[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

"Ложкарной столицей" России и признаннымцентром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов,что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережносохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционныйпромысел предков, мастеривших замечательныйщепной товар. Это наглядно продемонстрировала выставка, которая прошлавесной 1999 года в Москве, в "Народной галерее" Государственного российскогодома народного творчества. Ее организаторы - администрация Семеновскогорайона Нижегородской области и Нижегородский областной центр народноготворчества - представили разнообразные экспонаты: старинные и современныерасписные ложки семеновских мастеров, ярко украшенные золотом и киноварьюнаборы хохломской посуды, исконно народную семеновскую матрешку, традиционныеи новые, необычные изделия из лыка. Глядя на все это великолепие, подумалось,что и сегодня актуальны слова П. И. Мельникова-Печерского, автора романов"В лесах" и "На горах": "Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки,чашки, блюда заволжанин точит да красит... все, что из лесу можно добыть,рук его не минует". А еще - захотелось как можно больше узнать о семеновскихложках и о "пламенной" хохломе.

Кандидат искусствоведения Ю. ИВАНОВА. В старинуложки и посуда, которыми пользовались крестьяне на Руси, были исключительнодеревянными, как и во всех странах Европы, где в пищу употребляли жидкиеяства - супы, каши. Первое упоминание о русских ложках встречается в "Повестивременных лет", где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем,что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек,а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные, сообщается далеев предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотряна то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянныхпредметов из обихода.Деревянную посуду производили во многихместах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских,ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славиласьзаволжская, или, как ее еще называли, керженская.

С древнейших времен жителям сел и деревень,раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы, на малоплодородных дерново-подзолистыхпочвах редко удавалось вырастить богатый урожай, и поэтому подсобные деревообрабатывающиепромыслы были основной статьей дохода населения. Развитию промыслов способствовалиналичие запасов древесины, близость крупнейших торговых центров - Макарьевскойи Нижегородской ярмарок, а также деловитость, предприимчивость и художественныйвкус старообрядческих умельцев, которые в ХVII - начале ХVIII века сталиосновывать в керженских лесах свои поселения.Из исторических свидетельств известно,что к началу ХVIII века селишко Семеновское, называемое починком, укрупняется,здесь возникает базар, который вскоре становится признанным торговым центромНижегородского края. В 1779 году село Семеново было преобразовано в уездныйгород Семенов, призванный бороться со старообрядцами. Однако все прилегающиедеревни и села еще долго будут хранить веру дедов.Семеновские мастера делали ложки "такиеприглядные да ловкие, - пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, - чтолюди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали".Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они былирасписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на нихвоспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью.Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложкаминеокрашенными, из простого дерева.

Семеновские ложки расходились во все стороныРоссии. Скупщики торговали ими даже за границей - в далекой Персии. Особыйзаказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполнялинижегородцы. Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывалив среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордноечисло - 170 миллионов штук! Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей,живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация:ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью "белья" (долбленойили выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписнуюпосуду лаком.Всякая ложка на Руси имела свое назначениеи название.Ложечку для раздачи святого причастия скрестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякуюложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезалидвуперстие.

Простая русская широкая ложка средней величиныназывалась "межеумок" (этим словом, кстати, обозначали не только ложку,а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежалони к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов такохарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: "Они мастерят...ложку "межеумок", которой вся православная Русь выламывает из горшков крутуюкашу и хлебает щи, не обжигая губ".Бурлацкая ложка "бутырка", название которой,по всей видимости, произошло от слова "бутырить" - переворачивать, мешать,перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Онасчиталась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместококарды, как своеобразный знак отличия, "вывеску".Ложка баская, или боская, была долговатойи тупоносой, полубаская - немного покруглее (слово "баский" означало: красивый,красный, видный, разукрашенный).Носатой называли всякую остроносую ложку.Уж не про нее ли поговорка: "Ложка-то узка, таскает по три куска: надоее развести, чтобы таскала по шести!"

Делали в Нижегородской губернии и складныеложки - они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные,сливочные, икрянки и др.В историко-художественном музее городаСеменова, который был открыт в 1934 году, хранятся самые разные ложки:белые (неокрашенные), крапленные легким узором с помощью птичьего пера,лакированные, с разнообразной росписью и резьбой. Эту коллекцию незадолгодо революции начал собирать местный художник Г. П. Матвеев. Сегодня в музеекроме ложек есть великолепные образцы расписной хохломской посуды, токарнаяи топорная игрушка, лесная корнепластика, резные изделия,в том числе мебель, и много всяких деревянных диковинок. Их изготавливаютсеменовские фабрики "Хохломская роспись", "Семеновский сувенир", ТОО "Абрис",а также художественная школа города Семенова.Музейный стенд представляет процесс производствадеревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши".У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы -раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверялидетям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуриваниеи полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши",которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрелоиной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложекрезчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

В музее есть ложки, типичные для староверов,- с черенком в виде двуперстного знамения. На одной из таких ложек изображенроссийский герб с двуглавым орлом и монограммой императора Александра III.В конце ХIХ века в Семенове работал мастерМитрей Иванов, который украшал свои ложки способом крапления, нанося тушьи чернила куриным или гусиным пером, с легкой подкраской силуэтов кистью.Рисунок выполнялся свободно, одним росчерком пера. Очень обобщенно, ноузнаваемо изображаются церкви и дома на городской набережной, вода в реке,деревья с кудрявыми ветвями, обрамляющие композицию. Эта виртуозная росписьсродни искусству примитивов. Таковы и ложки мастерицы Екатерины ИвановныПряничниковой, выполненные, очевидно, в 1930-е годы. Сюжеты на внутреннихсторонах головок ложек самые житейские: женщина за самоваром, косец в краснойрубахе, держащиеся за руки подруги, женщина, кормящая кур.

Интересно взглянуть и на коллекцию 1960-1970-хгодов местного мастера Н. С. Мерзлова. Резчик изучал свойства древесиныпри выделке ложек из клена, липы, березы, ольхи, ели, осины, сосны. Оставляясвои изделия неокрашенными, он тем самым подчеркивал красоту текстуры дерева.Мастер любил изобретать различные формы черенков ложек: витые, с прорезныморнаментом, с завершением черенка скульптурными фигурками женщин или головамиразличных животных.Радуют глаз хохломские ложки. О них разговорособый.Хохломская роспись со свойственными ейтехнологией, колоритом и орнаментом возникла на рубеже ХVII-ХVIII вековна севере Нижегородской губернии, в нынешних Семеновском и Ковернинскомрайонах. Родиной хохломы считают поселок Семино Ковернинского района. Названиезнаменитому промыслу дало торговое село Хохлома Нижегородской губернии,куда привозили свои изделия ложкари из окрестных селений - Семино, Большиеи Малые Хрящи, Новопокровское и др.

До того как попасть в руки художника, деревяннаяпосуда проходила сложный и оригинальный путь подготовки, присущей толькохохломской росписи. Сначала резное "белье" натирали жидким раствором глины("вапом"). Когда глина подсыхала, изделие смазывали льняным маслом. Пропитанныймаслом тонкий слой глины создавал прочную оболочку, которая закрывала порыдревесины и препятствовала проникновению внутрь олифы и лака, используемыхв дальнейшей обработке. На следующем этапе посуду несколько раз олифилии просушивали. Последний, обычно четвертый, слой олифы сушили до стадии"мягкого отлипа", чтобы на поверхности изделия мог удержаться слой грунтапод роспись. Изначально этот слой состоял из серебряного порошка, потомего заменило олово, а ему на смену в наше время пришел алюминий. Этот порошокназывают полудой, а сам процесс нанесения его на изделие - лужением. Послепросушки луженые формы, похожие на серебряные, расписывали, затем покрывалитонким слоем лака, раскладывали на противни и, как пироги, сажали в жарочныешкафы, где температура достигала 250 градусов. Пройдя такую "закалку",изделия приобретали искристый блеск, серебряные детали под лаком становилисьзолотыми.Для хохломы характерны своеобразное сочетаниекрасок - ярко-алой киновари, черной "сажи", золота и зелени (именно этицвета, не изменяясь, выдерживают закалку при высокой температуре) - и дваосновных вида письма - "верховое" и "фоновое", или "под фон". Традиционени устойчивый мотив росписи: вьющаяся ветка с гроздями ягод в окружениитрав либо фантастических цветов. При"верховом" письме орнамент наносят на серебристую поверхность луженой посудымазками, применяя обычно роспись "травка". В данном случае в изделии послепокрытия его лаком и закалки преобладает золотой фон, а орнамент, выписанныйкрасной, черной или зеленой краской, идетповерх этого фона.

При "фоновом" письме контурный рисунок орнаментананосится на полуду черной или, к примеру, красной краской, а затем весьфон, окружающий орнамент, закрашивается этой же краской. В готовом изделиизолото блестит лишь в орнаменте.Семеновцы больше любят роспись "под фон".Хотя она и более трудоемкая, но зато выглядит наряднее. Такую роспись выполнялипрежде только для богатых заказчиков или на подарочных изделиях. На семеновскихложках самые разнообразные мотивы росписи. Здесь и сочные киноварные ягодырябины, малины, вишни, и золотые листья затейливых форм. Похоже на драгоценнуюпарчу "круглое" письмо "кудрина", когдазолотые цветки и такие же листья обрамляет фон красного или черного цвета.Название "кудрина" объясняется тем, что мотивы этой росписи состоят изокруглых завитков, похожих на кудри.Сегодня настоящей хохломой является продукцияпредприятий ЗАО "Хохломская роспись" в городе Семенове и "Хохломской художник"в поселке Семино Ковернин-ского района. Основную массу дешевых хохломскихложек изготавливают, как правило, по-прежнему мастера-надомники. Семеновскиечудо-ложки, золотое узорочье которых так греет душу, наверняка есть в коллекцияхистинных ценителей народного искусства. Эти изделия традиционно - лучшийсувенир из России, и, как встарь, они могут многое рассказать об удивительныхрусских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)