[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

...Человеквоспринимает мир через первую сигнальнуюсистему (ощущения), а потом становится хозяиномдействительности через вторую сигнальнуюсистему (слово, речь, мышление). Лишь немногие —Леонардо да Винчи, Гёте — были в состояниираспространить гигантскую работу гармонично наобе системы.
И. П. Павлов. “Павловские среды”т. 1, 194 Среда, 2 ноября, 1932 г.

После кончины Леонардода Винчи остался архив, состоящий из 120 тетрадей,хранящихся в городе Виндзор (Англия), посвященныхизящным искусствам, военному делу, механике иоптике, палеонтологии, гидравлике, инженернымизобретениям, анатомии животных и человека.Только последующие поколения признали вЛеонардо великого анатома, хотя сам художник насмертном одре (по свидетель ству его первогобиографа Джорджо Вазари) обвинит себя в том, чтоон, занявшись анатомией, не выполнил своего долгаперед искусством.

В архиве Леонардо можно найти заметку,свидетельствующую о его намерении написатьфундаментальный трактат о строениичеловеческого тела “De figura humana” (1489). По мнению Р.Геррлингера, автора тщательного разбораанатомических рисунков, вошедших в неоконченныйМастером трактат, появись атлас рисунковЛеонардо даже в середине XIX века, он был бывоспринят как революционный труд.

Можно определенно сказать, что итальянскийгений был также “хозяином” человеческойфизиологии. По свидетельству биографа художникаПаоло Джиовио (1537—1550), Мастер “предавалсянечеловечески тяжелой и отвратительной работе ванатомических школах, рассекая трупыпреступников, чтобы проследить пути природы”.

И. П. Павлов имел все основания считать великогоитальянца одним из своих предшественников. УЛеонардо можно найти первые признаки учения орефлексе. Он отмечал, что при определенныхусловиях мышцы могут сокращаться автоматически,без участия сознания: “Так часто бывает спальцем, который, усвоив по приказу интеллектаигру на инструменте, может выполнитьсоответствующее движение без того, чтобысуждение [то есть интеллект] обращало на этовнимание”.

Леонардо-художник шел рука об руку сЛеонардо-естествоиспытателем, может быть,поэтому он считал, что природа “полнанеисчислимых причин, которые никогда неподвергались опыту”.

Е. КЛИМЕНКО.


Темпераменты. Около 1490 г. Королевская библиотекаВиндзорского замка.


Леонардо да Винчи. Из плана трактата обанатомии “De figura humana” (1489):

“Представь четыре всеобщих человеческихсостояния, а именно — радость с разнымидвижениями смеха и причину смеха. Представь плачв разных видах с его причиной; распрю с разнымидвижениями: убийства, бегства, страха,жестокости, человекоубийства, самоубийства ивсе, что относится к подобным состояниям. Затемпредставь усилия с тягой, толканием, несением,упором, подпиранием и т. п. Опиши природу пятичувств”.

“Женственная нежность чувствований” (З. Фрейд)не мешала гуманисту Леонардо сопровождатьприговоренных преступников к месту казни, чтобыизучать их искаженные страхом лица. ПозжеЛеонардо впервые предложит глубоко поэтичныеназвания мышц лица — мышца боли (лобная), злобы,смеха и т. д. Преклоняясь перед гениальнойулыбкой Джоконды, нельзя забывать, что авторпортрета с величайшей серьезностью изучалмимические мышцы, связанные с игрой выражениялица, в том числе движения губ: “Можно обнаружитьстолько мышц, столько движений, присущих губам, истолько же противодействующих мышц”.

Леонардо, как правило, располагал череп в егоестественном положении, вписывал его в квадрат,разделенный на две равные части горизонтальнойлинией (рис. 2). Участок, где крайняя вертикальнаялиния пересекает центральную горизонтальную,художник трактовал как место локализации“общего чувствилища” (“sensorium communae”).

Поздние исследователи анатомических набросковЛеонардо указывали на то, что зарисовки скелета упоследователей Мастера были крайне несовершенны(скелеты, изображенные на них, не могли бы нистоять, ни ходить), у Леонардо, напротив, “ониживут” (Holl, 1914 год). Леонардо установил, чтокрестец состоит из пяти, а не из трех позвонков,правильно представил все изгибы позвоночногостолба, все особенности человеческого скелета,связанные с прямохождением.


Горизонтальный и вертикальныйраспил черепа.


Никто до Леонардо не исследовал так точноконструкцию черепа (по мнению художника,“седалища вложенной богом души”) — во избежаниегреха. Гений не устоял перед запретом: “Сделайдва отверстия в рогах большого желудочка(боковых желудочках. — Прим. Е. К. ), наберирасплавленный воск в шприц, наполни трижелудочка мозга. “В одном из них, полагалЛеонардо, — интеллект, в другом — общеечувствилище, в третьем — память.” Когда воскзастынет, вскрой мозг...” Результаты вскрытиявидны на данном рисунке Леонардо. ИтальянскийФауст (так впоследствии называли художника),ошибочно предполагал наличие некоего “общегочувствилища” в человеческоммозге.


Желудочки мозга и его основание.




“Сухожилия с мускулами служат нервам, каксолдаты кондотьерам, а нервы — общемучувствилищу, как кондотьеры капитану, а общеечувство служит душе, как капитан своемугосподину”. Леонардо да Винчи.



Плод в матке.




Зарисовки рук. Из подготовительныхработ к портрету Джиневры Бенчи.
 
Мышцы, сухожилия и связки кисти ипальцев.



Леонардо преклонялся перед таким органом, каксердце, считая его “чудесным орудием,изобретенным верховным художником”, “орехом,производящим дерево вен”. Ошибочно онпредполагал, что первым органом, появляющимся узародыша в начале развития, является сердце.Однако, думал он, сердце зародыша не бьется,“поскольку зародыш лежит вмешке, наполненном водой, а потому сердцебиениеневозможно из-за отсутствия свежего холодноговоздуха”. Кроме того, убеждал себя исовременников великий итальянец, “ребенок влоне матери не может ни плакать, ни говорить; есливдруг женщина слышит плачребенка внутри утробы — то есть звук ветра”.Общность крови матери и ребенка, “великая тайнаматки и плода” определяет и общность их душ.Однажды Леонардо заметил: “Авиценна утверждает,что душа порождается душой, а тело — телом. Это —ошибка!”

Литература

Жданов Д. А. Леонардо да Винчи —анатом. —М.-Л., 195

Тикотин М. А. Леонардо да Винчи вистории анатомии и физиологии. —Медгиз, 195

Фрейд З. Леонардо да Винчи.Воспоминания детства. — М., 199





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)