[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

С первых же уроковдревней игры мы познаемнепреложную истину, что надо какможно скорее развивать все фигуры,а при реализации стратегическогоплана стараться организовать игрутак, чтобы в ней участвовало какможно больше наличных сил. Однакопорой случается, что решающую рольв достижении цели приходитсяиграть одному участнику шахматнойдрамы, который как бы празднуетсвой бенефис.

Я.ВЛАДИМИРОВ,
международный гроссмейстер пошахматной композиции.


№ 1.Торре-Ласкер

(Москва,1925)

Вспомнимокончание знаменитой партии изМосковского турнира 1925 года, когданичего не подозревающийэкс-чемпион мира угодил в коварнуюловушку.

Конечно, в практической партиислучаи подобного "бенефиса"довольно редки, потому чтошахматист ищет успех вкоординированных действиях всехфигур. Но в композиции акцент надействия одной фигуры-бенефициантаочень популярен и запоминаетсянадолго, получая порой дажеспециальные названия.

Ход белыхКазалось бы,связка слона по пятой линиисковывает атакующие возможностибелых, но следует удар"пикадора" 1.Cf6! Ф:p , послечего арену целиком захватываетматадор-ладья: 2.Л:g7+Kph8 3.Л:f7+ Kpg8 4.Лg7+ Kph8 5.Л:b7+ Kpg8 6.Лg7+ Kph87.Лg5+ Kph7 8.Л:p, и все кончено.Эта комбинация получила название" мельницы " - ладья,как жернова, перемалывает четырефигуры черных.

№ К. Коккелькорн

Й.Котц (1 поч. отзыв

"Palamede", 1865)

Начнем наш парад, естественно, сглавной фигуры - Его величества.

Этот занятныймарш по вертикали получил девиз "Подъемна Эверест!".

Мат в 5ходовАнализ позициипоказывает, что черные могутдвигаться лишь слоном, ведь одналадья связана, другая прикована кзащите клеток с3 и f2, а конь сторожитполе f Но аналогично"стреножены" и белые фигуры:слон связывает ладью, ферзьконтролирует три клетки, конь d1караулит ладью, а конь е6приглядывает за черным королем. Илишь белый монарх относительносвободен, но лишь на вертикали h. Где же путь к победе?Оказывается, он заключается впрокладке пути для ферзевого мата споля h7 - 1.Kpp! Ca2 2.Kpp Cc4 3.Kph7 Cb5 4.Kph8C:c6, и как развовремя 5.Фh7ґ.

№ Г.Бинкер

(Приз,"Die Schwalbe", 1930)

Очевидно, что чащевсего бенефис отмечает шахматнаялюбимица - королева. В следующейзадаче она тонко маневрирует подиагонали, нарушая координациюпридворных черного властелина.

№ Р.Кола

("Themes-64", 1984)

Мат в 4хода 1.Фb1! - 2.Фb7ґ 1...Cb2! (1...Лb3 2.Ф:b3+ Kpe4 3.K:d4+) 2.Фh7! - 3.Фb7ґ, 2...Лb Обе черные фигурыперешли через так называемоекритическое поле с3, после чегоможно вызвать их взаимноеперекрытие: 3.Фc2! - 4.Фс6ґ, 3...Лс34.Фf5ґ, 3...Cc3 4.Ф:g2ґ. Впервыеаналогичный замысел при движенииферзя по горизонтали былпредставлен в 1911 году авторамизадачи № 2, которые, учитываягеометрию всех движений ферзя,предпослали задаче девиз "DieSchwalbe" (ласточка ). Он затемстал названием немецкого журналапо композиции, выходящего с 1924 года.

Ошибочно 1.Лg2? Ф:g22.Cp f6! 1.Лp Фa1! 2.Лg2 (2.Cp? Фc3+!) 2...Фh83.Лa2 Фp 4.Cp Фa8 5.Л:a8ґ.

Мат в 5ходовА в этой задачепримечательны сольные выступлениячерного ферзя, которому предстоитпобывать и в других углах доски.

Ну, а теперьбенефис отмечает ладья.

Один московскийлюбитель композиции образно назвалтакой маршрут ферзя "пулеметчиком" по аналогии с крест-накрестрасположенной пулеметной лентой,которую надевали на своих героевкинорежиссеры прошлых лет.

Мат в 3 хода

№ 5 Л.Лошинский

(1 место, IIчемпионат СССР, 1947)

Эта одна из лучшихзадач в истории композиции, и,конечно, такое преследование фигурне обошлось без своего термина -темы магнита.

После 1.Фb1! создается угроза 2.Kp+ Kp:e4 3.Лe3ґ, парировать которую может любоеотступление черной ладьи d4: 1...Лd52.Лd4! - 3.Kpґ, 2...Л:g3 3.edґ, 1...Лd6 2.Лd5! Л:g3 3.C:e5ґ,1...Лd7 2.Лd6! Л:g3 3.Лf6ґ - ладьи,словно связанные магнитнымисиловыми линиями, вместеперемещаются по вертикали, а потом -также по горизонтали: 1...Лс4 2.Лс3 Л:g33.fgґ, 1...Лb4 2.Лb3!, 1...Лa4 2.Лa3! Замыселукрашен и седьмой дуэлью ладей -1...Л:e4 2.Лf3+! gf 3.Ф:e4ґ.

Выигрыш 1.Се1+ Kpf4 2.Лp+ Kpf53.Л:e4 cb 4.Cb1 Лa1 , и начинается солобелой ладьи, которому"аккомпанирует" черный король- 5.Ле5+ Kpf6 6.Лf5+ Kpg6 (6...Kpe6 7.Лf6+ Kpe78.Cb4+) 7.Лf6+ Kpg7 (7...Kpg5 8.Cd2+ ) 8.Лg6+ Kph7 9.Лg7+ Kph8 10.Лh7+ Kpg811.Лh8+! Kp :h8 12.Cc3+.

№ Й.Фритз

(1 поч.отзыв "Шахматы в СССР", 1951)

Вот и пришлаочередь слонов.

Такой маршрутфигуры называется "лесенка" или "эскалатор ". В этомэтюде он остроумно мотивированпочти на пустой доске.

Выигрыш 1.Kpe2! flФ+2.Kp:f1 gh. Если бы не ладья, находящаяся подударом, белые могли бы задержатьпешку. Начинается этюдная частьборьбы, в которой чудесасамопожертвования проявляет слон: 3.Cb7+!Kpd7! (3...Kpc7 4.Ca5+ Kp:b75.Лp) 4.Cc8+! Kpe8 (4...Kp:c8 5.Лa8+ Kpb7 6.Лh8) 5.Cd7+! Kpf7 (5...Kpe7 6.Cf6+ Kp:f6 7.Лp) 6.Ce8+!Kpg8 7.Cf7+ Kph7 (7...Kp:f78.Лa7+ Kpg6 9.Kpg2) 8.Cg8+! Kpg6, и завершаетсвоеобразную "змейку" отодного края доски до другого 9.Ch7+!Kpp 10.Cd2+ e3 11.C:e3+ Kp:h7 12.Лa7+ Kpg6 13.Kpg

№ М.Либуркин

(1 поч.отзыв МК
М. Чигорина, 1949)


Мат в 6ходовА здесь белыеобыгрывают партнера, как оченьискусный боксер в весе "мухи".

№ Т.Нисль

("Akad. Monatsheftfor Schaсh", 1910)

№ Ш.Шнайдер

(1 приз,"Deutsche Schachzeitung", 1956)

1.Cp Лd1 2.Cg3 Лc1 3.Cf4Лc2 4.Cg5! Слон, прокружившись вокругсвоего напарника, вернулся наместо. Черная ладья не в силахконтролировать две узловые клеткиd2 и d

№ 1 М.Либуркин

(4 приз,"Шахматы в СССР", 1938-1)

Мат в 10ходовПреждевременно1.f5+? Kp:e5 2.f4+ из-за 2...gf со взятием напроходе. Приходится слону с2отправляться в кругосветноепутешествие, чтобы с темпом забратьмешающую пешку: 1.Ca4! Kpf5 2.Cd7+ Kpe43.Ce8! (3.C:g4? pФ!) 3...Kpf5 4.Cg6+ Kpe6 5.Cp! Kpf5 6.C:g4+ Kpe Сейчас слон мог быповторить пройденный путь вобратном направлении, но гораздобыстрее 7.Cd1! Kpf5 8.Cc2+ . Слон, совершивпочетный "круг", вернулсяна место и проходит главный план 8...Kpe69.f5+ Kp:e5 10.f4ґ! Довольно сложныйзамысел выполнен виртуозно!

№ 1 Г.Риндер

(1 приз,"Deutsche Schachblatter", 1966)

ВыигрышОчевидно, чтобелые не могут сразу забрать слона,поэтому они пытаются привлечьчерного короля на невыгодное поле.С ролью приманки блестящесправляется белый конь: 1.Kd4+ Kpc32.Kb5+ Kpc4 3.Kd6+ Kpc5 4.Kb7+! Kpc6 5.Kd8+ Kpc7! 6.Ke6+ Kpd7!7.Kf8+! Kpe7 8.Kg6+ Kpf7 9.Kh8+! Kpg "Мавр сделал своедело", и на сцену вступают другиедействующие лица 10.Л:e1 Kp:h8 11.Лp g312.Kpe3 Kpg7 13.Kpf4 g2 14.Лg1 Kf1 15.Л:g2+ Kp- 16.Лf2, ичерный конь пойман. Снова вседейство разыграно с потрясающиммастерством.

И многократнаяяркая игра одной пешки являетсясюжетом многих задач.

Мат в 10ходовГлавный план 1.Kf6? -2.Kpґ отражается простым 1...ef!Следовательно, надо забратьмешающую пешку. 1.Kp! Kpe5 2.Kg6+ Kpd43.K:e7 Kpe Сейчасвернуться назад 4.Kg6+? Kpd4 5.Kp нельзяиз-за 5...Kd Приходится неутомимомуконю возвращаться назад с другойстороны: 4.Kc6+! Kpf4 5.Kb4 Kpe5 6.Kd3+ Kpd47.Ke1 (7...Kd2 8.c3+ Kpe59.Kd3ґ) 7...Kpe5 8.Kf3+ Kpf4, и возникает исходнаяпозиция, но уже без пешки е7, поэтому 9.Kf6 Kg3 10.Kd5ґ, 9...Kpg3 10.Kpґ. Если 5...Kf2,то 6.Kd5+ Kpe5 7.K:f2+ Kpd4 8.Лe4+! Kpc5 9.Kd3ґ.

Мат в 5ходовПри взгляде наначальную позицию фантастическимбыло бы предположение, что черныйкороль получит мат с самойудаленной от него клетки а8! Но этоименно так: 1.e4 ! - 2.Ke2 - 3.Kg3ґ, 1...ed 2.ed - 3.Ke4, 2...dc 3.dc -4.Cd5ґ, 3...ab 4.cb bc 5.baФґ.

№ 1 А.Кремер

("Die Welt", 1950)

№ 1 Я.Владимиров

(Публикуетсявпервые)

Такойфорсированный марш пешки сисходного подя до клеткипревращения (известный с 1840 года позадаче Лабурдонне, одного изсильнейших шахматистов Европы тоговремени) получил название "эксцельсиора" ("Все выше") позаголовку известногостихотворения Лонгфелло.

И по традиции двезадачи для самостоятельногорешения.

Мат в 3хода1.ed? - 2.e6+ Kp:d6 3.d8Фґ, -1...Kd4 2.Фe4+ Kpe6 3.d8Kґ, 1...Kf8 2.d8K! K:d6 3.Cc6ґ,1...Cd4 2.d8Ф C:e5 3.Фa8ґ, 1...C:b6! Надопопытаться проделать то же самое,но на поле е8: 1.e7! - 2.Фe4+ Kpe6 3.e8Фґ, 1...Kf62.ef+ Kp:d6 3.e8Kґ, 1...Kg5 2.e8K! Kh7 3.e6ґ, 1...C:d6 2.e8ФKg5 3.Фa8ґ.

Мат в 2хода

№ 1 В.Йоргенсен

("Paralle'le 50", 1948)

№ 1 Г.Хиткот

(1905)



Мат в 3ходаОтветы



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)