[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Автомобильную промышленность можно считать настоящим полигоном для испытания и внедрения полимерных материалов. Желание сделать автомобиль более безопасным, легким, красивым и экономичным заставляет конструкторов и дизайнеров постоянно искать пластики на замену металлических элементов. "Начинка" автомобиля состоит из деталей самого разного назначения, и для их изготовления требуются материалы с различными свойствами. К примеру, для бампера важнее всего ударопрочность, для бензинового фильтра - устойчивость к топливу, а для трущихся деталей - износостойкость. С каждым десятилетием количество пластмассовых деталей в автомобилях неуклонно возрастает. Если в 1964 году автомобиль зарубежного производства содержал в среднем 1-1,5% полимеров (по весу), то сейчас в новых автомобилях пластик составляет уже 15%. Российское автомобилестроение не исключение, на смену металлическим деталям в отечественных машинах все чаще приходят пластиковые. Но чтобы такая замена оказалась по-настоящему эффективной и экономически выгодной, необходимые полимерные материалы должны быть достаточно дешевы и всегда "под рукой". А это возможно только в том случае, когда они производятся здесь, в России. Именно для выполнения этой задачи московская компания "Полипластик-Технопол", тольяттинские предприятия "Куйбышев -Азот" и "Виза" объединили свои усилия и создали в Тольятти совместное предприятие "Волгапласт", которое производит полимерные материалы на основе полиамида. Мы привыкли говорить о том, что живем в век полимеров. Но полимеры не просто заменяют традиционные древесину, стекло, металл, они во многом превосходят их. Полимеры стали основой для создания новых конструкционных материалов с уникальными свойствами. Разнообразие существующих синтетических полимеров и композитов позволяет в каждом конкретном случае подбирать материал, максимально соответствующий тем функциям, которые должно выполнять изделие, и тем условиям, в которых оно будет эксплуатироваться.

Прочные позиции в разных отраслях промышленности, в том числе автомобилестроении, занимают полиамиды - дешевые, удобные в переработке полимеры, обладающие универсальными эксплуатационными свойствами. Характерный химический признак полиамидов - то, что они содержат в основной цепи группу - СО - NH -. Кстати, такие же группы содержатся в белках и пептидах, хотя по свойствам биологические полиамиды сильно отличаются от синтетических. Основные выпускаемые промышленностью группы полиамидов - полиамид-6, полиамид-6,6 и полиамид-12; цифры обозначают число атомов углерода в исходных веществах (мономерах).

Первый промышленный полимер этого класса, полиамид-6, более известный широкой публике под названием капрон, начал свое триумфальное шествие по миру в конце 1930-х годов, после того, как сотрудник компании "Дюпон", талантливый американский химик Уоллес Карозерс разработал метод получения синтетического полиамидного волокна. Изделия из прочных и эластичных синтетических нитей, от дамских чулок и парашютов до рыболовных сетей и канатов, быстро завоевали рынок.

Сейчас полиамид - один из самых дешевых и широко используемых полимеров. Из него можно изготавливать не только волокно, но и пленки, клеи, а также пластики. Полиамидные пластики обладают замечательными свойствами: они прочны, устойчивы к механическому износу, маслам и органическим растворителям, выдерживают температуры до 140оС, обеспечивают хорошую тепло- и электроизоляцию. К тому же полиамиды прекрасно совмещаются с самыми разными наполнителями, а это открывает неисчерпаемые возможности для создания на их основе композиционных материалов и модифицированных пластиков с заданными характеристиками. В качестве наполнителей применяют стекловолокно, асбест, графит, кварц, тальк и другие материалы. Количество наполнителя, в зависимости от поставленной задачи, может достигать до 60%. При этом каждый вид наполнителя придает пластику особые свойства: стекловолокно в несколько раз улучшает механическую прочность, графит и дисульфид молибдена снижают коэффициент трения, тальк и кварц усиливают электроизоляционные свойства, соединения фосфора и сурьмы уменьшают горючесть. Полиамид можно окрашивать в любые цвета, изделия из него имеют хороший внешний вид, что немаловажно для конкурентоспособности на рынке.

Огромное достоинство полиамидных материалов - простота переработки. Они термопластичны, что позволяет изготавливать детали различной формы методом литья под давлением и экструзии. По сравнению с другими полимерами полиамид менее капризен, не так требователен к точности соблюдения температурных режимов литья и сушки. Для России, где технологические процессы на производстве еще не полностью отработаны, такая неприхотливость - большое достоинство. Более того, производство деталей из полиамидных термопластов практически безотходно, поскольку любые остатки полимерной массы обязательно находят новое применение.

Сырьем для синтеза полиамида-6 служит распространенный химический продукт - капролактам. Поскольку российские химические предприятия производят 10% мирового объема капролактама, ясно, что проблем с сырьем в нашей стране нет. Большинство отечественных заводов выпускают полиамид-6 в виде волокна, из которого делают трикотаж, ткани, корд для шин и многое другое. Но для автомобильных деталей нужны специальные модифицированные литьевые марки полиамида-6, производство которых в последние годы, после закрытия цеха на заводе "Карболит" в Орехово-Зуеве, в России практически прекратилось.

Чтобы обеспечить потребности отечественного автомобилестроения и других отраслей промышленности в материалах на основе полиамида, в Тольятти было создано совместное предприятие "Волгапласт" при участии компании "Полипластик-Технопол", предприятий "Куйбышев-Азот" и "Виза". "Волгапласт" выпускает 5 тысяч тонн продукции в год. Теперь отечественные автозаводы в значительной степени избавлены от необходимости закупать полиамиды импортных марок, оплачивать дополнительные транспортные расходы и ждать, когда прибудет заказанная партия сырья. А главное - можно обойтись в достаточно недорогом отечественном автомобиле без дорогих импортных материалов. Производство полиамидных пластиков требуемых марок теперь находится рядом - в Тольятти.

Современное автомобиле -строение уже немыслимо без материалов на полимерной основе. Достаточно заглянуть под капот автомобиля, чтобы увидеть там множество деталей, изготовленных из пластика. Если говорить конкретно о полиамиде, то это элементы систем зажигания, термостаты, защитные экраны, корпуса бензиновых и воздушных фильтров, крыльчатки вентиляторов и многое-многое другое. Недавно из полиамида начали делать детали выпускного коллектора, а будут делать и крышки клапанов. Некоторые изделия из материалов "Волгапласта", например бензиновые фильтры и каркасы реле из прозрачного полиамида, будут экспортироваться во многие страны мира.

Применение полиамиду нашлось и в салоне автомобиля: различные кнопки и каркасы, ручки дверей, корпуса и шестерни стеклоподъемников. В недалеком будущем металлическую педаль акселератора заменит более легкая и прочная - из армированного полиамида.

Конечно, идеальных материалов не бывает - есть недостатки и у полиамида. Один из них - способность поглощать влагу. Из-за этого в изделиях из полиамида нельзя обеспечить высокую точность размеров: при повышенной влажности деталь слегка набухает, а в сухом воздухе снова сокращается. Но во многих случаях недостатки полиамида нивелируются комплексом других потребительских качеств, которые делают его универсальным пластиком. А для специальных задач существуют специальные марки полимеров.

Что дает использование пластиков в автомобиле? Во-первых, машина становится легче, а это означает, что снижается расход топлива и уменьшается загрязнение окружающей среды выхлопными газами. Во-вторых, открывается возможность для новых конструкционных решений, поскольку термопластичные полимеры легко поддаются переработке и, следовательно, позволяют воплотить любые дизайнерские идеи. Благодаря этому можно получать детали самых хитроумных форм и цветов без дополнительных операций по механической обработке и окраске. В-третьих, применение пластиков помогает не только отказаться от дорогостоящих цветных металлов и нержавеющих сталей, но и сократить энерго- и трудозатраты в процессе производства, а значит, снизить стоимость автомобиля.

Но, пожалуй, самое главное преимущество пластиков в том, что они обладают комплексом свойств, необходимых для конкретного конструкционного элемента. А от того, насколько соответствует материал условиям эксплуатации, зависит надежность детали и, в конечном итоге, безопасность автомобиля, а также комфорт водителя и пассажиров. Зарубежный опыт показывает, что полиамид - наиболее подходящий материал для элементов подкапотного пространства. Сочетание гибкости и жесткости, устойчивость к вибрации, коррозии, истиранию, растрескиванию обеспечивают дополнительную защиту при аварии.

Среди модифицированных марок полиамида есть такие, которые обладают одновременно низким коэффициентом трения, прочностью и ударной вязкостью. Причем эти свойства сохраняются в широком диапазоне температур, что делает полиамид незаменимым при изготовлении сепараторов подшипников и других трущихся деталей.

Компания "Полипластик-Технопол" разработала процесс получения модифицированных марок полиамида широкого назначения. Недавно освоено уникальное производство новых материалов серии Технамид Б . Они имеют более короткий цикл литья. А ведь экономия даже нескольких секунд позволяет изготовить за смену больше деталей и в итоге повышает эффективность производства. Кроме того, эти материалы обладают высокой прозрачностью, что существенно расширяет спектр их применения.

Сейчас на предприятии "Волгапласт" начат выпуск стеклонаполненных материалов серии Армамид - торговой марки "Полипластик-Технопол". Эти стеклопластики имеют улучшенные эксплуатационные качества и, без сомнения, найдут применение в автомобилях новых серий, сделав их легче, красивее и прочнее.

Кандидат технических наук М. КАЦЕВМАН,
директор по науке и развитию компании "Полипластик-Технопол".
Записала Е. Лозовская. Доля полиамидов на мировом рынке термопластичных конструкционных материалов c высокой степенью кристалличности. (Общий объем производства - 3,4 млн тонн.)

Доля полиамидов на российском рынке термопластичных конструкционных материалов c высокой степенью кристалличности.

Эти автомобильные детали сделаны из материалов на основе полиамида-6.


Преимущества полиамида-6 перед другими пластиками (полиацеталем, поликарбонатом, полибутилентере-фталатом, АБС-пластиками).


Недостатки полиамида-6 по сравнению с другими пластиками.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)