[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

КУМИРЫ И ЛИДЕРЫ
Велик тот, кто подает
великий пример.
В. ГюгоМногие люди подобны колбасам:
чем их начинят, то и носят в себе.
Козьма Прутков"Нет никакого сомнения, - пишет Иван Петрович Павлов, - что систематическоеизучение фонда прирожденных реакций животного чрезвычайно будет способствоватьпониманию нас самих и развитию в нас способности к личному самоуправлению..."Но многие ли из нас стараются развить в себе эту способность? Не прощели и удобнее подчиниться, согласиться, быть как все?Подражательное поведение свойственно всем животным, оно обеспечиваетпередачу опыта от одного поколения к другому. Например, у птенцов возникаетпривязанность к первому движущемуся предмету, попадающему в поле зрения.Обычно это бывает мать, но известный исследователь поведения животных КонрадЛоренц в своих опытах с утками "заменил" собой мать в момент вылупленияптенцов из яиц. Утята запечатлели в памяти образ эксперимен татора и долгоследовали за ним с "сыновней привязанностью".Опыты на обезьянах говорят о том, что поведение определяется той информацией,которую они получают в раннем детстве, при этом существует некий критическийпериод жизни, когда развивается способность любить и привязываться к окружающим.Если детенышей обезьян изолировали от матерей и сверстников, их способностьприспосаб ливаться к жизни в сообществе необратимо нарушалась.В подражательном поведении взрослых животных очень важен ранг особи,которая служит образцом для подражания. Например, шимпанзе копируют толькоповедение особей высокого ранга, и, чтобы обучить всю группу, достаточнообучить лидера. Колонии обезьян напоминают иерархическое общество, гдеодно животное - вожак - подчиняет себе остальных, захватывает большую частьтерритории и первым принимает пищу. Другие обезьяны избегают столкновенияс ним и всячески выражают свою покорность.Часто поводом к формированию лидера оказываются случайные события. Вспециальной литературе о поведении животных описан случай, когда молодойшимпанзе стал лидером, запугивая других членов стада ударами палкой попустой канистре из-под бензина. Как только экспериментаторы отняли у негоканистру, в группе восстановились прежние отношения, и бывший лидер оказалсяна сравнительно низкой ступени зоосоциального соподчинения. Основой формированиялидера здесь стало внушение.В. М. Бехтерев в книге "Внушение и его роль в общественной жизни", выдержавшейнесколько изданий в начале века, пишет: "Как в биологической жизни отдельныхлиц и целых обществ в зависимости от тех или иных... условий играет известнуюроль микроб физический, будучи... то фактором полезным, то вредным и смертельным,так и психический микроб или внушение в зависимости от своего внутреннегосодержания может быть фактором в высшей степени полезным или же вредными губительным... Где бы мы ни находились в окружающем нас обществе, мыподвергаемся действию психических микробов и, следовательно, находимсяв опасности быть психически зараженными".В качестве факторов, способствующих распространению "психической заразы",Бехтерев называет "подготовленность почвы" (слухи, агитация) и "скоплениенародных масс". Из литературы времен Великой французской революции он приводит"типический пример" того, как работают эти факторы. В одном из городков,мэр которого был известен своей благотворительностью, его соперник распустилслух о том, что этот самый мэр хочет заставить народ есть сено. Вскорена рынке в один из базарных дней на трех возах оказалась (случайно илинет, никто теперь узнать не сможет) плохая мука. Толпа начала возмущаться.Всем хотелось найти виновника и наказать. И когда вдруг раздался выкрик:"Долой мэра! Смерть ему!", разъяренная толпа с готовностью подхватила призыв.Мэр вышел из дома, чтобы разобраться в причине смуты, но его сразу жесбили с ног и затоптали.В обычное время до затаптывания ногами дело не доходит, но от этогоне всегда бывает легче.Много лет назад, когда я собиралась защищать кандидатскую диссертацию,"дружествен ная" мне дама принесла одну из центральных газет с огромнойстатьей об известном профессоре, которого мой руководитель хотел попроситьбыть оппонентом, со словами: "Почитай, что пишут о твоем оппоненте!" Егообвиняли во всех смертных грехах. Естественно, что руководитель поспешилнайти замену. Через несколько месяцев в той же газете появилось "извинение"из нескольких строк. Все в первой статье оказалось ложью, но ее читалии обсуждали, а вторую публикацию заметили разве что люди, лично знавшиеэтого человека и ожидавшие опровержения. Через несколько лет он умер, будучи
достаточно молодым. Я не берусь утверждать, что это было следствиемпережитого им после той злополучной статьи, но и отрицать связь между событияминельзя...Мы от души смеемся, слушая песню Владимира Высоцкого о слухах, и тутже сами верим точно таким же слухам. Проблема эта у нас так существенна,что И. П. Павлов специально останавливается на "факте распространения слухов"в своей публичной лекции "О русском уме", прочитанной в 1918 году. "Серьезныйчеловек, - говорит он, - сообщает серьезную вещь. Ведь сообщает не слова,а факты, но тогда вы должны дать гарантию, что ваши слова действительноидут за фактами. Этого нет. Мы знаем, конечно, что у каждого есть слабостьпроизводить сенсацию, каждый любит что-нибудь прибавить, но все-таки нужнаже когда-нибудь и критика, и проверка. Этого у нас не полагается. Мы главнымобразом оперируем словами, мало заботясь о том, какова действительность".Ужасны бытовые сплетни, но еще хуже, когда их распространяют радио,газеты и особенно телевидение, "скрыться" от которого почти невозможно.И то, что слухи "разносят по умам" не "беззубые старухи", как у Высоцкого,а хорошенькие дикторши и уверенные в себе молодые люди, только увеличиваетсилу внушения. Возможности средств массовой информации в наши дни почтибезграничны. Они, как пишет французский социолог Серж Московичи в книге"Век толп", "баснословно увеличивают власть вождя, поскольку концентрируютавторитет на одном полюсе и преклонение на другом". И не только вождя.Они "творят кумиров" из эстрадных певцов, сомнительных политиков, всевозможныхпрорицателей, возводят на пьедестал одних и низвергают других. К сожалению,способ формирования лидеров в разных областях часто все тот же: звон пустойканистры, которым развлекался шимпанзе в описанном выше опыте. Только этотзвон многократно усилен и умножен, он приходит в каждый дом, каждый день,становясь условным раздражителем, который повторяется и повторяется. Исовсем неважно, что канистра пустая: эксперименты говорят о том, что формированиелидера обусловлено не столько его личными достоинствами, сколько подчиненнымповедением других членов группы.И. П. Павлов выделял специальный рефлекс рабской покорности, относяего к числу безусловных (врожденных). "Хорошо известен факт, - писал он,- что щенки и маленькие собачки очень часто падают перед большими собакамина спину. Это есть отдача себя на волю сильнейшего, аналог человеческогобросания на колени и падения ниц - рефлекс рабства, конечно, имеющий жизненноеоправдание. Нарочитая пассивная позиция слабейшего, естественно, ведетк падению агрессивной реакции сильнейшего... Как часто и многообразно рефлексрабства проявляется на русской почве..."И не только на русской. В 1940 году, говоря о положении в мире и о причинахприхода к власти определенных лидеров, один из крупнейших мыслителей ХХвека Питирим Сорокин писал: "Ни Гитлер, ни Сталин, ни Муссолини не создалинастоящий кризис, а, наоборот, существующий кризис создал их таковыми,каковы они есть, - его инструментами и его марионетками". Их и других подобныхлидеров взрастило общество, склонное доверять "звону канистры" больше,чем урокам истории, доверять официальной информации о том, что вчерашнийдруг - сегодня враг народа, больше, чем словам и делам этого друга...Из внушений последнего времени наиболее опасной кажется активная демонстрациялегкости и случайности успеха, его непропорциональности личным качествами труду. "Живи в свое удовольствие", "Бери от жизни все", "Делай, что хочешь"...Как архаично звучит сегодня вековая мудрость: "Терпенье и труд все перетрут"или представление об обязанностях и долге... И как тяжело сопротивлятьсяподобной установке молодым людям. Да и учим ли мы их сопротивляться?Экспериментальное изучение поведения группы обезьян. Вожак занимаетпочти всю клетку, заставляя остальных обезьян тесниться в углу. Не правдали, что-то подобное приходится наблюдать и в человеческом обществе? В мозгобезьяны-вожака вживлены электроды, расположенные в зонах, раздражениекоторых подавляет агрессивность животного. Одна из подчиненных обезьян,долгое время наблюдая за действиями экспериментатора, поняла, что, нажимаяна рычаг, находящийся в клетке, можно успокоить разбушевавшегося повелителя.Снимки взяты из книги известного физиолога Хосе Дельгадо "Мозг и сознание",вышедшей в русском переводе в 1971 году.Американ ский филосов Борис Сидис в своей книге "Психология внушения",вышедшей в русском переводе в 1902 году, определяет внушение как "вторжениев ум какой-либо идеи. Встреченная большим или меньшим сопротивлением личности,она, наконец, принимается без критики и выполняется без обсуждения, почтиавтоматически". То есть конечный эффект определяется не только силой внушения,но и мерой сопротивления личности. Именно формирование способности к такомусопротивлению и должно быть целью воспитания и образования: с одной стороны,необходимо знание истин, с другой - умение анализировать (а не приниматьна веру) факты. Надо научить человека так управлять собой, чтобы он могвыдерживать внешние воздействия, сохраняя внутреннее равновесие."Под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий, - писалИ. П. Павлов, - формируется устойчивая система нервных процессов - динамическийстереотип". Его образование "есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря... по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и поиндивидуальности... с другой". Динамический стереотип - по сути внутренняяшкала ценностей, образовавшаяся на основе врожденных рефлексов и индивидуальногожизненного опыта. К сожалению, в наши дни индивидуальный жизненный опытвсе больше определяется массовой информацией, тем "стереотипом повторяющихсявоздействий", которые преподносят нам телевидение и газеты. Они далеконе безобид


ны, и "перекричать" их порой не под силу даже самому возвышенному семейномувоспитанию. Тем более, что у положительных семейных примеров обычно нетподкрепления сиюминутным успехом... Поэтому так важно, кто говорит с намисо страниц газет и журналов, с экрана телевизора, какие (и чьи) идеи онинам внушают."Простые крестьяне - прекрасные люди, и прекрасные люди - философы.Но все зло от полуобразованности", - говорил М. Монтень. А часто ли мывидим и слышим в средствах массовой информации "простых крестьян" с ихтрадициями и ценностями или людей высокого ума и широких знаний (философов- не по специальности), то есть людей, которым есть что сказать "городуи миру".Размышляя о происхождении и развитии нравственности, П. А. Кропоткинприводит рассказ миссионера, жившего в прошлом веке среди алеутов на севереАляски. По их представлениям, "было стыдно хвастаться своими поступками,тем более вымышленными, и называть другого презрительными словами ...стыднобояться выйти в море во время бури; первому ослабнуть в долгом путешествиии выказать жадность при дележе добычи..." В последнем случае все остальныеотдавали жадному свою долю, чтобы его пристыдить! Согласитесь, было бынеплохо, чтобы эти простые истины и сегодня внушались молодежи, а те, ктозабрал чужие доли при "дележе добычи", хоть немного стыдились...Шагнув за короткое время от массовой неграмотности к массовому высшемуобразованию, мы "оторвались" от патриархальных ценностей и запретов, ноне пришли к уважению высокой мудрости. Отсюда - популярные в течение десятилетийспоры "физиков" и "лириков", сокращение времени, отпущенного на гуманитарныедисциплины, чтобы заниматься математикой, физикой и другими более нужнымивещами, в то время как именно литература и история являются необходимойосновой для формирования нравственной личности. Недаром говорят: "На ошибкахучатся". На ошибках реальных исторических лиц и героев, созданных из жизненногоматериала умом и фантазией великих писателей. С момента появления книглюди находили своих героев на их страницах: Татьяну Ларину или Ассоль,Гамлета или Мартина Идена... Их мысли, идеи, поступки входили в число воздействий,формирующих динамический стереотип, шкалу ценностей личности. Время "сортировало"книги, выделяя то, что мы называем классикой и по чисто литературным достоинствам,и по высоте заложенных в них нравственных принципов, на которых воспитывалисьмногие поколения.Как часто кумирами, властителями дум не только современников, но и потомковстановятся поэты, писатели, философы. Для нас это, конечно, А. С. Пушкин- "наша радость, наша народная слава", как было сказано в сообщении о егосмерти, помещенном в "Литературных прибавлениях" к "Русскому инвалиду".Не случайно "Мой Пушкин" у Марины Цветаевой, не случайно обращение именнок нему смертельно больного Александра Блока:Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!На этом рисунке, сделанном А. Бауманом по наброску Н. Чехова, представленмомент открытия памятника А. С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 года.Особенностями сегодняшней - массовой - информации являются ее огромныйобъем и "сиюминутность", случайность. Хотим мы этого или нет, но приходитсяпризнать тот факт, что в наши дни газеты и телевидение стали основными"воспитателями" общества. Заняв эти позиции и потеснив традиционные формывоспитания, представители средств массовой информации, по-видимому, непонимают (или не хотят понимать) всей меры своей ответственности, необходимостидумать о принципах и ценностях, которые распространяют в обществе. "Словоне воробей, вылетит - не поймаешь", оно - физиологический раздражитель,формирующий личность ребенка, несущий боль и радость, согревающий или калечащийдуши. Вспомните строки А. С. Пушкина:И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...Чувства добрые - вот то основное, что нужно человеку во все времена.Конечно, не каждый может "пробуждать" их с гениальностью великого поэта,но в меру своих способностей может, а тот, кто берется говорить со всейстраной, со всем миром с экрана телевизора или газетных страниц, - тотпросто обязан это делать. Доктор биологических наук Л. СЕРОВА.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)