воды и леса. Тем не менее без хлеба, соли, крупы, без постоянных поставок продуктов питания, без техники, тех же снегоходов или хотя бы лыж, саней и многого другого - им уже не прожить, не прокормиться. Кроме того, их детям нужно учиться. Дети с малолетства уезжают в поселки. Там они заканчивают школу, привыкают к другой пище, к другой жизни. И вернуть их, ставших уже взрослыми, после этого в природу, я думаю, неспособен будет сам человеческий организм. Поэтому нужно сделать своеобразный выбор, не нам - им: все-таки где и как они будут жить? Если они хотят сохранить традиционное природопользование, такое, как оленеводство, разведение и воспитание собак для собачьих упряжей, другие свои традиционные формы: заготовку ягод, грибов, травяных чаев и прочего, то все равно им придется думать о том, как при этом экономически выживать в сегодняшней ситуации, потому что помощи от государства ждать не следует. Все! Дотаций в том объеме, в каком в советское время получали национальные поселки, больше не будет, и с этим необходимо смириться. Люди должны сами зарабатывать, они должны участвовать в экономической жизни, если хотят выжить и процветать. Наша задача - дать им инструменты для адаптации к новым условиям и обучить ими пользоваться.

Воспользуются они этим, будет хорошо. Но! - смогут ли они уловить тот предел, до которого им нужно переходить, так сказать, в современный способ существования, или все-таки остаться ближе к природе? Решать не нам. Мы с вами все равно, сколько бы ни думали за них, не сможем этого решить. У нас другое ощущение мира, другое образование, другой жизненный опыт. Поэтому мы должны сделать все, чтобы не дать им погибнуть, а принять решение, до каких пор, так сказать, "обиндустриализовываться", - это уже должны они сами. И вот здесь мы сталкиваемся с тем фактом, что за последние годы заметен уход жителей из поселков и переселение их на свои территории традиционного природопользования.

- Вы говорите об эвенах?

- Да, но еще раз хочу сказать: уйдя от цивилизации, они все равно не теряют с ней связи, они нуждаются в поддержке, в финансировании, в заброске продуктов, запчастей, горючего и т.д.

Поэтому, конечно, ауру мы потеряем, хотя, думаю, и не так скоро. А вот помочь выжить этим людям - наша святая обязанность. Помочь им выжить! Одну ауру нельзя сохранять, людей тоже надо сохранять.

Проект ПРООН в Быстринском районе в значительном объеме нацелен на традиционные способы существования. Вот максимально использовать опыт, накопленные знания, передаваемые из поколения в поколение, обобщить эти знания, сравнить с теми, которые есть в схожих территориях Канады, США, Севера Европы, России - весь Север живет традиционным природопользованием, дать новые технологии использования своих же недревесных ресурсов и все-таки научить, как от этого получать деньги, - вот, собственно, наша задача. А инструменты? Повторю, это тренинги для жителей национальных поселков, это обмен опытом, это финансовые механизмы в виде фонда поддержки, это консультанты, которые будут рядом, будут действовать именно на территории поселков, это юридическая поддержка, которую мы постараемся оказать, и даже морально-психологическая, в которой люди сейчас очень нуждаются.

Советский период был сложным. Эвенов, коряков, якутов пытались вынуть из природы: детей поселить в интернаты, взрослое население распределить по поселкам, заставить работать в сельском хозяйстве или, скажем, в горнорудной промышленности, что для них неприемлемо по ряду параметров, в том числе физиологических.

Сейчас пошел обратный процесс - их просто бросили: вы вышли из природы, ну и ступайте туда, если хотите. Но утеряны некоторые навыки, знания. Изменились адаптационные экосистемы, произошли и какие-то изменения на генетическом уровне. То есть нельзя теперь этим людям говорить: живите, как хотите.

Кстати, я не зря говорил про моральную поддержку, потому что на всех встречах с представителями национальностей, живущих в Эссо и Анавгае, звучит эта мысль: моральный дух жителей сломлен тем, что за них все решали власти - сначала жить в поселке, теперь пусть идут туда, откуда вышли...

Собственно, люди эти не такого склада, чтобы быстро и легко адаптироваться. Но адаптироваться нужно. Что же делать? Наверное, сначала им нужно помочь объединиться в ассоциации, ассоциациям помогать с воспитанием лидеров, научить их отстаивать свои права и научиться (всем нам) видеть себя в контексте мирового опыта. Ведь схожие проблемы были, например, в США. Из истории известно, как жестоко обходились с коренными народами и как потом долго власти пытались загладить свою вину, как создавались резервации, как из этих резерваций исходила постоянная угроза близлежащим поселкам и т. д. И вот это как раз тот опыт, те ошибки, которых хотелось бы здесь, у нас, избежать.

- Ну, некоторых "ошибок" мы избежать уже не сможем. Из многочисленных бесед и интервью на Камчатке я поняла: сейчас, когда для людей открылась реальная возможность углубиться в архивы, многие склонны называть землепроходческую миссию казаков в допетровское время колонизацией...

- Да. Но, в отличие от американской истории, колонизация у нас проходила практически без жертв. Это общеизвестно. Наши казаки численностью два-три десятка проходили огромные территории, тысячи километров, приобщая к России территории и народы, а войн-то не было! И Камчатка отличается как раз тем, что все народы, которые здесь жили до прихода казаков, в общем-то добровольно вошли в состав России. И здесь не было таких уж серьезных конфликтов, хотя, допустим, те же коряки - достаточно воинственный народ...

Ход истории нам не исправить, зато мы, как здравомыслящие люди, просто обязаны найти выход из доставшегося нам комплекса проблем, и выход этот должен оказаться с наименьшими потерями.

Для меня лично - не для проекта - национальной проблемы на Камчатке не существует. Есть проблема местных жителей Быстринского района, у определенной части которых, допустим у эвенов, один взгляд на происходящее, у русских другой взгляд, но это - не национальная проблема, речь идет о традиционном образе жизни. Вот и все. А то, что из этого пытаются сделать национальную проблему, не совсем верно.

И даже, кто был раньше на Камчатке, достаточно спорный вопрос. Вот недавно, вы знаете, отмечалось 150-летие прихода эвенов на Камчатку, хотя они считаются коренной национальностью, а русские пришли 350 лет назад... Так кто есть коренной? Откуда вытеснили коряков и где были ительмены, ученые, этнографы тоже до сих пор не определили. По какой реке, по каким разломам проходили границы владений, достоверно неизвестно, чтобы кто-то мог однозначно сказать: вот это - наша территория традиционного природопользования, поэтому все другие национальности должны отсюда уйти. Нет! Чем хороша наша земля, тем, что многое происходило одновременно. Здесь нет национальной проблемы, если ее искусственно не создавать.

- Последний вопрос: в какой стадии находится проект? Он юн, насколько я понимаю.

- Да. Мы разрабатывали его долго, и об этом можно написать, думаю, хороший детектив. Россия, обратившись за помощью в ПРООН и в Глобальный экологический фонд по финансированию проекта, на полгода "забыла", что нужна подпись министра природных ресурсов после того, как проект создан... На Камчатке в это время развернулось большое движение в поддержку проекта, и со всех сторон оказывалось давление на Министерство природных ресурсов, чтобы ускорить процесс, но у московских чиновников не находилось времени поставить необходимую подпись. Однако в июне этого года в Министерстве природных ресурсов проект был наконец подписан, и началась его реализация.

- То есть у камчатской администрации вы поддержку нашли?

- С удовольствием сообщаю, что в процессе разработки проекта и начала его реализации - на всех этапах мы находили понимание, поддержку, содействие у администрации Камчаткой области, Корякского автономного округа, местных общественных и неправительственных организаций, экологических фондов и движений. И несмотря на крайне сложную процедуру одобрения каждого мероприятия, заключающуюся в образовании координационных комитетов, в которых принимают участие и научные организации, и Камчатрыбвод, и представители Министерства природных ресурсов, и так далее - совершенно разноплановые организации, каждый раз мы слышим от камчадалов: проект нужен, мы его долго ждали и гарантируем поддержку.

Если бы десятитысячную долю такой поддержки иметь в Москве, то на Камчатке много больше удалось бы уже сделать и организовать. Но мы учитываем реальность ситуации и не взыскуем. Сегодня прежде всего нужно наращивать собственные усилия. Полагаться на себя.

Фото Т.Дахно, Н.Домриной, Э.Малиновского, А.Пчелинцева, А.Слугина.СЛОВАРИК К СТАТЬЕ Заповедник - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедниками называются также научно-исследовательские организации, за которыми закреплены указанные территории. В Российской Федерации (на 2002 год) 100 заповедников. В заповедниках запрещена всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

Биосферный заповедник - охраняемая территория, на которой защита наиболее представительных для данной зоны природных комплексов сочетается с научными исследованиями, долговременным мониторингом среды и образованием в области охраны природы. В то же время в пределах буферной зоны возможна ограниченная хозяйственная деятельность (только для нужд проживающих на территории биосферного заповедника людей), не наносящая ущерба природному комплексу. Создание биосферных заповедников (с 1973 года) связано с программой ЮНЕСКО "Человек и биосфера". В 2002 году в мире стало 370 биосферных заповедников, в России - 22, в том числе Сихотэ-Алиньский, Приокско-террасный, Кроноцкий и другие.

"Человек и биосфера" (англ. Man and Biosphere - MAB) - долгосрочная межправительственная междисциплинарная программа научных исследований проблем управления естественными ресурсами. Принята в 1970 году на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В программе участвует свыше 100 стран, в том числе Россия. Включает 14 проектов, изучающих влияние многообразной деятельности человека на основные типы природных сообществ и на окружающую среду в целом.

Заказник - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земные объекты и т.д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и др. заказники.

Национальный парк (природный национальный парк) - территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы и культуры. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха и ограниченной хозяйственной деятельностью на всей территории. Первый в мире Йеллоустонский национальный парк основан в 1872 году в США. К 2002 году в мире создано более 1200 национальных парков, в России - 3

Природный парк - охраняемый участок природного или культурного ландшафта; используется главным образом для рекреационных целей (например, организованного туризма). В отличие от заповедников и некоторых других охраняемых природных территорий режим охраны в природном парке наименее строгий. Природные парки имеются в Финляндии, Австрии, Германии, Индонезии, в России, Украине и в других государствах.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)